Проект по художественно-эстетическому направлению
проект по рисованию (старшая группа) на тему
«Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_netradtitsionnye_tehniki_risovaniya.docx | 104.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» корпус 2, г.Горняк, Локтевский район, Алтайский край.
Проект
по художественно-эстетическому направлению
«Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»
детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель МБДОУ
«Детский сад «Сказка» корпус 2
Пахомова Л.Б
г. Горняк
2018г
Наименование проекта | «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» |
Составитель проекта | Воспитатель Пахомова Лариса Борисовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Сказка» корпус 2 |
Вид проекта | творческий |
Цель проекта | Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования |
Задачи проекта | -Познакомить с нетрадиционными техниками рисования (пуантилизм, Эбру, монотипия, рисование пальчиками, тычкование и т.д.), учить применять их в изодеятельности. - Развивать навыки применения технических приемов работы с различными материалами. - Приобщать родителей к знакомству с нетрадиционными техниками рисования, оказывать поддержку в совместном творчестве с детьми. |
Образовательная область | «Художественно-эстетическое» |
Срок и этапы реализации проекта | Сентябрь – май |
Сентябрь – май 1 этап – подготовительный: сентябрь 2 этап – основной: октябрь – апрель 3 этап – заключительный: май | 1. Изучение, анализ научно-исследовательской и методической литературы, интернет – ресурсов, подбор программно-методического обеспечения, наглядно-демонстрационного материала по данной теме. 1. Создание условий, способствующих развитию творческих способностей . 3. Организация совместной деятельности педагога, детей и родителей. 1. Диагностика эффективности проекта. 2. Презентация проекта на различных уровнях. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | В результате выполнения проекта будет достигнуто: - сформированы знания у детей о нетрадиционных техниках рисования. -овладения детьми технических приемов работы с различными материалами. - привиты умения к самостоятельному применению нетрадиционных техник рисования. -повысится профессиональный уровень и педагогическая компетентность педагога. -повысится компетентность родителей по теме применения нетрадиционных техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах. |
Целевые группы проекта | Дети, воспитатели, родители. |
Актуальность.
«Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина (2004) К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин (2001))
На современном этапе развития нашего общества, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
НОД по изодеятельности способствует: развитию творческих способностей, наблюдательности, воображения, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей навыки и умения еще не до конца сформированы, и это мешает им в своих рисунках выражать задуманное, поэтому рисунки у детей часто получаются неузнаваемыми,и, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Но применение нетрадиционных техник позволяет ребенку отойти от предметного изображения и выразить в рисунке свои чувства и эмоции, что вселяет уверенность ребёнка в своих силах , тем самым, развивает творческие способности.
Нетрадиционное рисование основано на фантазии, оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не рисунок или поделка, а развитие личности.
И для того чтобы дети занимались таким творчеством, необходима поддержка со стороны взрослых. Поэтому в проекте нужно делать акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
-Материально-техническое обеспечение проекта: краски и вода для «Эбру», гуашь, ватные диски и палочки, штампы, бумага.
