Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников на основе техники «Пескография» или рисование песком»
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Петрова Татьяна валерьевна

Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: " Развитие художественно - творческих способностей дошкольников на основе техники "Пескография" или рисование песком"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx57.08 КБ
Файл master_-klass_peskoterapiya.docx2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Петрова Татьяна Валерьевна

воспитатель МДОУ «Д/с №32»

«Развитие творческих способностей дошкольников

на основе  техники «Пескография» или рисование песком»

Чудеснее песка нет для детей забавы,

Его всегда имеется в достатке.

Течет он нежно так сквозь руки,

Что не сравнить его ни с чем…

Иоахим Рингельна

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

        Современные условия дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих комфортное пребывание в условиях ДОУ, сохраняющих психическое здоровье каждого ребенка и способствующие развитию творческой интеллектуально развитой личности. В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками.

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на важность «поддержки разнообразия детства», соответствующую организацию образовательного

пространства, которая «должна обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, а так же развитие

крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие; возможность самовыражения детей».

        Известно, что художественно-творческая деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни, показывает ребёнку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения. И чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Актуальность

          Работая уже не один год с детьми в группе компенсирующей направленности по развитию речи, я наблюдаю, что у них слабо развиты такие психические процессы  как память, мышление, внимание, плохо развита мелкая моторика пальцев рук. Отсюда дети испытывают сложности  при работе с инструментами и материалами,  тяжело осваивают отдельные приемы и способы. При создании творческих работ отмечается низкий уровень развития художественно – творческих способностей.      

        Детям с диагнозом тяжёлое нарушение речи сложнее социализироваться в окружающем мире. У них низкая самооценка, самоконтроль. Они  часто застенчивы и малообщительны.

 Слайд 3-4 Для решения данных проблем, в своей педагогической деятельности использую методы и техники: пальчиковая гимнастика, гимнастика с массажными мячиками, работа с пластилином, работа с бумагой (вырезание, обрывание, оригами); техники  «Гофротрубочки» и  «Торцевание»; игры с крупами и пуговицами.

         С 2017 года внесла в развивающее игровое  пространство группы игры с песком и песочное рисование.

         Проведя наблюдения за детьми во время самостоятельной и образовательной деятельности,  было замечено, что    подобранные игры и упражнения способствуют снятию психоэмоционального напряжения,  гиперактивные дети затихают при игре с песком.     

       Я заинтересовалась возможностью применения «Пескотерапии» в своей педагогической деятельности.        

Слайд 5        Взаимодействие с песком – одно из популярных в мире направлений арт - терапии, которая была предложена швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом.  

Слайд 6  Проанализировала разработки: «Методический практикум по песочной игротерапии» «Чудеса на песке. Песочная игротерапия» Т. М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева;  программа для дошкольников «Песочная терапия» Большебратская Э.Э.; «Пишем и рисуем на песке» Зейц  М.; «Песочная терапия в развитии дошкольников» Е В. Гаранова., О.Б Сапожникова. Сделала вывод, что методика интересна и доступна как взрослому, так и ребенку; она открывает большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Слайд 7  Пескотерапия подразумевает:

-игры и упражнения с песком, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов, на повышение концентрации внимания и усидчивости;

- рисование на песке, одна из форм естественной  и доступной деятельности ребенка, способствующая  широким  возможностям для развития и обучения детей различного возраста.  Поэтому можно  использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.  

- рисование песком  или «Пескография». Технические элементы рисования это кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами. Одновременное использование двух пальцев, симметрично двумя руками, отсечение лишнего,  насыпанние из кулачка.

При организации художественно – творческой деятельности  я применяю некоторые формы и способы,  адаптированные под особенности дошкольников с ТНР.  Это «Пескография» или рисование   цветным  песком, а так же игры и упражнения по методике Мариеллы Зейц. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного творчества детей. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы!

В процессе рисования песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности, память, а так же происходит активное формирование речевой деятельности. Недаром существует выражение «через руки к речи». 

Отметив, все положительные стороны, я решила её использовать в работе с детьми с ТНР.

                        

         

Слайд 8.              Выделила основные направления моей деятельности:

  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды необходимыми материалами, соответствующие  рисованию песком.
  • Организация совместной деятельности с детьми, которая включает в себя обучение простейшим способам работы с материалами и инструментами.
  • Вовлечение родителей (законных представителей) в творческий процесс с детьми.  
  • Развитие собственной креативности.

     

 Выбрав работу по этим направлениям, я поставила перед собой цель и задачи.

