Кружок "Волшебный мир красок"
материал по рисованию (старшая группа)

Кормилицина Татьяна  Юрьевна

Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_krasok.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

 

Новизна.

         Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Но практика работы с детьми подтолкнули меня к мысли, что для гармоничного развития личности необходимо иметь и правильную речь. Поэтому основной задачей в работе кружка - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.

Актуальность. 

Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Цель программы: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

Задачи:

Обучающие: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивающие: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательные: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Приемы и методы:

  • Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
  • Практические – упражнения, игр методы.
  • Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение.
  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Кружковая работа проводится с детьми средней и старшей групп форме совместной деятельности в рамках учебно-тематического планирования. Программа составлена в соответствии с ФГОС, с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и приоритетного художественно- эстетического направления ДОУ.

Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукт.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечами и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

  1. «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ». В совместной деятельности используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
  2. «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
  3. «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
  4. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
  5.  «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». Использование физкультминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
  6. Материал:
  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые и масляные мелки;
  • цветные и простые карандаши;
  • бумага для рисования акварелью;
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти; кисти.

Основные правила:

  1. Использование приема транслирования информации.
  2. Отбор тематического содержания.
  3. Главный герой рисования – ребенок.
  4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
  5. Педагог создает схематические изображения.
  6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий.
  7. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

Вся деятельность строится по коммуникативному принципу:

  1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
  2. Обеспечение главных условий общения.
  3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
  4. Использование различных коммуникативных средств.

Структура:

  1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
  2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут).
  3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
  4. Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации.
  5. Словесные игры, игры – драматизации.

Формы проведения итогов реализации программы:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
  • Оформление эстетической развивающей среды в группе.

Показатели прохождения программы:

  • Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.
  • Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
  • Учатся рисовать различными материалами.
  • Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
  • Развивать навыки по составлению сюжетов.
  • Дети учатся цветовидению.
  • Экспериментируют.
  • Развивается связная речь.
  • Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.

Преемственность:

  • сформировать умения и навыки;
  • развивать личностные качества.

 

Организация деятельности кружка.

График работы

Кружок посещают дети средней группы. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность занятия 20 – 25 минут.

Вторник 15.30 – 1- я подгруппа (10 человек)

               16.10 – 2 –я подгруппа (10 человек)

 

Ожидаемые результаты.

Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому даем возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому даём возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.

 

Учебно-тематическое планирование

Октябрь

Сказка про краску.

Цель: Приобщить детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение.

Гостинцы осени.

Цель: Воспитывать у детей интерес к осенним явлениям природы, эмоционально отзываться на красоту осени.

Теплая картина.

Цель: Познакомить детей с картинами русских художников

Учить передавать в рисунке цвета «осени».

Волшебные листья.

Цель: Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.

Ноябрь

 

Золотая осень.

Цель: Учить детей замечать красивое в природе и в пейзажной живописи: выделять цвет как средство выразительности. Активизировать словарь: золотая, жаркая, пышная. Упражнять детей в использовании приёма получения симметричного изображения путём складывания листа бумаги пополам и рисованию по мокрому слою бумаги, используя при этом смешивание красок.

Разноцветные зонты.

Цель: Закреплять геометрические фигуры и цвета с детьми; закрепить умения действовать по алгоритму; развивать творческое воображение, внимание, фантазию; активировать речь детей;

 

Осенний лес.

Цель: Обеспечить эмоциональное восприятие детьми сказочно красивого мира осенних деревьев, помочь получить яркие, незабываемые впечатления; сформировать образы и представления, которые каждый ребёнок постарается передать в изобразительной деятельности. Расширять и активизировать словарный запас детей. Упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

Кто спрятался?

Цель: закреплять умениесмешивать краски и получать новый цвет; доставить детям радость и удовольствие от работы с красками. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности, желание играть в игры с изобразительным содержанием.

 

Декабрь

Первый снег.

Цель: Учить рисовать детей с помощью примакивания кисточки. Развить интерес к процессу рисования. Воспитать положительное отношение к рисованию.

Снежинки.

Цель: Учить детей строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях; учить использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии, формы, растительные элементы;

Зимняя сказка.

Цель:Формировать умение создавать несложную сюжетную композицию – «картинку зимы». Учить рисовать снег ритмичными линиями, мазками. Развивать технические навыки рисования красками: формировать умение набирать краску на кисть, промывать кисть.

Елочка – нарядная

Цель:Учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки. 
Формировать умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями. Учить пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыханию

Январь

Узоры на окне

Цель:учить использовать для изображения новые технические приемы (граттаж), продолжать учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, развивать эмоциональную выразительность создаваемого рисунка, развивать креативность, воспитывать интерес к занятиям по рисованию,

Дерево колдуньи.

Цель: Закреплять умение выполнять набросок простым карандашом. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа. Закрепить умения детей рисовать нетрадиционными техниками: рисование ватной палочкой, пальчиками, зубной щёткой. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.

Зимняя сказка.

Цель:Формировать умение создавать несложную сюжетную композицию – «картинку зимы». Учить рисовать снег ритмичными линиями, мазками. Развивать технические навыки рисования красками: формировать умение набирать краску на кисть, промывать кисть.

Февраль

 

В гостях у народных мастеров.

Цель:Формирование положительной эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений народных мастеров путем представлений детей о многообразии и особенностях предметов декоративно-прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковская игрушка).

