Кружок "Клякса" (нетрадиционное рисование)
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
Нужно научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распоряжаться при решении любой изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_klyaksa.docx | 71.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Жердевского района Тамбовской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 «Светлячок»
Принято: Утверждаю:
Педагогическим советом Заведующая МБДОУ
Протокол № 1 детского сада №2 «Светлячок» от 30.08.2018г. ________________ С.Б.Перова
Приказ № 158 от 03.09.2018г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Клякса» (нетрадиционное рисование)
(Стартовый уровень)
Возраст: 6 – 7 лет
Срок реализации -1 год
Автор - составитель:
Барышникова Олеся Владимировна,
воспитатель
Жердевка 2018г.
Информационная карта программы
1. Учреждение | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Светлячок» |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Клякса» |
3. Ф.И.О., должность составителя | Барышникова Олеся Владимировна, воспитатель |
4. Сведения о программе: Нормативная база: | Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р). Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.). Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». |
Область применения | Дополнительное образование |
Направленность | Художественная |
Уровень программы | Стартовый (ознакомительный) |
Вид программы | Общеразвивающая |
Возраст обучающихся | 6-7 лет |
Продолжительность обучения | 1 год |
5. Рецензенты и авторы отзывов: | Перова С.Б – заведующая МБДОУ д/с №2 «Светлячок», Саплина Н.В. – заместитель заведующей МБДОУ д/с №2 «Светлячок», |
6. Заключение методического совета | Протокол №1 Педагогического совета от 30.08.2018г. |
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 1.Пояснительная записка
Программа «Клякса» имеет художественную направленность.Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять,выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Одним из основных условий развития творческой личности ребенка-дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношения к окружающему. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Новизна программы. Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками изобразительно - выразительных средств создания художественного образа, а также закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить повышение выразительности образов в детском рисовании. Поэтому для развития творческих способностей нужны новые подходы в организации занятий по изобразительной деятельности, которые раскрепощают ребенка, а именно: знакомство с нетрадиционными техниками рисования.
Актуальность программы заключается в том, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые эмоции. Эмоции, как известно - это процесс и результат практической деятельности, прежде всего творчества. Нам взрослым, необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от этого зависит, какой – богатой или бедной будет его духовная жизнь.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
Педагогическая целесообразность заключается в расширении представлений детей о нетрадиционных способах рисования; формировании эстетического отношение к окружающей действительности; развитии творчества и фантазии, наблюдательности и воображения ассоциативного мышления и любознательности; развитии мелкой моторики рук. А так же развитии коммуникативных качеств и эстетических чувств; воспитание аккуратности и усидчивости.
Нужно научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распоряжаться при решении любой изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.
Формирование учебных групп, количество детей
Программа предназначена для детей 6 – 7 лет. Группа формируется из 15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Условия набора в учебные группы. В группу первой ступени обучения (стартовый уровень) принимаются по желанию все дети не зависимо от уровня художественных способностей и подготовленности.
Сроки реализации программы, количество учебных часов
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество учебных часов в год - 36.
Формы организации деятельности учащихся
На занятиях используются следующие формы:
- индивидуальная, (где учитываются учебные и индивидуальные возможности воспитанника);
- групповая, которая предполагает наличие системы «педагог-группа-воспитанник»;
- коллективная – совместная деятельность.
Календарный учебный график
Начало занятий – с 3 сентября, окончание занятий – 31 мая.
Продолжительность каникул – с 1 июня по 31 августа.
Особенности организации образовательного процесса
На протяжении всего учебного года дети изучают способы и приёмы изобразительной деятельности, знакомятся с различными нетрадиционными техниками рисования. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Дети, принимают участие в конкурсах и выставках, в результате чего происходит дальнейшее развитие художественных умений и навыков.
Цель программы:
- формирование системы знаний, умений, навыков, раскрытие творческого потенциала путём приобщения их к творчеству средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
образовательные
- Знакомство с инструментами и основными свойствами материалов для изобразительной деятельности. Инструктаж по техники безопасности.
- Освоение элементарных навыков и умений изобразительной деятельности.
- Ознакомление с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, их применением.
- Формирование устойчивого интереса к художественной деятельности.
развивающие
- Развитие художественных интересов и склонностей детей, коммуникативных способностей, памяти, внимания, мелкой моторики рук, глазомера, мышления, образного восприятия, фантазии. Развитие художественного вкуса, изобретательности.
воспитательные
- Воспитание трудолюбия, усидчивости, умения концентрировать внимание, следовать инструкциям педагога, работать в коллективе, довести начатое дело до конца.
- Воспитание аккуратности, целеустремленности.
- Формирование культуры общения.
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
Учебный план
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Форма контроля/ аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие «Знакомство с чудо - помощниками» | 1 | 1 | - | Беседа. Диагностика | |
1. | Рисование ладошками и пальчиками | 3 | 3 | 3 | |
1.1. | «Творим без кисточки» | 1 | (9 мин) | (21 мин) | Творческое задание |
1.2. | «Подсолнухи» | 1 | (9 мин) | (21 мин) | Опрос Самостоятельная работа |
1.3 | «Чистая планета» плакат (коллектив.работа) | 1 | ( 9 мин) | (21 мин) | Закрепление нового материала. Самостоятельная работа. |
2. | Оттиск, печатание (листочками, ластиками, пробками, салфетками и пр.) | 3 | 3 | 3 | |
2.1. |
| 1 | ( 9 мин) | (21 мин) | Опрос Самостоятельная работа. |
2.2. | «Петушок» | 1 | (9 мин) | (21 мин) | Опрос Самостоятельная работа. |
2.3. | «Ёжик» | 1 | (9 мин) | (21 мин) | Закрепление нового материала. Самостоятельная работа. |
3. | Печать поролоном, печать по трафарету | 2 | 2 | 2 | |
3.1. | «Кленовый лист» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Опрос Самостоятельная работа |
3.2. | «Грибы» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Закрепление нового.Самостоятельная работа |
4. | Пуантилизм | 2 | 2 | 2 | |
4.1. | «Зонтик» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Опрос. Самостоятельная работа |
4.2. | «Моя любимая игрушка» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Закрепление нового. Самостоятельная работа |
5. | Кляксография (Кляксография, выдувание трубочками) | 2 | 2 | 2 | |
5.1. | «Забавные животные» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Опрос. Самостоятельная работа |
5.2. | «Дивные цветы» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Закрепление нового. Самостоятельная работа |
6. | Монотипия | 3 | 3 | 3 | |
6.1. | «На что похоже?» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Опрос. Самостоятельная работа |
6.2. | «Ёлочка» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Опрос. Самостоятельная работа |
6.3. | «Зимний пейзаж» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Закрепление нового. Самостоятельная работа |
7. | Тычок полусухой жесткой кистью | 2 | 2 | 2 | |
7.1. | «Ёлочка пушистая, нарядная» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Опрос. Самостоятельная работа |
7.2. | «Котенок» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Закрепление нового материала. Самостоятельная работа |
8. | Рисование смятой бумагой | 2 | 2 | 2 | |
8.1. | «По небу тучи бежали…» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Опрос. Самостоятельная работа |
8.2. | «Снегопад» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Закрепление нового материала. Самостоятельная работа |
9. | Восковые мелки + акварель | 2 | 2 | 2 | |
9.1. | «Звездное небо» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Опрос. Самостоятельная работа |
9.2. | «Аквариум с рыбками» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Закрепление нового материала. Самостоятельная работа |
10. | Набрызг | 2 | 2 | 2 | |
10.1 | «Метель» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Опрос. Самостоятельная работа |
10.2 | «Деревья в инее» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Закрепление нового материала. Самостоятельная работа |
11. | Ниткография (рисование ниткой) | 3 | 3 | 3 | |
11.1 | «Цветы для мамы» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Опрос. Самостоятельная работа |
11.2 | «Дорисуй букет»» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Творческая работа |
11.3 | «Натюрморт» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Закрепление нового материала. Самостоятельная работа |
12. | Силуэтное рисование. | 2 | 2 | 2 | |
12.1 | «Портрет зайчонка» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Опрос. Самостоятельная работа |
12.2 | «Ракета в космосе» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Закрепление нового материала. Самостоятельная работа |
13. | Рисование по мокрому | 1 | 1 | 1 | |
13.1 | «Берег реки» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Закрепление нового материала. Самостоятельная работа |
14. | Рисование окрашенным шариком | 2 | 2 | 2 | |
14.1 | «Паутина» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Опрос. Самостоятельная работа |
14.2 | «Одуванчики» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Закрепление нового материала. Самостоятельная работа |
15. | Граттаж (воскография) | 3 | 3 | 3 | |
15.1 | «Праздничный салют» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Опрос. Самостоятельная работа |
15.2 | «Ночной город» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Опрос. Самостоятельная работа |
15.3 | «Летний луг» | 1 | (9мин) | (21 мин) | Закрепление нового материала. Самостоятельная работа |
16. | Итоговое занятие | 1 | 1 | - | Опрос |
16.1 | Беседа о нетрадиционном рисовании | 1 | 1 | - | Выставка работ. Итоговая диагностика |
Итого | 36 (100%) | (30%) | (70%) |
Содержание учебного плана
Вводное занятие «Знакомство с чудо - помощниками».
