Образовательная программа Арт-проект
методическая разработка по рисованию

Иванова Елена Юрьевна

Образовательная программа изостудии "Арт-проект"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_art-proekt.docx43.51 КБ

Предварительный просмотр:

 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА 1056»

Утверждаю

Директор ГБОУ «Школа №1056»

_____________________  Е.А.Борисова

«01» сентября 2017 г.

Рекомендовано

Программно-методическим советом

Протокол №__ «01» сентября 2017 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНСЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«АРТ-ПРОЕКТ»

 (изостудия для дошкольников, платные образоватвельные услуги)

(ознакомительный, художественной направленности)

Срок реализации 2 года

Возраст обучающихся: 4 - 6 лет

Автор-составитель:

Иванова ЕленаЮрьевна

Педагог ДО

По программе работает:

Иванова ЕленаЮрьевна

Педагог ДО

МОСКВА, 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

Особенность программы - это нетрадиционные техники рисования и применение разных видов ручного труда, которые демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна ребенку. Практические задания способствуют развитию у детей творческого воображения, любознательности, наблюдательности, пространственных представлений, познанию свойств различных материалов, овладению разнообразными способами практических действий, приобретению ручной умелости и появлению созидательного отношения к окружающему.

Целесообразность в создании данной программы в том, что она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости. Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа. Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

Актуальность программы. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления рисование, ручной труд, так же как игра, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Программа содержит следующие разделы: рисование, поделка, оригами, квиллинг.

Тип и вид программы – модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая ознакомительная программа художественной направленности.

Цель и задачи программы.

Целью программы является создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи программы:

  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с различными материалами;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
  • формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
  • развивать мелкую моторику рук.

Основные принципы, заложенные в образовательной программе:

  • от простого к сложному

  • конкретность и доступность
  • принцип развития (учет зон актуального и ближайшего развития)
  • от медленного к быстрому
  • «посмотри, послушай, осмысли и выполни»

Для успешного проведения занятий необходимо создание благоприятных условий:

  • эмоционально- положительная среда
  • систематичность выполнения
  • разнообразие заданий
  • педагогическая поддержка
  • установка на успешность

Срок реализации программы – 2 года

Возраст обучающихся: 4-6 лет

Формирование групп: 

В группе первого года – обучаются дети 4 – 5 лет. В группе ___ человек.

В группе второго года – обучаются дети 5 – 6 лет. В группе ___ человек.

Группу первого года обучения посещают дети 4-5 лет.

Группу второго года обучения могут посещать дети подготовительной группы (6-7 лет), но преимущественно дети 5-6 лет.

Занятия проходят один раз в неделю.  

Режим занятий:

1-го года обучения – 20 минут учебной работы;

2-го года обучения – 25 минут учебной работы;

Занятия проходят один раз в неделю.  

Основные виды диагностики результата:

Входной (провоится в начале обучения: определяет уровень знаний и художетсвенно-творческих способноствей ребенка (беседа, тесты);

Итоговый (проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы).

К концу ПЕРВОГО года обучения (4-5 лет)

Дети должны знать: 

  • теплые и холодные цвета;
  • понятия «натюрморт», «пейзаж»;
  • понятие «оригами», «шаблон»;
  • графические материалы (пастель, цветной карандаш, фломастер);
  • о материале, из которого сделана поделка;
  • некоторые нетрадиционные техники рисования;

Дети должны уметь:

  • владеть разными видами мазка;
  • работать прозрачным слоем;
  • передает двухплановую композицию;
  • работать с бумагой в технике квиллинг;
  • изготавливать поделки в технике «оригами» по образцу
  • владеть приемами работы с различными материалами;
  • самостоятельно определять последовательность выполнения работы.

К концу ВТОРОГО года обучения (5-6 лет)

Дети должны знать:

  • работать в определенной цветовой гамме;
  • средства художественной выразитлеьноти (цвет, линия, объем, композиция);
  • начальные знания работы с витражом;
  • нетрадиционные техники рисования;

Дети должны уметь:

  • передавать собственное отношение к изображаемымм предметам, событиям, используя для этого выразительноые средства декоративного искусства;
  • самостоятельно провести анализ поделки;
  • свободно вклчаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций, а так же при продведении итогов выполненной работы.
  • конструировать из природного и бросового материала, планировать свою работу, как в индивидуальной деятельности, так и при коллективном творчестве. Осваивать способы конструирования из различных бросовых материалов - фисташки, яичная скорлупа и т. д.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п

Название раздела

1-ый год обучения

4 – 5 лет

количество часов 

Теория\ч

Практика\ч

Кол-во занятий

1

Вводное занятие. Диагностика.    Инструктаж по технике безопасности.

