Обучение детей дошкольного возраста основам декоративно-прикладного искусства.
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей. Как быть нам, педагогам, чтобы этого не произошло? Может быть оградить наших детей от сложностей окружающего мира, создать для них свою мягкую среду. Или наоборот, «пусть слышат и видят всё, что происходит вокруг, авось да и закаляться»? Я думаю, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т.е. воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Говорят, если есть доброта, чуткость, добропорядочность, значит человек состоялся. Вопрос о том, как, какими методами воспитывать в них нравственность. Было решено познакомить детей с русскими народными традициями, чтобы воспитывать на материале истории нашего народа. А для этого нет лучше пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством мы предлагаем через разные виды деятельности. 1. Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал. С помощью их можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, народная игрушка – матрёшка), придумывать сказки. 2. Изделия народных мастеров воспитывают у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, т.к. декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. 3. Изобразительная деятельность. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнаменты. 4. Математика. В узорах декоративных росписей, характерных для народных промыслов, соблюдается определённый ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, четность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений. 5. Музыка. Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными традициями, праздниками, народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников. Таким образом, задачи, поставленные нами были, основаны на интеграции различных видов деятельности: художественно – речевой, игровой, изобразительной, театрализованной, в основе которой лежит ознакомление с народным искусством. Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства при условии их тесной взаимосвязи и между собой, и с классическим искусством.
В своей работе я выделила два направления: - Ознакомление детей с видами народного декоративно-прикладного искусства. Формирование детского декоративного творчества.
- Работа с родителями.
Главными задачами работы с детьми являются: 1 Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с народными традициями: (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно- прикладное искусство). 2. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского декоративно-прикладного искусства. 3. Формировать обобщенные знания и умения: - Умение различать стили известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и другой. - Освоение детьми элементов, колорита, композиции. - Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии. 4. Развивать художественно-творческие способности в процессе воспитания произведений декоративного искусства и детской деятельности. Условиями для наиболее эффективного решения задач явились: - Комплексный подход к организации занятий - Знания истории народных промыслов России - Тематическое построение материала. - Выбор изобразительного материала детьми Изучив методическую литературу: Л. Д. Рондели «Народное декоративно-прикладное искусство», «Художественное творчество в детском саду» под редакцией А. А. Ветлугиной, «Декоративное искусство детям» Г. Н. Пантелеева, Ю. В. Максимова, Л. В. Пантелеева, «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» О. А. Скоролуповой, «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях» О. В. Корчиковой нами были предложены следующие этапы работы:
Подготовительный. Цель: а) Углубление знаний детей по теме будущей работы через проведение бесед, экскурсий. б) Формирование ярких художественных образов у детей через рассматривание иллюстраций, репродукции, экспонатов, альбомов, книг.
Основной. Цель: а) предоставление детям возможности воплотить полученные знания при выполнении работ б) создание условий для творческого взаимодействия Мы использовали следующие формы организации работы с детьми. 1. Целевые прогулки и экскурсии в музеи и выставочные залы Народных промыслов. 2. Свободная деятельность (разучивание песен, стихов, потешек, чтение сказок по теме: «Народное декоративно – прикладное искусство».) 3. Оформление коллекций по теме «Декоративно- прикладное искусство». 4. Организация конкурсов и выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей. 5. Проведение викторин с детьми по декоративно – прикладному искусству.
Диагностический (по Т. Комаровой). В ходе занятий использовались следующие методические приёмы: игровой приём (внесение игрушки, создание сюжета); создание проблемной ситуации; проблемные вопросы; работа в паре, коллективная работа, работа подгруппами; организация самой работы: стоя, сидя за столами, на полу; положительная оценка детских работ; связь рассматривания изделий народных мастеров с последующим составлением узоров; сравнение двух элементов узора; использование движения руки в воздухе; упражнение в начале занятия; использование фланелеграфа; называние элементов узора, действия при его воспроизведении; взаимосвязь видов деятельности: рисования, лепки, аппликации; использование разных видов оценок: приз, сюрприз, словесная оценка, аплодисменты; неторопливый темп занятия, предоставление ребёнку для обдумывания ответа; активности детей содействуют правильное ведение диалога (вопрос задаётся всем; отвечающему дается указание говорить громко, ясно, чётко; осуществляется индивидуальный подход к детям с низким уровнем развития речи; контролю за речью отвечающего привлекаются все, дополнение ответов); оценочные вопросы (Что тебе нравится?); косвенные приёмы: напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.