Этапы реализации проекта
Период | Мероприятия | Задачи |
Подготовительный этап | ||
Сентябрь 1неделя | Изучение, анализ научно-исследовательской и методической литературы, интернет – ресурсов, подбор программно-методического обеспечения, наглядно-демонстрационного материала по данной теме. | Повысить личностную компетентность. |
2 неделя | Разработка содержания проекта: «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» | Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты. |
3 неделя | Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта | Определить объем и содержание работы. |
4 неделя | Анкетирование родителей по выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования. (приложение1) | Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков. |
Основной этап | ||
Октябрь 1 неделя | НОД «Волшебные цветы» | Познакомить с техникой нетрадиционного рисования (Эбру) –учить работать с красками на воде, активизировать словарь, развивать фантазию. |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Осенний ковер» | Закреплять технику нетрадиционного рисования (Эбру), активизировать словарь, развивать мелкую моторику рук. |
3 неделя | Буклет для родителей: « Техника «Эбру»» | Познакомить родителей с основами техники «Эбру» |
4 неделя | Совместная деятельность в индивидуальной форме | Развивать творческое воображение, учить применять новый прием в технике «Эбру» |
Ноябрь 1 неделя | НОД « Золотая рыбка» | Познакомить с техникой нетрадиционного рисования пуантилизм, |
2 неделя | Консультация для родителей: «Рисование нетрадиционным способом «Пуантилизм» | Продолжать знакомить родителей с основами рисование нетрадиционными способами |
3 неделя | НОД «Ёжик» | Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. |
4 неделя | Мастер – класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста» | Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник рисования |
Декабрь 1 неделя | НОД «Одуванчики» | Знакомить рисованием ватной палочкой, |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Мандалы –круговые узоры, симметричные и разноцветные»
| Закреплять нетрадиционное рисование (способом рисованием ватной палочкой), |
3 неделя | НОД «Зимнее дерево» Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Ёлочка зеленая» | Познакомить с техникой нетрадиционного рисования « Отпечатка». Закреплять технику нетрадиционного рисования |
4 неделя | Оформление художественной выставки « Наши работы» | Продолжать знакомить детей с понятием «выставка», её назначение; |
Январь 1 неделя | Развлечение «Разноцветный мир» | Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий, |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме: «Необычные звери»
| Познакомить с техникой нетрадиционного рисовании акварельная техника рисования – кляксография. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве |
3 неделя | Консультация для родителей оформление в папках передвижках «Акварельная техника рисования» | Продолжать знакомить родителей с основами изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования |
4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Пышные пионы» | Познакомить с техникой –мыло+краска. Развивать творческое воображение, |
Февраль 1 неделя | НОД: «Галстук для папы» | Закрепить умение украшать галстук узором, используя элементы техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания); |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме: «Зимний лес» | Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами, активизировать словарь по теме, развивать мелкую моторику. |
3 неделя | НОД «Осминожки» Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме: « Солнышко лучистое» | Продолжать знакомить с пальчиковой техника рисования. Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. |
4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Зимние картины»
| Познакомить с техникой Граттаж (воскография) |
Март 1 неделя | НОД | Познакомить с техникой нетрадиционного рисования пластилинография; |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме | Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками, для |
3 неделя | Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Щенок» | Продолжить знакомить детей с техникой нетрадиционного рисования пластилинография. Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. |
4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме | Продолжить знакомить детей со способом рисования сухой кистью методом тычка, развивать изобразительные навыки и умения. |
Апрель 1 неделя | НОД «Бабочка» | Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования. Знакомство с техникой –Монотипия. Активизировать словарь по теме; развивать мелкую моторику пальцев рук. |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Рыбки в аквариуме» | Закреплять навык складывания листа пополам, на одной стороне рисовать рисунок, на другой получать его отражение. Активизировать словарь по теме, развивать мелкую моторику пальцев рук. |
3 неделя | Оформление художественной выставки «Волшебный мир акварели» | Побуждать детей принимать активное участие, нетрадиционным способом. |
4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Волшебные узоры» | Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования «Ниткопись» |
Завершающий этап | ||
Май 1 неделя | Развлечение «Волшебство приходит в гости» | Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий |
2 неделя | Участие воспитанников в международном конкурсе рисунка | Представить опыт детей на международном конкурсе. |
4 неделя | Оформление художественной выставки: «Мир глазами детей» | Продолжать знакомить детей с понятием «выставка», её назначение; |
Диагностическая карта (нетрадиционные техники рисования)
Имя ребенка | Оттиск | Монотипия | Эбру | Пуантилизм | Набрызг | Метод тычка | Пальчиковая живопись | Граттаж | |||
Отпечатка | Мятая бумага | Предметная | Пейзажная | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
«-» не освоили технику «+» освоение техники
Заключение
Проект «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» направлен на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем они разнообразнее, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изодеятельности, но и способствует развитию творческого воображения. В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: эбру, тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, смятой бумагой и другими. Детям очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают наш детский сад.
