Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников на основе техники «Пескография» или рисование песком»
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: " Развитие художественно - творческих способностей дошкольников на основе техники "Пескография" или рисование песком"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 57.08 КБ |
master_-klass_peskoterapiya.docx | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Петрова Татьяна Валерьевна
воспитатель МДОУ «Д/с №32»
«Развитие творческих способностей дошкольников
на основе техники «Пескография» или рисование песком»
Чудеснее песка нет для детей забавы,
Его всегда имеется в достатке.
Течет он нежно так сквозь руки,
Что не сравнить его ни с чем…
Иоахим Рингельна
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Современные условия дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих комфортное пребывание в условиях ДОУ, сохраняющих психическое здоровье каждого ребенка и способствующие развитию творческой интеллектуально развитой личности. В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на важность «поддержки разнообразия детства», соответствующую организацию образовательного
пространства, которая «должна обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, а так же развитие
крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие; возможность самовыражения детей».
Известно, что художественно-творческая деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни, показывает ребёнку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения. И чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Актуальность
Работая уже не один год с детьми в группе компенсирующей направленности по развитию речи, я наблюдаю, что у них слабо развиты такие психические процессы как память, мышление, внимание, плохо развита мелкая моторика пальцев рук. Отсюда дети испытывают сложности при работе с инструментами и материалами, тяжело осваивают отдельные приемы и способы. При создании творческих работ отмечается низкий уровень развития художественно – творческих способностей.
Детям с диагнозом тяжёлое нарушение речи сложнее социализироваться в окружающем мире. У них низкая самооценка, самоконтроль. Они часто застенчивы и малообщительны.
Слайд 3-4 Для решения данных проблем, в своей педагогической деятельности использую методы и техники: пальчиковая гимнастика, гимнастика с массажными мячиками, работа с пластилином, работа с бумагой (вырезание, обрывание, оригами); техники «Гофротрубочки» и «Торцевание»; игры с крупами и пуговицами.
С 2017 года внесла в развивающее игровое пространство группы игры с песком и песочное рисование.
Проведя наблюдения за детьми во время самостоятельной и образовательной деятельности, было замечено, что подобранные игры и упражнения способствуют снятию психоэмоционального напряжения, гиперактивные дети затихают при игре с песком.
Я заинтересовалась возможностью применения «Пескотерапии» в своей педагогической деятельности.
Слайд 5 Взаимодействие с песком – одно из популярных в мире направлений арт - терапии, которая была предложена швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом.
Слайд 6 Проанализировала разработки: «Методический практикум по песочной игротерапии» «Чудеса на песке. Песочная игротерапия» Т. М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева; программа для дошкольников «Песочная терапия» Большебратская Э.Э.; «Пишем и рисуем на песке» Зейц М.; «Песочная терапия в развитии дошкольников» Е В. Гаранова., О.Б Сапожникова. Сделала вывод, что методика интересна и доступна как взрослому, так и ребенку; она открывает большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Слайд 7 Пескотерапия подразумевает:
-игры и упражнения с песком, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов, на повышение концентрации внимания и усидчивости;
- рисование на песке, одна из форм естественной и доступной деятельности ребенка, способствующая широким возможностям для развития и обучения детей различного возраста. Поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.
- рисование песком или «Пескография». Технические элементы рисования это кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами. Одновременное использование двух пальцев, симметрично двумя руками, отсечение лишнего, насыпанние из кулачка.
При организации художественно – творческой деятельности я применяю некоторые формы и способы, адаптированные под особенности дошкольников с ТНР. Это «Пескография» или рисование цветным песком, а так же игры и упражнения по методике Мариеллы Зейц. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного творчества детей. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы!
В процессе рисования песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности, память, а так же происходит активное формирование речевой деятельности. Недаром существует выражение «через руки к речи».
Отметив, все положительные стороны, я решила её использовать в работе с детьми с ТНР.
Слайд 8. Выделила основные направления моей деятельности:
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды необходимыми материалами, соответствующие рисованию песком.
- Организация совместной деятельности с детьми, которая включает в себя обучение простейшим способам работы с материалами и инструментами.
- Вовлечение родителей (законных представителей) в творческий процесс с детьми.
- Развитие собственной креативности.
Выбрав работу по этим направлениям, я поставила перед собой цель и задачи.
Слайд 9. Основная цель моей работы:
Развитие художественно-творческих способностей детей на основе техники «Пескография» или рисования песком.
