Рабочая программа кружка «Творчество во всём!» для детей среднего дошкольного возраста
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
Реализация программы кружка по использованию ТРИЗ-технологии «Творчество во всём!» в средней группе будет способствовать в течение года развитию творческому потенциалу в игровом процессе с использованием ТРИЗ-технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elaga_kruzhok_2022.docx | 39.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №26 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей».
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете Заведующий МБДОУ
№___от________.20____г. «Детский сад № 26 ________________ О.В. Вальд
«____»_____________2022г
Рабочая программа кружка
«Творчество во всём!»
для детей среднего дошкольного возраста
Воспитатель:
А.В. Елага
Ачинск, 2022г.
Пояснительная записка: Рабочая программа кружка разработана в соответствии: с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 26»; содержит элементы методик Гин С. И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду» и Жихар О.П. Корзун А.В. «ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании».
Программа кружка способствует формированию функциональной грамотности, предусматривает интеграцию в ходе реализации всех образовательных областей программы. Возраст детей, на которых рассчитана программа: 4-5 лет.
Срок программы 2022-20223 учебный год, она рассчитана на 36 учебных недель в году, продолжительность непосредственной деятельности в неделю для детей устанавливается в зависимости от возраста. Средняя группа– 20 минут; Программа предполагает проведение одной игры в неделю во второй половине дня. Всего 36 игровых ситуаций, которые носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
В начале и конце учебного года проводится мониторинг детей, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоении программного материала.
Актуальность
ТРИЗ-технология для дошкольников в современном образовании способствует воспитанию творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях игровой деятельности. В среднем дошкольном возрасте важно раскрывать творческий потенциал. Используя ТРИЗ-технологию в игровом процессе помогает, анализировать все происходящее в окружающем мире, развивать поисковую активность, стремление к новизне, к фантазированию, развивать креативное мышление и речь.
Реализация программы кружка по использованию ТРИЗ-технологии «Творчество во всём!» в средней группе будет способствовать в течение года развитию творческому потенциалу в игровом процессе с использованием ТРИЗ-технологии.
Цель программы: развитие творческого потенциала детей среднего дошкольного возраста в игровом процессе с использованием ТРИЗ-технологии.
Задачи:
Обучающие:
- расширять познавательную активность и интерес детей через использование ТРИЗ-технологии;
Развивающие:
- развивать умение детей сравнивать и анализировать предметы по признакам, отвечать развернутыми предложениями,;
-развивать у детей воображение, память, мышление, фантазировать;
Воспитательные:
- воспитывать умение выполнять необходимую последовательность действий игры;
- воспитывать внимание, сосредоточенность и подчинятся правилам игры.
Формы работы:
- Беседы;
- Работа с наглядным материалом;
- Игровые упражнения и ситуации.
Методы:
- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками).моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное).
- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать
Приемы: фантазирования, придумывания нового объекта, рассказу по картинке,
обучение навыку классификации
Предполагаемый результат:
- сравнивает и анализирует предметы по признакам;
- отвечает на вопрос развернутыми предложениями;
- устанавливает простые причинно-следственные связи между предметами;
- развивает способности фантазировать, воображение, память и мышление;
- выполняет последовательность игр и подчиняться правилам игры.
