Кружок "Волшебный мир красок"
материал по рисованию (старшая группа)
Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_krasok.docx | 34.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Новизна.
Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Но практика работы с детьми подтолкнули меня к мысли, что для гармоничного развития личности необходимо иметь и правильную речь. Поэтому основной задачей в работе кружка - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.
Актуальность.
Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Цель программы: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Задачи:
Обучающие: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающие: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательные: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Приемы и методы:
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
- Практические – упражнения, игр методы.
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Кружковая работа проводится с детьми средней и старшей групп форме совместной деятельности в рамках учебно-тематического планирования. Программа составлена в соответствии с ФГОС, с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и приоритетного художественно- эстетического направления ДОУ.
Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукт.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечами и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
- «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ». В совместной деятельности используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
- «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
- «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
- «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
- «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». Использование физкультминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
- Материал:
- акварельные краски, гуашь;
- восковые и масляные мелки;
- цветные и простые карандаши;
- бумага для рисования акварелью;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти; кисти.
Основные правила:
- Использование приема транслирования информации.
- Отбор тематического содержания.
- Главный герой рисования – ребенок.
- Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
- Педагог создает схематические изображения.
- Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий.
- В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
Вся деятельность строится по коммуникативному принципу:
- Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
- Обеспечение главных условий общения.
- Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
- Использование различных коммуникативных средств.
Структура:
- Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
- Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут).
- Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
- Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации.
- Словесные игры, игры – драматизации.
Формы проведения итогов реализации программы:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Показатели прохождения программы:
- Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.
- Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
- Учатся рисовать различными материалами.
- Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
- Развивать навыки по составлению сюжетов.
- Дети учатся цветовидению.
- Экспериментируют.
- Развивается связная речь.
- Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Преемственность:
- сформировать умения и навыки;
- развивать личностные качества.
Организация деятельности кружка.
График работы
Кружок посещают дети средней группы. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность занятия 20 – 25 минут.
Вторник 15.30 – 1- я подгруппа (10 человек)
16.10 – 2 –я подгруппа (10 человек)
Ожидаемые результаты.
Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому даем возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому даём возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.
Учебно-тематическое планирование
Октябрь
Сказка про краску.
Цель: Приобщить детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение.
Гостинцы осени.
Цель: Воспитывать у детей интерес к осенним явлениям природы, эмоционально отзываться на красоту осени.
Теплая картина.
Цель: Познакомить детей с картинами русских художников
Учить передавать в рисунке цвета «осени».
Волшебные листья.
Цель: Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.
Ноябрь
Золотая осень.
Цель: Учить детей замечать красивое в природе и в пейзажной живописи: выделять цвет как средство выразительности. Активизировать словарь: золотая, жаркая, пышная. Упражнять детей в использовании приёма получения симметричного изображения путём складывания листа бумаги пополам и рисованию по мокрому слою бумаги, используя при этом смешивание красок.
Разноцветные зонты.
Цель: Закреплять геометрические фигуры и цвета с детьми; закрепить умения действовать по алгоритму; развивать творческое воображение, внимание, фантазию; активировать речь детей;
Осенний лес.
Цель: Обеспечить эмоциональное восприятие детьми сказочно красивого мира осенних деревьев, помочь получить яркие, незабываемые впечатления; сформировать образы и представления, которые каждый ребёнок постарается передать в изобразительной деятельности. Расширять и активизировать словарный запас детей. Упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.
Кто спрятался?
Цель: закреплять умениесмешивать краски и получать новый цвет; доставить детям радость и удовольствие от работы с красками. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности, желание играть в игры с изобразительным содержанием.
Декабрь
Первый снег.
Цель: Учить рисовать детей с помощью примакивания кисточки. Развить интерес к процессу рисования. Воспитать положительное отношение к рисованию.
Снежинки.
Цель: Учить детей строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях; учить использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии, формы, растительные элементы;
Зимняя сказка.
Цель:Формировать умение создавать несложную сюжетную композицию – «картинку зимы». Учить рисовать снег ритмичными линиями, мазками. Развивать технические навыки рисования красками: формировать умение набирать краску на кисть, промывать кисть.
Елочка – нарядная
Цель:Учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки.
Формировать умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями. Учить пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыханию
Январь
Узоры на окне
Цель:учить использовать для изображения новые технические приемы (граттаж), продолжать учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, развивать эмоциональную выразительность создаваемого рисунка, развивать креативность, воспитывать интерес к занятиям по рисованию,
Дерево колдуньи.
Цель: Закреплять умение выполнять набросок простым карандашом. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа. Закрепить умения детей рисовать нетрадиционными техниками: рисование ватной палочкой, пальчиками, зубной щёткой. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.
Зимняя сказка.
Цель:Формировать умение создавать несложную сюжетную композицию – «картинку зимы». Учить рисовать снег ритмичными линиями, мазками. Развивать технические навыки рисования красками: формировать умение набирать краску на кисть, промывать кисть.
Февраль
В гостях у народных мастеров.
Цель:Формирование положительной эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений народных мастеров путем представлений детей о многообразии и особенностях предметов декоративно-прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковская игрушка).
