Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники «граттаж» Тема: «Гжель»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники «граттаж» Тема: «Гжель»
Цель: Приобщение детей к истокам народно- прикладного искусства России.
Задачи: Образовательные:продолжать знакомство с Гжельской росписью,учить изображать элементы росписи при помощи нетрадиционной техники «граттаж»; Развивающие:развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте,развивать интерес к народному творчеству,развивать речь детей, мелкую моторику рук; Воспитательные: Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам, любовь к Родине, её истории и культуре, воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к мастерам народного творчества. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Предварительная работа: беседы с детьми о декоративном прикладном искусстве, рассматривание альбомов по народному искусству, декоративное рисование на тему гжельской росписи.
Материалы: листы тонированной бумаги в технике«граттаж», зубочистки, простые граф.карандаши, салфетки для рук, презентация к занятию «Гжель»
Словарная работа: граттаж, гжель
Ход НОД:
1 часть: Чтение стихотворения И. Кадухина «Гжель»
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
животные и птицы не виданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
известно всем в народе её названье – ГЖЕЛЬ!
- Ребята, посмотрите какая у нас необычная выставка посуды. Какую посуду вы здесь видите? (чашки, большие блюда, вазы для фруктов, чайники, сахарницы, молочники).
- Вся посуда разная. Но есть в ней и что-то общее. Что? (Ответы детей).
- Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, который расположен на белом фоне.
-Это посуда расписана гжельским узором.
– Как вы думаете, как нужно обращаться с изделиями Гжели? Почему? (Аккуратно, бережно, чтобы не уронить, не разбить; следить за их чистотой – чтобы они долго дарили свою необыкновенною красоту).
– Гжельские узоры приятно рассматривать. И теперь гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье и даже в интерьере. (Показывать детям изделия). Посмотрите как красиво!
2 часть: А сейчас я хочу напомнить вам, откуда взялась гжельская роспись, почему она так называется? Ребята вы любите сказку? Тогда я предлагаю вам послушать и посмотреть замечательную сказку-быль. Закрыли глазки, представьте, что вы попали в мир удивительных творений народных умельцев. Глазки открываются, сказка начинается.
Садитесь поудобнее и послушайте. Давным -давно, недалеко от Москвы, средь полей и лесов, стоял городок Гжель и жили -были там умные, красивые и умелые мастера на все руки. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить.
Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину белую-белую и решили лепить из неё посуду разную, да такую, что свет не видывал Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов, завитушек.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Давайте с вами вспомним все приметы гжельской росписи? Молодцы.
Воспитатель:
А теперь я приглашаю вас в творческую мастерскую!
– Но к работе могут приступить только настоящие мастера, а для этого нам нужно размяться.
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, (Надуть живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (Другая изогнута, как носик
Вот фарфоровые чашки,
(Приседать, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружиться, рисуя руками круг.)
Только стукни - разобьются.
Вот расписные ложки,
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принёс. (Сделать большой круг).
Дети, сегодня вы познакомитесь с новым способом рисования. Называется такой способ «граттаж».
Граттаж - это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом, для такого рисования нужно сначала подготовить основу - натереть лист бумаги свечой, а сверху нанести слой смеси из туши и жидкого мыла. Такие готовые основы(тарелочки) лежат у вас на столах.. Осталось заостренной палочкой процарапать задуманный рисунок. Придется приложить некоторые усилия, чтобы процарапать рисунок. Сейчас я объясню вам, что нужно сделать. Посмотрите ребята на эту тарелку, это я сделала как образец. Какая это роспись? Гжель. Правильно, я буду показывать, объясню с чего нужно начать. А начинаем мы с ободка или по -другому с бордюра. Я беру зубочистку и провожу линию по контуру тарелочки. Можно провести прямую линию, а можно волнистую. Я проведу волнистую, мне так больше нравится, а внизу сделаю бордюр точками. Повторите это за мной. Сделали. Дальше, где у нас расположен цветок? В середине. Из каких элементов состоит цветок? (серединка и лепестки). На что похожи лепестки цветка? Теперь находим с вами центр и ставим точку, это будет серединка нашего цветка. Выцарапываем кружок. А после намечаем лепестки. Они выглядят в форме капелек. Тоненькими линиями можно украсить, между лепестками.
Ребята вам нравится свои работы? Мне нравятся. Вы большие молодцы!
3 часть: Воспитатель:
- Спасибо, мастера, за ваше старание.
Давайте подведем итоги нашей работы:
- О каком промысле мы сегодня беседовали? (ответы детей)
- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?
-В какой технике мы изображали гжельскую роспись на тарелочке?
- Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественному эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники аппликации
Аппликация "Семиточная коровка"...
Статья: Развитие художественно – эстетический способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.
Опыт педагога по теме: « художественно – эстетический развитие детей дошкольного возраста» Статья: Развитие художественно – эстетический способностей детей через использование нетрадиционных техник...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Березка»
Развитие у детей художественно-творческих способностей через использование нетрадиционной техникой рисования - батик....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования в первой младшей группе "Падающий снег".
Данная публикация предназначена воспитателям, работающим в группах раннего возраста. В конспекте представлен материал по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования-ватн...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (с использованием нетрадиционной техники аппликации: торцевание) "Синичка и снегирь"
Конспект занятия по аппликации на тему Синичка и снегирь"с использованием техники торцевание...
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования и взаимодействие с развитием речи
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования и взаимодействие с развитием речи ...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми 5-6 лет по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином (пластилинография). Тема "Сказочная рыбка".
Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в рисовании пластилином более или менее выпуклых по объему (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности....