Конспект ООД по декоративному рисованию "Жостовские подносы"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_risovaniyu_zhostovo.docx | 33.25 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
на тему «Жостовские подносы» (подготовительная группа)
Интегрированные задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с особенностями жостовской росписи; учить детей расписывать подносы прямоугольной формы по мотивам жостовской росписи с применением традиционной техники рисования – кистью и нетрадиционной техники – ватными палочками; активизировать в речи детей слова: поднос, Жостово, жостовская роспись, замалёвок, тенежка, бликовка, чертёжка.
Развивающие: совершенствовать навыки работы кистью; закреплять умение свободно пользоваться гуашью, накладывать цвет на цвет; развивать композиционное мышление, художественный вкус.
Воспитательные: воспитывать интерес к народному творчеству; воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства, уважительное отношение к труду народных мастеров.
Предварительная работа: Беседа «Территория развития жостовской росписи», «Мотивы Жостова»; чтение сказки-легенды «Цветок – огонь и цветок – снежинка», стихов о Жостове.
Оборудование: таблицы с элементами жостовской росписи, иллюстрации жостовских подносов, шаблоны форм подносов, гуашь, кисти, ватные палочки, подставка под кисти, баночка для воды, салфетки; магнитофон.
Ход:
1.Организационная часть
Дети сидят на стульях полукругом
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сели красиво, спинки держим прямо, ноги ставим вместе, глазки на меня. Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А для этого мы должны улыбнуться друг другу и поздороваться – доброе утро!
2.Основная часть
Воспитатель: Народное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Издавна люди украшали свой быт необычными вещами и изделиями.
С достижениями науки в нашу жизнь вошли фотографии, кинематограф, компьютеры, появились новые способы изображения. Но наряду с ними остаются в нашей жизни и традиционные виды изображения. Сегодня мы познакомимся с расписными подносами Жостова. Вспомним, что такое жостовская роспись, повторим, какие элементы ему присущи, рассмотрим этапы создания рисунка. И, конечно же, попробуем себя в роли художников жостовской росписи.
Воспитатель: А кто нам скажет, что такое поднос и зачем нужны подносы?
Дети: Подно́с – доска, металлический или пластиковый лист для подачи еды на стол, для переноски посуды.
Воспитатель: Правильно, поднос – необходимая человеку вещь, известная с давних пор. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, он необходим на столе как подставка под разные предметы. На подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не сервировать стол. Более широко он стал применяться с распространением чая и кофе: на поднос ставили самовары, чайники и кофейники.
Роспись металлических подносов появилась в России давно. А кто мне скажет, где именно появились жостовские подносы? Где зародилась жостовская роспись?
Дети: В селе Жостово, под Москвой.
Воспитатель: Ребята, так что же художники жостовской росписи изображали на подносах?
Дети: Они на подносах изображали цветы.
Воспитатель: Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошенные на специально подготовленный фон подноса, – таков «классический» вид жостовской росписи (показ иллюстрации). Очень популярным является так же изображение фруктов (показ иллюстрации). Посмотрите, какого цвета фон?
Дети: Черный фон.
Воспитатель: Помимо чёрного фона были и цветные: зелёные и синие, разнообразные красные и "золотые".
Как вы думаете, подносы были одинаковой формы?
Дети: Нет, формы были разные: круглые, овальные, прямоугольные, квадратные.
Воспитатель: Подносы очень красивые, праздничные. А вам интересно узнать, как же создаётся такое великолепие?
Дети: Да.
Воспитатель: Замечательно, сейчас я вам расскажу. Такую красоту сделать, ребята, непросто. Нужно терпение, старание, не так ли?
Как правило, в центре композиции располагается один или несколько больших цветков: пион или георгин, по жостовской традиции большие цветы обязательно имеют розовый отсвет. В канву букета "вкалываются" мелкие полевые и садовые цветы и бутоны: анютины глазки, незабудки и др. При изображении незабудок вы в своих работах можете вместо кисточки применить ватные палочки, используя прием примакивания (показ таблицы с последовательностью выполнения). Между собой их связывают гибкие стебельки и веточки с листиками – так называемая "травка". Это обычная травка как в Хохломской росписи. Здесь надо немного потренироваться в прокручивании кисти по часовой стрелке пальцами. Прокручивания можно делать совсем небольшими, с помощью прокручивания кисти листья получаются как бы в движении, слегка с загнутыми кончиками. Крупные длинные листья изображаем мазком «зигзаг» - кончик, вся кисть, кончик, прокручивая кисть пальцами (показ таблицы с элементами росписи).
