Какая она, зима? Комплексное занятие в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
Передавать впечатления о зиме в рисунке, развивать фантазию, творческие способности.
Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки в произведениях, имеющие близкие названия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программное содержание.
Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
Передавать впечатления о зиме в рисунке, развивать фантазию, творческие способности.
Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки в произведениях, имеющие близкие названия.
Подготовительная работа.
Наблюдения за зимними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж, прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.
Чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов. Заучивание наизусть стихов, песен и пословиц о зиме.
Репродукции картин: И. Грабарь «Февральская лазурь», «Зимний пейзаж»; Ю. Клевер «Зимний пейзаж с избушкой»; И. Мещерин «Лунная ночь»; А. Васнецов «Зимний сон»; К. Крыжицкий «Лес зимой».
Материал. Бумага разного формата и разного цвета, предварительно затонированная детьми, краски, акварель, гуашь, кисти с мягкой и жесткой щетиной.
Ход занятия
Занятие проводится в изостудии детского сада, музыкальном зале или групповой комнате, где оформлена выставка репродукций картин русских художников и детских работ о зиме.
Входят дети.
Педагог. Ребята, оглядитесь по сторонам. У нас сегодня большая выставка. Какое время года изображено? (Зима.) В каком жанре живописи созданы эти картины? (Пейзаж.) Да, это зимние пейзажи. А вы знаете пословицы о зиме?
Дети (по очереди).
Береги нос в большой мороз.
В зимний холод всякий молод.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Зимой вьюга – летом ненастье.
Сугроб да вьюга – два друга.
Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.
Снега нет, и следа нет.
Холодная зима – жаркое лето.
Спасибо, мороз, что снегу принес.
Дети садятся на стульчики
Раздается стук в дверь.
Муз. Руководитель. Кто там?
Входит почтальон Печкин.
Печкин. Это я, почтальон Печкин. Это детский сад №124? Подготовительная группа? (Ответы.) Я принес письмо для ваших ребят.
Педагог берет у Печкина конверт и достает из него письмо, читает.
Здравствуйте, ребята! Мы живем на острове Чунга-Чанга. У нас круглый год лето. Мы никогда не видели зимы. Какая она, зима? Напишите нам о ней или нарисуйте, пожалуйста. До свидания. Жители острова Чунга-Чанга.
Муз. Руководитель. Ребята, давайте поможем жителям острова Чунга-Чанга узнать, что такое зима и какая она бывает? Мы расскажем о зиме в наших рисунках, вложим их в большой конверт и отошлем жителям острова. Договорились?
Педагог. Давайте поговорим о зиме. Назовите зимние месяцы. (Ответы.)
Вам нравится зима? Почему? (Ответы.) Все зимние дни похожи один на другой? (Ответы.)
Даже в течение одной недели часто меняется погода. Какая погода бывает зимой? (Ответы.)
Поэты, художники, композиторы передают настроение зимы в красках, в музыке, в стихах.
Педагог. Давайте рассмотрим картину «Зимний пейзаж», которую написал художник И. Грабарь. Дети рассматривают репродукцию картины на слайде медиапроектора.
Что изображено на картине? (Зимний лес.)
Много ли цветовых тонов использовал художник? (Мало.)
Какая картина по настроению? (Тихая, спокойная.)
Какого цвета снег? Холодные или теплые тона и оттенки? (Холодные: голубой, зеленый.) От чего зависит цвет снега? (От окружающих предметов, от времени суток.)
Снег может создавать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности. Красив укрытый снегом зимний лес, хотя нет в нем ничего яркого, броского. Послушайте стихотворение, которое передает настроение этой картины.
Тишина! – шепнула белая поляна.
Тишина! – вздохнула, вея снегом, ель.
За стволами зыбь молочного тумана
Окаймила пухлую постель…
(С. Черный)
А вы можете сейчас вспомнить стихи, которые соответствуют настроению этой картины? (Дети вспоминают и читают знакомые им стихи, соответствующие увиденной картине.)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит…
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
(Ф. Тютчев)
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
(И. Суриков)
Муз. Руководитель. А какие вам знакомы музыкальные произведения, изображающие спокойную картину зимы? (Чайковский «У камелька», «Сладкая греза») Послушайте фрагмент музыкального произведения.
Звучит 2-я часть концерта «Зима» А. Вивальди.
Какую зиму вы представляете, слушая эту музыку. (Красивую, блестящую, сверкающую).
Падает мягкий снег, сверкают, кружатся снежинки.
