Рабочая программа "Радуга красок"
рабочая программа по рисованию (младшая группа) на тему
Техника нетрадиционного рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_risovanie.docx | 38.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 109 «Петушок» г. Улан-Удэ комбинированного вида___
670042 г. Улан-Удэ, проспект Строителей, 16а т/факс 46-98-90; 46-97-65.
эл.адрес dcad109petuchok@mail.ru
Утверждаю:_______________
Заведующий Е.Н.Холяева
ПРОГРАММА
«РАДУГА КРАСОК»
обучение детей технике нетрадиционного рисования
Программа рассмотрена и одобрена
на заседании педагогического совета
Воспитатель:
Ситникова Т.И.
Улан-Удэ, 2017
Содержание
- Содержание……………………………………………………………2
- Пояснительная записка……………………………………………...3
- Цели, задачи, методы ………..………………………………………4
- Тематический план занятий кружка………………………………5
- Методическое обеспечение программы………………………….10
Пояснительная записка
….Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне….
Э.Успенский
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок само- выражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Существует множество техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Цель: вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними.
Задачи: - формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования;
- способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям);
- развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов;
- помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия;
- воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
Методы, используемые на занятиях кружка:
беседа, рассказ, сказка;
рассматривание иллюстраций;
показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
Ожидаемый результат работы кружка
1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Нетрадиционные художественные техники
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .
Организационно-методическое обеспечение программы
Программа «Волшебный мир бумаги» рассчитана на 6 месяцев (младший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка составляет 8 – 10 человек. Занятия проводятся два раза в неделю, с ноября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 15 минут.
Год обучения | Количество занятий \в год | Количество занятий в месяц | Количество детей в группе |
Подготовительная группа | 24 | 4 | 10 |
Тематический план занятий кружка «Радуга красок»
СЕНТЯБРЬ.
1.«Мой любимый дождик». (Коллективная работа. Рисование пальчиками).
Цель: Формировать умение создавать коллективное произведение в рисовании. Развивать умение с помощью рук формировать образное представление. Воспитывать усидчивость, настойчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
2.«Веселые мухоморы». (Рисование пальчиками).
Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальцами. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.
3. «Необычный компот». (оттиск отпечатками из яблок, пробкой)
Цель: Показать прием получения отпечатка яблоком, пробкой. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность.
4. «Рябиновая кисть». (Рисование пальчиками).
Цель: Учить детей рисовать ягоды с помощью пальчиков, расширять знания детей о ягодах, о цвете. Развивать у детей интерес к рисованию.
ОКТЯБРЬ.
1.«Ягоды на тарелочке». (оттиск отпечатками пробкой, рисование пальчиками).
Цель: упражнять в комбинировании различных техник при изображении простейшего натюрморта, в расположении рисунка по всей плоскости листа.
2. «Картошка». (оттиск отпечатками из картофеля).
Цель: учить рисовать картошку с помощью печаток из картошки. Закреплять умениерисовать ватными палочками. Внутри изображения, в ограниченном пространстве («глазки»).
3. «Божьи коровки на лужайке».(рисование пальчиками).
Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точку на всю поверхность предмета; вызывать эмоциональный отклик от рисования; воспитывать аккуратность.
4. «Осенний бал деревьев» (оттиск листа, коллективная работа)
Цель: учить делать оттиск осеннего листа. Развивать аккуратность, умение покрыватькраской весь осенний лист соответствующими цветами, составлять композицию на альбомном листе.
НОЯБРЬ.
1. «Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться?» (оттиск поролоном с использованием трафарета, печатками)
Цель: вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционнымихудожественными техниками; развивать цветовосприятие
2.«Светофор».(оттиск печаткой из картофеля)
Цель: продолжать знакомить с приемом печатания кругов одинаковой величины. Закреплять знания о светофоре, о последовательности цвета в изображении. Поддерживать интерес к рисованию. Учить пользоваться салфетками после рисования.
3.«Свитер для моих друзей». (рисование ватной палочкой, оттиск пробкой).
Цель: знакомить с техникой рисования ватной палочкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.
4. «Краски осени». (оттиск смятой бумагой)
Цель: учить рисовать листву с помощью смятой бумаги, гуаши. Развивать речь, аккуратность в работе, образное мышление, умение подбирать необходимую краску.
ДЕКАБРЬ.
1.«Снежок порхает, кружится». (техника печатания поролоном, рисование пальчиками)
Цель: закрепление приемов печатания и рисования пальчиками, создание образного снегопада. Развивать чувства цвета и ритма.
2. «Елочка пушистая, нарядная». (тычок жесткой полусухой кистью)
Цель: учить заполнять контур елки способом тычка. Держать кисть вертикально. Расширять знания о растениях. Учить имитировать пушистую елку, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.
3. «Веселый снеговичок». (тычок с помощью жесткой полусухой кистью)
Цель: упражнять в технике тычка с помощью жесткой полусухой кисти. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.
4. «Снегирь». (использование трафарета, пальчиковая живопись)
Цель: Учить изображать птицу – снегиря, используя трафарет; рябинку, используя пальчиковую живопись. Закреплять умение работать поролоновым тампоном.
ЯНВАРЬ.
1. «Мои рукавички» (оттиск печатками пробкой, рисование пальчиками)
Цель: Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.
2. «Звездное небо» (кристаллики соли)
Цель: учить изображать звезды, используя кристаллики соли.
3.«Дерево в инее» (техника рисования манкой)
Цель: учить изображать иней кончиком кисти на ветвях дерева, используя «манную краску».
4. «Морозко» (рисование ватной палочкой)
Цель: совершенствовать умение в художественных техниках рисования палочкой. Развивать воображение.
ФЕВРАЛЬ.
