Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей детей от 2-х до 7-ми лет нетрадиционными способами рисования»
рабочая программа на тему
Обобщение опыта работы по теме «Развитие творческих способностей детей от 2-х до 7-ми лет нетрадиционными способами рисования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_kiyashchenko_n.a._netraditsionnye_tehniki_risovaniya_-_kopiya_2.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме
«Развитие творческих способностей детей от 2-х до 7-ми лет нетрадиционными способами рисования»
- Введение
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.
Дошкольный возраст синзитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания.
Первые представления об изобразительном искусстве возникают у ребенка в период дошкольного детства.
Искусство – важнейший компонент духовой культуры. Оно включает в себя многие виды – литературу, живопись, музыку, театр и т.д. В художественно-творческой деятельности детей эти виды искусства необходимо максимально синтезировать, чтобы создать у ребят целостную картину мира в его материальном и духовном единстве.
Художественно-творческая деятельность рождает у ребенка чувство сопричастности миру прекрасного, открывает пути освоения мира через его преображение.
Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не столько целью, сколько способом познания мира и средством как глубокого эмоционального выражения чувств самого юного созидателя, так и постижения замыслов изучаемых им авторов различных художественных произведений. При этом художественно-творческая деятельность ребенка содержит все этапы познания, присущие взрослым: созерцание, размышление и практическая реализация идеи.
Общение с искусством воспитывает эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, сопоставляя его с идеалом того или иного художника, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов. Оно способствует совершенствованию чувств, очеловечиванию различных явлений жизни и природы.
Именно поэтому задача эстетического воспитания в образовании сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке.
Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет его проявление по отношению к художественным ценностям мировой культуры. Тем более развитым будет эстетическое сознание человека, что непременно скажется на расширении сферы его духовных потребностей.
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития личности ребенка. Являясь одной из самых интересных, она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение.
Многие великие философы и педагоги прошлого ценили значение рисования в воспитании детей. Так, древнегреческий философ Аристотель большое значение в развитии ребенка придавал предметам эстетического цикла (музыке, рисованию). Он подчеркивал, что «рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты».
Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве - посвящены многие педагогические исследования: Н.А.Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения. Сказка может сыграть большую роль в формировании личности ребёнка. Она доставляет детям много радости. Эмоционально пережитая сказка помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам, их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и не быть похожими на отрицательных.
Великий чешский педагог Я.А. Коменский, утверждал важность рисования для формирования всестороннего развития человека, предлагал внеси этот предмет в материнские школы как необходимое занятие для развития наблюдательности, ощущений ребенка: «Позволяйте им (детям) также рисовать рисунки, если они захотят. Мало того, подстрекайте их к тому, чтобы они этого захотели. Во-первых, это также заостряет их внимание к вещам. Во-вторых, они станут наблюдать взаимные пропорции между отдельными деталями вещей. Наконец будет развиваться ловкость рук, что полезно во многих отношениях». Он считал, что изобразительное искусство и рисование позволяют развивать чувство прекрасного, учат «подмечать правильности и стройности в предметах», формируют способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы.
О важном значении рисования для всестороннего воспитания и образования ребенка писал немецкий педагог середины XIX века Ф. Фребель, создатель учреждения для воспитания детей дошкольного возраста – детского сада, разработавший по тем временам уникальную систему воспитания малышей, в которой большое место отводилось ручным занятиям, включающим рисование и лепку. «Развитие способности к рисованию в ребенке, – утверждал он, – составляет одну из существенных задач развивающее–воспитывающего обучения человека, составляет одно из самых существенных оснований давно предполагаемого человечеством и теперь с вожделением ожидаемого общего воспитания человечества, воспитания человеческого рода, для всеобщего единения жизни.
Благодаря тому, что сила рисования была познана не вполне и на ее укрепление и дальнейшее упражнение не обращалось общего внимания как на непрерывное звено истинно человеческого образования, и оно не рассматривалось как существенно воспитательное средство образования человечества, человечество, и прежде всего дети и юношество, были до сих пор лишены одного из самых сильных средств обучения».
О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов и другие).