Слайд 9.                     Основная цель моей работы:

               Развитие художественно-творческих способностей детей на основе техники  «Пескография» или рисования песком.

Задачи в работе с детьми:

- Развивать эмоционально-личностную сферу детей средствами песочной графики;

- Создать условия для развития творческого потенциала;

-Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.

-Вырабатывать у детей умения использовать базовые приёмы создания песочных рисунков, работать пальцами обеих рук одновременно, координировать движение руки и глаза.

-Помогать детям в овладении техническими умениями рисования песком.

-Способствовать развитию мелкой моторики и активизации речевых навыков, пространственного мышления и воображения воспитанников;

-Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память), когнитивные процессы; 

-Развивать творчество и фантазию.

Задачи в работе с родителями:

-Развивать интерес у родителей к совместной деятельности с детьми, взаимопонимания между родителями и детьми;

-Повышать уровень знаний родителей по использованию техники  «Пескография» или рисование песком.

Слайд 10.        Поставленные задачи успешно решаю при использовании педагогических принципов:

-Цикличность, который помог спланировать работу с детьми. Был составлен тематический план по техники рисование песком, согласно тематическим неделям.

-Доступность. Я всегда предусматриваю соответствие учебного материала  возрастным особенностям детей, выполняя при этом основное условие доступности – преемственность и постепенность усложнения заданий, что достигается правильным распределением материала на занятии.

-Систематичность и  последовательность. Строю процесс обучения таким образом, чтобы продуктивная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, и овладение новыми умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.

-Принцип  гумманизации, сотрудничества, партнерства.

Предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

-Индивидуализация. В процессе художественно-творческой деятельности осуществляю индивидуальный подход, построенный с учётом возможностей и способностей ребенка, его ручных умений и навыков, его эмоциональное состояние, заинтересованности и желания.

-Наглядность. Принцип наглядности особенно важен, так как в изготовлении работ отражаются наблюдения и впечатления от окружающей жизни. Детям предоставляю возможность непосредственно знакомиться с объектами или с их изображениями; когда это необходимо, даю наглядный показ действий по выполнению изделия. Наглядность во всех случаях соединяю с чётким пояснением.

Слайд11.                           Методы, используемые в работе:

 Практические: творческое задание, дыхательная гимнастика, игры и упражнения с песком, музыкальная пауза.

Наглядные: иллюстрации, картинки, фото, показ слайдов (образцы, схемы-модели).

Словесные: показ, пояснение, художественное слово, дидактические игры.

Слайд12        Планируемые результаты:

Для детей

- Появление субъективной новизны, оригинальности и вариативности, как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества;

- Нахождение выразительных изобразительных средств для создания художественного образа;

- Склонность к экспериментированию с песком;

- Индивидуальный «почерк» детской продукции;

-Самостоятельность при выборе темы, сюжета композиции, художественных материалов и средств художественно – образной выразительности;

Для педагога:

 -Пополнение РППС  в группе детского сада.

-Систематизация собственных педагогических знаний по развитию художественно – творческих способностей дошкольников;

-Разработка перспективного плана по реализации образовательной области «Художественно - эстетическое развитие».

-Организация взаимодействия с родителями по развитию художественно – творческих способностей дошкольников, привлечение родителей в совместный творческий процесс.

Для родителей:

- Повышение компетентности родителей по организации художественно-творческой  деятельности совместно  с детьми.

Реализация деятельности  осуществлялась в 4 этапа:

Слайд 13    Первый этап - информационно- подготовительный: 

Цель: выявление знаний и умений детей и родителей; создание условий для осуществления целей и задач по реализации техники  «Пескография» или рисование песком.

1. Проведено педагогическое наблюдение во время организации образовательной деятельности  по области «Художественное  творчество» (анализ продуктов творчества, беседа).

 2. Анкетирование родителей по теме: «Использование пескотерапии в развитии художественно – творческой деятельности». Цель: выявление знаний родителей о нетрадиционных методах рисования, о значении «Пескотерапии» в развитии детей.

3.  Изучена литература.

4. Организовано оснащение группы необходимым оборудованием и материалами, исходя из анализа материально – технических условий.

           В педагогическом наблюдении принимали участие 14 детей в возрасте 5-6 лет.  Многие дети не смогли выбрать тему для своих работ, так как их опыт творческой деятельности не богат, что говорит о неготовности детей к экспериментальной деятельности, неумению использовать нетрадиционные техники.

             Результаты анкетирования родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени).

             Педагогическое наблюдение и анкетирование позволило выявить типичные затруднения детей и их родителей в области художественно-творческой  деятельности.