Обратите внимание на варианты простой уборки краёв подноса (показ таблицы с элементами оформления краев подноса).
Техника жостовской росписи делится на четыре этапа. Вначале художник наносит замалёвок (замалевку, подмалёвок). Повторите, пожалуйста.
Дети: Замалёвок.
Воспитатель: Широкой кистью – пятном – он рисует силуэты будущих цветов и листьев, определяя их размер, соотношение частей, основную окраску, форму и расположение на предмете.
Второй этап росписи – тенёжка (выправка). Повторяем.
Дети: Тенёжка.
Воспитатель: Как вы думаете, почему этот этап так назван? Тенёжкой он именуется потому, что начинается с прокладки теней, прописки затенённых мест тем же цветом, но более тёмным, и почти сливает их с фоном. Так рождаются таинственные тени, усиливающие трепетность изображения.
Далее художник приступает к бликовке – третьему этапу росписи, одному из наиболее ярко отличающих каждого живописца. Бликовка, повторите, пожалуйста.
Дети: Бликовка.
Воспитатель: Блики, разложенные на выступающих частях цветов, усиливают игру света.
Затем длинной кистью очень лёгкими и быстрыми касаниями умельцы очерчивают загибающиеся лепестки, рисуют прожилки в листве. Этот этап получил название чертёжки. Повторите – чертёжка.
Дети: Чертёжка.
Воспитатель: От какого слова образовано?
Дети: Чертить.
Воспитатель: Правильно, чертить.
Так четыре жостовских этапов, взявшись за руки, хороводом вяжут жостовский букет. Итак, давайте все вместе повторим их названия.
Дети: Замалёвок, тенёжка, бликовка, чертёжка.
Воспитатель: Молодцы!
А теперь встанем со стульев, и на минуту представим, будто эти замечательные цветочки с подноса ожили, проведем физкультминутку:
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Головой качают,
Тихо засыпают.
(Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки. Медленно разгибаем пальцы из кулачков. Покачиваем кистями рук вправо влево. Загибаем пальцы в кулак, качания головой. Приседаем, прикрывая голову руками).
Дети проходят к столам и рассаживаются
Воспитатель: Теперь тихонечко пройдите к столам, рассаживайтесь на свои места. Но прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики, проведем пальчиковую гимнастику:
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу.
На замочек их закрою и тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут как зайчики.
3.Продуктивная деятельность
Воспитатель: А теперь ребята, вы нарисуете собственные жостовские подносы. У вас на столах лежат шаблоны подносов. Ваша задача – разрисовать их. Но, сначала подумайте, как же будет выглядеть ваш поднос. С чего начнёте рисовать? Наверное, с крупных цветов в центре подноса, да, ребята? А потом уже перейдете к мелким цветам, листьям и травке. Итак, приступаем.
Фоновая музыка: русская народная песня «В камышах лебедушка» в исполнении Русского народного хора.
4.Рефлексия
Воспитатель: Ребята, молодцы, вы так хорошо сегодня потрудились, мои глазки не могут налюбоваться на ваши подносы! (Оценить совместно с детьми их работы)
-А вам самим понравилось их рисовать?
-А трудно было?
-Вспомните, а как называлась роспись, о которой мы беседовали?
-А почему она так называется?
-Что нового о ней узнали?
Спасибо за занятия, до свидания!
Литература
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. (Образовательная область «художественное творчество»): учебно-методическое пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2014. – 216 с.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительной к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.