Перспективное планирование
Месяц | № п/п | Игровые ситуации | Цель | Источник |
Сентябрь | 1 | «Приключения Колобка» | Цель: Упражнять детей в сочетании противоположных значений признака в одном объекте. Научить целенаправленно сужать поле поиска в линейном пространстве, закрепить понимание терминов «слева», «справа», «между». | О.П. Жихар, А.В. Корзун»ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании», с.59 |
2 | «Путешествие бабочки» | Цель: Упражнять в выделении частей объекта, определении их значения для обеспечения жизнеспособности (зачем крылышки бабочке и т.д.);научить выделять общие с другими объектами и специфические для конкретного класса объектов признаки на сравнении бабочки с птицей. | О.П. Жихар, ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании», с.60 | |
3 | «Мы делили апельсин» | Цель: Упражнять в сужении поля поиска в линейном пространстве по спектру значений вкуса, месторасположения, размера. Научить вычленять признаки объектов, описывать объекты по их признакам и спектру значений через раскрытие каналов восприятия. | О.П. Жихар, А.В. Корзун» ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании», с.65 | |
4 | «Наши помощники» | Цель: Систематизировать знания детей о пяти помощниках, их свойствах, развивать у детей умение вычленять признаки объекта. Развивать умение отслеживать причинно-следственные цепочки в рассуждениях. | О.П. Жихар, А.В. Корзун» ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании», с.67 | |
Октябрь | 5 | «Овощи» | Цель: Упражнять в выделении и описании частей объекта, научить составлять описательный рассказ о развитии овоща (на примере помидора). Активизировать в речи слова, обозначающие части объекта (кожура, мякоть, семечки), овощевод. | О.П. Жихар, А.В. Корзун» ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании», с.68 |
6 | «Путешествие зонтика» | Цель: Закрепить знания о главных и второстепенных функциях зонтика. Систематизировать знания об изменениях функций зонтика в зависимости от поры года. | О.П. Жихар, А.В. Корзун» ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании», с.71 | |
7 | «Противоречия в погоде» | Цель: Активизировать интерес детей к окружающему миру, систематизировать их знания о явлениях природы. Научить детей ставить конкретный вопрос по отношению к выделенному объекту. Развивать речь детей. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.9 | |
8 | «Противоречия в предметах» | Цель: Систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов. Научить выделять признаки объекта, описывать объекты по их признакам, классифицировать предмет по различным признакам. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.11 | |
Ноябрь | 9 | «Противоречия в предметах (продолжение) | Цель: Систематизировать знания детей о профессиях, научить выделять противоположные признаки объектов; развивать внимание. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.11 |
10 | «Противоречия в ситуациях» | Цель: Обучить выделению противоречий в различных жизненных ситуациях, ориентировать детей на здоровый образ жизни, развивать речь детей, научить делать выводы из приобретенного опыта. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с. 14 | |
11 | «Противоречия в размерах» | Цель: Активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; сформировать понимание относительности размера, систематизировать знания детей о размерах животных | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.15 | |
12 | «Противоречия в количестве» | Цель: Научить ставить конкретный вопрос по отношению к выделенному объекту. Научить выделять признаки объекта. Активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации. Сформировать понимание относительности количества. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.16 | |
Декабрь | 13 | «Противоположные признаки» | Цель: Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; активизировать использование антонимов в речи; активизировать мышление детей» обучить навыкам групповой работы в режиме «мозгового штурма».. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.18 |
14 | «Обобщающее занятие по противоречиям» | Цель: Систематизировать представления детей о противоречиях; оценить умение воспринимать объекты как совокупности противоположностей. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.19 | |
15 | «Подсистемы человека» | Цель: Систематизировать знания о строении человека; развивать внимание, умение сравнивать, обобщать, речь детей; развивать воображение. Научить делать вывод из услышанного. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.20 | |
16 | «Подсистемы предметов: объект «чайник»» | Цель: Систематизировать знания о посуде, научить функциональному подходу восприятия подсистем; развивать диалектическое мышление; развивать умение прогнозировать. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.22 | |
Январь | 17 | «Подсистемы предметов: объект «машина» | Цель: Систематизировать представления детей о транспорте, обучить системному анализу объекта; закрепить знания правил дорожного движения. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.23 |
18 | «Обобщающее занятие по подсистемам» | Цель: Систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей; познакомить с приемами сочинения загадок; развивать воображение. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.24 | |
19 | Метод « маленьких человечков» | Цель: Познакомить с методом «маленьких человечков»; обобщить представления детей о свойствах твердых веществ; развивать воображение, умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение анализировать причины | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.26 | |
20 | «Твердые и жидкие человечки» | Цель: Активизировать мышление детей; закрепить представления детей о свойствах жидких веществ; обучить умению сравнивать и анализировать свойства объектов | Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.27 | |
Февраль | 21 | «Газообразные человечки» | Цель: Активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение; умение перевоплощаться, абстрагироваться.. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.28 |
22 | «Цветные человечки» | Цель: Активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию; обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях; сформировать экологическое мышление. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с30. | |
23 | «Обобщающее занятие по ММЧ | Цель: Развивать познавательную активность; развивать умение сравнивать и обобщать; Сформировать умение моделировать физические процессы | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.32 | |