1. «Пушистый зайка». (тычок жесткой полусухой кистью)
Цель: совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.
2. «Высоко летит ракета» (рисование свечой, кристаллики соли)
Цель: познакомить детей с техникой рисования свечой, кристалликами соли.
3. «Воробушек» (рисование крупами)
Цель: познакомить детей с техникой рисования крупами)
4. «Цыпленок» (рисование поролоном с использованием трафарета)
Цель: упражнять в рисовании поролоновым тампоном,
Развивать умение дорисовывать детали с помощью фломастеров.
МАРТ.
1. «Плывет, плывет кораблик». (рисование парафином, аппликация)
Цель: учить изображать море с помощью парафина. Учить тонировать половину листа, изображать кораблик, используя технику аппликации.
2. «Мимоза для бабушки». (рисование поролоном)
Цель: Упражнять в рисовании поролоном. Учить наносить отпечатки у основания стебля. Воспитывать аккуратность в работе, развивать чувство композиции.
3. «Ранняя весна». (рисование пальчиками, ватной палочкой)
Цель: закрепить умение рисовать деревья краской. Упражнять в рисовании прямых линий. Закреплять умение дорисовывать листья (примакиванием) пальчиком. Развивать чувство композиции.
4. «Ромашка для мамочки». (использование техники аппликации, рисование манкой, пшеном)
Цель: упражнять в технике аппликации, закреплять умение рисовать крупами.
АПРЕЛЬ.
1. «Одуванчики». (рисование жесткой полусухой кистью)
Цель: Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жестко кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Воспитывать аккуратность.
2.«Золотая рыбка». (использование трафарета, поролона, ватной палочки)
Цель: учить изображать рыбку по трафарету, с помощью поролонового тампона, ватной палочки. Развивать умение дорисовывать детали с помощью печаток.
3.«Подсолнухи». (рисование ватными палочками)
Цель: учить рисовать подсолнух, используя ватные палочки)
4.«Яйцо для курочки Рябы» (рисование крупами: манкой, рисом, гречей, пшеном)
Цель: учить украшать яйцо с помощью круп.
МАЙ.
1. «Гусеницы в траве». (рисование пальчиками)
Цель: Совершенствовать технику пальчикового рисования (туловище гусеницы, не оставляя просветов между мазками. Дорисовывание недостающих деталей фломастерами (лапки, травка, солнышко). Развивать цветовосприятие. Воспитывать бережное отношение к природе; расширять знания о насекомых.
2. «Цветочек радуется солнышку». (рисование в технике печатания пробками(лепестки и серединка цветка)
Цель: Учить рисовать цветок в центре листа. Закреплять умение пользоваться фломастерами, дорисовывать простые детали (стебелёк, листочки, травка). Закрепить прием примакивания. Развивать чувство композиции.
3. «Кот - Матроскин». (аппликация; рисование ватными палочками)
Цель: закрепить знание детей о геометрических фигурах; упражнять в составлении изображения из фигур; продолжать учить рисовать ватными палочками.
4. «Букет сирени». (рисование пальчиками)
Цель: совершенствовать технику пальчикового рисования. Развивать чувство композиции.
Педагогическая диагностика
В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства рисования с целью проверки эффективности проведенной работы.
Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка «Радуга красок» (вторая младшая группа, начало года)
№ | Фамилия, имя ребѐнка | Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их прим | Знание основных методов и приемов техники нетрадиционного рисования | Умение самостоятельно изготовить рисунок от начала и до конца | Точность и аккуратность выполнении работы | Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат | Общее количество баллов | Уровень |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 | ||||||||
13 | ||||||||
14 | ||||||||
15 |
6 – 5 баллов – высокий
4 – 3 баллов – средний
2 – 0 баллов – низкий
Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка «Радуга красок» (вторая младшая группа, конец года)
№ | Фамилия, имя ребѐнка | Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их прим | Знание основных методов и приемов техники нетрадиционного рисования | Умение самостоятельно изготовить рисунок от начала и до конца | Точность и аккуратность выполнении работы | Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат | Общее количество баллов | Уровень |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 | ||||||||
13 | ||||||||
14 | ||||||||
15 |
Методическое обеспечение программы:
1. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа
2. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 3-4 лет»
3. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет»
4. Аверьянова А.П. Мастерилка. – Дмитров: Издательский дом «Карапуз», 2000.
5. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50.
6. Как научиться рисовать. Пер с англ. М.Д.Лахути. – М.: Росмэн, 2001.
7. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки / Художник А.А.Селиванов –Ярославль: Академия Холдинг, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Радуга красок» по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей группы
Рабочая программа по изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Данная программа подойдет в качестве дополнительного образования по изодеятельности с использованием нетрадици...
Рабочая программа по изобразительной деятельности "Радуга красок"
Тип программы: Художественно - эстетическая Для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет)Срок реализации программы 3 годаРуководитель: Педагог дополнительного образования Бобырь Антонина Але...
Рабочая программа по дополнительному образованию детей "Разноцветный мир красок"
Рабочая программа дополнительного образования по техникам нетрадиционного рисования "Разноцветный мир красок" для детей 4-5 лет...
Рабочая программа «Волшебный мир красок Красноярского края»
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет....
рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования "В мире красок"
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «В мире красок» представляет собой разработанную систему нетрадиционного рисования с детьми 6-7 лет в условиях детского сада....
Рабочая программа кружка "Радуга красок"
Рабочая программа кружка нетрадиционных техник рисования "Радуга красок" для детей дошкольного возраста 4-7 лет....
Рабочая программа по нетрадиционному ИЗО "Радуга красок" для детей от 3 до 7 лет
Рабочая программа по нетрадиционному ИЗО "Радуга красок"...