- Актуальность опыта
Актуальность опыта обусловлена тем, что нетрадиционные способы рисования раскрепощают ребенка, предоставляют ему свободу в отражении – доступными ему художественными средствами – своего видения мира. Ребенок уже не боится, что у него что-то не получится, – немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб–великан, морское чудище… Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Проблема развития творческой личности в дошкольном возрасте тесно связана с детским экспериментированием. Если творчество, в широком смысле слова, – процесс создания нового, то экспериментирование – творческий поиск, направленный на изучение свойств материалов и предметов. Экспериментирование дает большие возможности для изучения изобразительных материалов (сок ягод, чайная заварка, листва и другие) и приемов графического изображения (рисование по сырому или на натертой воском бумаге; рисование тычком жесткой полусухой кистью, оттиск поролоном, пенопластом, смятой бумагой, набрызгом и т.д.). Дети свободны в выборе средств изображения и поэтому безбоязненно экспериментируют, изучая все возможности использования различных материалов и инструментов.
В экспериментировании происходит непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные познавательные действия с ними позволяют познать их свойства, возможности использования в различных видах продуктивной деятельности, развивают детскую любознательность, у ребенка развивается образное и логическое мышление. Дошкольник учится сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно–следственные связи. Тем самым обогащается воображение детей образами, развивается эстетическая восприимчивость к окружающему миру. Такие качества необходимы для развития творческих способностей детей, которые, несомненно, необходимы им не только в изобразительной деятельности, но и в других видах, а также для становления творческой личности в целом.
- Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта состоит в том, что использование нетрадиционных способов рисования развивает эстетическую восприимчивость ребенка к окружающему миру, его воображение, образное и логическое мышление, развивает творческие способностей.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделения свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. В процессе рисования развиваются эстетические восприятия и представления.
Эстетические чувства могут возникнуть при восприятии четкой изящной формы предмета или ритмического строя предметов (расположение деревьев в лесу, домов в городе, элементов в произведении декоративно-прикладного искусства и т.п.). Эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными по мере развития и обогащения восприятия и представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира. На этой основе у детей формируется художественный вкус.
Однако важно помнить, что чувство прекрасного может быть сформировано лишь в том случае, когда красота предмета или явления предстанет перед детьми в силу их конкретного, образного мышления в конкретном выражении. Поэтому в процессе наблюдения с детьми и разговора с ними о том, что они видели педагогу важно наполнить слово «красивое» конкретным содержанием, показать, что делает предмет, явление красивым. Например, рассматривая цветок, выделить, что красиво в цветке: ярко или нежно окрашенная головка цветка, колористически выделенная середина, постепенный переход цвета лепестков от одного тона к другому, плавно изогнутый стебель, тонкий, изящный, склонившийся под тяжестью цветов колокольчика или толстый ворсистый у мака, необходимо также найти слова, чтобы передать эстетическую характеристику предмета. Осознав, что значит «красиво», ребенок начинает сам находить красоту в других предметах и явлениях.
Эстетической характеристике предмета и осознанию красоты помогает использование при описании поэтических строк.
В процессе занятий рисованием у детей развивается воображение. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимал. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившихся представлений. Дети, например, никогда не видели сказочной птицы, но они могли видеть самых разнообразных птиц в окружающей жизни, в иллюстрациях, слушали сказки о волшебных жар–птицах, Синей птице, рассматривали дымковские игрушки, изображение разнообразных птиц в различных предметах декоративного искусства. На этой основе и складывается образ необычной фантастической птицы, при этом у каждого ребенка свой.
На занятиях по рисованию у детей воспитываются интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений декоративного народного творчества – обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.
- Программно-методическое обеспечение опыта
Разработано перспективное планирование факультативных занятий по рисованию нетрадиционными способами для разных возрастных групп (младшей, средней, старшей, подготовительной к школе). Проводятся занятия 1 раз в месяц во второй половине дня. Занятия представляют собой совместную творческую деятельность воспитателя с детьми. Кроме ознакомления и овладения детьми различными нетрадиционными способами рисования в структуру каждого занятия включены разнообразные упражнения на релаксацию. Это позволяет объединить деятельность психических функций - мышления, внимания, воображения и повышает эмоциональный настрой детей. Согласно перспективному планированию подобраны конспекты занятий. (см. Приложение).
