Дополнительная образовательная программа " Веселые Ладошки"
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Дополнительная образовательная программа " Веселые Ладошки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselye_ladoshki_12_gruppa_redaktsiya.docx | 47.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка
(МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка)
ПРИНЯТА Педагогическим советом МБДОУ ДС № 37 г.Кузнецка Протокол № 1 от 31.08.2017 | УТВЕРЖДЕНА Приказом № 13 «Р» от 01.09.2017 г Заведующий МБДОУ ДС № 37 г.Кузнецка _________________И.В.Пиунова |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Веселые ладошки»
для детей от 3 до 4 лет
Срок реализации 1 год
Разработал: воспитатель первой квалификационной
категории Е.В.Молодых
г.Кузнецк, 2017г.
Оглавление
1.Пояснительная записка ………………………………………………3
1.1. Направленность………………………………………………………3
1.2. Новизна………………………………………………………………..3
1.3.Актуальность…………………………………………………………..3
1.4.Педагогическая целесообразность…………………………………...3
1.5.Цель, задачи дополнительной общеразвивающей программы……4
1.6. Возраст детей, участвующих в реализации программы…………..4
1.7. Объем и сроки реализации программы……………………………..4
1.8.Принципы программы………………………………………………....4
1.9. Формы и режим проведения занятий………………………………..4
1.10.Ожидаемые результаты и способы определения результативности..5
1.11.Форма подведения итогов реализации программы………………….5
2. Учебно-тематический план…………………………………………….6
3.Тематическое планирование…………………………………………….7
4. Методическое обеспечение программы………………………………12
5. Список используемой литературы…………………………………...13
Пояснительная записка
1.1 Направленность: Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые ладошки», художественной направленности для детей 3-4 лет определяет содержание и организацию работы по обучению детей рисованию и аппликации с использованием нетрадиционных техник , развитию творческих и художественных способностей, вне требований основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
1.2.Новизна : Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности
1.3. Актуальность: состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Техники, применяемые в кружковой работе, доступны детям дошкольного возраста и не используются в процессе ООД. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Занятия с детьми продуктивными видами деятельности являются необходимой частью развивающего обучения.
1.4.Педагогическая целесообразность: нетрадиционное рисование не включено в образовательную программу дошкольного образования МБДОУ ДС №37 г.Кузнецка, поэтому реализация данного направления послужит одним из важнейших инструментов обновления содержания образования и будет способствовать художественно-эстетическому развитию дошкольников.
1.5 Цель программы
Создание условий для развития личности, способной к творчеству и самореализации через воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
.Задачи:
• Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
• учить рисовать с помощью поролона и пальчиков линии и предметы округлой формы, равномерно наносить точки и мазки на ограниченной поверхности;
• учить делать отпечатки ладонью и доводить их до определённого образа;
• развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.
• развивать мелкую моторику, речь и мышление;
• воспитывать отзывчивость и доброту;
• Развивать творчество, фантазию.
1.6. Возрастная категория детей: 3-4 года
1.7. Срок реализации программы – 8 месяцев.
1.8. Принципы программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
—Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-
нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- систематичности (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
1.9. Формы и режим проведения занятий
Форма проведения занятий – групповая. Занятия требует от детей большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоять из 10-15 человек.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 15 мин. – 32 занятий в год.
Продолжительность образовательной деятельности - не более 15 минут.
1.10.Ожидаемые результаты и способу определения результативности:
В результате обучения дети освоят нетрадиционные техники рисования и аппликации
У детей:
- сформируется интерес к творческой продуктивной художественной деятельности ;
- разовьются навыки аккуратной работы с разнообразными материалами; сенсорные и умственные способности, мелкая моторика, художественный вкус, пространственное воображение; - улучшаться коммуникативные навыки.
Содержательный контроль и оценка результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает воспитатель детям при выполнении заданий и упражнений: чем помощь воспитателя меньше, тем выше самостоятельность у воспитанников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты занятий.
