" Чудо чудное - диво,дивное"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Путинцева Наталья Ивановна

Декоративное рисование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._dekorativnoe_risovanie.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ

Бутурлиновский детский сад общеразвивающего вида № 8

Бутурлиновского муниципального района

 Воронежской области

Конспект занятия

по образовательной области

« Художественно-эстетическое

развитие»

в старшей группе

«Чудо чудное - диво, дивное».

Воспитатель:  Путинцева Н.И.

г. Бутурлиновка

2018 г.

             

Цель: Расширить представления детей о народном искусстве России.      Задачи:                                                                                                               Познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства - хохломой, с его историей и истоками, с этапами изготовления хохломских изделий.                                                                                                                                Продолжать развивать умение рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья при помощи мазка и ягоды, используя тычок ягоды, травка, листики, завиток, капелька, усики и т. д.                                                                              Формировать  умение ориентироваться в накопленной информации. Формулировать свои ответы, разбираться в особенностях Хохломской и Дымковской  росписях.                                                                                                 Развивать умение видеть и понимать красоту окружающих вещей.                  Развивать чувство цвета, ритма, умение передавать ритм Хохломы.  Воспитывать любовь к искусству, интерес к познанию русской народной культуры.  

Интеграция образовательных областей:  « Художественно – эстетичекое развитие», « Познавательное  развитие», « Социально - коммуникативное развитие»,   « Речевое развитие».                                                                                                       Обогащать словарь детей словами: завиток, листья, рябинка, кайма, завиток, капелька и т. д.

        Предшествующая работа:                                                                               Компьютерная презентация «Золотая хохлома».                                                   Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством: беседы о хохломской, дымковской росписях, рассматривание предметов, украшенных этими росписями, иллюстраций; целевые прогулки для сравнения рябины настоящей с её изображением на произведениях хохломских мастеров. Чтение стихов, слушание русских народных мелодий.

Материалы: гуашь, кисти,  баночка с водой, плоскостные бумажные фигуры ложек.

Ход ООД:

Воспитатель:

 Давайте за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся, побежит тепло по кругу, очень  рады мы друг другу.  Давайте улыбнёмся друг другу и пусть каждый поздоровается со своим соседом, называя его ласковым именем.    

Звучит колокольный звон (аудиозапись).

Воспитатель: Ребята, услышав звуки колокола, скажите, о какой стране вы подумали?

Дети: О России.

Воспитатель: Да, ребята, Россия – славится храмами о соборами и звонкими колоколами, народными умельцами, красивой природой и добрыми отзывчивыми людьми.

А кто знает, как в древности называли Россию? (Правильно Русь).

            (   Звучит русская народная мелодия).

Воспитатель: Какая  мелодия. Так ведь это звуки весёлой ярмарки.

Помните я вам говорила, когда в старину на Руси устраивали ярмарки? ( на праздники).

На них можно было купить всевозможные товары, сладости и хорошо повеселиться, так как на ярмарке выступали бродячие артисты, устраивались различные аттракционы, а также посмотреть изделия народных умельцев.

Воспитатель: А вы хотели бы попасть на ярмарку? (Да).

Тем более, что скоро праздник (Какой?)  Масленица. А на праздники надо дарить подарки. Давайте отправимся и мы на ярмарку, может для себя что ни будь присмотрим.

- Но как же мы туда попадём? Ведь машины времени у нас нет (ответы детей). Ой,  я вспомнила, наша группа называется Семицветик. И мы можем использовать волшебные слова.

                   Давайте произнесём их.

                      « Лети, лети лепесток,

                       Через запад на восток.  

                       Через Север, через Юг

                        Возвращайся, сделав круг.

                       Лишь коснёшься ты земли,

                       Быть по-нашему вели:

                       «Мы хотим очутиться на ярмарке».

(Дети закрывают глаза, играет музыка. Потом звучит весёлая музыка, звуки ярмарки. Дети открывают глаза.)

 Воспитатель надевает русский народный платок.

(Далее  педагог обращает внимание на столы с игрушками, домашней утварью, раскрашенными разными росписями.

Воспитатель: Ребята проходите, проходите на изделия посмотрите, может, что вам и понравится, может, что вам и приглянется.

Воспитатель: Ой, а что это за изделия? (Это игрушки)

 Послушайте загадку:  Веселая белая глина

                  Кружочки, полоски на ней,

                  Козлы и барашки смешные,

                  Табун разноцветных коней,

                  Кормилицы и водоноски,

                  И всадники и ребятня,

                  Собачки, гусары и рыбы,

                  А ну, назови-ка меня!