Список литературы.
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду/Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с.
- Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста»» / В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001. – 392с.
- Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе « Детство» / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.
- Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенк /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2005.
- Комарова, Т.С. Детское художественное творчество /Т.С.Комарова.– М. :Мозаика-Синтез, 2005.
- Субботина Л. Развитие воображения у детей Л.Субботина. – Ярославль, 1998.
- Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина. – Каро, 2007.
- Уроки рисунка»/АкваЭксперт.Ру/http://graphic.org.ru/video.html
- Техники эбру/http://ru.dokusu.com/ebru-sanati-teknikleri Краски для эбру/http://ru.dokusu.com/ebru-sanat-malzemeleri
- Татьяна Кириллова «Искусство росписи по воде»/http://www.ebru-art.ru/index.html
- Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру. Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 62-URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10385/
Приложение1
Анкета для родителей
по выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования. Уважаемые родители! Изобразительное искусство является важным источником развития эмоций, социального опыта и творчества детей. Для выявления у воспитанников интереса к нетрадиционным техникам рисования и эффективной организации работы с ними по изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Чем ваш ребенок любит заниматься дома (рисовать, лепить, вырезать из бумаги и т.д.)? _____________________________________________________________________
2. Как вы считаете, есть ли у вашего ребенка способности к изобразительному творчеству? ______________________________________________________________________
3. Имеется ли у ребенка специальное место для занятий изобразительной деятельностью и хранения соответствующих материалов? __________________________________________
4. Рисует ли кто-то из членов семьи? _____________________________________________________________________
5. Обращается ли к вам ребенок за помощью в процессе рисования (необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и т.д.)? _____________________________________________________________________
6. Рассматриваете ли вы с ребенком иллюстрации детских книг, обращаете ли внимание на работу художников-иллюстраторов? _____________________________________________________________________
7. Считаете ли вы необходимым осуществлять руководство детской изобразительной деятельностью? _____________________________________________________________________
8. Какими изобразительными материалами любит рисовать ребенок (карандашами, гуашью, акварелью, углем, пастелью, восковыми мелками, фломастерами...)? _____________________________________________________________________
9. С какими нетрадиционными техниками рисования вы знакомы? _____________________________________________________________________
10. Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы (пальцем, ладошкой, другими предметами)? _______________________________________________________________
11. Ребенок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает, или по вашему разрешению? ____________________________________________
12. Какие темы наиболее часто ребенок отражает в рисунках? _____________________________________________________________________
13. Рассказывает ли ребенок о своем рисунке? _____________________________________________________________________
14. Как используются детские работы дома (собираются в специальную папку, устраиваются мини-выставки, периодически рассматриваются совместно с ребенком, др.)? _____________________________________________________________________
15. Как вы оцениваете результаты изобразительного творчества вашего ребенка? _____________________________________________________________________
19. Хотели бы вы получить мастер – класс по использованию нетрадиционных техник рисования?____________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ по художественно-эстетическому направлению Тема: «Золотая хохлома»
Формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно - прикладное искусство....
Исследовательский проект по художественно-эстетическому направлению «Национальная кукла народов ханты»
Исследовательский проект...
Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста
Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...
Проект по художественно-эстетической направленности «Зимние фантазии» с использованием песочного стола
Проект по художественно-эстетической направленности «Зимние фантазии» с использованием песочного стола...
Проект по художественно – эстетическому направленю в подготовительной группе "Весенние мотивы".
Весна – это очень интересное и удивительное время года. Весной легко и свежо дышится, появляется солнышко, по которому мы так истосковались за зиму. Весной можно ощутить, найти и увидеть много в...
Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»
Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»...
Проект по художественно-эстетической направленности «Дикие и домашние животные» с использованием песочного стола
Проект по художественно-эстетической направленности...