0.20

-

1

2

Традиционная техника рисования

0.35

1.45

7

3

Нетрадиционная техника рисования

1

3

12

4

Природный материал в рисунке

0.35

1.45

7

5

Техника оригами

0.15

0.45

3

6

Техника квиллинг

0.25

1.15

5

7

Итоговое занятие. Выставка.

0.05

0.15

1

____________________________________

 СанПиН 2.4.1.3049-13

№ п\п

Название раздела

2-ой год обучения

5 – 6 лет

количество часов

теория

практика

Кол-во занятий

Вводное занятие. Диагностика.    Инструктаж по технике безопасности.

0.20

-

1

Натюрморт

0.50

2.30

10

Пейзаж

0.30

1.30

6

Анималистический жанр

1

3

12

Абстракция

0.30

1.30

6

Итоговое занятие. Выставка.

0.05

0.15

1

Содержание программы 1 года обучения

  1. Вводное занятие. Диагностика. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с целями и задачами первого года обучения.
  2. Традиционная техника рисования

Формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции.  Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей. Учить, при изображать сюжет на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста. Закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. Развивать желание использовать в рисовании разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения. Учить проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета.

  1. Нетрадиционная техника рисования

Прививать и поддерживать интерес  к нетрадиционным техникам  рисования: создавать предметно-развивающую среду по художественному творчеству. Знакомить с нетрадиционными техниками рисования; находить нестандартные (креативные) способы изображения предметов и явлений. Развивать  изобразительные умения, навыки, систематизировать полученные знания. Развивать технические художественные умения и навыки по принципу: от простого к сложному. Продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус. Расширять представление о прекрасном  через наблюдение в природе, рассматривание репродукций художников, иллюстраций в книгах, альбомах, прослушивание классической музыки. Сплотить детский коллектив путем совместного творчества. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

  1. Природный материал в рисунке

Воспитывать интерес к апплкации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание; закреплять наня об основных формах преметов и обхектов природы. Освоить приёмы работы с природным материалом. Воспитывать интерес к рукоделию из природного материала. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. Развивать способность наблюдать, всматриваться в объекты природы, замечать их изменения. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать со стола.

  1. Техника оригами

Познакомить детей с историей бумаги, техникой оригами, различными приемами и способами действия с бумагой. Развивать творческие способности, воображение, художественный вкус в результате изготовления поделок в технике оригами. Развивать уверенность в своих силах и способностях, творческое воображение за счет использования дополнительных деталей. Помочь приобрести знания, умения и навыки по складыванию базовых форм оригами. Обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее распространенных и простых в изготовлении моделей оригами. Познакомить с основными геометрическими понятиями. Развивать память, внимание, активизировать мыслительные процессы. Учить действовать по устной инструкции, работать по схемам.

  1. Техника квиллинг

Познакомить детей с искусством квиллинга. Сформировать представление о новом виде бумагопластики – квиллинге. Помочь освоить основные элементы и приемы выполнения квиллинга. Формировать навыки работы с бумагой; развивать глазомер, мелкую моторику рук. Учить создавать композиции. Развивать творческое воображение и мышление, способность к творчеству и интерес к предмету. Воспитывать у обучающихся аккуратность и собранность при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, умение работать в коллективе.

  1. Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Планы на следующий год. Организация выставки.

Содержание программы 2 года обучения

  1. Вводное занятие. Диагностика. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с целями и задачами второго года обучения.
  2. Натюрморт. Познакомить детей с жанром живописи «натюрморт»
    Развивать активный интерес и понимание содержания картин, видение эстетической красоты в натюрморте, развивать чувства композиции. Научить отличать жанр изобразительного искусства натюрморт от других жанров, соотносить пропорции предметов.
    Воспитывать эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины, эстетические чувства. Различать понятия: разделяющая линия, плоскость стола, передний план, задний план, пропорции, горизонтальная плоскость, вертикальная плоскость.
  3. Пейзаж. Знакомить детей с пейзажной живописью, способствовать их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывать доброе и бережное отношение к природе, ее красоте. Доставить детям радость и вдохновение на творчество. Формировать у детей представления о пейзажной живописи. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный пейзаж, используя соответствующий изобразительные материалы. Развивать творческие способности, эстетический вкус.
  4. Анималистический жанр. Расширить знания об анималистическом жанре. Познакомить с художниками-анималистами. Совершенствовать умения изображения животных. Развивать творческий потенциал, зрительную память, внимание и наблюдательность, фантазию. Воспитывать бережное отношение к природе и братьям меньшим; аккуратность в работе.
  5. Абстракция. Познакомить детей с жанром живописи «абстракция». Развивать: желание понять красоту и значение цвета, пластической игры, ее ритмов; абстрактное мышление, творческое воображение и фантазию.
  6. Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Планы на следующий год. Организация выставки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1-ый год обучения)