Младшая группа | |||
№» занятия | Тема занятия | Цель занятия | Срок проведения |
1 | Красивые ягоды, яблоки | Познакомить с нетрадиционным способом рисования пальчиком, учить рисовать ягодки | сентябрь |
2 | Грибок и травка | Продолжать знакомить с нетрадицион-ным способом рисования пальчиком и учить рисовать травку, используя линию как средство выразительности | октябрь |
3 | Осенние листочки | Познакомить детей с новой техникой рисования: учить изображать листопад отпечатками ладошек. Формировать представление об осенних красках, цветосочетаниях. Вызвать интерес к играм с красками. | ноябрь |
4 | Маленькая елочка | Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа елочки; упражнять в рисовании пальчи-ками, оттисками печаток, в нанесении рисунка равномерно по всей поверхнос-ти листа, развивать цветовосприятие | декабрь |
5 | Снеговик | Продолжать формировать умение работать в технике «печатка». Учить компоновать рисунок на бумаге. | январь |
6 | Белый снег пушистый | Продолжать учить детей наносить изоб-ражение на бумагу кончиками пальцев, развивая мелкую моторику кисти рук. Продолжать развивать чувство ритма во время рисования, равномерно распреде-ляя «летящий снег» по листу бумаги. Развивать творческое воображение. | февраль |
7 | Ветка мимозы | Учить технике пальчикового рисования, создавая изображение путем использо-вания точки как средства выразитель-ности; воспитывать интерес к творчес-кой изобразительной деятельности | март |
8 | Солнышко, которое мне светит | Вызывать эстетические чувства к при-роде и ее изображениям нетрадицион-ными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию | апрель |
9 | Божья коровка | Закрепить навыки рисования пальчиком гуашевыми красками. Воспитывать любовь к природе; знакомить с внеш-ним видом и повадками насекомых. | май |
Средняя группа | |||
№» занятия | Тема занятия | Цель занятия | Срок проведения |
1 | Астры в вазе | Продолжать учить рисовать методом «тычка», закреплять умение правильно держать кисть, углубляя представления о цвете и геометрических формах. | сентябрь |
2 | Осенние деревья | Учить детей создавать образ осеннего дерева, используя новую технику – рисование тычком (скомканной бума-гой). Формировать представление о пейзаже, осенних цветовых сочетаниях. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус. | октябрь |
3 | Ежик | Учить рисовать животных способом тычка. Закреплять умение детей рисо-вать кисточкой разными способами. Расширять знания о животных. | ноябрь |
4 | Я слепил снеговика | Упражнять в комбинировании двух раз-личных техник при объемном изображении выразительных образов снеговиков | декабрь |
5 | Птички клюют ягоды на веточке | Воспитывать эстетически-нравственное отношение к птицам и растениям через изображение их образов в нетрадицион-ных техниках; упражнять в комбиниро-вании различных художественных техник; развивать чувство цвета, фактурности, объемности, композиции. | январь |
6 | Поможем зайчику найти друзей | Продолжать закреплять умение детей рисовать животных способом тычка. Закреплять знания детей о зайцах. Развивать чувство доброты, желания помочь братьям меньшим. Прививать любовь к стихам. | февраль |
7 | Весенние цветы для моей мамы | Воспитывать эстетическое отношение к образу мамы через изображение цветов в различных техниках; развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение | март |
8 | Расцвели одуванчики | Закреплять умение самостоятельно ри-совать методом тычка цветы (большие и маленькие овалы и круги), учить распо-лагать цветы по всему листу бумаги, закреплять умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах. | апрель |
9 | Подсолнух | Учить рисовать методом тычка растения. Расширить знания о подсолнухах. | май |
Старшая группа | |||
№» занятия | Тема занятия | Цель занятия | Срок проведения |
1 | Бабочки | Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техниках; развивать пространственное мышление; знакомить с симметрией и ассиметрией на примере бабочки в природе и на рисунке | сентябрь |
2 | Золотая осень | Знакомить с жанром изобразительного искусства – пейзажем; учить создавать различные образы деревьев, кустов и трав с помощью предложенных техник. | октябрь |
3 | Зачем человеку зонт | Упражнять в технике печати по трафа-рету; развивать чувство ритма; воспи-тывать чувство удовлетворенности от совместной художественной деятельности | ноябрь |
4 | Снежная семья | Учить рисовать снеговиков разных размеров; закреплять приемы изображения круглых форм в различных сочетаниях; совершенствовать технику рисования тычком. | декабрь |