- Гольская О.Г. Народные художественные промыслы России для дошкольников. Жостовская роспись. [Электронный ресурс]. URL.: https://nsportal.ru/user/664283/page/narodnye-hudozhestvennye-promysly-rossii-dlya-doshkolnikov-zhostovskaya-rospis
- Шаклеина И.Ю. Жостовская роспись. Как рисовать для детей поэтапно. [Электронный ресурс]. URL.: http://kladraz.ru/blogs/irina-yurevna-shakleina/master-klas-s-poshagovym-foto-yelementy-zhostovskoi-rospisi.html
Приложение 1
СКАЗКА – ЛЕГЕНДА «ЦВЕТОК-ОГОНЬ И ЦВЕТОК-СНЕЖИНКА»
(знакомство с жостовской росписью)
Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней — так начинается наша сказка. Вся земля наша — земля мастеров. Все может человек: превратить дерево в расписной терем, камень — в украшение или в шкатулку, глину — в забавные игрушки или в посуду, железо — в невиданной красоты подносы.
Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо.
Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные.
Под музыку педагог показывает красный и голубой цвета, спрашивает у детей о том, какая музыка какому цветку соответствует.
Да, ребята, вот это цветок — огонь, а другой цветок — снежинка. Посадил их мастер у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.
Взмахнул цветок-огонь своей шапочкой — разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной. Как упали несколько цветов на подносы, так и засияли на них букеты. Взмахнул цветок-снежинка своей шапочкой — разлетелись вокруг сине-голубые цветы, упали на подносы. Стали букеты еще красивее.
Приложение 2
Стихи о Жостове
Жостовские кисти
В тиши родного края,
Под сенью сосен древних
Живет одна простая
Российская деревня.
Проснется спозаранку
В любую непогоду
И стелет самобранку
Для праздника природы.
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.
В садах никто не сможет
Собрать таких букетов.
На сон цветной похожи
Живые самоцветы.
В тиши родного края,
Под сенью сосен древних
Находит их простая
Российская деревня.
П. Синявский
Жостовский поднос
Поднос из Жостова – великое творенье.
Не каждый знает путь его изготовленья.
Оттачивалось то нелёгкое уменье
Из века в век, из поколенья в поколенье.
Листу железа мастер для начала
Задуманную форму придавал.
И чтоб готовая поверхность засияла,
Её он черным лаком заливал.
Чтоб на подносе рисовать потом,
Он подмалёвку начинал.
И строил форму, и объём,
И цветовую гамму намечал.
И вот уже на черном, гладком поле
Прекрасные букеты расцвели.
И тоненькие, гибкие травинки
Со всех сторон цветочки оплели.
Борта подноса по краям
Орнамент мелкий украшает.
И под конец отделанный поднос
Умелец ярким глянцем покрывает.
Наталья Матвеева
Жёстовский поднос
Кто смел раскинуть на подносе
такие яркие цветы?
В своем бесхитростном вопросе
едва ль ответ не спрячешь ты:
Смел – смелый,
смелая – сумела.
Из-под руки, как ветерки,
как стая ласточек, взлетела,
разбрасывая лепестки,
кипень цветочная.
И странно –
она напомнила на миг,
как возникает из тумана
давно готовый к жизни стих:
то восклицаньем,
то вопросом,
то в полумраке,
то в огне,
то звонким жостовским подносом
вдруг полыхнет на белизне.
Э.Межелайтис
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по декоративной аппликации в младшей группе «Декоративное блюдце»
Программное содержание:Продолжать учить детей наклеивать элементы узора в центре круглой формы и по краямЗакрепить понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа»Развивать чувство ритма, чередуя элементы...
Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе"Роспись жостовского подноса"
Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров жостова....
Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)»
Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)» Цель: Закрепления знаний детей о дымковской росписи, формирование умения создавать узоры по собственном...
Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе. Тема :«Жостовские подносы».
Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе.Тема :«Жостовские подносы».Цель : Ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью. Основы изобр...
Конспект занятия по декоративной аппликации в младшей группе «Декоративное блюдце»
Конспект ОД по аппликации в младшей группе "Декоративное блюдце"...
Конспект занятия "Жостовские декоративные подносы"
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с изделиями народного творчества – жостовскими подносами.ЗАДАЧИ:- Закрепить знания детей о промысле (Жостовские подносы).- Учить составлять цветок из оторванных кусо...
Конспект занятия по рисованию «Роспись подноса гжельскими узорами»
Конспект занятия по рисованию в старшей группе«Роспись подноса гжельскими узорами»...