              В связи с этим актуальность данной темы не вызывает сомнения.

           Исходя из полученных данных, спроектировала  направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы. Составила тематический перспективный план работы с использованием техники «Пескография». Темы подбирала в соответствии лексическому плану, охватила несколько направлений,  что позволило работать по намеченной теме в системе.

             Для успешного развития детского творчества были созданы необходимые условия:         

        Слайд14 В группе оформлен центр «Песочные  фантазии», где  рисование песком осуществляется на столе-планшете со встроенной подсветкой, кварцевым и цветным песком. Дети проявляют самостоятельность в выборе цвета песка для реализации своих творческих замыслов. Стол-планшет установлен в доступном для детей месте. 

                Разместила разнообразный  материал и инструменты для творческой деятельности по технике «Пескография»:

-стол – планшет с подсветкой для рисования с песком;

-кварцевый песок, цветной песок;

-памятки для детей - значок, который обозначает и напоминает детям о    правилах безопасного пользования;

-схемы последовательности трудового процесса по технологии М. Крулехт; 

 -шаблоны, трафареты для рисования цветным песком.

 Оформила  место для организации выставок  детских работ.

Слайд 15                     Второй  этап – практический:

Цель: вовлечение в познавательную и художественно-творческую деятельность участников образовательного процесса.

        Один из путей эффективности реализации технологии, состоит в использовании разнообразных форм работы.

Формы работы с детьми:

- организованная  образовательная деятельность;

- совместная деятельность педагога с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

- индивидуальная работа с детьми.

Формы работы с родителями:

    - информационно-рекламная деятельность (родительская газета, памятки, буклеты; размещение информация на сайте группы «Ромашки».

- индивидуальные консультации;

- мастер-классы;

- конкурсы;

- организация совместных выставок.

Формы работы с педагогами:

 -консультации;

- мастер-классы.

- памятки «Игры и упражнения»  по методике разработанной Мариеллой  Зейц.

        Песок – необыкновенно приятный материал. Рисуя песком, дети и взрослые погружаются  в мир фантазий и сказок, причудливых образов и форм - это увлекательный процесс, который затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, одновременно вдохновляет и расслабляет.        

             В процессе в совместной и организованной образовательной деятельности средствами песочной графики дети  воплощают  свои фантазии в песочных рисунках.

Слайд16-17.Им предлагаются пальчиковые игры с песком, плавно  переходящие в творческую, основную деятельность.

Слайд 18-19 Образовательную деятельность, строю комплексно, нацеливая детей на результат, давая ребенку что-то понять или создать самостоятельно, ощутить свое «Я». Дети с удовольствием исследуют свойства песка под моим руководством. Я увидела, что им это интересно. Творческий процесс - это настоящее чудо. Я наблюдаю, как дети раскрывают свои способности и за радостью, которую им доставляет созидание.

Слайд20-2.1 Чтобы образовательная деятельность проходила интереснее, а  обучение прошло легко и незаметно для детей, я использую мотивацию детской деятельности:

- мотивация личного интереса, создание картин, пейзажей, натюрмортов,  в свое личное пользование;

- мотивация общения со взрослым, которая  достаточно значима и привлекательна для детей, так как они хотят быть рядом со взрослым и охотно помогают ему во всем.

Слайд22-23.  Большой потенциал для развития художественно – творческих способностей дошкольников заложен в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Моим ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ, родители с удовольствием участвуют в конкурсах и выставках. В конкурсе «В лесу родилось деревце» дети узнали много нового о деревьях нашего Коми края. К юбилею 85 - летию Ярегских нефтяных шахт были изготовлены картины по данной теме. Была организована выставка в  музее «Ярегских нефтешахт». Так же используем детские работы для подарков детям и взрослым.

Слайд 24   Для педагогов проведена  консультация на Педагогическом совете ДОУ по теме «Развитие Художественно творческих способностей через нетрадиционные техники в продуктивных видах деятельности», презентован  опыт работы по теме. «Рисуем песком, помогаем раскрыть ребенку его потенциальные возможности».

Слайд 25 Для родителей оформлена наглядная информация: ширмы «Песочная терапия», буклеты «Пишем и рисуем на песке, организована консультация «Песочная терапия» - как игровой метод».

Слайд 26-31  Особенно интересно прошёл  мастер-класс с родителями по теме:  «Игры и упражнения  по методике Мариеллой  Зейц». Родителям были предложены игры с песком и увлекательные упражнения на развитие ориентировки на плоскости, и для развития чувства симметрии.

           В заключительной части мастер-класса  для родителей была организована художественно творческая деятельность - рисование цветным песком.

