Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности
консультация по рисованию
Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_po_izo_yagodkina_e.p.docx | 33.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по использованию нетрадиционных техник рисования
на занятиях по изобразительной деятельности
Ягодкина Елизавета Павловна, воспитатель
МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок»
Кемеровская область – «Кузбасс», город Юрга
Ребёнок живёт в огромном современном мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей.
Мы, педагоги, являемся посредниками между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства. И нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на всё новое, удивительное, яркое душой ребёнка. Воспитание чувств ребёнка дошкольного возраста начинается с красоты. Потребность в красоте и доброте появляется у детей с первых дней его жизни: он тянется к красивой игрушке, замирает, услышав звуки музыки; немного повзрослев, рассматривает яркие иллюстрации в книжке, пытается изобразить на бумаге только ему понятную красоту.
Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи детей с окружающим миром и удивительным миром искусства. Красота и доброта всегда идут рядом.
Задача педагогов – опираясь на представления детей, повысить у них уровень восприятия, научить понимать истинную красоту, которая может быть разной: яркой и громкой, тихой и спокойной, скромной и неброской; понятие доброты необходимо наполнить многообразием её жизненных проявлений: учить не только воспринимать прекрасное о доброе и любоваться красотой, но и беречь её, не только откликаться на доброту, но и самим творить добро.
Незаменимым средством духовного формирования является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись.
Искусство говорит образным языком, оно наглядно и близко детям дошкольного возраста. Средствами искусства вокруг детей формируется развивающая художественно - эстетическая среда, которую можно рассматривать как средство формирования нравственно-духовных ценностей личности ребёнка.
Именно художественно - эстетическая среда способна развить в детей эстетические чувства и научить эмоционально, откликаться на искусство, как явления вызывающее чувства радости, вдохновения, наслаждения и желания созидать.
Для детей дошкольного возраста художественно - эстетическая среда – это эстетические отношения, которые они усваивают и выражают в результате приобщения к художественно-духовным ценностям человечества, и материально – художественная среда, которую они осваивают и преобразуют в результате своей творческой деятельности.
Чем раньше дети начнут осваивать эстетические отношения, тем глубже и ценнее будет их эстетический опыт, тем ярче у них будет развито эстетическое восприятие окружающего мира.
Но формирование художественно - эстетических отношений невозможно без восприятия красоты окружающего мира, без формирования знаний умений и навыков отражать эту красоту в предметной действительности. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого, к сложному.
Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания.
В процессе изо деятельности совершенствуются такие функции как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.
Современные дошкольники активно осваивают виртуальный мир.
В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему миру, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным.
Несомненно, основы гармонично - развивающейся личности закладываются в дошкольном детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию.
Поэтому сегодня художественно - эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями, способностями.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Решение её уже должно начаться в дошкольном детстве.
Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность в дошкольном образовательном учреждении.
Детское изобразительное творчество нередко поражает своей непосредственностью, буйством фантазии. Распространено мнение, что роль взрослого в развитии изобразительной деятельности дошкольников должна сводиться лишь к невмешательству в процессе самовыражения детей.
Я считаю, что такое отношение к детскому творчеству ошибочно.
Что может выразить ребёнок, если его жизнь бедна чувствами и впечатлениями, если он не имеет необходимых материалов для творчества и не владеет элементарными изобразительными умениями?
Безусловно, не следует навязывать детям своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия. В процессе рисования дети испытывают разнообразные чувства: радуются красивому изображению, которые они создали сами, огорчаются, если что-то не получается.
Но самое главное, создавая изображение, дети приобретают различные знания; уточняются и углубляются их представления об окружающем; в процессе работы они начинают осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их.
Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка. Принимая во внимание вышеизложенные факты, определим актуальность данной работы.
Актуальность и новизна темы нетрадиционных техник рисования – важнейшее дело художественно - эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет.
Это огромная возможность для дошкольников думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.
Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предмето - практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом.
Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает её включённость в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.
Дошкольное образование ХХ века, по существу, сводилось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, самоценность этого периода жизни ребёнка.
Гуманизация образования как одна из проблем современной науки предполагает сосредоточения внимания на становлении творческой индивидуальности каждого. Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования.
Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемы техники, вводятся в практику дошкольного художественного образования с целью актуализации и развития их творческих возможностей как сущностной характеристики педагогической деятельности.
