Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию " Гжель. Сине-голубое чудо"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД "Гжель. Сине-голубое чудо" | 37.5 КБ |
Презентация к НОД "Гжель. Сине-голубое чудо" | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Художественно-эстетическое развитие.
Художественое творчество.
Продуктивная деятельность
Декоративно-прикладное искусство
« Гжель. Сине-голубое чудо»
Выполнила:
воспитатель Круглова Л.Г.
Санкт-Петербург
2019
Задачи:
1. Продолжать знакомить с гжельскими изделиями.
2. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла (детали узора, колорит росписи).
3. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи.
4. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.
5. Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию.
Интергация Образовательных областей:
1.Познавательное развитие
2.Художественно-эстетическое
3.Социально-коммуникативное.
Предварительная работа:
Беседа-рассказ «Сине-голубое чудо Гжели»;
Просмотр презентации «Чудо Гжели»;
Рассматривание гжельской посуды, тематического альбома «Гжель»;
Дидактические игры «Собери гжельскую розу», «Собери посуду» (разрезные картинки);
Чтение легенды «Откуда в Гжели синий цвет».
Методы и приемы:
Наглядный, прием жеста руки, словесный, репродуктивный, практический.
Материал и оборудование: выставка гжельской посуды, иллюстрации с изображением гжельских изделий, таблицы с элементами гжельской росписи, шаблоны посуды, гуашь, кисти, стаканчики с водой.
- Ход занятия: Дети входят в группу.
- Ребята, посмотрите какая у нас выставка красивой посуды. Какую посуду вы здесь видите? (чашки, большие блюда, вазы для фруктов, чайники, сахарницы, молочники).
- Вся посуда разная. Но есть в ней и что-то общее. Что? (Ответы детей).
- Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, который расположен на белом фоне. А как называется эта посуда? (Гжельская посуда).
- Почему ее так называют? (Ответы детей).
Фарфоровые чайники, Подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе . Её названье – ГЖЕЛЬ! (П. Синявский) - Из какого материала изготавливают гжельскую посуду? (Из белой глины).- Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками. Откуда взялся этот цвет? (Дети вспоминают легенду «Откуда в Гжели синий цвет»).
- Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. Какие узоры встречаются на этих изделиях? (Дети называют элементы гжельской росписи: бордюры, капельки, точки и прямые линии, завитки).
- А как называют этот цветок? (Гжельская роза). Еще, гжельскую розу называют «агашка». Знаете почему? Многих работниц в ту пору звали именем
- Агафья — оно было очень модным и распространенным, — отсюда-то и пошло название «агашка». В городе Гжель до сих работают внуки и правнуки известных мастеров, которые продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду, известную на весь мир. Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали? (Ответы детей).
- Сегодня вы будете гжельскими мастерами, которые будут расписывать посуду. Выберите себе изделие, которое вам хочется расписать. (Дети выбирают шаблоны посуды).
- Давайте вспомним правила рисования краской: Кисть нужно держать тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным, за «рубашечку»(железный наконечник, не сжимая сильно пальцами. Смачивая кисть в воде, отжимать лишнюю воду о край баночки. Для того чтобы нарисовать тонкую линию, кисть держат наконечником вверх и касаются бумаги ее концом. Каждую линию при рисовании и при закрашивании проводят только один раз.
- Прежде чем вы приступите к работе, сделаем разминку с кисточкой:
Держим кисточку вот так: (рука на локте, кисточку держим тремя пальцами выше ее металлической части)
Это трудно? Нет, пустяк!
Вправо-влево, вверх и вниз (водим кисточкой в левую и в правую сторону, затем вверх и вниз).
Побежала наша кисть. (движения убыстряются)
А потом, а потом (держим кисточку вертикально)
Кисточка бежит кругом. (вращаем кисточкой по кругу)
Закрутилась, как волчок.
За тычком идет тычок! (выполняют тычки без краски на листе).
- Можете приступать к работе. Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. (Дети самостоятельно работают под музыку. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора).
Итог занятия:
- О каком промысле мы сегодня беседовали? (ответы детей)
- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?
- Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История Гжели и ее истоки Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься сельским хозяйством. Однако,все впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различный гончарных изделий. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Первые изделия гончаров этой местности известны еще с 1320 года . Постепенно , оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными, а отдельные мастерские объединились в большие производства . Существует мнение о том, что по началу этот народный промысел называли « жгель », а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель». Само же название села означало «жечь».
Особенности промысла и разнообразие форм Основной особенностью гжели является узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок, представляющий сложный растительный орнамент. Благодаря контрасту кобальтовой краски и белого фона, создается неповторимая яркость цвета, которая неизменно притягивает взгляд и заставляет восхищаться работой мастера снова и снова . Кроме того, рисунок наносится под глазурь и только потом изделие обжигают. Кобальт — одна из немногих красок, которая выдерживает температуру печи в 1300 градусов . Отличием гжели от других народных промыслов, позволяющее с уверенностью называть ее уникальной, самобытной, неповторимой и оригинальной частью русского художественного творчества является необычность росписи и, конечно, ручная работа.
Фарфоровые чайники, Подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по художественно-эстетической деятельности "Сказочная гжель"
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие основ художественной культуры через народное декоративное - прикладное творчество. Задачи:Образовательные:·...
Конспект НООД по «Художественно-эстетическому творчеству» «Чудо на фарфоре, синяя капель-это называется просто роспись гжель» - пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники «граттаж» Тема: «Гжель»
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники «граттаж» Тема: «Гжель»Цель: Приобщение детей к истокам народно- прикладного...
Конспект ОД по художественно - эстетическому развитию для детей старшей группы Тема: «Голубое чудо Гжели»
Цель: формировать умение составлять узоры по мотивам гжельской росписи, пробуждать интерес к народному творчеству. Программное содержание: Расширять и закреплять представления детей о...
конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом
Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...
Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник»
Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник». Цель: формирование у детей умения создавать изображения пре...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Тема: Роспись тарелочки. Гжель. Старшая группа. МДОУ "Детский сад №98 "Сказка",г.Петрозаводск.Воспитатель: Анфимова Е.И.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Тема: Роспись тарелочки. Гжель....