Наименование тем

Количество занятий

1

Вводное занятие. Инструктаж

1

2

Радуга

1

3

Смородина

1

4

Арбуз

1

5

Осенний пейзаж

1

6

Рябинка

1

7

Осенняя дорога

2

8

Осенний букет

1

9

Сказка из бумаги «Щенок»

1

10

Гималаи

1

11

Зимний пейзаж

2

12

Белый медведь

1

13

Дельфины

1

14

Горошек

1

15

Пазл

1

16

Яблоко (витраж)

2

17

Паучок

1

18

Травки вечерком

2

19

Сказка из бумаги «Муха-цокотуха»

1

20

Улей

1

21

Рыбки

1

22

Пчелы в саду

2

23

Сказка из бумаги «Лисенок»

1

24

Подснежники

2

25

Поляна

1

26

Улитки

2

27

Раз цыпленок, два цыпленок

1

28

Одуванчики

1

29

Итоговое занятие. Выставка.

1

Итого

36

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(2-ой год обучения)

Наименование тем

Количество занятий

1

Вводное занятие. Инструктаж

1

2

Букет Холодные\теплые тона

2

3

Серия «Шедевры мирового искусства» 1

1

4

Осеннее дерево

2

5

Кит

2

6

Винни-Пух

1

7

Серия «Шедевры мирового искусства» 4

2

8

Витраж

2

9

Панда

1

10

Снегири

2

11

Березы

1

12

Серия «Шедевры мирового искусства» 2

2

13

Нектарницы

2

14

Экзотические рыбки

1

15

Ваза с цветами (карточки)

2

16

Грачи прилетели

1

17

Серия «Шедевры мирового искусства» 3

1

18

Малиновый пейзаж

1

19

Хамелеон

1

20

Весенний пейзаж

1

21

Сирень в вазе

2

22

Бабочки

2

23

Натюрморт

2

24

Итоговое занятие. Выставка.

1

 Итого:

36

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методы и приемы обучения.

  • наглядные (показ педагога, пример, помощь);
  • словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок;
  • практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Формы работы с детьми:

  • формы объединения: парами, каждый отдельно для соединения в общую композицию;
  • рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия;
  • выставки.

Дидактические материалы:

  • детская художественная литература;
  • образцы готовых изделий;
  • диагностические задания.

Материалы: различные виды бумаги, картон белый, цветной, пластилин, стеки, глина, клей-карандаш, клей ПВА, шаблоны, трафареты, краски разнообразных составов, карандаши, фломастеры,  сухая пастель, уголь, губки, стаканчики, ножницы, дощечки ля лепки, салфетки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Третьякова Н.Г. Обучение детей 5-7 лет рисованию в детском саду. Учебно-тематический план, формы и методы образования, конспекты занятий  - Ярославль, Академия развития, 2009
  2. Шмитт Гудрун. Квиллинг для детей. – Москва: Астель: Кладезь, 2013
  3. Шалаева Г.П. Рисование. Первый учебник вашего малыша – М.: Филол.о-во «СЛОВО»:ООО «Изд-во  «ЭКСМО», 2005
  4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
  6. Бирч Л. Как рисовать масляными красками. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003
  7. Немешаева Е. Художества без кисточки. – Ростов н/Д: Феникс, 2014
  8. Новацкая М. Пластилиновые картинки. Рисуем пластилином с детьми. – СПб.: Питер, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на основе Примерной основной образовательной программы (проект) «Радуга» для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет общеразвивающей направленности

Рабочая программа на основе Примерной основной образовательной программы "Радуга" для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет...

ПРОЕКТ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Примерная основная  общеобразовательная программа дошкольного образования  (далее - Программа) является документом, на основании которого дошкольные образовательные учреждения Российск...

ПРИКАЗ от 22.10.2015г. №242 Об участии в конкурсе профессионального мастерства среди образовательных организаций «Основная образовательная программа как проект повышения качества образовательных результатов в условиях реализации ФГОС дошколь

ПРИКАЗ  от  22.10.2015г. №242   "Об участии в конкурсе профессионального мастерства среди образовательных организаций «Основная образовательная программа как проект повышения качества о...

Методическая разработка «Я ПОЗНАЮ МИР» Проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников. По реализации основной образовательной программы Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детског

Пояснительная запискаИнклюзия (включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.Интеграция детей - инвалидов в общест...

Проект. Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие».

Проект.Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие». Актуально...

«Проект инновационной деятельности образовательного учреждения» Название проекта: Парциальная программа «Мы – кубанцы!»

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Большое внимание патриотическому воспитанию в нашей стране уделялось до перестройки, а...