 

 

Дымковская игрушка.

Цель:Формировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи; способствовать эстетическому воспитанию дошкольников средствами народного искусства; закреплять знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке.

Нарисуй картину на ложке.

Цель:Продолжать знакомить с искусством Хохломыучить составлять узор из плавно изгибающейся ветки с ягодками, листьями, завитками, травками.

Узоры на тарелочке

Цель:Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желания их изучать, чувство патриотизма ; Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти; Развивать чувство цвета ритма, умение передавать колорит хохломы.

 

Март

Ранняя весна.

Цель: Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны. Учить детей рисовать ветки вербы используя технику рисования красками «по сырому», вливать цвет в цвет.

Грачи прилетели.

Цель: Учить детей внимательно рассматривать картину, рассказывать ее содержание, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения искусства; продолжать учить работать методом тычка, закрепить умение правильно держать кисть; развивать речь ребенка

Веселые человечки.

Цель: Учить придумывать и изображать фантастических человечков; выражать характер персонажей в рисунке; Формировать эмоциональную отзывчивость на средства невербального общения, на жест, пантомимику, мимику. Развивать воображение, фантазию.

Волшебные птицы.

Цель:закреплять полученные ранее знания о различных народных стилях, тренировка памяти (вспоминание героев сказок), развитие фантазии, развитие навыков рисования.

 

Апрель

 

Аквариум.

Цель: Создание образа аквариума с уникальными рыбками.Создание условий для творческого применения  освоенных ранее приемов работы с художественными материалами и средствами образной выразительности. Создание коллективного аквариума.

Разноцветные рыбки.

Цель:закреплять и обобщать знания и умения, полученные на предыдущих занятиях; учить детей самостоятельно находить способы изображения, художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия данной темы; совершенствовать художественно – графические навыки; продолжать формировать художественные потребности, умение анализировать свой труд и труд других детей.

Подводный мир.

Цель:Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, многообразии его обитателей. Учить создавать выразительный и интересный сюжет с помощью красок. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения

Сказочная Жар – птица.

Цель:Создать яркий художественный образ сказочной птицы на основе восприятия разнообразных видов искусства (изобразительное, декоративно-прикладное, музыка, художественная литература); расширять представления детей о теплой и холодной цветовой гамме, её влиянии на образ и настроение живописной композиции; упражнять в творческом использовании изобразительных материалов и приемов рисования.

 

Ветка с первыми листьями.

Цель: Воспитывать любовь к природе, создавать у детей радостное настроение. Учить видеть красоту природы и разнообразие цветов, общий колорит; продолжать знакомить детей с натюрмортом используя техники рисования. Обогащать эмоциональную сферу.

 

Май

 

Как прекрасен этот мир.

Цель:Расширять представление детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Учить понимать, что окружающий мир можно выразить в разнообразных видах искусства. Учить детей применять разнообразные способы изображения предметов и использовать колорит цветов.

Цветы.

Цель: Напомнить детям о жанре изобразительного искусства натюрморт и познакомить с техникой рисования акварельными карандашами; Продолжать формирование навыков равномерного расположения нескольких предметов на листе бумаги.

Бабочки.

Цель:учить детей рисовать бабочек методом монотипии, продолжать учить смешивать краски, получать более светлые тона, развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы.

 

Итоговое.

Цель: изучение интересов и возможностей детей в рисовании; организация выставки – вернисажа в детском саду.

 

 

Список литературы

  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду М., 2015г.
  2. Герчук  Ю.Я.  Что такое орнамент? – М.,1998г.
  3. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
  4. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
  5. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. –  М.,2003г.
  6. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
  7. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
  8. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г. 
  9. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
  10. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
  11. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
  12. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
  13. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
  14. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
  15. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
  16. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
  17. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
  18. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Магия красок"

исследовательская работа "Магия красок"...

Развлечение для старших дошкольников "Праздник красок".

Праздники, досуги, развлечения– важный фактор формирования маленького человека.  Взрослые не хотят жить без праздников, а уж дети – тем более. Через  звуки и движения ребёнок познаёт м...

Дидактическая игра для детей старшего и среднего дошкольного возраста на смешивание красок "КАКОЙ ЦВЕТ ПОЛУЧИТСЯ?"

Эта игра поможет вам в игровой форме закрепить знания детей о смешивании красок для получения новых цветов и оттенков.Эту игру я провожу на празднике "Вот и стали мы на год взрослее". Она проводиться ...

Перспективное планирование по кружковой работе "Радуга красок". Разработала Новосёлова Ольга Анатольевна

Перспективное планирование по кружковой работе в подготовительной группе МДОУ «Детский сад № 52 «Медвежонок» общеразвивающего вида» г.Кандалакша  «Радуга красок», разработан Новосёловой О. А.Ма...

Кружок по ИЗО - деятельности "Радуга красок"

В данном материале представлены перспективный план работы по кружковой работе и приложение....

"Волшебная страна красок"

Интегрированное занятие по познавательному развитию и рисованию нетрадиционным способом (поролоновой губкой и по трафарету)...

Семейный клуб по теме: "Много красок у меня, выбирай любую, ляпушку свою возьму, с мамой порисую…»

«Много красок у меня, выбирай любую, ляпушку свою возьму, с мамой порисую…» ,  сценарий занятия-развлечения в Семейном клубе ...