1.11Форма подведения итогов реализации программы:
- участие воспитанников во всероссийских, региональных , городских и проводимых в учреждении мероприятиях и конкурсах;
- отчет педагога на Педагогическом совете.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел | Количество часов | Часы | |
Теория | Практика | |||
1 | Пальчиковая живопись (краска наносится пальчиком, ладошкой) | 11 | 0 | 11 |
3 | Оттиски штампов различных видов | 5 | 0 | 5 |
4 | Точечный рисунок | 5 | 0 | 5 |
5 | Обрывная аппликация | 6 | 0 | 6 |
6 | Трафаретная живопись | 4 | 0 | 4 |
8 | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 |
Всего | 32 | 0 | 32 |
3.Тематическое планирование
№ п/п занятий | Тема | Цель | Оборудование |
Ветка рябины | Познакомить детей с техникой «пальчиковая живопись».. Предложить детям нарисовать ветку рябины пальчиками, передавая её характерные особенности. Развивать эстетическое восприятие | Бумага формата А4, гуашь. | |
Рыбки плавают в пруду, не поймаешь ни одну | Вызвать у детей желание нарисовать рыбок ладошкой. Развивать координацию движения рук. | Бумага формата А4, гуашь. | |
Мухоморчики - грибы | Формировать умение использовать ватные палочки для нанесения горошинок на шляпку гриба. Воспитывать интерес к творчеству | Бумага формата А4с нарисованным мухомором , гуашь, ватные палочки | |
4 | Заготовка на зиму «Компот из яблок» | Познакомить с техникой печатания поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками | Бумага формата А4 с нарисованным контуром банки, гуашь, поролон |
5 | «Осеннее дерево» | Побуждать детей к самостоятельности. Показать детям прием изображения листьев на дереве, передавая их характерные особенности: длинный прямой ствол, ветви в виде длинных наклонных линий. Рисование ладошкой и пальчиками (листва). | Бумага формата А4, гуашь. |
6 | «Грибная полянка» | Познакомить детей с художественной техникой обрывной аппликации - наклеить лесную полянку из кусочков рваной и мятой бумаги. | Цветная бумага, белая бумага, клей. |
7 | «Божья коровка» | Продолжать знакомить с техникой печатания поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. | Бумага формата А4, гуашь, поролон |
8 | «Дождь, дождь» | Продолжать учить детей технике обрывной аппликации. | Цветная бумага, белая бумага, клей. |
9 | Чашка для бабушки | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. Поощрять использование рисования пальчиками. | Бумага формата А4с нарисованной чашкой, гуашь |
10 | «Облака» | Продолжать знакомить с техникой рисования поролоновым тампоном . Учить аккуратно набирать краску. | Бумага формата А4, гуашь, поролон |
11 | «Воробей» | Предложить детям нарисовать воробья, передавая его характерные особенности. Познакомить с техникой работы трафаретом, используя губки | Трафареты, бумага, гуашь, губки |
12 | «Снегирь» | Учить изображать снегиря, используя трафарет, используя «пальчиковую» живопись | Гуашь, бумага , трафареты |
13 | «Кот – Матроскин» | Учить дорисовывать детали у кота, полоски на теле с помощью ватной палочки, смешивать оранжевый цвет, дорисовать композицию. | Бумага белая с нарисованным котом, гуашь. |
14 | «Мимоза для мамы» | Совершенствовать технику рисования пальцами. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунке своих впечатлений и представлений о природе | Гуашь, бумага |
15 | «Весёлый осьминог» | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Гуашь, бумага |
16 | «Угощайся зайка» | Продолжать учить детей создавать образы в технике обрывной аппликации | Цветная бумага, белая бумага, клей |
17 | Первый цветок подснежник | Учить смешивать голубой цвет и изображать подснежник с помощью пальчиковой живописи. | Гуашь, бумага |
18 | «Бабочка» | Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы | Ватные палочки, губки, бумага, |
19 | «Вот такой у нас салют» | Предложить нарисовать праздничный салют доступными средствами. Совершенствование навыка детей рисования пробкой, тампоном и бумагой, для изображения салюта | Гуашь, бумага, пробки, тампоны |
20 | Гвоздика | Вызвать интерес к созданию образа гвоздики в технике обрывной аппликации | Цветная бумага, клей, белые листы бумаги |
21 | «Красивые цветы для пчелки» | Продолжать рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, развивать творческое воображение | Бумага, гуашь |
22 | «Носит одуванчик желтый сарафанчик» | Вызвать интерес к созданию образа пушистого одуванчика в технике обрывной аппликации. | Цветная и белая бумага, клей |