Теория. Расширять представления о нетрадиционном изобразительном материале, вызвать интерес у детей. Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.
Раздел 1. Рисование ладошками и пальчиками.
Теория: познакомить детей с техникой рисования. Рассказать о свойствах и правилах пользования пальчиковыми красками.
Практика: рисование ладошками и пальчиками на листе бумаги . Творческая работа.
Раздел 2. Оттиск, печатание (листочками, ластиками, пробками, салфетками и пр.)
Теория: знакомство с приемами печати и оттиска природными материалами, ластиками, печатками и пр.
Практика: рисование осеннего дерева, ёжика, петушка природными материалами (листьями), срезами овощей, пробками.
Раздел 3. Печать поролоном, печать по трафарету.
Теория: познакомить детей с новой техникой рисования поролоном и печатанием по трафарету.
Практика: Рисование поролоном (губкой) кленовых листьев и грибов.
Раздел 4. Пуантилизм.
Теория: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Рассказать о способах рисования точками.
Практика: рисование ватными палочками картинки «Моя любимая игрушка», «Зонтик».
Раздел 5. Кляксография (Кляксография, выдувание трубочками).
Теория: познакомить детей с кляксографией и техникой выдувания. Практика: рисование причудливых животных и цветов с помощью кляксы (капельки гуаши) и коктельной трубочки.
Раздел 6. Монотипия
Теория: ознакомление с техникой - монотипия. Познакомить детей с симметрией и способами рисования. Знакомство с жанром пейзажа. Просмотр репродукции.
Практика: рисование ёлочки и зимнего пейзажа на листе бумаги сложенной пополам.
Раздел 7. Тычок полусухой жесткой кистью
Теория: познакомить детей с рисованием жёсткой полусухой кистью.
Практика: рисование на листе бумаги жёсткой полусухой кистью.
Раздел 8. Рисование смятой бумагой.
Теория: учить новому способу рисования.
Практика: рисование туч и снегопада с помощью смятой бумаги.
Раздел 9. Восковые мелки + акварель.
Теория: познакомить детей с новой техникой рисования. Рассказать, из каких этапов состоит эта техника.
Практика: рисование звездного неба, рыбок на листе бумаги восковыми мелками. Закрашивание этих рисунков акварельными красками.
Раздел 10. Набрызг
Теория: познакомить детей с новой техникой рисования.
Практика: рисование зубной щёткой или кистью на тонированных листах.
Раздел 11. Ниткография (рисование ниткой).
Теория: Познакомить детей с техникой рисования при помощи нитей и красок. Знакомство с жанром натюрморта. Рассматривание репродукции.
Практика: рисование нитками и красками цветов и волшебных узоров. Дорисовать получившиеся узоры фломастерами.
Раздел 12. Силуэтное рисование.
Теория: Познакомить детей с техникой рисования силуэтов. Рассмотреть иллюстрации.
Практика: рисование ракеты, зайчонка новым способом.
Раздел 13. Рисование по мокрому.
Теория: Познакомить детей с техникой рисования по мокрому. Рассмотреть репродукции пейзажей.
Практика: рисование пейзажа на листе бумаги смоченном водой.
Раздел 14. Рисование окрашенным шариком.
Теория: Познакомить детей с техникой рисования окрашенным шариком.
Практика: рисование паутины, одуванчиков воздушным шариком.
Раздел 15.Граттааж.
Теория: Познакомить детей с техникой рисования граттаж. Рассмотреть наглядный материал.
Практика: Лист покрываем воском, затем тушью и процарапываем рисунок. палочкой – сангиной.
Раздел 16. Итоговое занятие (беседа о нетрадиционных методах рисования)
Теория: опрос учащихся. Итоговая диагностика. Выставка художественных работ по итогам года. Анализ.