  Дети: Это Дымковские игрушки.

Из чего они сделаны? ( из глины. А почему их называют дымковские?

Воспитатель: Давайте посмотрим , что это за товар? (Подносы, ложки, солонки и т.д.) А как эти предметы можно назвать? (посуда)

Воспитатель:    Послушайте загадку:

Здесь посуда знатная

Складная да ладная

Она повсюду славится,

Она и вам понравится!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют…. ( хохломой).  

 Воспитатель:  А кто знает легенду, о том, как появилась хохломская роспись? Послушайте легенду о хохломской росписи.

«Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой».

                                                                                                                                Ребята, как вы думаете, что же общего у всех этих изделий? (Ответы детей.)

Воспитатель обобщает ответы детей.

- Все эти изделия очень красивые, они сделаны мастерами из природных материалов. Роспись этих изделий отражает красоту родного края. Если посмотреть на дымковские игрушки можно представить заснеженные сугробы, по которым идут барышни с румянцем на щеках, в яркой одежде.  Глядя на изделия хохломских мастеров, мы можем представить себе летящую Жар – птицу над Землёй, которая одаривает нас теплом и светом. Мастера-художники также используют различные элементы природы: ягоды, листья, стебельки, цветы. В этом и проявляется мастерство художника, его наблюдательность. Да, очень сложная работа у мастеров Ребята.

Воспитатель: Ребята,  мне очень понравились, как вы рассказывали об изделиях народных мастеров. Но нам пора возвращаться.

С Ярмарки не уходят с пустыми руками, я вам предлагаю свои заготовки ложек, в память об этом путешествии. И вы сами можете их расписать и побывать в роли мастеров – художников, и сделать подарки для своих близких к празднику Масленицы.

Дети берут заготовки ложек и с помощью волшебного заклинания возвращаются назад в детский сад.

Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись. Понравилось вам наше путешествие?

После путешествия надо немного отдохнуть.

Физкультминутка.

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .

Воспитатель: Какой росписью мы будем расписывать ложки? Что бы вспомнить элементы хохломской росписи  поиграем в игру (Дидактическая игра «Ромашка»).

(дети берут лепесток и называют элементы росписи).

А теперь давайте пройдём в нашу мастерскую.

Воспитатель: А теперь вспомним основные цвета (красный, желтый, золотой, чёрный).

Главные элемент: завиток (криголь) на нём располагаются все элементы росписи.

(Показ воспитателя)

(Пальчиковая гимнастика.) Но перед тем как рисовать, давайте разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика
1,2,3,4,5-вышли пальчики гулять (сжимают и разжимают кулачки)
-Этот пальчик рыл песок, (соединяют большой палец и мизинец)
-Этот делал пирожок (соединяют безымянный и большой палец)
-Этот с горки катался (соединяют средний и большой)
-Этот в травке валялся (соединяют указательный и большой)
-Этот умницей был, рисовал и лепил (шевелят большим пальцем).      Воспитатель: Вспомним последовательность: Кисть держим тремя пальцами, почти вертикально, затем рисуем слегка изогнутую ветвь, на ней рисуем травку, кустик и т.д.
 повторяют за воспитателем движения пальчиками в воздухе (волнистые линии, завитки, травка, осочки, ягодки, капельки).      Теперь закройте глаза, представьте, какой узор вы бы хотели нарисовать.

 (воспитатель включает р. н. мелодию)

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми по проекту " Чудо-чудное, диво-дивное".

В помощь воспитателям, занимающимся проектной деятельностью....

Схема-паутинка содержания проекта "Чудо-чудное, диво-дивное"

План работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация».Цель: познакомить с разнообразием русс...

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация».Цель: познакомить с разнообразием русс...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: Чудо-чудное, диво дивное—золотая хохлома. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».

Прдолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма; познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; продолжать знакомить с русской ...

Чудо-чудное,диво-дивное ( русские народные игрушки,)

Задачи:1.познакомить с разнообразием русских народных игрушек2.учить детей различать игрушки3.знать характерные особенности разных промыслов4воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному твор...

«Интегрированное занятие Чудо-чудное, диво-дивное» (русские народные игрушки).

«Интегрированное занятие Чудо-чудное, диво-дивное» (русские народные игрушки)....