РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
статья по теме

Иващенко Светлана Борисовна

развитие творческих способностей ребенка на занятиях по конструированию из строительного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorchestva_iz_stroitelya.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Иващенко С.Б.

Автономная некоммерческая организация «Планета детства «Лада» детский сад № 67 «Радость», г.Тольятти

В исследованиях Н.А. Ветлугиной, Е.А. Флериной, Н.П. Саккулиной, А.И. Савенкова, С.В. Руссо отмечается, что становление творчества нельзя оставлять воле случая. Творчество должно стать объектом целенаправленной, гуманистической, педагогической практики, особенно в раннем возрасте. Творчество нужно рассматривать как общую способность ребенка (в совокупности его знаний, умений, способов действий, желаний, стремлений). А.Н. Давидчук определяет детское творчество, как деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка.

 Каковы же особенности развития творческих способностей ребенка на занятиях по конструированию из строительного материала? В исследованиях ученых детская конструктивная деятельность рассматривается больше, чем технический предмет, связанный с точными науками. На наш взгляд, попытка рассмотреть конструирование, с точки зрения развития детского творчества, достаточно актуальна, так как вносит в систему сложившихся занятий новые элементы, повышает интерес ребенка к занятиям конструированием. Наблюдения за детьми показали, что строить из крупного строительного материала любит большинство детей, однако постройки достаточно примитивны. Сам процесс обучения детей работе со строительными элементами в трех проекциях вызывает достаточные затруднения, так как деятельность, в процессе которой получается та или иная постройка, требует от ребенка сложных пространственных ориентировок.

                  Целенаправленно развивать детское творчество возможно, если педагог ставит перед детьми серию постепенно усложняющихся технических задач. Конструктивное творчество начинается с определения замысла, с умственного конструирования, которое потом, в процессе деятельности, проверяется, дополняется. Но восприятие окружающего мира у большинства детей поверхностно: схватываются, в основном, внешние стороны предметов, явлений, которые потом воспроизводятся в практической деятельности, экспериментируются. Развитие «детского экспериментирования» необходимо вести в двух направлениях: постоянно расширят на занятиях с детьми количество предметов с ярко выраженной многофункциональностью и представлять им возможность использовать самостоятельно обнаруженные свойства объектов в конструировании. Мы определили цели и задачи работы:

  1. Научить детей анализировать и планировать свою деятельность, моделировать и доводить начатую работу до конца.
  2. Развивать умение составлять свой оригинальный замысел и реализовать его, проявляя самостоятельность и выдумку.
  3. Научить находить варианты и способы решения задач, переносить функции одного предмета на другой.
  4. Развивать в детях желание совершенствовать и преобразовывать конструкцию.
  5. Научить детей преодолевать трудности при достижении цели.

Определили условия организации внедрения новой педагогической технологии:

  1. создание среды (достаточное количество и разнообразие материала, удобное просторное рабочее место с покрытием, поглащающим шум, свобода самостоятельных действий;
  2.  обеспечение психологической безопасности (уважение ребенка взрослым) и психологической свободы (чувств и переживаний);
  3. организация исследования поискового и творческого типа: поэтапное стимулирование посредством расширения способов самостоятельной деятельности; постепенное усложнение творческих задач; применение детьми усвоенных знаний и умений в новых условиях; использование разнообразных видов конструирования (по схеме, образцу, иллюстрации, фото, по теме, по замыслу); поддержания интереса детей в создании нового с опорой на конструктивные возможности детей, их уровень развития и эмоциональную отзывчивость.

Работа по развитию творчества начинается со второй младшей группы. Разработаны и включены в педагогический процесс тематические циклы занятий по развитию творческих способностей дошкольников от 3 до 7 лет в конструктивной деятельности, дидактические игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей, подобран иллюстративный и фотоматериал, оформлен кабинет конструктивного творчества, обогащен конструктивный материал в группах.

                Путь развивающего обучения тесно перекликается с путем творческой переработки впечатлений от окружающего мира. Поэтому в нашу работу включены задания, которые ставят воспитанника перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать. Эти задания стимулируют проявления творческих способностей ребенка при участии взрослого, который создает среду, условия, материал, настроение, индивидуальный подход, подбор оптимальных методических приемов. Каждый цикл занятий завершается творческой строительной игрой, в которой у детей проявляются полученные на занятиях знания и умения, воплощаются собственные замыслы, более осмысленно воспринимается творческая задача, выявляется умение самостоятельно планировать свою работу, выбирать способы конструирования, преодолевать трудности при достижении цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевой танец - как средство развития творчества у детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей составлена на основе материалов из интернета....

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества у детей дошкольного возраста»

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества у детей дошкольного возраста»Рисование входит в число наиболее любимых занятий для детей дошкольного возраста. Эта любовь объясняется...

ЛЕГО- конструктора в развитии инеллектуальных способностей детей дошкольного возраста . Значимость конструирования в дошкольном детстве.

ЛЕГО- конструктор широко используется в непрерывной образовательной деятельности по конструированию. Является сложным познавательным процесом, в результате которого происходит инеллектуальное развитие...