24 | «Функции подсистем» | Цель: Систематизировать представления о назначении дома и его составных частей; развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи» формировать диалектическое мышление. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.34 | |
Март | 25 | «Системный лифт» | Цель: Развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсценировать; познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»; систематизировать правила поведения в лифте. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.35 |
26 | «Надсистемы и подсистемы объекта» | Цель: Активизировать мышление детей; обучить использовать модель «системный лифт» для анализа объекта; развивать воображение, речь детей, умение анализировать. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с37. | |
27 | «Обобщающее занятие по над- и подсистемам» | Цель: Развивать познавательную активность; закрепить представления о над- и подсистемах объектов; закрепить умение пользоваться моделью «системный лифт» . | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.39 | |
28 | «Прошлое» | Цель: Обобщить представления детей о прошом различных объектов; развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи, умение инсценировать. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.34 | |
Апрель | 29 | «Будущее человека» | Цель: Систематизировать представления о единицах измерения времени; сформировать умение прогнозировать; обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации, развивать воображение. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с. 41 |
30 | «Будущее предметов» | Цель: Развивать умение прогнозировать формировать навык вариативного мышления; развивать воображение, умение фантазировать | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.42. | |
31 | «Системный оператор» | Цель: Познакомить с моделью анализа объектов «пятиэкранки»; развивать внимание, речь . | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.43 | |
32 | «Обобщающее занятие по «системному оператору» | Цель: Закрепить умение системного анализа объекта; закрепить умение пользоваться моделью «пятиэкранка»; формировать диалектическое мышление. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.44 | |
Май | 33 | «Анализ сказки по «системному оператору» | Цель: Сформировать умение системного анализа сказки; развивать умение анализировать, обобщать; обучить использованию приема «наоборот»; развивать воображение. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с. 45 |
34 | «Использование ресурсов для сочинения сказки» | Цель: Обучить приемам сочинения загадок; развивать умение сравнивать и обобщать; развивать навыки фантазирования; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.47. | |
35 | «Другая точка зрения» | Цель: Систематизировать представления детей о жанре сказки; познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения; развивать эмпатию | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.48 | |
36 | «Обобщающее занятие год» | Цель: Систематизировать представления детей о противоречиях, систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей; оценить умение воспринимать объекты как совокупности противоположностей. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.49 |
Работа с родителями:
1. | Октябрь | Круглый стол «Знакомимся с технологией ТРИЗ» |
2. | Январь | Консультация «Развиваем воображение малыша»; |
3. | Апрель | Мастер-класс «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома» |
Список используемой литературы
- Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- О.П. Жихар, А.В. Корзун»ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании»
- С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду».
- С И. Грин «Триз-педагогика для малышей. Конспекты занятий для воспитателей и родителей»
Мониторинг
Рекомендации по определению уровня развития ребенка:
Высокий – от 4,0 до 5,0
Ребенок увлеченно и с интересом общается и вовлекается в игровую деятельность со сверстниками. самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется развернутыми предложениями. Сравнивает и анализирует предметы по признакам, способны устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами, выполнять необходимую последовательность действий и подчиняться правилам игры.
Средний – от 2,9 до 3,9
Ребенок обычно следует по образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается играть. В речи присутствуют преимущественно простые предложения из 2—3 слов. Затрудняются в сравнении и в умение анализировать предметов по признакам, в установке простых причинно-следственных связи между предметами. Правила игры и последовательность действий игры при выполнении затрудняется
Низкий – от 0 до 2,8
Ребенок не проявляет заметного интереса к играм и игровым упражнениям в совместной деятельности со взрослым по подражанию вовлекается в игру, но не выражает свое отношение к игре и игровым упражнениям. На вопросы отвечает одним словом. Не сравнивают и не анализируют предметы по признакам, не способны устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами. Правилам игры не подчиняется. Последовательность действий игры нарушает.
Рекомендации по определению владения ребенком параметром оценки:
1балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого;
5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки сам.
Имя ребенка | Познавательная активность и интерес ребенка | Способен сравнивать и анализировать предметы по признакам | Способен устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами | Отвечают развернутыми предложениями | Способен выполнять необходимую последовательность действий и подчиняться правилам игры. | Суммарный уровень | ||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | |
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
8. | ||||||||||||
9. | ||||||||||||
10. |
Вывод______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Росинка" по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель ег...
Рабочая программа кружка «Светофорик» (дорожная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5- 6 лет) МБДОУ «ЦРР &nda...
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Веселая математика»...
«Пластилиновая фантазия» Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в тво...
Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста «Пластилиновая фантазия»
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в тво...
Рабочая программа кружка «Творчество во всём!» для детей старшего дошкольного возраста
развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в игровом процессе с использованием ТРИЗ-технологии....