Конспект ОOД по художественно-эстетическому развитию в средней группе на тему: «Масмак».
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)
Познакомить детей с элементами чувашской вышивки на головной повязке «Масмак».
Дать знания, представления о чувашской головной повязке «масмак»;
Составлять несложные узоры из геометрических фигур, путём украшения повязки «масмак».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_masmak.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОOД по художественно-эстетическому развитию в средней группе на тему: «Масмак».
Цель:
Познакомить детей с элементами чувашской вышивки на головной повязке «Масмак».
Задачи:
Дать знания, представления о чувашской головной повязке «масмак»;
Составлять несложные узоры из геометрических фигур, путём украшения повязки «масмак».
Закреплять знания цветов.
Воспитывать аккуратность в работе: ставить кисточку на подставку, промокать лишную воду салфеткой, пользоваться красками.
Воспитывать уважение к национальным обычаям, традициям, добрые уважительные отношения к людям труда, интерес к изделиям чувашских мастериц-вышивальщиц.
Материал: фотографии, рисунки с изображением «масмак»,
вышитые чувашским орнаментом салфетки, иллюстрации с изображением женщин в чувашском национальном костюме; полоски разноцветной бумаги 10х25 см. красного цвета ,кисть, краски гуашь, салфетки.
Индивидуальная работа: закрепить знания и изображения элемента вышивки «солнца».
Предварительная работа:
- Чтение чувашских сказок и легенд.
- Рассматривание иллюстраций, слайдов с изображением элементов чувашского костюма.
- Беседа «Я в Чувашии живу».
- Настольные игры «Составь узор», «Что это и для чего?».
- Подвижная игра «Солнце»
- Это я. Я пришёл в этот мир. Я – человек. Я не похож на других. Рядом со мной мои мама и папа, родные, друзья. Мен все любят.
Я познаю Мир вместе со взрослыми. Меня окружает всё красивое. Я учусь рисовать и лепить, как лучшие мастера моей чувашской
Земли. Я танцую, слушаю музыку и пою песни чувашского народа. Я слушаю чувашские народные сказки и легенды. Всё это – моя Родина. Я люблю эту землю, свой родной чувашский край. Я рад и горд, что мой чувашский народ живёт и трудится на этой земле.
Ход занятия:
(Приход в группу куклы Нарспи)
- Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла, её зовут Нарспи.
Как вы думаете, какой национальности наша гостья? (ответы детей)
Правильно, чувашской. А как вы догадались? (по костюму)
Давайте посмотрим на её наряд. Рубаха, юбка белого цвета обшиты красными атласными лентами. Основной элемент костюма красочный фартук расшит полосками желтого, черного и красного цвета. А на голове у чувашских девушек головная повязка «Масмак».
Скажите, что мы видим на головной повязке Нарспи? (Ответы детей)
Да! Это узоры, чувашские узоры.
Наша Чувашия – край ста тысяч слов, песен и вышивок. Послушайте такое стихотворение про чувашских вышивальщиц и запомните, какие цвета упоминаются в этом стихотворении.
Вышивает белый халат до зари
Словно лучиками звёзд – посмотри!
Красный шёлк – любовь и кровь, и слова,
Шёлк зелёный – мир дубрав да трава.
Ладит жёлтый с голубым на холсте –
Небо с солнцем золотым в высоте,
Чёрный шёлк кладёт она – всё верней
Мол, земля черна? Черна, шёлк чёрный.
Всё, что нас окружает – солнце, луна, звёзды, леса и поля, горы, реки и моря, птицы, рыбы – всё это отражалось в чувашских узорах.
Рассказ о девочке Масмак.
- Девочка по имени Масмак, гуляя с мамой увидела радугу после дождя. Дома, восхищаясь красотой природы она вышила на холсте красными, синими, желтыми, зелеными, черными нитками красивые узоры, похожие на радугу. С этого дня головную вышитую повязку стали в народе называть «масмак». Изображение солнца – это добрый знак - добрый узор.