23 | « Мячики» | Продолжать учить детей печатать пробкой. Показать прием получения отпечатка | Пробки, гуашь, бумага |
24 | Петушок –золотой гребешок (коллективная работа | Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток. Продолжать формировать навыки аппликации ( наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста) | Цветная бумага, ватман, клей |
25 | Бабочка | Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками, Развивать чувство ритма и формы | Бумага, гуашь, ватные палочки, печатки |
26 | « Нарядные матрешки» | Упражнять в технике печатания, закреплять умение украшать по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно. | Бумага с нарисованным силуэтом матрешки, гуашь |
27 | Украшение чайного сервиза | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги, упражнять в технике печатания | Бумага, гуашь, печатки |
28 | Цветы для мамы | Закреплять технику печатания ладошкой .Развивать интерес к выполнению работы | Бумага, гуашь |
29 | Красивая салфеточка | Закреплять умение рисовать пальчиками . Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства | Бумага, гуашь. |
30 | Золотая рыбка | Учить изображать рыбку по трафарету, с помощью поролонового тампона, ватной палочки | Трафарет рыбка, поролоновый тампон, ватные палочки, бумага, гуашь |
31 | Ёжик | Совершенствовать умение рисовать ладонью. Закрепить умения дорисовывать с помощью пальцев | Бумага, гуашь |
32 | Итоговое «Выставка работ детей группы» | Учить детей рассматривать работы. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе понравившихся работ. | Детские работы за год |
4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации Программы используются следующие материалы:
- Учебно-тематический план;
- Ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий;
- Картотека заданий;
- Методическая литература для педагогов по организации кружковой деятельности.
- Набор образцов
Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:
- Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
- Самостоятельная творческая работа – развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
- Коллективная работа – один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между детьми, созданию дружественной обстановки.
- Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
- Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала.
- Смотр творческих достижений – используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.
- Используемая литература:
1.Н.А.Горяева Программа для дошкольных учреждений. Первые шаги в мире искусства,- под ред. 2.Б.М.Неменского, Москва, «Просвещение», 2011.
3.Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги,- Москва, Скрипторий 2003, 2008.
4.Мейстер Н.Г. Лепим из бумаги,- Ярославль, 2006.
5..М. А. Гусакова “Аппликация”: Москва, “Просвещение”. 1982 год.
6. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова “Изобразительная деятельность в детском саду”: Москва, “Просвещение”. 1982 год.
7. З. А. Погатеева “Занятия аппликацией в детском саду”: Москва, “Просвещение”. 1988 год.
8 Суховская Л. Г., Грибовская А. А. Аппликация в детском саду: альбом. М.: Просвещение, 1980
9. Е. К. Брыкина «Творчество детей в работе с различными материалами»М. 1997
10.И. Лыкова «Цветные ладошки» М. ,1996
11. И. Лыкова «Цветная мозаика» М. ,2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» Возрастной состав детей 4-7 лет
Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, разработана н...
Дополнительная образовательная программа "Цветные ладошки"
Дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую напрвленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у воспитанников х...
Дополнительная образовательная программа "Ловкие ладошки"
Лепка из соленого теста с детьми 3-6 лет....
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Весёлые ладошки»
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Весёлые ладошки»...
Дополнительная общеобразовательная программа" Веселые ладошки"
Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.Необычн...
Дополнительная общеобразовательная программа" Веселые ладошки"
Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.Необычн...
дополнительная образовательная программа "Веселые ладошки"
программа направлена на развитие творческих способностей детей, на развитие фантазии и воображения...