Проект «Человек и здоровье» («Внедрение оздоровительно-развивающей программы М.Л.Лазарева «Здравствуй» в основную образовательную программу.)
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)
"Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье –
важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
В. Сухомлинский
Информационная карта проекта
Полное название проекта: «Человек и здоровье»
Автор проекта: Кирсанова Ирина Николаевна
Участники проекта:
Воспитанники группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, медицинский работник.
Возраст детей: 4-5, 5-6, 6-7 лет
Вид проекта: познавательно-исследовательский
долгосрочный, групповой
Сроки реализации:
Октябрь 2021 – май 2024 г
Гипотеза:
Здоровье человека, это самое важное, что есть у нас в жизни. И его надо беречь, заботиться и укреплять с самого детства. Мы предполагаем, что использование в непрерывной образовательной деятельности, а также в режимных моментах, самостоятельной и совместной деятельности в игровой форме:
-Волшебных сказок Здоровья;
-Музыкально-оздоровительных уроков Здоровья;
-Различных упражнений и тестов, укрепляющих здоровье человека;
Все это:
-Дополнит основную образовательную программу в детском саду и окажет позитивное влияние на развитие заботливого отношения к своему здоровью, создаст условия для мотивации здорового образа жизни даже на далекое будущее.
Актуальная проблема проекта:
Дети стали больше болеть, упала познавательная активность, заметно снижение иммунитета за счет частых простудных заболеваний, низкая двигательная активность детей. Отмечается низкий уровень знаний родителей о ценности своего здоровья и здоровья детей.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
«Для чего нужно заботиться о своем здоровье»
Актуальность:
Дети задают много вопросов: Кто я? Какой я? Что я могу делать? Зачем люди болеют? Зачем нужно делать зарядку? В детском саду имеется методическая литература и различные пособия по речевому развитию, художественно-эстетическому, по формированию элементарных математических представлений и т.д. И очень мало пособий, различных методических рекомендаций в помощь воспитателю по формированию у дошкольников взглядов на здоровый образ жизни. Помочь ответить на все вопросы ребенка может только взрослый. Вопрос об обучении ребенка осознанному отношению к своему здоровью, формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, мотивации здорового образа жизни – важная проблема. Главная задача – поддержать имеющийся интерес к собственному телу, научить помогать себе, тренировать свой организм, бережно относиться к своему здоровью. Поэтому на сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.
Цели проекта:
- Формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья.
- Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей.
- Создание условий для формирования привычки к здоровому образу жизни.
- Создание условий для укрепления здорового образа жизни в семье.
- Создание условий для мотивации здоровья на основе овладения системой познавательных умений и навыков. («Я хочу и могу быть здоровым»).
- Формирование потребности в физическом совершенствовании, воспитание потребности в здоровом образе жизни, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Задачи проекта:
-для детей:
Оздоровительные:
1. Охрана и укрепление физического здоровья детей;
2.Повышение защитных свойств организма и устойчивости к различным заболеваниям путем закаливания;
3. Удовлетворение потребности детей в движении.
Обучающие:
- Приобщить детей к процессу познания, побуждение интереса к предлагаемой деятельности;
- Познакомить детей через волшебные сказки, песни, игры с героями-здоровячками, формировать здоровое поведение, укреплять физические качества (выносливость, гибкость, силу дыхания, равновесие).
- Научить детей бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.
- Научить детей массажу и самомассажу, правилам закаливания.
Развивающие:
- Развивать и поддерживать познавательный интерес детей к существующей проблеме.
- Развивать познавательно-поисковую активность ребенка.
- Развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование.
- Развивать умения самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке (в семье, коллективе).
- Развивать физические способности.
- Формировать практические умения и навыки по укреплению личного здоровья.
Воспитательные:
- Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, к его укреплению и сохранению.
- Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой;
- Воспитывать задатки партнерских отношений.
-для педагогов:
- Сохранять и укреплять здоровье детей.
- Объединить педагогов в единый творческий коллектив для разработки учебно-методического комплекта проекта.
- Создать информационную базу для родителей.
- Заинтересовать родителей в укреплении здорового образа жизни в семье.
- Создать условия в развивающей предметно-пространственной среде группы для познавательно-исследовательской деятельности, в соответствии с возрастными особенностями детей, по формированию привычки к здоровому образу жизни.
- Организовать совместную деятельность детей и родителей по решению данной проблемы.
-для родителей:
- Помочь детям в овладении новыми знаниями и умениями в процессе проектной деятельности.
- Включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
- Совершенствовать взаимодействия взрослого и ребенка.
- Наполнить здоровую жизнь семьи созидательной энергией.
-для социальных партнеров:
- Проведение просветительной работы в ДОУ о здоровом образе жизни.
- Медицинский работник (Консультации для родителей о здоровом образе жизни: закаливание, профилактика плоскостопия, сохранение правильной осанки, режим дня, правильное питании и т.д.)
Предполагаемый результат:
-для детей:
- Проявление познавательного интереса к изучению своего тела, представления о себе.
- Понимание значения здорового образа жизни для человека.
- Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
- Умение применять полученные знания в повседневной жизни. Предвидеть последствия своих поступков для здоровья и жизни, как своей, так и других людей.
-для педагогов:
- Реализация основных целей проекта, их полное отражение в проекте.
- Мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности.
- Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
- Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
- Личностный и профессиональный рост;
- Самореализация;
- Моральное удовлетворение.
-для родителей:
- Приобретение родителями базовых знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей, о способах взаимодействия с ребенком дома, в обществе.
- Активная позиция в создании условий для здорового образа жизни семьи.
- Продуктивное взаимодействие родителей с детьми в процессе совместной деятельности.
- Принципы реализации проекта:
доступность:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала;
систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных знаний, правил и норм;
наглядность и занимательность:
- предлагаемый игровой материал понятен и интересен детям, несет занимательное начало, сюрпризный момент;
динамичность:
- интеграция проекта в разные виды деятельности;
дифференциация:
- создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком;
Показатели эффективности проекта
- Снижение заболеваемости.
- Повышение уровня физической подготовленности (прирост показателей физических качеств).
- Развитие основных психических процессов.
- Использование полученных знаний и сформированных умений в определенной ситуации.
Практическими результатами работы за 1,5 года обучения, используя Программу «Здравствуй» являются:
- Книга рисунков ребенка.
- Книга сказок ребенка.
- Прирост показателей психического и физического развития, включая мотивацию здоровья.
- Улучшение состояния здоровья, повышение уровня физической готовности.
- Навыки по самооздоровлению.
Основные этапы ежегодной оздоровительной работы:
Вся работа по внедрению Программы М.Л. Лазарева «Здравствуй!» проводится как в различных режимных моментах, на прогулках, в совместной и самостоятельной деятельности, так и может быть частью или включать элементы непрерывной образовательной деятельности основной образовательной программы ДОУ.
1 этап: первичная диагностика (октябрь). Диагностика является активным процессом самопознания, саморазвития. Значительное место занимает самодиагностика, которая проводится в процессе игр здоровья. Дети воспринимают уроки здоровья, как игру предложенную персонажами сказок, имея перед глазами картину показателей здоровья.
2 этап – оздоровительный (октябрь – апрель). Педагог организует оздоровительные занятия, формируя у ребенка мотивацию здоровья и навыки здорового поведения. По мере необходимости может проводиться промежуточная диагностика.
3 этап – вторичная диагностика (май). Проводятся повторные диагностические исследования.
4 этап (осуществляется в семье) – летняя оздоровительная работа. Эта работа может осуществляться как в домашних условиях, так и на отдыхе (даче, природе и т.д.)
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап
Действия педагога:
Создает проблемную ситуацию и описывают ее, формирует проблемные вопросы. Определяет задачи. Собирает информацию, подбирает литературу, дополнительный материал, изготавливает необходимые игровые пособия, кукол-Здоровячков, дорожки цветоножки, Цветная поляна, Цветок здоровья, накидки здоровячков, медаль «Здравик», наглядно-дидактический материал. Использует компьютерные технологии, изучает видеоуроки М.Л. Лазарева, организует развивающую предметно-пространственную среду в группе, приобретает пакет необходимой литературы по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй», изучает опыт работы других педагогов по данной теме. Проводит собрание для родителей с целью привлечения их к участию в проекте. Проводит анкетирование по вопросу проекта.
Действия детей:
Осознают и личностно воспринимают проблему о ведении здорового образа жизни, эмоционально реагируют на проблемные вопросы. После чего дети вовлекаются в проблему: Как исцелить главного героя – Фырку-хлюпика? Что нужно делать для того, чтобы быть здоровыми? Через игровые ситуации, волшебные книги сказок, оздоровительные занятия, с помощью разноцветных здоровячков (юных учителей здоровья), сюжетно-ролевые и дидактические игры мы узнаем для чего нужно заботиться о своем здоровье, что нужно делать для того, чтобы быть здоровыми. Все это будет способствовать развитию мотивации к активности ребенка, повысит уровень знаний о своем здоровье и об окружающем мире, повысит показатели психического и физического развития, сформирует навыки по самооздоровлению.