Дымковская игрушка.
Цель:Формировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи; способствовать эстетическому воспитанию дошкольников средствами народного искусства; закреплять знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке.
Нарисуй картину на ложке.
Цель:Продолжать знакомить с искусством Хохломы; учить составлять узор из плавно изгибающейся ветки с ягодками, листьями, завитками, травками.
Узоры на тарелочке
Цель:Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желания их изучать, чувство патриотизма ; Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти; Развивать чувство цвета ритма, умение передавать колорит хохломы.
Март
Ранняя весна.
Цель: Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны. Учить детей рисовать ветки вербы используя технику рисования красками «по сырому», вливать цвет в цвет.
Грачи прилетели.
Цель: Учить детей внимательно рассматривать картину, рассказывать ее содержание, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения искусства; продолжать учить работать методом тычка, закрепить умение правильно держать кисть; развивать речь ребенка
Веселые человечки.
Цель: Учить придумывать и изображать фантастических человечков; выражать характер персонажей в рисунке; Формировать эмоциональную отзывчивость на средства невербального общения, на жест, пантомимику, мимику. Развивать воображение, фантазию.
Волшебные птицы.
Цель:закреплять полученные ранее знания о различных народных стилях, тренировка памяти (вспоминание героев сказок), развитие фантазии, развитие навыков рисования.
Апрель
Аквариум.
Цель: Создание образа аквариума с уникальными рыбками.Создание условий для творческого применения освоенных ранее приемов работы с художественными материалами и средствами образной выразительности. Создание коллективного аквариума.
Разноцветные рыбки.
Цель:закреплять и обобщать знания и умения, полученные на предыдущих занятиях; учить детей самостоятельно находить способы изображения, художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия данной темы; совершенствовать художественно – графические навыки; продолжать формировать художественные потребности, умение анализировать свой труд и труд других детей.
Подводный мир.
Цель:Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, многообразии его обитателей. Учить создавать выразительный и интересный сюжет с помощью красок. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения
Сказочная Жар – птица.
Цель:Создать яркий художественный образ сказочной птицы на основе восприятия разнообразных видов искусства (изобразительное, декоративно-прикладное, музыка, художественная литература); расширять представления детей о теплой и холодной цветовой гамме, её влиянии на образ и настроение живописной композиции; упражнять в творческом использовании изобразительных материалов и приемов рисования.
Ветка с первыми листьями.
Цель: Воспитывать любовь к природе, создавать у детей радостное настроение. Учить видеть красоту природы и разнообразие цветов, общий колорит; продолжать знакомить детей с натюрмортом используя техники рисования. Обогащать эмоциональную сферу.
Май
Как прекрасен этот мир.
Цель:Расширять представление детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Учить понимать, что окружающий мир можно выразить в разнообразных видах искусства. Учить детей применять разнообразные способы изображения предметов и использовать колорит цветов.
Цветы.
Цель: Напомнить детям о жанре изобразительного искусства натюрморт и познакомить с техникой рисования акварельными карандашами; Продолжать формирование навыков равномерного расположения нескольких предметов на листе бумаги.
Бабочки.
Цель:учить детей рисовать бабочек методом монотипии, продолжать учить смешивать краски, получать более светлые тона, развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы.
Итоговое.
Цель: изучение интересов и возможностей детей в рисовании; организация выставки – вернисажа в детском саду.
Список литературы
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду М., 2015г.
- Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
- Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
- Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
- Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
- Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
- Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
- Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
- Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
- Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
- Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
- Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
- Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
- Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Магия красок"
исследовательская работа "Магия красок"...
Развлечение для старших дошкольников "Праздник красок".
Праздники, досуги, развлечения– важный фактор формирования маленького человека. Взрослые не хотят жить без праздников, а уж дети – тем более. Через звуки и движения ребёнок познаёт м...
Дидактическая игра для детей старшего и среднего дошкольного возраста на смешивание красок "КАКОЙ ЦВЕТ ПОЛУЧИТСЯ?"
Эта игра поможет вам в игровой форме закрепить знания детей о смешивании красок для получения новых цветов и оттенков.Эту игру я провожу на празднике "Вот и стали мы на год взрослее". Она проводиться ...
Перспективное планирование по кружковой работе "Радуга красок". Разработала Новосёлова Ольга Анатольевна
Перспективное планирование по кружковой работе в подготовительной группе МДОУ «Детский сад № 52 «Медвежонок» общеразвивающего вида» г.Кандалакша «Радуга красок», разработан Новосёловой О. А.Ма...
Кружок по ИЗО - деятельности "Радуга красок"
В данном материале представлены перспективный план работы по кружковой работе и приложение....
"Волшебная страна красок"
Интегрированное занятие по познавательному развитию и рисованию нетрадиционным способом (поролоновой губкой и по трафарету)...
Семейный клуб по теме: "Много красок у меня, выбирай любую, ляпушку свою возьму, с мамой порисую…»
«Много красок у меня, выбирай любую, ляпушку свою возьму, с мамой порисую…» , сценарий занятия-развлечения в Семейном клубе ...