По каждому виду росписи проводилась работа согласно такой последовательности: 1. Экскурсии в музеи и выставки народным промыслов. Знакомство с данным видом декоративно-прикладного искусства (материал, фактура, орнамент, узор). 2. Рассказы, беседы, рассматривание иллюстраций об истории промысла. 3. Оформление полки красоты (один предмет, например, дымковский конь), несколько предметов одного народного промысла (дымковские игрушки или хохломская посуда, и т.д.), сравнение двух трех видов народных промыслов, выставка детских работ). 4. Занятия по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства. 5. Интегрированные занятия по лепке, декоративному рисованию, аппликации. 6. Организация «мини – музея» в группе (предметы народного промысла). 7. Использование дидактических игр по разным видам росписи: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора». 8. Самостоятельная художественная деятельность детей в уголке рисования (использование трафаретов, нетрадиционных изобретаемых материалов). Для более успешной реализации поставленных задач нами был разработан перспективный план занятий по ознакомлению детей с народными промыслами.
Младшая группа 1. Знакомство с народной игрушкой – матрёшкой. 2. Ознакомление с росписью по мотивам дымковской игрушки.
Средняя группа 1. Продолжать знакомство с народной игрушкой – матрёшкой. 2. Знакомство с дымковской игрушкой (освоение отдельных элементов, составление композиций). 3. Освоение детьми основных приёмов и элементов Хохломы. Занятия. 1. Знакомство с народной игрушкой – матрёшкой: (Беседа «Русская народная игрушка - матрёшка», «Украсим фартук для Матрешки» (рисование), «Узор для платка матрёшки» (рисование)). 2. Знакомство с дымковской игрушкой: (Беседа «Дымковская игрушка» (рассказ об истории промысла), «Нарядная юбка барыни» (рисование), «Дымковские кони» (рисование), «Дымковское ателье» (рисование), «Уточка» (лепка – пластилин), «Петушок» (лепка – глина), «Барыня – водоноска» (рисование – трафарет)). 3. Освоение детьми основных приёмов и элементов Хохломы («Украсим теремок для зверей», «Расписание шарфиков для козлят», «Узор на круге», «Узор на квадрате», «Узор на полоске»).
Старшая группа: 1. Научить рисовать более сложные элементы хохломского узора, составлять самостоятельно композиций. 2. Продолжать работу по освоению элементов дымки, составление композиций, роспись силуэтов с наложением цвета на цвет. 3. Познакомить детей с новым видом народно-декоративно-прикладного искусства – «Городецкая роспись» (показать общие образы, характерное отличие). Занятия. 1. Освоение элементов Хохломы, составление композиций: беседа «Золотая Хохлома» (рассказ об истории промысла, особенностях хохломской росписи), «Роспись вазы хохломским узором», «Ложка для Жихарки», «Золотой ключик», «Тарелочки для трёх медведей», «Роспись доски», «Ярмарка». 2. Переход к рисованию более сложных композиций дымковского узора: беседа «Вятские мастерицы», «Хвост индюка» (из бросового материала), «Конь» (лепка) из пластилина (роспись), «Индюк» (из бросового материала), «Олень - золотые рога» объёмная аппликация, «Свинка - копилка» (из глины) роспись. 3. Знакомство с новым видом народного декоративно-прикладного искусства: «Городецкая роспись», беседа «В гостях у городецких мастеров», «Роспись доски городецким узором», «Кружка, украшенная цветочной гирляндой», «Городецкий петушок», «Узор на полосе из бутонов и листьев».