Таким образом, педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования творческих и изобразительных способностей предоставляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. При этом анализ педагогического опыта показывает, что не все педагоги ДОУ осознают значимость проблемы развития творческой личности детей дошкольного возраста, не владеют приёмами использования нетрадиционных техник рисования и поэтому не могут научить детей этим техникам.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы использования нетрадиционных техник рисования.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определило выбор темы моего исследования: использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем возрасте.
Мною была поставлена цель - разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в дошкольном возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования изобразительного творчества детей дошкольного возраста;
- изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей дошкольного возраста;
- рассмотреть педагогические условия для реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях по изо деятельности;
- разработать и реализовать комплекс занятий для детей младших групп по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.
Нам, взрослым, необходимо развить в детей чувство красоты.
Именно от педагогов, зависит какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием детей в созидании красоты, то, как считают, в них формируются «инфантильная восторженность».
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию можно использовать нетрадиционные способы изображения.
Что же они дают детям? В каждой есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить, как способы создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра.
Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике дети получают возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает детям почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, дети получают необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
Техника «выдувание» развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.
Техника «отпечатка» привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки).
Техника «рисование мозаичными мазками» пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа.
Техника «рисование по сырому листу» происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.
Технику «рисование углём» уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии.
Техника «смешение красок на листе» позволяет развить фантазию, творческий подход к изображению, смелость.
Техника «набрызг» очень непростая. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения.
Техника «тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна). Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.
Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности
Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, я решила использовать их в своей работе.
Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования. Ведь изначально рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии у современных детей более чем достаточно.
Я остановила свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования, как пальчиком, ладошкой, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки).
Составила перспективное тематическое планирование на каждую возрастную группу, что позволило мне учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечить систематичность и последовательность в работе. Поэтому работу начала от простого к сложному, а методики рисования, которые я использую, являются наиболее доступными для детей дошкольного возраста.
Пробовала технику рисования пальчиком. Занятия проводила индивидуально – для получения наилучшего результата, затем объединяла по 2-3 ребёнка. Рисование пальчиком вызывало у детей особое удовольствие, когда обмакнув пальчик в краску, он оставлял свой след на листе бумаги. Учились рисовать кончиком пальчика сверху вниз травку для зайчика, божьей коровке рисовали пальчиком пятнышки на крыльях чёрной краской, украшали крылья бабочки.
Рисовали и ладошкой. Нарисовали коллективную работу – весёлое, доброе солнышко. Каждый ребёнок прикладывал к листу бумаги свои ладошки, которые сначала обмакивали в жёлтую краску, а потом прикладывали их по кругу, я направляла детей. Получились весёлые лучики, затем нарисовала личико и солнышко готово. Дети испытали огромное удовольствие от коллективной работы. В основном все наши работы были коллективными. Как таковой цели использовать нетрадиционные методы в обучении детей рисованию не было. Но попробовав и увидев результат наших работ, решила продолжать использовать эти методики рисования и дальше. Я составила перспективный план занятий по нетрадиционному рисованию и начала внедрять его в своей работе. Продумывая каждое занятие, подбирала тот материал, в котором изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Конечно, перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, дети должны хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого рисование я начинаю с рассказа о явлении или предмета, который нужно изобразить, далее объясняю технику рисования, обязательно провожу физкультминутки, анализирую в конце занятия работы детей.
Во второй младшей и средней группе мы продолжаем рисовать пальчиками, но теперь каждому ребёнку даю готовые шаблоны. Некоторые дети уже рисуют не одним пальчиком, а несколькими. Очень понравилась детям техника рисования ладошкой. Казалось бы, что мы можем нарисовать ладошкой? Да всё, что угодно! Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Например, необычный цветок тюльпан можно нарисовать ладошкой. Чем же он необычен? А тем, что бутоны тюльпана рисуются не с помощью кисточки, а при помощи детских ладошек. Для получения этого рисунка потребуется всего две краски, красная и зелёная.
