ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
учебно-методический материал по рисованию по теме

     Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой про­стор для проявления их творческой активности.Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эф­фективное средство для этого - изобразительная деятельность ребёнка в детском саду и в школе. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, и осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навы­ками и умениями, учатся осознанно их использовать.Целенаправленное обучение, создание условий для полноценного эстетического развития - способствует художественному творчест­ву, фор­мированию художественно-эстетических способностей детей дошкольно­го возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_detskoe_tvorchestvo.docx15.94 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГОДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность ребёнка в детском саду и в школе. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, и осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.

     Ещё Аристотель подчёркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребёнка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого; Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские педагоги и психологи.

     Философы и психологи подчёркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности - это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения.

     Специфика детского творчества состоит в том, что создать объективно новое ребёнок по целому ряду причин не может (отсутствие определённого опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.). Тем не менее, детское художественное творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в её результате ребёнок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и общество. Творческая личность - это достояние всего общества. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребёнок создаёт нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъективная ценность как средство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества.

     Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себе общественно-исторический опыт поколений, который ребёнок самостоятельно усвоить не может. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности.

     В. Н. Шацкая подчёркивала: «Мы его (детское художественное творчество) рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания скорее как метод наиболее совершенного овладения определённым видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей».

     Е. А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнка окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства.         Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».

     И. Я. Лернер, включая в содержание образования ребёнка опыт творческой деятельности, определяет такие ее черты:

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

- видение новой функции предмета (объекта);

- видение проблемы в стандартной ситуации;

- видение структуры объекта;

-способность к альтернативным решениям;

- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

     Разумеется, не все черты творчества могут быть развиты у детей до школьного возраста в изобразительной деятельности.

Психолого- педагогические наблюдения за процессом детского художественного творчества показывают, создание изображения ребёнок часто сопровождает речью. Он называет воспроизводимые предметы, объясняет поступки персонажей, описывает свои действия. Это позволяет ребёнку понимать и выделять качества изображаемого, планировать свои действия, учиться устанавливать их последовательность.

Разнообразные чувства, которые испытывает ребёнок, занимаясь творчеством, новые знания и навыки, приобретаемые им в этот момент, значимы для психического развития его личности.

     Анализ положений отечественных учёных о детском творчестве и многолетние исследования Т. С. Комаровой позволили вывести определение детского творчества.

     Художественное творчество детей дошкольного возраста - это создание ребёнком значимого, прежде всего для него, субъективно нового продукта (рисунок, лепка и т. д.); дополнение к уже известным ранее не использованных деталям, по-новому характеризующим создаваемый образ; придумывание новых сюжетных элементов, действий, характеристик героев и т. п.; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; использование и создание разных вариантов изображения, ситуаций, движений, проявление инициативы во всём. Под творчеством понимается и сам процесс создания образов, и поиск способов решения изобразительной задачи.

     Необходимо целенаправленное обучение художественному творчеству и создание условий для полноценного эстетического развития и формирования художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста.

   

 Условия:

- приоритетное внимание должно быть уделено игре, продуктивным видам деятельности, в том числе театрализованной, музыкальной;

- содержание образования должно быть интересным для детей, строиться на основе интеграции видов искусства, формировать художественно-творческие способности, использования разнообразных методов и приёмов работы с детьми в этом направлении;

- необходимо создавать художественную эстетическую среду вместе с детьми;

- включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приёмы и ситуации;

- во всём должна присутствовать вариативность, т. е. использование разнообразных форм, средств и методов обучения, материалов и оборудования для работы детей;

- создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях и родителями в семье;

- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей;

- воспитатель должен быть творческой личностью и обеспечивать свободу в реализации замысла каждого ребёнка;

- использование регионального материала в ознакомлении детей дошкольного возраста с изобразительным искусством.

     В творческой деятельности ребёнка следует выделить три основных этапа, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.

1. Возникновение и оформление замысла.

2. Процесс создания художественного образа.

3. Анализ результатов творчества взрослым и детьми.

Целенаправленное обучение, создание условий для полноценного эстетического развития - способствует художественному творчеству, формированию художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности в группе раннего возраста .

Ребёнок чист,как родниковая вода,И отражает мир без искажений.Мир ребёнка- сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захваты...

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...

Статья«РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредстве...

Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности в группе раннего возраста .

Статья по рисованию (младшая группа) на тему: развития детского творчества средствами изобразительной  деятельности в группе раннего возраста.- Все дети любят рисовать.И каждый смело нарисуетВсё,...

Статья. Детское творчество в изобразительной деятельности.

Этот материал можно использовать в работе с родителями....

Детское творчество в изобразительной деятельности.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством в эстетическом...

Тема: «Интегрированный подход к развитию детского творчества в процессе изобразительной деятельности»

Краткосрочный художественно-творческий проект по английской сказке "Три поросёнка"....