Подготовительная группа: 1. Познакомить с историей возникновения народного искусства с первобытных времён. 2. Дать знания об образе птицы как знаке, символе в прикладном искусстве. 3. Познакомить с новым видом народного декоративно - прикладного искусства «Жостовская роспись». 4. Знакомство детей с русским народным промыслом - «Гжельская керамика». Занятия. - Рассказ о Жостовском промысле. - Роспись подноса овальной формы на тему «Фрукты». - «Роспись подноса круглой формы» (старая пластинка, цветы из открыток). - «Роспись подноса прямоугольной формы» (картон, цветы из пластилина). - «Сине-голубое чудо Гжели» (рассказ об истории Гжельского промысла). - Сочинение сказки о гжельской розе. Известно, что любая воспитательная работа с детьми будет малоуспешной без поддержки родителей. Для этого были использованы следующие формы работы: Формы работы | Содержание работы | Сроки проведения | 1 Направление | Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: | 1 раз в квартал | а) анкетирование и опросы. |
|
| | * Анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей. |
|
| * Опрос "Мой ребёнок и его индивидуальные особенности". |
| б) создание предметной среды | * Организация "Мини-музея" (предметы народного быта). | в течение года |
| * подбор предметов декоративно-прикладного искусства, альбомов, художественной литературы. |
|
| * сбор бросового материала. |
| 2 Направление | Участие родителей в совместных групповых занятиях. | 2 раза в год | а) участие в педпроцессе |
|
| б) дни открытых дверей | Наблюдение родителей за детьми, воспитателем. |
| в) совместная деятельность детей, родителей и педагогов | 1) Коллективное посещение музеев: | в течение года | | * музей Васнецовых; | 2 раза в год |
| * Краеведческий музей; |
|
| * музей народных промыслов. |
|
| 2) Семейные проекты: |
|
| "Народные промыслы нашего края". |
|
| "Народная игрушка в жизни моего ребёнка" (в судьбе). |
|
| 3) Встречи с интересными людьми. | 2 раза в год |
| 4) Участие в организации выставок семейного воспитания. | |
| * Композиция выставок на тему "Весна", | 1 раз в квартал |
| "Осень" (по мотивам росписи "Хохлома") | |
| * "Прошлое и настоящее предметов быта". |
|
| 5) Создание книги-самоделки сказок по мотивам народных промыслов. |
|
| 6) Изготовление энциклопедии "Мастера Земли русской". |
| 3 Направление | 1) Заседание круглого стола Патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству. | | а) Педагогическое просвещение родителей |
|
| |
|
|
| 2) Тематические выставки: |
|
| * "Дымковская игрушка"; |
|
| * "Золотая хохлома"; | в течение года |
| * "Жостовские подносы"; | |
| * "Голубая Гжель"; |
|
| * "Городецкие узоры". |
|
| 3) Памятки для родителей: | 1 раз в год |
| * 10 заповедей родителям по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. | |
| 4) Реклама книг, статей из газет, журналов | в течение года |
| на тему "Патриотическое воспитание через основу декоративно-прикладного искусства". | |
| 5) Консультирование | 1 раз в квартал |
| * Как приучить детей охранять природу. | |
| * Большое искусство маленьким. |
|
| * В музей вместе с ребёнком. |
|
| 6) Тематические родительские собрания. | 1 раз в квартал |
| * Воспитание патриота в семье; | |
| * Досуг с ребёнком на природе; |
|
| * Воспитание будущего гражданина. |
|
| 7) Выставки работ, выполненных детьми и |
|
| родителями из папы - маме. |
|
| * Семейные викторины. | в течение года |
| * Кто лучше знает росписи. | |
| * Знатоки декоративно - прикладного искусства. |
|
| 8) Конкурс на лучшую обложку для названия книги сказок. | в течение года |
| * Помощь в организации праздников и развлечений. | 2 раза в год |
| * Ярмарка. | |
| * Праздника свистуньи (с использование поделок и работ выполненных детьми). |
|
Благодаря совместной с родителями организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством уровень их творческих способностей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. |
|