Слайд32-33         Третий  этап – оценочно-рефлексивный

Цель: подведение итогов, оценка эффективности реализации техники «Пескография».

        В ходе реализации техники «Пескография» получены  следующие результаты:

Для детей        

-технология дала возможность гармонизировать психоэмоциональное состояние, развить творческий потенциал детей;

-способствовала развитию познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);

 -сформировались  коммуникативные навыки;

-активизировался и пополнился словарь;

-повысился  уровень ручной умелости, координации движений, художественно – творческих способностей      

-дети научились правильно пользоваться инструментами и материалом данной технологии.

-наблюдается творческая  инициатива в выборе темы для сюжета.

Для  педагогов:

-обогатились представления об использовании  нетрадиционной  техники Пескография» в продуктивных видах деятельности;

-разработан и распространён среди коллег тематический план ООД в области «Художественное творчество» с использованием  нетрадиционного материала «Рисование песком» или «Пескография».

Для родителей:

-родители стали активными субъектами творческого процесса;

- результаты анкетирования родителей  показали, что повысилась психолого-педагогическая  компетентность в области детской продуктивной деятельности с использованием техники «Пескография».

Слайд 34                 Четвёртый этап – презентационный.

Цель: распространение опыта работы среди коллег детских садов.

- обмен опытом среди коллег ДОУ (проведение консультации на Педагогическом совете ДОУ по теме «Развитие Художественно творческих способностей через нетрадиционные техники в продуктивных видах деятельности», «Рисуем песком, помогаем раскрыть ребенку его потенциальные возможности».

- размещение информации на сайте ДОУ, на сайте группы №11 «Ромашки»  и на сайте социальная сеть работников образования.

     

          Итак,  рисование песком – это развивающий фактор для художественно - эстетического восприятия, психофизического  и личностного  развития  детей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Можно констатировать тот факт, что во время работы по песочной терапии, развитие мелкой моторики пальцев рук и интерес детей к продуктивной деятельности (работе с песком) многократно улучшили навыки и умения детей.    

           Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья, тела и души.

Использование пескотерапии содействует развитию творческих способностей, создает условия для накопления запаса речевых впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования и, в конечном счете, предупредить появление серьезных проблем в школе.

        Я планирую и в дальнейшем использовать технику «Пескотерапия» в своей педагогической деятельности, так как это положительно влияет на речевое развитие, работоспособность, внимание и умственную активность дошкольников.

 Точки роста (моя перспектива):

- обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников на основе  техники «Пескография» или рисование песком» на мероприятиях разного уровня; 

- изучение и использование  в практике педагогической деятельности   различные техники  рисования песком по методике  Алены Войновой – «Песочное рисование» http://www.labirint.ru/books/423319/

- популяризация передового педагогического опыта и практических материалов среди педагогов на сайтах.

Адресная направленность опыта

Представленный инновационный педагогический опыт работы вызывает интерес у педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Опытом работы   могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Разработки и презентации мероприятий, конспектов размещены на  сайте МДОУ «Д/с №32» http://ds32.edu-ukhta.ru/; https://nsportal.ru/ социальная сеть работников образования.

Используемая литература:

1. Большебратская Э.Э. «Песочная терапия» - Петропавловск, 2010.

2. Валиева А.В. «Игры на песке» программа по песочной терапии для дошкольников.

3. Грабенко Т. М. Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

4.  Зейц  М.  Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010 — 94 с.: ил. Редактор русского издания И.А.Качанова.

6.Зинкевич-Евстегнеева Т.Д.  Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии, - СПб., 2010., 20075.

Интернет ресурсы:

http://www.ozon.ru/context/detail/id/31920128/

http://pedlib.ru/Books/6/0136/6_0136-2.shtml#book_pag..

http://strezhpsyche.at.ua/knihi/pishem_i_risuem_na_pe..

http://www.ozon.ru/context/detail/id/34204794/


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интреграции игровой и изобразительной деятельности"

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышлени...

опыт работы по теме "Развитие творческих способностей в музыкально-театрализованной деятельности"

Предлагаю свой опыт работы по теме " Развитие творческих способностей детей в музыкально-театрализованной деятельности"...

Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"

Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»

Опыт работы  по теме:  «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»...

Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей детей от 2-х до 7-ми лет нетрадиционными способами рисования»

Обобщение опыта работы по теме «Развитие творческих способностей детей от 2-х до 7-ми лет нетрадиционными способами рисования»...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ»

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.Рисование тесно связано с развитием наг...

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Исследование, посвящено проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Рисование является одним из важне...