Задачи в работе с детьми:
- Развивать эмоционально-личностную сферу детей средствами песочной графики;
- Создать условия для развития творческого потенциала;
-Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.
-Вырабатывать у детей умения использовать базовые приёмы создания песочных рисунков, работать пальцами обеих рук одновременно, координировать движение руки и глаза.
-Помогать детям в овладении техническими умениями рисования песком.
-Способствовать развитию мелкой моторики и активизации речевых навыков, пространственного мышления и воображения воспитанников;
-Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память), когнитивные процессы;
-Развивать творчество и фантазию.
Задачи в работе с родителями:
-Развивать интерес у родителей к совместной деятельности с детьми, взаимопонимания между родителями и детьми;
-Повышать уровень знаний родителей по использованию техники «Пескография» или рисование песком.
Слайд 10. Поставленные задачи успешно решаю при использовании педагогических принципов:
-Цикличность, который помог спланировать работу с детьми. Был составлен тематический план по техники рисование песком, согласно тематическим неделям.
-Доступность. Я всегда предусматриваю соответствие учебного материала возрастным особенностям детей, выполняя при этом основное условие доступности – преемственность и постепенность усложнения заданий, что достигается правильным распределением материала на занятии.
-Систематичность и последовательность. Строю процесс обучения таким образом, чтобы продуктивная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, и овладение новыми умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.
-Принцип гумманизации, сотрудничества, партнерства.
Предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
-Индивидуализация. В процессе художественно-творческой деятельности осуществляю индивидуальный подход, построенный с учётом возможностей и способностей ребенка, его ручных умений и навыков, его эмоциональное состояние, заинтересованности и желания.
-Наглядность. Принцип наглядности особенно важен, так как в изготовлении работ отражаются наблюдения и впечатления от окружающей жизни. Детям предоставляю возможность непосредственно знакомиться с объектами или с их изображениями; когда это необходимо, даю наглядный показ действий по выполнению изделия. Наглядность во всех случаях соединяю с чётким пояснением.
Слайд11. Методы, используемые в работе:
Практические: творческое задание, дыхательная гимнастика, игры и упражнения с песком, музыкальная пауза.
Наглядные: иллюстрации, картинки, фото, показ слайдов (образцы, схемы-модели).
Словесные: показ, пояснение, художественное слово, дидактические игры.
Слайд12 Планируемые результаты:
Для детей
- Появление субъективной новизны, оригинальности и вариативности, как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества;
- Нахождение выразительных изобразительных средств для создания художественного образа;
- Склонность к экспериментированию с песком;
- Индивидуальный «почерк» детской продукции;
-Самостоятельность при выборе темы, сюжета композиции, художественных материалов и средств художественно – образной выразительности;
Для педагога:
-Пополнение РППС в группе детского сада.
-Систематизация собственных педагогических знаний по развитию художественно – творческих способностей дошкольников;
-Разработка перспективного плана по реализации образовательной области «Художественно - эстетическое развитие».
-Организация взаимодействия с родителями по развитию художественно – творческих способностей дошкольников, привлечение родителей в совместный творческий процесс.
Для родителей:
- Повышение компетентности родителей по организации художественно-творческой деятельности совместно с детьми.
Реализация деятельности осуществлялась в 4 этапа:
Слайд 13 Первый этап - информационно- подготовительный:
Цель: выявление знаний и умений детей и родителей; создание условий для осуществления целей и задач по реализации техники «Пескография» или рисование песком.
1. Проведено педагогическое наблюдение во время организации образовательной деятельности по области «Художественное творчество» (анализ продуктов творчества, беседа).
2. Анкетирование родителей по теме: «Использование пескотерапии в развитии художественно – творческой деятельности». Цель: выявление знаний родителей о нетрадиционных методах рисования, о значении «Пескотерапии» в развитии детей.
3. Изучена литература.
4. Организовано оснащение группы необходимым оборудованием и материалами, исходя из анализа материально – технических условий.
В педагогическом наблюдении принимали участие 14 детей в возрасте 5-6 лет. Многие дети не смогли выбрать тему для своих работ, так как их опыт творческой деятельности не богат, что говорит о неготовности детей к экспериментальной деятельности, неумению использовать нетрадиционные техники.
Результаты анкетирования родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени).
Педагогическое наблюдение и анкетирование позволило выявить типичные затруднения детей и их родителей в области художественно-творческой деятельности.