А какая музыка по характеру? (Нежная, светлая, мягкая.)
Да, музыка звучит отрывисто, легко. Кажется что падают легкие снежинки, которые сверкают, переливаются, блестят. Вы слышите, как нежно звучат скрипки?
Педагог. Ребята, давайте представим, что мы с вами превратились в такие же красивые, блестящие снежинки, которые летают в воздухе и переливаются на солнце. Физкультминутка «Снежинки»
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Туча по небу плыла.
А из тучи над землей полетел снежинок рой.
Ветер дунул, загудел.
Рой снежинок вверх взлетел.
Ветер с ними кружится,
Может быть подружится.
Дети садятся на стульчики и рассматривают на слайде репродукцию картины И. Грабарь «Февральская лазурь». Муз. Руководитель включает аудиозапись пьесы «Февраль. Масленица» П. Чайковского.
Ребенок читает стихотворение:
Разукрасилась Зима…
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках.
(М. Пожарова)
Педагог. Почему художник так назвал картину – «Февральская лазурь»?
(Потому что небо яркое, голубое.)
Какого цвета снег на солнце? А в тени? (Ответы)
Какие оттенки цвета использовал художник, когда писал ствол и ветки березы? (Ответы).
Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Ответы)
А какое стихотворение соответствует этому настроению?
Ребенок читает стихотворение С. Есенина «Береза»
Муз. Руководитель. Когда вы смотрели картину, звучала яркая, радостная музыка. Как вы думаете, она передает характер этой картины? (Ответы)
Это «Масленица» П. Чайковского.
Педагог предлагает детям спеть в хороводе песню о зиме, после чего дети садятся на стульчики.
Педагог. Мы посмотрели разные по настроению: одну тихую, спокойную, другую – радостную, праздничную. А теперь мне хотелось бы вам показать, как по-разному может выглядеть зимний пейзаж в зависимости от времени суток.
Дети рассматривают репродукцию картины «Ночь, лунные дорожки накатала…» Б. Кравецкого.
Педагог. Какой вы видите цвет снега, неба, деревьев и окружающих предметов? (Ответы)
А вот как А.Пушкин описывал зимнюю ночь.
Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами…
Звучит «Лунная соната» Л. Бетховена.
Педагог. Все картины, которые мы с вами рассмотрели, изображают спокойную, безветренную погоду зимой. Но ведь так бывает не всегда.
Муз. Руководитель. Иногда зимой бывает очень холодная и ветреная погода. Как это называется? (Вьюга, метель, буря.) Послушайте музыку, к которой изображается картина суровой, ненастной, вьюжной зимы.
Звучит 1-я часть концерта «Зима» А. Вивальди.
Какой характер музыки? (Тревожная, грозная, вьюжная, холодная, колючая.)
Педагог. Ребята, давайте вспомним стихотворение, которое перекликается с музыкой Вивальди.
Дети.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя. (А.Пушкин)
Педагог. А теперь, ребята, я предлагаю вам нарисовать свою картину зимы. Но сначала давайте согреем наши руки с помощью пальчиковой гимнастики «Зимняя прогулка».
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили
Птичек крошками кормили
С горки мы потом катались
А ещё в снегу валялись
И снежками мы кидались.
Все в снегу домой пришли
Съели суп и спать легли.
Дети проходят к столам и приступают к рисованию. Звучит музыка. В конце все рассматривают работы.
Педагог. Пока подсыхают ваши картины, давайте обсудим понравилось ли вам сегодня наше занятие или нет? Что было легко или тяжело в занятии? Что было особенно интересно? (Ответы.)
Теперь, когда высохли ваши рисунки, мы их вложим в большой конверт и отправим жителям острова Чунга-Чанга.
Дети вкладывают работы и письмо в большой конверт.
муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное
учреждение г. Калининграда
детский сад №124
Какая она, зима?
Комплексное занятие в подготовительной к школе группе
Подготовила
воспитатель
Фомина А.И.
Калининград
2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте "Играем в школу"
Конспект рассчитан на подготовительную к школе логопедическую группу.Основное речевое заключение детей - ОНР 3 уровня речевого развития, второй год обучения....
Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»
Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Речевой досуг КВН «Ах, какая зимушка в гости к нам пришла!»
Данное занятие в в занимательной досуговой форме позволяет систематизировать и обобщить знания детей по лексической теме «Зима»...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень"
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень"...
Итоговое открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу» Возрастная группа: подготовительная.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие....