Своеобразие восприятия детьми дошкольного возраста предметов декоративно-прикладного искусства.
статья по рисованию
Декоративно-прикладное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Именно поэтому оно близко его восприятию, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, художник избегает лишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fomina_t.v.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Своеобразие восприятия детьми дошкольного возраста предметов декоративно-прикладного искусства.
Фомина Татьяна Викторовна
МБДОУ «Детский сад №136» г.о.Самара
Воспитатель
Декоративно-прикладное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Именно поэтому оно близко его восприятию, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, художник избегает лишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.
Дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества. При выборе они отдают предпочтение тем образцам, которые отличаются образной художественной выразительностью и красивой фактурой, отклоняют натуралистичность в трактовке животных, растений или цветов. Из керамических изделий они выбирают, как правило, образцы, отмеченные фантастичностью образов: причудливые сосуды в виде птиц (Скопинская керамика Рязанской области), скульптурные изображения коней, птиц и животных (в дымковской, каргопольской или филимоновской глиняной расписной игрушке), простые формы гончарной посуды. Остаются равнодушными к вычурным стилизованным формам керамики.
Яркое впечатление производят на детей красочные кистевые росписи по дереву в произведениях народных мастеров городецкой и хохломской росписи, узоры из цветов, растений и птиц на северных прялках, насыщенные по цвету декоративные жостовские подносы, семеновская расписная матрешка. Из произведений народного прикладного искусства, где основу образной художественной выразительности составляет графическое решение, дети с интересом рассматривают резьбу на пряничных досках, на которых можно видеть и сказочную птицу, и выразительных по пластике рыб с причудливыми хвостами. Веселые улыбки и симпатию вызывают у детей изделия богородских резчиков: медведи, которые могут и дома строить, и на велосипедах кататься, птицы и олени.
Дети очень эмоционально и непосредственно проявляют свое отношение к декоративности, выразительности образов, красоте фактуры материалов произведений прикладного искусства, отвергая, как правило, натуралистичные и перегруженные декором образцы. Однако некоторые из них предпочитают натуралистично решенные образцы. Их выбор объясняется часто не эстетическими показателями восприятия, а скорее, реалистичным отношением ребенка к жизни, когда свою симпатию к знакомому и любимому образу животного («Я люблю оленей», «Люблю курочку», «Лошадку люблю больше») ребенок непосредственно переносит и на изображение этого животного в коврике, скульптуре, что заслоняет при этом объективные художественные стороны произведения (цвет, ритм, фактуру материала и т.д.).
Одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества исследователи считают взаимосвязь народной музыки, декоративно-прикладного искусства, художественного слова и изобразительной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством на занятиях по рисованию"
Выпускная квалификационная работа....
Творческий проект эстетического содержания «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (гжельская, хохломская росписи)
Творческий проект эстетического содержания с детьми старшего дошкольного возраста, направленный на развитие художественного творчества средствами ДПИ. Цель данного проекта: формирование у детей ...
Обучение детей дошкольного возраста основам декоративно-прикладного искусства.
Значение данного обучения. Содержание работы по этому направлению....
Реализация принципов комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с декоративно – прикладным искусством (из опыта работы).
Реализация принципов комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с декоративно – прикладным и...
Приобщение к народной культуре детей младшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.
Вопрос приобщения детей к народному искусству остается актуальным и в наше время. На сегодняшний день очень важно, чтобы дети не только создавали произведения народного искусства, но и знали о его про...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством декоративно - прикладного искусства
Выступление из опыта работы...
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
Выявление возможностей использования декоративного рисования в формировании представлений у детей старшего дошкольного возраста о декоративно-прикладном искусстве....