В связи с этим актуальность данной темы не вызывает сомнения.
Исходя из полученных данных, спроектировала направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы. Составила тематический перспективный план работы с использованием техники «Пескография». Темы подбирала в соответствии лексическому плану, охватила несколько направлений, что позволило работать по намеченной теме в системе.
Для успешного развития детского творчества были созданы необходимые условия:
Слайд14 В группе оформлен центр «Песочные фантазии», где рисование песком осуществляется на столе-планшете со встроенной подсветкой, кварцевым и цветным песком. Дети проявляют самостоятельность в выборе цвета песка для реализации своих творческих замыслов. Стол-планшет установлен в доступном для детей месте.
Разместила разнообразный материал и инструменты для творческой деятельности по технике «Пескография»:
-стол – планшет с подсветкой для рисования с песком;
-кварцевый песок, цветной песок;
-памятки для детей - значок, который обозначает и напоминает детям о правилах безопасного пользования;
-схемы последовательности трудового процесса по технологии М. Крулехт;
-шаблоны, трафареты для рисования цветным песком.
Оформила место для организации выставок детских работ.
Слайд 15 Второй этап – практический:
Цель: вовлечение в познавательную и художественно-творческую деятельность участников образовательного процесса.
Один из путей эффективности реализации технологии, состоит в использовании разнообразных форм работы.
Формы работы с детьми:
- организованная образовательная деятельность;
- совместная деятельность педагога с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- индивидуальная работа с детьми.
Формы работы с родителями:
- информационно-рекламная деятельность (родительская газета, памятки, буклеты; размещение информация на сайте группы «Ромашки».
- индивидуальные консультации;
- мастер-классы;
- конкурсы;
- организация совместных выставок.
Формы работы с педагогами:
-консультации;
- мастер-классы.
- памятки «Игры и упражнения» по методике разработанной Мариеллой Зейц.
Песок – необыкновенно приятный материал. Рисуя песком, дети и взрослые погружаются в мир фантазий и сказок, причудливых образов и форм - это увлекательный процесс, который затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, одновременно вдохновляет и расслабляет.
В процессе в совместной и организованной образовательной деятельности средствами песочной графики дети воплощают свои фантазии в песочных рисунках.
Слайд16-17.Им предлагаются пальчиковые игры с песком, плавно переходящие в творческую, основную деятельность.
Слайд 18-19 Образовательную деятельность, строю комплексно, нацеливая детей на результат, давая ребенку что-то понять или создать самостоятельно, ощутить свое «Я». Дети с удовольствием исследуют свойства песка под моим руководством. Я увидела, что им это интересно. Творческий процесс - это настоящее чудо. Я наблюдаю, как дети раскрывают свои способности и за радостью, которую им доставляет созидание.
Слайд20-2.1 Чтобы образовательная деятельность проходила интереснее, а обучение прошло легко и незаметно для детей, я использую мотивацию детской деятельности:
- мотивация личного интереса, создание картин, пейзажей, натюрмортов, в свое личное пользование;
- мотивация общения со взрослым, которая достаточно значима и привлекательна для детей, так как они хотят быть рядом со взрослым и охотно помогают ему во всем.
Слайд22-23. Большой потенциал для развития художественно – творческих способностей дошкольников заложен в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Моим ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ, родители с удовольствием участвуют в конкурсах и выставках. В конкурсе «В лесу родилось деревце» дети узнали много нового о деревьях нашего Коми края. К юбилею 85 - летию Ярегских нефтяных шахт были изготовлены картины по данной теме. Была организована выставка в музее «Ярегских нефтешахт». Так же используем детские работы для подарков детям и взрослым.
Слайд 24 Для педагогов проведена консультация на Педагогическом совете ДОУ по теме «Развитие Художественно творческих способностей через нетрадиционные техники в продуктивных видах деятельности», презентован опыт работы по теме. «Рисуем песком, помогаем раскрыть ребенку его потенциальные возможности».
Слайд 25 Для родителей оформлена наглядная информация: ширмы «Песочная терапия», буклеты «Пишем и рисуем на песке, организована консультация «Песочная терапия» - как игровой метод».
Слайд 26-31 Особенно интересно прошёл мастер-класс с родителями по теме: «Игры и упражнения по методике Мариеллой Зейц». Родителям были предложены игры с песком и увлекательные упражнения на развитие ориентировки на плоскости, и для развития чувства симметрии.
