Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию " Гжель. Сине-голубое чудо"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Круглова Лариса Георгиевна
     Народные традиции играют важную роль в  процессе  воспитания ребенка. Ведь именно в народных традициях накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы. Необходимо воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду , патриотическую гордость за Россию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  

                               Конспект  НОД

   Художественно-эстетическое развитие.                                            

           Художественое творчество.

           Продуктивная деятельность

Декоративно-прикладное   искусство

        « Гжель. Сине-голубое чудо»  

                       

                                                                                     Выполнила:

                                                                                      воспитатель  Круглова Л.Г.

                                     Санкт-Петербург

                                              2019

Задачи:

1. Продолжать знакомить с гжельскими изделиями.

2. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла (детали узора, колорит росписи).

3. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи.

4. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

5. Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию.

Интергация  Образовательных областей:

1.Познавательное развитие

2.Художественно-эстетическое

3.Социально-коммуникативное.

Предварительная работа:

Беседа-рассказ «Сине-голубое чудо Гжели»;

Просмотр презентации «Чудо Гжели»;

Рассматривание гжельской посуды, тематического альбома «Гжель»;

Дидактические игры «Собери гжельскую розу»«Собери посуду» (разрезные картинки);

Чтение легенды «Откуда в Гжели синий цвет».

Методы и приемы:

Наглядный, прием жеста руки, словесный, репродуктивный, практический.

Материал и оборудование: выставка гжельской посуды, иллюстрации с изображением гжельских изделий, таблицы с элементами гжельской росписи, шаблоны посуды, гуашь, кисти, стаканчики с водой.

  1. Ход занятия: Дети входят в группу.
  • Ребята, посмотрите какая у нас выставка красивой посуды. Какую посуду вы здесь видите? (чашки, большие блюда, вазы для фруктов, чайники, сахарницы, молочники).

- Вся посуда разная. Но есть в ней и что-то общее. Что? (Ответы детей).

- Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, который расположен на белом фоне. А как называется эта посуда? (Гжельская посуда).

- Почему ее так называют? (Ответы детей).

Фарфоровые чайники, Подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе . Её названье – ГЖЕЛЬ!    (П. Синявский)                       - Из какого материала изготавливают гжельскую посуду(Из белой глины).- Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками. Откуда взялся этот цвет? (Дети вспоминают легенду «Откуда в Гжели синий цвет»).

- Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. Какие узоры встречаются на этих изделиях? (Дети называют элементы гжельской росписи: бордюры, капельки, точки и прямые линии, завитки).

  • А как называют этот цветок? (Гжельская роза). Еще, гжельскую розу называют «агашка». Знаете почему? Многих работниц в ту пору звали именем
  •  Агафья — оно было очень модным и распространенным, — отсюда-то и пошло название «агашка». В городе Гжель до сих работают внуки и правнуки известных мастеров, которые продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду, известную на весь мир. Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали? (Ответы детей).

  • Сегодня вы будете гжельскими мастерами, которые будут расписывать посуду. Выберите себе изделие, которое вам хочется расписать. (Дети выбирают шаблоны посуды).

- Давайте вспомним правила рисования краской: Кисть нужно держать тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным, за «рубашечку»(железный наконечник, не сжимая сильно пальцами. Смачивая кисть в воде, отжимать лишнюю воду о край баночки. Для того чтобы нарисовать тонкую линию, кисть держат наконечником вверх и касаются бумаги ее концом. Каждую линию при рисовании и при закрашивании проводят только один раз.

- Прежде чем вы приступите к работе, сделаем разминку с кисточкой:

Держим кисточку вот так: (рука на локте, кисточку держим тремя пальцами выше ее металлической части)

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз (водим кисточкой в левую и в правую сторону, затем вверх и вниз).

Побежала наша кисть. (движения убыстряются)

А потом, а потом (держим кисточку вертикально)

Кисточка бежит кругом. (вращаем кисточкой по кругу)

Закрутилась, как волчок.

За тычком идет тычок! (выполняют тычки без краски на листе).

  • Можете приступать к работе. Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. (Дети самостоятельно работают под музыку. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора).

Итог занятия:

- О каком промысле мы сегодня беседовали? (ответы детей)

- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?

- Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Декоративно-прикладное искусство Гжель Выполнила: воспитатель Круглова Л.Г.

Слайд 2

История Гжели и ее истоки Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься сельским хозяйством. Однако,все впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различный гончарных изделий. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Первые изделия гончаров этой местности известны еще с 1320 года . Постепенно , оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными, а отдельные мастерские объединились в большие производства . Существует мнение о том, что по началу этот народный промысел называли « жгель », а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель». Само же название села означало «жечь».

Слайд 3

Особенности промысла и разнообразие форм Основной особенностью гжели является узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок, представляющий сложный растительный орнамент. Благодаря контрасту кобальтовой краски и белого фона, создается неповторимая яркость цвета, которая неизменно притягивает взгляд и заставляет восхищаться работой мастера снова и снова . Кроме того, рисунок наносится под глазурь и только потом изделие обжигают. Кобальт — одна из немногих красок, которая выдерживает температуру печи в 1300 градусов . Отличием гжели от других народных промыслов, позволяющее с уверенностью называть ее уникальной, самобытной, неповторимой и оригинальной частью русского художественного творчества является необычность росписи и, конечно, ручная работа.

Слайд 4

Фарфоровые чайники, Подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно-эстетической деятельности "Сказочная гжель"

Цель: Приобщение детей к истокам  русской народной культуры, развитие основ художественной культуры через народное декоративное - прикладное творчество. Задачи:Образовательные:·...

Конспект НООД по «Художественно-эстетическому творчеству» «Чудо на фарфоре, синяя капель-это называется просто роспись гжель» - пластилинография.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники «граттаж» Тема: «Гжель»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники «граттаж»  Тема: «Гжель»Цель: Приобщение детей к истокам народно- прикладного...

Конспект ОД по художественно - эстетическому развитию для детей старшей группы Тема: «Голубое чудо Гжели»

Цель: формировать умение составлять узоры по мотивам гжельской росписи, пробуждать интерес к народному творчеству. Программное содержание:  Расширять и закреплять представления детей о...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник»

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник». Цель: формирование у детей умения создавать изображения пре...