Статья "Роль просветительской работы с родителями по развитию творчества у детей дошкольного возраста"
статья
Предварительный просмотр:
Роль просветительской работы с родителями по развитию творчества у детей дошкольного возраста.
Мишакина Марина Александровна
Россия г. Сасово
МБДОУДС N11 воспитатель
В обществе социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования личности творчески активной, которая обладает способностью новые жизненные проблемы решать нестандартно и эффективно. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. Перед дошкольными образовательными организациями в связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса, а также участия в нем родителей.
Детское творчество — одна из форм детской самостоятельной деятельности, в ходе которой он отходит от способов познания окружающего мира ему знакомых и привычных, экспериментирует и для себя и других создает совершенно новое.
Как отмечает Н.А. Ветлугина: «детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр.» [3; 16]. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.
Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей дошкольного возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.
Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация творческой самостоятельной деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Реализация учебной программы художественно – эстетического развития дошкольников требует постоянного совершенствования своего педагогического мастерства от воспитателей. Систематизирующим методом в художественно – эстетической деятельности является выделение основных трех видов художественной деятельности для пространственных визуальных искусств: декоративного, изобразительного и конструктивного.
Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Изобразительная деятельность – это важнейшее средство художественно-эстетического развития, а так же специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества - обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.
Г.Г. Григорьева отмечает, что «изобразительная деятельность – это познавательная деятельность ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми в дошкольном возрасте» [1; 29].
В работе с детьми дошкольного возраста, каждый воспитатель осознает, что по своей природе каждый ребёнок – творец. Но, обычно, творческие возможности ребенка находятся в нераскрытом состоянии и реализуются полностью не всегда. Создавая условия, которые побуждают ребёнка к изобразительной деятельности, можно раскрыть эти творческие способности, которые дремлют в нем. К тому же едва ли не самым интересным видом деятельности для дошкольников является рисование. В процессе изобразительного творчества развивается самостоятельность, инициатива и активность, которые знания, умения и навыки побуждают осваивать. Образы, яркие и зрительные, воспринимаются детьми эмоционально и дают толчок к развитию их речи. Именно поэтому особое внимание необходимо уделить развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, к организации образовательной деятельности подойти нестандартно
Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых. Они продолжают свое развитие на протяжении взросления и становления личности ребенка, поэтому родителям и педагогам надо постараться создать такую окружающую атмосферу, где у ребенка быстрее развились бы такие эстетические качества, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения и навыки. Подобное воспитание детей представляет собой возвышенную творческую деятельность по сотворению культуры личности, ее красоты.
Ребенок появляется в семье. Сфера его начального общения включает родителей и ближайших родственников, за возникновение эстетических чувств и представлений ребенка их ответственность велика чрезвычайно. Именно в семье в фундамент развития творчества будущей личности закладываются первые «кирпичики», в самые ранние периоды становления, когда особенно бурно идет умственное развитие ребенка. А потому, отмечают Доронова Т.Н., Соловьева Е. В. и др., «так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов» [2; 21].
Современные семьи в настоящее время развиваются в условиях противоречивой качественно новой общественной ситуации. Поэтому с одной стороны, к проблемам семьи наблюдается общества поворот, целевые комплексные программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей разрабатываются и реализуются. С другой стороны, процессы наблюдаются, которые к обострению семейных проблем приводят. Это, прежде всего, у большинства семей падение жизненного уровня, решение проблем выживания экономического, а порой и физического, усилило социальную тенденцию самоустранения от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка многих родителей. Следовательно, семье в современных сложных условиях требуется со стороны дошкольного образовательного учреждения систематическая и квалифицированная помощь.
Процесс взаимодействия семьи и детского сада, считают Доронова Т.Н., Соловьева Е. В. и др., направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, сотрудничество с детьми и педагогами [2; 23]. Одной из основных форм практической работы воспитателя с родителями становится психолого-педагогическое просвещение, дающая возможность реализовать индивидуальные и коллективные формы.
Просветительская работа воспитателя с родителями призвана вооружить их основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье, обеспечить единство образовательных и воспитательных воздействий, предупредить родителей от наиболее распространенных ошибок, привлечь их к активному участию в работе дошкольного учреждения по развитию детского творчества детей дошкольного возраста.
Развитие детского изобразительного творчества, формирование изобразительной деятельности будет наиболее эффективным, если оно осуществляется при участии педагогически грамотных родителей.
Литература
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Педагогика, 1999.
- Доронова Т.Н., Соловьева Е. В. и др. Дошкольные учреждения и семья. – М.: Линка-Пресс, 2010. – 224 с.
- Художественное творчество в детском саду. Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1974.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевой танец - как средство развития творчества у детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей составлена на основе материалов из интернета....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
развитие творческих способностей ребенка на занятиях по конструированию из строительного материала...
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества у детей дошкольного возраста»
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества у детей дошкольного возраста»Рисование входит в число наиболее любимых занятий для детей дошкольного возраста. Эта любовь объясняется...
Развитие творчества у детей дошкольного возраста в продуктивной художестненно - творческой деятельности
Нетрадиционное рисование...
Семинар-практикум "Работа с родителями по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
Семинар-практикум...
Статья Музыка как средство активизации развития творчества у детей дошкольного возраста.
Предназначена для воспитателей детского сада...
Работа с родителями по развитию эмоций у детей дошкольного возраста.
Статья о необходимости воспитания эмоций у детей дошкольного возраста с ТНР....