В заключительной части мастер-класса для родителей была организована художественно творческая деятельность - рисование цветным песком.
Слайд32-33 Третий этап – оценочно-рефлексивный
Цель: подведение итогов, оценка эффективности реализации техники «Пескография».
В ходе реализации техники «Пескография» получены следующие результаты:
Для детей
-технология дала возможность гармонизировать психоэмоциональное состояние, развить творческий потенциал детей;
-способствовала развитию познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
-сформировались коммуникативные навыки;
-активизировался и пополнился словарь;
-повысился уровень ручной умелости, координации движений, художественно – творческих способностей
-дети научились правильно пользоваться инструментами и материалом данной технологии.
-наблюдается творческая инициатива в выборе темы для сюжета.
Для педагогов:
-обогатились представления об использовании нетрадиционной техники Пескография» в продуктивных видах деятельности;
-разработан и распространён среди коллег тематический план ООД в области «Художественное творчество» с использованием нетрадиционного материала «Рисование песком» или «Пескография».
Для родителей:
-родители стали активными субъектами творческого процесса;
- результаты анкетирования родителей показали, что повысилась психолого-педагогическая компетентность в области детской продуктивной деятельности с использованием техники «Пескография».
Слайд 34 Четвёртый этап – презентационный.
Цель: распространение опыта работы среди коллег детских садов.
- обмен опытом среди коллег ДОУ (проведение консультации на Педагогическом совете ДОУ по теме «Развитие Художественно творческих способностей через нетрадиционные техники в продуктивных видах деятельности», «Рисуем песком, помогаем раскрыть ребенку его потенциальные возможности».
- размещение информации на сайте ДОУ, на сайте группы №11 «Ромашки» и на сайте социальная сеть работников образования.
Итак, рисование песком – это развивающий фактор для художественно - эстетического восприятия, психофизического и личностного развития детей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Можно констатировать тот факт, что во время работы по песочной терапии, развитие мелкой моторики пальцев рук и интерес детей к продуктивной деятельности (работе с песком) многократно улучшили навыки и умения детей.
Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья, тела и души.
Использование пескотерапии содействует развитию творческих способностей, создает условия для накопления запаса речевых впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования и, в конечном счете, предупредить появление серьезных проблем в школе.
Я планирую и в дальнейшем использовать технику «Пескотерапия» в своей педагогической деятельности, так как это положительно влияет на речевое развитие, работоспособность, внимание и умственную активность дошкольников.
Точки роста (моя перспектива):
- обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников на основе техники «Пескография» или рисование песком» на мероприятиях разного уровня;
- изучение и использование в практике педагогической деятельности различные техники рисования песком по методике Алены Войновой – «Песочное рисование» http://www.labirint.ru/books/423319/
- популяризация передового педагогического опыта и практических материалов среди педагогов на сайтах.
Адресная направленность опыта
Представленный инновационный педагогический опыт работы вызывает интерес у педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Разработки и презентации мероприятий, конспектов размещены на сайте МДОУ «Д/с №32» http://ds32.edu-ukhta.ru/; https://nsportal.ru/ социальная сеть работников образования.
Используемая литература:
1. Большебратская Э.Э. «Песочная терапия» - Петропавловск, 2010.
2. Валиева А.В. «Игры на песке» программа по песочной терапии для дошкольников.
3. Грабенко Т. М. Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
4. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010 — 94 с.: ил. Редактор русского издания И.А.Качанова.
6.Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии, - СПб., 2010., 20075.
Интернет ресурсы:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/31920128/
http://pedlib.ru/Books/6/0136/6_0136-2.shtml#book_pag..
http://strezhpsyche.at.ua/knihi/pishem_i_risuem_na_pe..
http://www.ozon.ru/context/detail/id/34204794/
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интреграции игровой и изобразительной деятельности"
Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышлени...
опыт работы по теме "Развитие творческих способностей в музыкально-театрализованной деятельности"
Предлагаю свой опыт работы по теме " Развитие творческих способностей детей в музыкально-театрализованной деятельности"...
Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"
Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...
Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»
Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»...
Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей детей от 2-х до 7-ми лет нетрадиционными способами рисования»
Обобщение опыта работы по теме «Развитие творческих способностей детей от 2-х до 7-ми лет нетрадиционными способами рисования»...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ»
Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.Рисование тесно связано с развитием наг...
Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»
Исследование, посвящено проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Рисование является одним из важне...