Действия членов семьи и социальных партнеров:
Намечается план движения к поставленной цели, которая обсуждается с родителями, медицинским работником и с педагогами ДОУ. Родители принимают проблему на родительском собрании, помогают в подборе литературы и дидактических пособий. Беседуют с детьми о влиянии здорового образа жизни на здоровье человека и помогают им в решении проблемной ситуации.
- Деятельностный этап
На этом этапе решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.
Действия педагога:
-Организует совместную деятельность с детьми в соответствии с определившимся планом.
-Помогает детям и родителям в изготовлении игровых пособий, атрибутов, дидактических игр, пошиве костюмов Здоровячков для детей.
-Проводит наблюдения, беседы, разучивает с детьми песенки, загадки, подвижные игры из Книги сказок.
-Контролирует развитие проектной деятельности. Собирает рисунки детей, готовит фотовыставки: «Здоровый образ жизни», «Волшебство правильного дыхания», «Волшебство силы и самостоятельности», «Волшебство движения» и т.д.
-Участвует в совместном изготовлении стенгазеты: «В здоровом теле – здоровый дух», «Путешествие в страну Здоровья», «Поможем Фырке стать быстрым» и т.д.
-Помогает в организации деятельности (познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной).
Действия детей:
-Планируют деятельность при помощи педагога и определяют средства реализации проекта.
-Подбирают и изготавливают атрибуты для проекта (пластилиновые модели микробов, схемы физических упражнений).
-Участвуют в обследовании и самообследовании своего тела, в проблемных ситуациях, экспериментах, тестах.
-Принимают активное участие в выставке рисунков «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», придумывают загадки, совместные рассказы («Как помочь Фырке вылечиться от простуды», «Как помочь Фырке стать сильным, смелым и ловким»).
-Тренируют выносливость, равновесие, гибкость, силу дыхания.
-Готовятся к итоговому мероприятию «Здравиаде».
-Обмен опытом с детьми других групп (бодрящий массаж, упражнения на дыхание, веселые соревнования).
Действия членов семьи и социальных партнеров:
-Помогают в составлении рассказов о здоровом образе жизни, принимают активное участие в выставках и фотовыставках, беседах, обсуждениях. Изготавливают стенгазеты, атрибуты для оздоровительных мероприятий (дорожки-цветоножки здоровья, массажеры, рукавички для сухого обтирания, гантели из пластиковых бутылок, мешочки для метания).
-Оказывают помощь в пополнении развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Основной сюжетной линией всего сказочного материала является исцеление главного героя – Фырки. Фырка был заколдован в хлюпика и символизирует перечень реальных проблем, которые необходимо решать ребенку на пути к достижению здоровья. Кроме него есть еще здоровячок Здравик – идеал здоровья, символизирующий перечень реально достигнутых качеств здоровой личности, к которому должен стремиться ребенок. И семь юных учителей здоровья, каждый из которых обучает тренингу одной из ведущих функций или сфер деятельности организма ребенка. Юные учителя здоровья – собирательный образ учителей, которые обучают ребенка способам решения проблем, связанных со здоровьем, и способам формирования здоровой личности. Основные темы оздоровительных занятий ежегодно повторяются. При этом на каждой ступени обучения акцент делается на одну из функциональных сфер. Учитывая возрастные особенности детей, в средней группе (4-5 лет) проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне. Активная и ведущая роль принадлежит взрослому. Дети старшей группы (5-6 лет) самостоятельно находят проблему, способны выбрать средства для достижения результата. Накапливается определенный социальный опыт. У детей подготовительной группы (6-7 лет) присутствует высокий уровень интереса к творческому проектированию на базе интенсивного формирования всех сторон личности. Поэтому, начиная со старшей группы идет усложнение нового материала, вводятся эксперименты, исследования. В подготовительной к школе группе больше внимания уделяется самостоятельному решению проблем, поискам самостоятельных решений, основываясь на ранее полученных знаниях, умениях и навыках.
Основные темы занятий с детьми
Первая тема. «Веселые движения» (Октябрь). Здоровячок Огник, юный спортсмен, он учит движениям и способам достижения цели.
