Методический семинар "Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста"
презентация по рисованию
опыт работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.ppt | 1.5 МБ |
poyasnitelnaya_zapiska_k_metod_seminaru.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития творчества детей дошкольного возраста, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка .
Цель: Развитие изобразительного творчества детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
Условия Комфортная психологическая обстановка Большая свобода в выборе деятельности Наличие способностей Организация содержательной жизни ребенка Разнообразие цвета фактуры бумаги Связь обучения с жизнью Разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях Общение с искусством Нетрадиционные и нестандартные изотехнологии Искренность
Нетрадиционные материалы и средства изображения:
Примерное перспективное планирование по рисованию в старшей группе Тема и цель занятия Нетрадиционные техники 1. «Картинка про лето» Учить детей отражать в рисунке впечатления, полученные летом, рисовать различные деревья, кусты, цветы. Закреплять умение располагать изображения на полосе внизу листа. Т.С.Комарова Кляксография трубочкой 3 « В саду созрели яблоки» Учить детей рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев. Т.С.Комарова Пальцеграфия 4 Декоративное рисование «Укрась платочек ромашками» Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину, использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки). Т.С.Комарова Рисование ватной палочкой 5 « Что ты больше всего любишь рисовать?» Учить детей задумывать содержание своего рисунка, вспоминать необходимые способы изображения. Т.С.Комарова Различные техники нетрадиционного рисования 6 «Осенний лес» Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья. Учить по-разному, изображать деревья, траву листья. Т.С.Комарова Рисование по сырому 7 Декоративное рисование « Тарелочка» Учить детей располагать узор на круге, заполняя середину и края. Т.С.Комарова Печать пробками
Рисование пальчиками и ладошками Рисование жесткой кистью
Рисование восковыми мелками+акварель . Печатание листьями
Рисование мыльными пузырями Пластилинография
Кляксография трубочкой и кляксография обычная Рисование ватными палочками
Рисование по сырому
Рисование нитками Монотипия
Центр «Художник»
Результаты детей старшего дошкольного возраста
Вывод Работа по рисованию с применением нетрадиционных техник изображения повысила интерес детей к изобразительной деятельности, научила использовать разнообразные материалы и техники, расширила творческие возможности детей дошкольного возраста.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач дошкольного воспитания.
(слайд 2) Актуальность исследования в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития творчества детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
(слайд 3) Цель данной работы – развитие изобразительного творчества детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
(Слайд 4) Одним из важнейших факторов успешного развития изобразительного творчества детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
(слайд 4) Известно, что для изобразительного творчества необходима комфортная психологическая обстановка, то есть необходима теплая дружеская атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий.
(слайд 4) Для успешного развития изобразительного творчества необходима большая свобода в выборе деятельности, в выборе способов. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди взрослых способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может подумать.
(слайд 4) Необходимым условием творческой деятельности является наличие способностей, такой уровень развития всех психических процессов, который позволяет остро воспринимать и глубоко осознавать окружающую жизнь. Чем богаче опыт ребенка, тем многообразнее его творчество и совершеннее создаваемые образы.
(слайд 4) Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством.
(слайд 4) Важное условие для творчества детей – это разнообразие цвета и фактуры бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.
(слайд 4) Один из наиболее значимых принципов, - связь обучения с жизнью. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она находит в творчестве. Необходимо давать ребенку возможность пережить полученные впечатления.
(слайд 4) Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку.
(слайд 4) Художественно – творческая деятельность немыслима без общения с искусством.
(слайд 4) Р.Г.Казакова отмечает, что важно дать детям не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использовать на занятиях нетрадиционные и нестандартные изотехнологии – как условие развития ребенка. Детей очень привлекают такие нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее работать с ними. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
(слайд 4) Б.М. Теплов говорил о важности и трудности обеспечения эффективной мотивации. Он особое внимание обращал на искренность, как главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве. При таком состоянии ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, смело, комфортно.
Таким образом, чем эффективнее организованы условия, в которых протекает изобразительная деятельность, чем разнообразнее содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее будет развиваться детское художественное творчество.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводится лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а чем и как рисовать. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.
(слайд 5) Нетрадиционные материалы и средства изображения: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема; листья деревьев, цветов, травы; целлофан; овощные штампы и печати; соль; губки; бумага; нитки любопытна детям, как игра с неизвестным. Это занимает их и вовлекает в творческий процесс.
Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, со 2 мл.и ср. группой мы начинаем рисовать пальчиками, ладошками, печатаем различными предметами, но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксография, граттаж, монотипия и т.п.
Основной формой работы по развитию творческих способностей является НОД по рисованию.
(слайд 6) С целью систематизации деятельности нами был разработан перспективный план по рисованию для 2 мл, средней, старшей и подготовительной групп с использованием нетрадиционных техник рисования, на основе технологии Т.С.Комаровой. (слайд 7,8,9,10,11,12)
(слайд 13) Особое внимание нами было уделено созданию предметно-развивающей среды в группе, способствующей развитию интереса детей к изобразительной деятельности, развитию их творческих способностей в самостоятельной деятельности. Так, в группе был организован центр «Художник». В оборудование уголка помимо красок, кистей помещаю и нетрадиционный художественный материал, который использовался на НОД, либо вношу новый, неизвестный детям в плане изобразительного использования, тем самым предоставляю возможность детям самостоятельно действовать им, находить нестандартное применение.
(слайд 14) Проанализировав результаты деятельности детей старшего дошкольного возраста с применением нетрадиционных техник рисования на основе «Критериев оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества», Т.С. Комаровой в начале и в конце года мы увидели:
. 16% - 12% детей показали низкий уровень
. 56% - 56% детей показали средний уровень
. 28% - 32% детей показали высокий уровень
Сравнительный анализ явно демонстрирует положительную динамику. При целенаправленном, систематичном обучении у детей улучшились показатели проявления интереса к занятиям по рисованию, к их содержанию, увлеченности процессом работы, оригинальности замысла.
(слайд 15) Таким образом, работа по рисованию с применением нетрадиционных техник изображения способствует повышению интереса детей к изобразительной деятельности, учит использовать разнообразные материалы и техники, расширяет творческие возможности детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.1 слайд. Я работаю с детьми дошкольного возраста, и убеждена, что нам, взр...
Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
В данном опыте представлен перспективный план; методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования с конспектами занятий для старших дошкольников.Разработаны методические рекоме...
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (средняя группа)
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»(средняя группа)...
Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста”
Представление педагогического опыта по методической теме :"Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного во...
Техника батик как средство развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста
использование технологии батик в ДОУ...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассмотрены нетрадиционные техники рисования, как средство развития изобразительного творчества. В ней предоставлены определения, что такое нетрадиционное рисование, какие виды этого р...
Техника батик как средство развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста
Занятия росписью по ткани способствуют формированию у детей психологической устойчивости, богатства эмоциональных переживаний, образно-ассоциативного мышления...