Символ солнца – это пожелание добра, счастья дому, человеку, поэтому этот символ мы видим всегда в центре узора.
Пока мы ещё не можем вышивать, но можем сделать аппликацию. Хотите попробовать?
Тогда давайте сначала выполним упражнение, повторяйте за мной.
Физкультминутка
Вверх рука и вниз рука
Потянули их слегка. (Одна прямая рука вверх, другая вниз,
Быстро поменяли руки! менять руки.)
Нам сегодня не до скуки.
Приседания с хлопками: (Приседания, хлопки в ладоши над Вниз – хлопок и вверх хлопок. головой.)
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок!
Крутим–вертим головой, (Вращение головой вправо и влево.
Разминаем шею. Стой! Останавливаются.)
(Воспитатель предлагает пройти к столам и занять свои места)
РисованиеСолнца.
- Сегодня мы познакомимся с узором, который символизирует солнце (Показ воспитателя иллюстраций «масмак», показ иллюстрации солнца). Из каких фигур состоит этот узор? (ответы детей). Правильно. Треугольники. Они похожи на лучи солнца.
- Сначала мы с вами нарисуем контуры треугольников и закрасим их.
Вы хорошо потрудились, а теперь все вместе с Нарспи поиграем в чувашскую игру «Солнышко».
Гори, солнце, ярче
лето будет жарче
А зима теплее
А весна – милее.
Идут по кругу со словами, в центре солнце. По окончание слов подходят к центру. Водящий – солнце говорит (Горячо и догоняет их).
Ребята, девочка Масмак сделала подарок своей маме, головную повязку, на котором был узор солнца. Как она называлась (ответы детей). Правильно, масмак. Люди считали, что Солнце дает им силы, посылает свет, тепло, освещает мир и они стали носить масмак. Но на «масмаке» бывает не только солнце, ещё можно вышивать то, что есть на небе: солнце, звезды и то, что находиться на земле: животных, горы, леса и другое. Мы познакомимся с новыми узорами в следующий раз.
В узоре солнца мы видим добрый знак. И если дарили вещь, на которой был узор солнца, значит, желали добра и счастья. Давайте и мы сделаем подарок нашим мамам с пожеланиями добра и благополучия.
Спасибо кукле Нарспи, за то что показала нам красоту чувашского костюма.
Краше нет народной вышивки
И подружки не волнуются
От души узоры вышили –
Все на свете залюбуются!
Девушки – красавицы,
Край чувашский славится
Светлыми зорями
Яркими узорами.
Сквозь века пройти дано вам,
Чудо вышивка и песнь!
С этой верой на земле
Самый долгий день не труден
«Были мы, и есть, и будем»
- Да, чувашская вышивка будет всегда жить, и радовать нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной изобразительной деятельности (рисование) по образовательной области: «Художественно-эстетическое» в подготовительной к школе группе на тему: «Масмак»
Конспект занятия содержит опыт работы по воспитанию эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа....
Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию (лепка) в младшей группе на тему: Новый год
Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию в младшей группе. Лепка «Шарики на ёлке».Автор: Попова Галина АндреевнаМесто работы: МБДОУ «Тяжинский д/с № 2 «...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому (шитье) развитию «Лоскуток» средняя группа
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами техниче...
Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник»
Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник». Цель: формирование у детей умения создавать изображения пре...
Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности во второй младшей группе по теме «Дымковская игрушка»
Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности во второй младшей группе по теме «Дымковская игрушка»...
Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (лепка) в младшей группе на тему: "Мимоза для любимой мамы"
Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (лепка) в младшей группе на тему:"Мимоза для любимой мамы"Воспитатель 1 категории Новикова С.ПЦель занятия:Учить детей лепить цвет...
Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности (Лепка) в старшей группе на тему "Лебедь"
Лепка из пластилина спиемами раскатывания, оттягивания, прищипывания и сплющивания....
- Мне нравится (1)