Цель | Оптимизировать двигательную активность ребенка, формировать у него двигательную мотивацию | |
Задачи | Знания | Знать семь двигательных качеств |
Качества | Улучшать показатели двигательной функции | |
Навыки | Имитировать движения животных Оценивать развитие двигательных качеств Ежедневно делать зарядку Заниматься гимнастикой |
Вторая тема. «Цветок здоровья» (Ноябрь). Здоровячок Орси, юный воспитатель. Она учит мальчиков и девочек играм на общение, проводит уроки воспитания.
Цель | Формировать у ребенка цельные представления о себе как о члене семьи | |
Задачи | Знания | Знать генеалогическое древо семьи Осознать свою половую принадлежность |
Качества | Любить своих родственников | |
Навыки | Уметь играть вместе Уметь защищать девочек (для мальчиков) Уметь создать уют (для девочек) |
Третья тема. «Волшебное зеркальце» (Декабрь). Здоровячок Яник, солнечный лучик, он учит образному и логическому мышлению.
Цель | Научить ребенка любить себя, свой организм и окружающих людей | |
Задачи | Знания | Знать, что от хороших или плохих слов зависит собственное здоровье и здоровье окружающих Знать основные части тела |
Качества | Иметь физиологическую, познавательную и социальную мотивацию здоровья Повышать самооценку | |
Навыки | Уметь проводить психологическую самодиагностику Изучать себя и свой организм Изучать окружающих людей Следить за своей речью, не произносить плохих слов Рисовать |
Четвертая тема. «Полезная еда» (Январь). Здоровячок Ростик, который знакомит с режимом дня, ритмом питания.
Цель | Научить ребенка осознанно подходить к питанию | |
Задачи | Знания | Знать, что часто рекламируют не самые полезные продукты Знать отличия полезных продуктов от вредных |
Качества | Улучшать функцию пищеварения | |
Навыки | Научиться противостоять телевизионной рекламе Освоить ритуал приема пищи Уметь готовить некоторые блюда |
Пятая тема. «Чудо-нос» (Февраль). Здоровячок Йоник обучает правильному дыханию.
Цель | Улучшить функции внешнего дыхания | |
Задачи | Знания | Знать, что дыхание – основа жизни Знать функции носа Знать, что сигаретный дым вреден для здоровья |
Качества | Улучшать основные показатели функции внешнего дыхания | |
Навыки | Освоить семь способов дыхательной гимнастики Освоить технику психологического дыхательного настроя Освоить дыхательные игры |
Шестая тема. «Вода и мыло». Здоровячок Капелия обучает правилам гигиены и закаливания.
Цель | Обучить ребенка способам профилактики инфекционных заболеваний и основным гигиеническим навыкам | |
Задачи | Знания | Знать о существовании микробов Знать о прямом и непрямом пути передачи инфекции |
Качества | Повышать иммунитет (снизить количество дней по простудным заболеваниям) | |
Навыки | Правильно мыть руки Уметь ухаживать за своей кожей Проводить закаливающие процедуры Владеть простейшими приемами самомассажа |
Седьмая тема. «Целебные звуки» (Апрель). Здоровячок Вита, фея музыки. Она учит правильной речи, пению, знакомит с музыкой.
Цель | Научить ребенка петь и хорошо говорить | |
Задачи | Знания | Знать основные звуки родного языка |
Качества | Чисто петь Иметь хорошее чувство ритма Иметь четкую дикцию Повышать эмоциональный тонус | |
Навыки | Уметь слушать звуки окружающей природы Уметь сочинять песни Проводить голосовую диагностику |
Пути реализации проекта
- Анкетирование среди детей, родителей, педагогов ДОУ.
- Беседы с детьми, родителями, педагогами ДОУ. Знакомство с проектом.
- Просмотры НОД с целью знакомства с опытом работы педагога.
- Рассматривание иллюстраций, чтение Книги здоровья М.Л. Лазарева.
- Разучивание стихов, пословиц и поговорок о здоровье.
- Рисование иллюстраций к прочитанным произведениям.
- Составление здоровых правил.
- Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, игры-драмматизации, проблемные ситуации, эксперименты, соревнования.
- Подвижные, дидактические игры развивающей направленности.
- Закаливающие и оздоровительные мероприятия: дорожки здоровья, дорожки-цветоножки, массажные коврики, сухое обтирание, обширное умывание прохладной водой, упражнения на сохранение правильной осанки.
- Бодрящая гимнастика после дневного сна, массаж, самомассаж, дыхательная, звуковая, пальчиковая гимнастика.
- Самооценка здоровья по М.Л. Лазареву.
- Тесты по М.Л. Лазареву (гибкость, дыхание, выносливость, равновесие).
Условия реализации проекта
- Методическое оснащение по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй!»
- Учебно-методические пособия.
- Книга сказок, развивающее пособие для детей дошкольного возраста.
- Книга песен для облегчения воспитателю поиска нужного музыкального материала. Диск с записью песен и музыки к программе.
Информационно-методическое обеспечение проекта
1. Издание методических рекомендаций из опыта работы для педагогов и родителей по внедрению Программы М.Л. Лазарева «Здравствуй!» в основную образовательную программу ДОУ.
2. Выступление на конференциях и семинарах, педсоветах (диссеминация, представление и обобщение опыта работы).
Изготовление игровых пособий
- «Цветные нотки здоровья»
- Цветная поляна»
- «Цветная дорожка»
- Куклы-Здоровячки для оздоровительных занятий с детьми
- Костюмы Здоровячков для детей
- Дорожка-цветоножка для профилактики плоскостопия
- Цветные камушки
Взаимодействие с родителями
- Совместное проведение Здравиад.
- Проведение семейных игр здоровья.
- Приготовление оздоровительных пособий из подручного природного и искусственного материала.
- Проведение семейной недели здоровья.
- Поддержание оздоровительной деятельности ребенка в семье.
Заключительный этап. (Анализ результатов проекта).
Продукты проектной деятельности:
-Тематический план проекта «Человек и здоровье».
-Анкета для родителей.
-Фотогазеты: «Мы со спортом дружим», «Вместе с папой, вместе с мамой», «В здоровом теле – здоровый дух», «Физкультура - для всех!»,
-Фотовыставка из занятий и физкультурных развлечений.
-Презентация по деятельности данного проекта.
-Проведение «Здравиады». Обсуждаются результаты проектной деятельности, выясняются причины успехов и неудач. Награждаются все участники проекта.
-Участие в совместном досуге: «Мы за здоровый образ жизни!»
-Участие в совместном выпуске стенгазеты: «Верные друзья нашего здоровья».
Вывод:
Проект способствует формированию представлений и знаний о здоровье человека, о здоровом образе жизни, формированию практических умений и навыков по укреплению личного здоровья, развитию физических и познавательных способностей. К январю старшей группы дети научились бережно относиться к собственному здоровью и здоровью других людей, применять полученные знания в повседневной жизни.
Внедрение данного проекта в педагогическую деятельность, позволяет сделать следующие выводы:
Данный проект успешно реализуется в сочетании с основной образовательной программой в детском саду, и мы можем уже сейчас говорить о высоких результатах детей:
1. Снижение заболеваемости.
2. Формирование представлений о здоровом образе жизни.
3. Повышение мотивации детей к здоровому образу жизни.
4. Повышение уровня физической подготовленности.
При сравнении результата работы с целями, поставленными при реализации проекта, можно сказать, что у детей удалось создать условия для формирования привычки к здоровому образу жизни, на основе овладения системой познавательных умений и навыков, удалось создать условия для мотивации здоровья. (Дети могут и хотят быть здоровыми).
Воспитанники научились бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих. Чтобы быть здоровым, нужно не только заниматься физическими упражнениями, спортом, делать гимнастику, закаляться, но и соблюдать правила гигиены, режим дня, правильно питаться и заботиться о своем теле.
Доказательством эффективности предложенного проекта взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников служит положительная динамика показателей физического развития, повышение степени резистентности по кратности к простудным заболеваниям, а так же значительное улучшение социального самочувствия детей.
Вывод: Вся система работы предполагает формирование основ здорового образа жизни дошкольников, обеспечивает высокий уровень реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры, т.е. совокупность осознанного отношения к здоровью ребенка, знаний о здоровье и умений оберегать, сохранять и поддерживать его.
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) является документом, на основании которого дошкольные образовательные учреждения Российск...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76 » образовательная область «Музыка» на период 2017-2018 учебный год музыкального руководителя Закировой Венеры Мидхатовны
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС, Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155, Концепцией СанПиН от 30.07.2013г.)...
Проект. Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие».
Проект.Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие». Актуально...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования МБОУ «Начальная школа №15» Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Раздел «Музыка»
Рабочая программапо реализации основной образовательной программы дошкольного образованияМБОУ «Начальная школа №15»Образовательная область«Художественно – эстетическое развитие...
Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...
"Игротека здоровья".Оздоровительно – развивающие игры и игровые упражнения по основным темам программы М. Л. Лазарева «Здравствуй!»
quot;Игротека здоровья". Оздоровительно – развивающие игры и игровые упражнения по основным темам программы М. Л. Лазарева «Здравствуй!»...