Календарно – учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 3 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | Вводное занятие | Групповаякомната | Беседа. Диагностика |
2 | Сентябрь | 10 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Творим без кисточки» | Групповаякомната | Творческое задание |
3 | Сентябрь | 17 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Подсолнухи» | Групповаякомната | Опрос Самостоятельная работа |
4 | Сентябрь | 24 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Чистая планета» (Коллективная работа) | Групповаякомната | Закрепление нового материала Самостоятельная работа. |
5 | Октябрь | 1 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Осеннее дерево» | Групповаякомната | Закрепление нового материала Самостоятельная работа. |
6 | Октябрь | 8 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Петушок» | Групповаякомната | Закрепление нового материала Самостоятельная работа. |
7 | Октябрь | 15 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Ёжик» | Групповаякомната | Закрепление нового материала Самостоятельная работа. |
8 | Октябрь | 22 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Кленовый лист» | Групповаякомната | Опрос. Самостоятельная работа. |
9 | Октябрь | 29 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Грибы» | Групповаякомната | Закрепление нового материала Самостоятельная работа. |
10 | Ноябрь | 12 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Зонтик» | Групповаякомната | Опрос Самостоятельная работа. |
11 | Ноябрь | 19 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Моя любимая игрушка» | Групповаякомната | Закрепление нового. Самостоятельная работа. |
12 | Ноябрь | 26 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Забавные животные» | Групповаякомната | Опрос. Самостоятельная работа. |
13 | Декабрь | 3 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Дивные цветы» | Групповаякомната | Закрепление нового. Самостоятельная работа. |
14 | Декабрь | 10 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «На что похоже?» | Групповаякомната | Опрос. Самостоятельная работа. |
15 | Декабрь | 17 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Ёлочка» | Групповаякомната | Опрос. Самостоятельная работа |
16 | Декабрь | 24 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Зимний пейзаж» | Групповаякомната | Закрепление нового. Самостоятельная работа. |
17 | Январь | 14 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Ёлочка пушистая, нарядная» | Групповаякомната | Опрос. Самостоятельная работа. |
18 | Январь | 21 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Котёнок» | Групповаякомната | Закрепление нового материалаСамостоятельная работа. |
19 | Январь | 28 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «По небу тучи бежали..» | Групповаякомната | Опрос. Самостоятельная работа. |
20 | Февраль | 4 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Снегопад» | Групповаякомната | Закрепление нового материала Самостоятельная работа. |
21 | Февраль | 11 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Звёздное небо» | Групповаякомната | Опрос. Самостоятельная работа. |
22 | Февраль | 18 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Аквариум с рыбками» | Групповаякомната | Закрепление нового материалаСамостоятельная работа. |
23 | Февраль | 25 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Метель» | Групповаякомната | Опрос. Самостоятельная работа. |
24 | Март | 4 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Деревья в инее» | Групповаякомната | Закрепление нового материалаСамостоятельная работа. |
25 | Март | 11 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Цветы для мамы» | Групповаякомната | Опрос. Самостоятельная работа. |
26 | Март | 18 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Дорисуй букет» | Групповаякомната | Творческая самостоятельная работа. |
27 | Март | 25 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Натюрморт» | Групповаякомната | Закрепление нового материалаСамостоятельная работа. |
28 | Апрель | 1 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Портрет зайчонок» | Групповаякомната | Опрос. Самостоятельная работа. |
29 | Апрель | 8 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Ракета в космосе» | Групповаякомната | Закрепление нового материалаСамостоятельная работа. |
30 | Апрель | 15 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Берег реки» | Групповаякомната | Закрепление нового материалаСамостоятельная работа. |
31 | Апрель | 22 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Паутина» | Групповаякомната | Опрос. Самостоятельная работа. |
3 | Апрель | 29 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Одуванчик» | Групповаякомната | Закрепление нового материалаСамостоятельная работа. |
33 | Май | 6 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Праздничный салют» | Групповаякомната | Опрос. Самостоятельная работа. |
34 | Май | 13 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Ночной город» | Групповаякомната | Опрос. Самостоятельная работа. |
35 | Май | 20 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | «Летний луг» | Групповаякомната | Закрепление нового материала.Самостоятельная работа. |
36 | Май | 27 | 16.00-16.30 | Групповая | 1 | Итоговое | Групповаякомната | Выставка работ. Итоговая диагностика. |
Планируемые результаты
По каждой из задач художественно-творческого развития детей планируется достижение следующих результатов:
- Дети познакомятся с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
- У детей сформируются технические навыки рисования;
- Они научатся выбирать способ и технику для выразительного изображения того или иного образа;
- Будет развит интерес и любовь к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Формы проверки результатов освоения программы
Оценка качества реализации программы включает в себя диагностику на начало года и конец года.
Начало года – определение исходного уровня знаний и умений учащихся.
Итоговый контроль осуществляется в конце года освоения программы и направлен на определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических знаний, умений и навыков, сформированности личностных качеств.
Учебно-тематическим планом предусмотрено вводное и итоговое занятие. Вводное занятие включает в себя начальную диагностику и введение в программу, итоговое занятие - итоговую диагностику.
По уровню освоения программного материала результаты достижений условно подразделяются на высокий, средний и низкий.
Уровень освоения программы оценивается как высокий, если обучаемые полностью овладели теоретическими знаниями, правильно их используют на практике.
Уровень освоения программы оценивается как средний, если обучаемые овладели не всей полнотой теоретических знаний и практических умений.
Уровень освоения программы оценивается как низкий, если учащиеся овладели лишь частью теоретических знаний и практических навыков.
Диагностическая карта
№ | ФИО ребенка | Технические навыки | Точность движения | Средства выразительности | Наличие замысла | Проявление самостоятельности | Отношение к рисованию | Итог | |||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 |
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы не требуется специально оборудованное помещение, занятия можно проводить в групповой комнате.
Помещение:
- комплект столов и стульев для дошкольников;
- доска; проектор;
- стол для педагога;
- ноутбук;
Материалы:
- бумага;
- кисти;
- акварельные краски;
- гуашь;
- палитра;
- баночка для воды;
- пальчиковые краски;
- фломастеры;
- коктейльные трубочки;
- салфетки;
- восковые мелки;
- воск (свеча);
- нитки;
- зубочистки (сангина);
- поролон (губка);
- ватные палочки;
- штампики;
- зубные щётки;
- шарики;
- цветной картон;
- угольный карандаш;
Методические условия:
- набор репродукций;
- демонстрационный материал;
- шаблоны;
- тематическая литература;
Методическое обеспечение
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей меняется по мере овладения детьми навыков рисования. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, фантазии и творчества детей в атмосфере увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Все задания соответствуют по сложности детям возрастной категории, предусмотренной данной программой. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие художественных образов. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.
Формы работы
Практико-теоретическая
Теоретические сведения даются в форме познавательных бесед продолжительностью не более 9 минут.
Практическая
Реализация приобретенных теоретических знаний на практике.
Индивидуальная
Методы обучения:
репродуктивный - основополагающий метод обучения для освоения программы.
Диалогический – предполагает объяснение теоретического материала в виде познавательных бесед. Беседы ведутся в диалогической, часто в вопросно-ответной форме и сопровождаются показом демонстрационнго материала.
Работа с родителями
В работе с родителями используются такие формы, как беседа, практикум, родительские собрания, показ воспитательной работы, организация выставок, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада. А также участие родителей в выставках и конкурсах.
Литература для педагога
1.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
2.О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
3. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
5.К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
6.Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
Литература для детей
1.Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 2005 г.
2.Я учусь рисовать. М.: из-во Олма пресс. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по рисованию по теме: Конспект по нетрадиционной технике рисования "Плюшевый медвежонок" (рисование поролоном)
нетрадиционная изобразительная деятельность...
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования Техника рисования “Пальцевая живопись” Тема: “Желтый одуванчик”
Задачи:· Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики....
Занятие по рисованию "Мухомор" нетрадиционные техники рисования - рисование пальчиками.
Занятие по рисованию. Развивает мелкую моторику, воображение, творческие способности....
Конспект занятия в 1 младшей группе по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» Занятие по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» (первая младшая группа)воспитатель НовоселоваЛ.В. Программное содержание. Учить детей передавать в рисовани
Конспект занятия в 1 младшей группе по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла»Занятие по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла»(первая младшая группа)воспитатель НовоселоваЛ.В. П...
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в младшей группе «Веселый дождик» (Нетрадиционная техника рисования - рисование ватной палочкой).
Создать условия для развития творческих способностей. Формировать познавательную активность детей....
Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса у детей с нарушениями интеллекта к изобразительному творчеству (рисование кефиром, рисование кулёчками)»
На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе. В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анали...
Конспект открытого занятия по рисованию в группе детей раннего возраста «Цыплятки» с использованием нетрадиционной техники рисования (пуантилизм-рисование «тычком» с помощью ватных палочек) «Бантик для Кошки»
Конспект занятия с использованием нетрадиционного способа рисования(пуантилизм)...