Процесс работы прост: разводим красную краску, делаем отпечатки ладошек на белом листе бумаги. Всё, бутоны тюльпанов готовы, теперь осталось нарисовать зелёный стебель и листики. Нетрадиционный рисунок готов. Несложно, красиво, необычно. Есть дети, которые рисуют левой рукой, так рисовать таким способом им нравится, а вот с кистью работать тяжело, поэтому для таких детей это большой плюс в рисовании. Так с помощью ладошки появляются тюльпаны, воробьи, осьминожки, деревья.
Другой интересный вариант рисования, который я использую – метод тычка. Для этого метода достаточно взять ватную палочку или жёсткую кисть. Что мы делаем? Опускаем ватную палочку или жёсткую кисть в краску( дети эти методом уже владеют очень хорошо) и точными движениями делаем тычки по альбомному листу. Палочки или кисть будут оставлять чёткий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом с помощью ватной палочки рисовали падающий снег, украшали рукавичку, косыночку.
В средней группе рисовали пушистую мимозу, используя метод тычка (ватная палочка). Нарисованная ватной палочкой мимоза получилась пушистая и красивая. Краска не растекалась и не размазывалась в отличии, когда дети рисуют кистью.
Методом тычка, используя жёсткую кисть, рисовали пушистых зайчат, котят, косолапого мишку. Я рисовала силуэт животного, а дети кистью – тычком, закрашивали шубку, она получалась «пушистая». Работы вышли очень интересные и разные. У кого мишка вышел лохматый, у кого немного пушистый.
Так же использую в своей работе с детьми технику «Прижми и отпечатай». Рисуем пробками, крышками, поролоном. Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям. Ведь так быстро можно нарисовать шарик, божью коровку, цыплёнка, - стоит только раскрасить верхнюю часть пробки и отпечатать её на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребёнка. Для того. Чтобы нарисовать цыплёнка такой техникой мы берём одну крышку, желательно маленькую, другую немного побольше. Закрашиваем верхнюю часть, отпечатываем, дорисовываем ножки, клювик, глазик. И цыплёнок оживает.
Таким методом рисования можно нарисовать и гусеницу. Так же закрашиваем верхнюю часть пробки зелёным цветом. Делаем несколько отпечатков идущих друг за другом, дорисовываем кисточкой глазки, лапки – вот и готова гусеница перебирающая лапками.
Я, считаю, что техники рисования пальцами, ладошкой, тычком, пробками, поролоном позволяет сделать творческие работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:
- способствует развитию у детей мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости;
- уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей;
- развивается мышление, речь, воображение;
- способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов;
- волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции;
- дети видят результат своей творческой деятельности, учит их анализировать и находить им применение.
В заключении хочется сказать, что целью данной работы было:
- разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в дошкольном возрасте, среди которых: техника рисования тычком, прижми и отпечатай, рисование ладошкой и многое другое.
Решению задач данной работы послужило изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Разработан перспективный план и комплекс занятий для детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности.
Также описана техника рисования пальчиками и ладошкой. Эта техника даёт возможность детям испытать необыкновенное наслаждение от тактильных ощущений при работе с краской, бумагой и водой. Техника рисования прижми и отпечатай, развивает у детей воображение, ребёнок начинает домысливать, а что же получится в результате? Техника тычком позволяет детям придать изображённому животному лохматость, что дети простой кисточкой не смогут сделать.
В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей педагогической деятельности, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей"
Рисование - язык внутреннего мира маленького ребенка.Дети любят рисовать, потому что рисование доступно.Они рисуют пальчиками, ладошками, мелками, пастой на зеркале, водой…То есть всем тем, что о...
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста
Статья по исследованию на тему "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста"...
Методическая разработка. Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительной деятельности детей третьего года жизни»
Методическая разработка. Тема:«Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительной деятельности детей третьего года жизни»...
«Использование нетрадиционных техник на занятиях по изобразительной деятельностью с детьми дошкольного возраста в детском саду. Техника «торцевание»
Настоящая программа описывает курс подготовки по технике «торцевание» детей старшего дошкольного возраста....
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества дошкольников
Статья об использовании нетрадиционных техник рисования на занятиях в ДОУ....
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста Детское рисование - это феномен творческой активности детей в возрас...
Методическая разработка «Использование нетрадиционных техник рисования в совместной деятельности по художественному творчеству»
Цель: разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в совместной образовательной деятельности по художественному творчеству в младшем дошкольном возрасте.Задач...