5 | Мои любимые краски | Развивать цветовое восприятие разных тонов, умение применять их в рисунке, образно называть, подбирать и самос-тоятельно использовать, комбинировать художественные техники, которыми можно выразить отношение к цвету. | январь |
6 | Мои любимые животные | Воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционных графических техниках; развивать чувство фактурности и объемности. | февраль |
7 | Грачи прилетели | Закреплять умение детей рисовать способом тычка. Расширять знания о перелетных птицах. | март |
8 | Цыплята | Воспитывать эстетически- нравственное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках; развивать чувство цвета, фактурности, объемности, композиции. | апрель |
9 | Я в подводном мире | Воспитывать эстетическое отношение к подводному миру и его изображению в различных художественных техниках; развивать чувство композиции и фантазию. | май |
Подготовительная к школе группа | |||
№» занятия | Тема занятия | Цель занятия | Срок проведения |
1 | Дары осени | Формировать эстетические отношение к натюрмортам из даров осени и их изображению в рисунке; упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции и колорита. | сентябрь |
2 | Осень вновь пришла | Закреплять умение детей рисовать способом тычка. Закреплять и расширять представление о приметах осени. | октябрь |
3 | Букет для моей воспитательницы | Формировать эстетический вкус к составлению букетов и их изображениям, учить использовать шаблоны для создания одинаковых изображений, развивать пространственные представления, чувства ритма, композиции и колорита. | ноябрь |
4 | Удивительная новогодняя история | Углублять представления о временах года (зима), расширять знаниях о праздниках. Учить детей рисовать сюжет по предложенному произведению, пользуясь знакомым способами изображения (тычок). | декабрь |
5 | Зимний лес | Развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. Учить рисовать зимний лес, используя метод тычка. | январь |
6 | Тюльпаны | Познакомить детей с техникой «монотипия». Учить изображать цветы , создавая их отпечатками ладоней. | февраль |
7 | Подарок маме | Учить детей рисовать разнообразные цветы, используя метод тычка. Воспитывать в детях желание делать подарки родным и близким. | март |
8 | Космическое путешествие | Уточнять и обобщать знания детей о космосе, учить воплощать увиденное в рисунках (планеты Солнечной системы, Солнце, кометы, звезды). Продолжать учить рисовать, используя нетрадиционные методы и приемы. | апрель |
9 | Березы весной | Углублять знания о временах года, уточнять признаки весны, воспитывать любовь к родному краю. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, наблюдательность и память. | май |
- Библиографический список
- Великоднева Ю.В. Рисуйте в нетрадиционной технике. – Ленинградский педагогический колледж, 1998г.
- Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок. – М.: Просвещение, 1972г.
- Галанова А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: Сфера, 1999г.
- Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. – М.: Сфера, 2009г.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983г.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985г.
- Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Сфера, 2001г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007г.
- Полуянов Ю.А. Дети рисуют. – М.: Педагогика, 1988 г.
- Сакулина Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982г.
- Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/ под редакцией В.Б. Косминской, Е.И. Васильевой, Р.Г. Казаковой и др.– М.: Просвещение, 1985г.
- Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974г.
- Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интреграции игровой и изобразительной деятельности"
Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышлени...
Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"
Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...
Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»
Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»...
«Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность с использованием ИКТ технологий»
Средний дошкольный возраст – замечательное время для развития творческих талантов. Малыши этого с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаясь переживаниями вымышленных героев, при...
Опыт работы на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Для педагогов дошкольных образовательных учреждений ...
Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности"
Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности"...
Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, и...