Исследовательский проект по художественно-эстетическому направлению «Национальная кукла народов ханты»
проект (старшая группа)

Иванова Зоя Ильгизаровна

Исследовательский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx874.03 КБ
PDF icon proekt.pdf1.87 МБ

Предварительный просмотр:

«Национальная кукла  народов ханты»

                                                                                 

                                                                                   Работу выполнили: Мазурова Мария

                                     Коваль Надежда

                                           Черникина Настя

                                                                                                        Руководитель: Иванова З.И.
                           

Аннотация

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

Учитывая современное нравственно – патриотическое воспитание и возрастные особенности детей дошкольного возраста, проанализировав специальную литературу по формированию нравственно – патриотических качеств у детей дошкольного возраста, познакомить детей с коренными жителями и жизнью и бытом  обско-угорских народов.

Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов - одна из основных задач нашего общества. Мы все должны чтить помнить и сохранять, передавая из поколения в поколение традиции своего народа, уважать традиции тех народов, которые проживают с нами рядом, актуальность темы заключается в том, что в настоящее время происходит изменение культуры народов Севера, исчезают многие национальные традиции. Чтобы их сохранить, надо с раннего детства учить детей уважать труд, талант коренных народов севера..

Культура и образ жизни народов ханты являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия.

Народная северная игрушка это особый мир, связанный с вхождением человека в жизнь. И игрушка имела массу функций. Первая оберега. Мальчику при рождении мастерили лук, маленький, но настоящий. Девочке куклу, с которой она могла не расставаться всю жизнь.          

В играх девочек преобладают мотивы благополучия и порядка, домашних дел и забот. Их роли, в отличие от мальчишеских, больше похожи на взрослые обряды. Дело в том, что любая материя по представлениям культуры ханты имеет свойство оживать при определенных условиях. И если ей придать более или менее точное сходство с человеком, другим живым существом, то в неё могут вселиться духи.

                                                                                                                                                                                     

Оглавление

  1. Актуальность……………………………………………………………………..
  2. Цель работы………………………………………………………………………
  3. Практическая значимость……………………………………………………….
  4. Объект и предмет исследования………………………………………………...
  5. Гипотеза …………………………………………………………………………..
  6. Методы и приемы ………………………………………………………………...
  7. Полученные данные ……………………………………………………………...
  8. Выводы …………………………………………………………………………….

Актуальность

Югорский край – заветный край России.
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Всем сердцем и душой мы влюблены!

Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города и края, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона. Осознание дошкольников своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона; углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов; формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности дошкольников по сохранению природы родного края, а так же традиций и культурного наследия. Жизнь обско-угорских народов с древних времен была приспособлена к нелегким условиям Севера.

Традиционное жилище зимой – прямоугольные срубленные дома или дома в виде пирамид,  нередко с земляной крышей. Летом строили каркасные берестяные дома и чумы из оленьих шкур.

     Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано.

Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание

Летом традиционный костюм женской одежды были платья,  распашные халаты(сатиновый или суконный). Зимой они одевали глухую одежду  из оленьих шкур двойные шубы (ягушка, сах) и кисы, на голове – платок, большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья).  Мужская одежда – рубаха, штаны.  Мужчины зимой также одевали глухую одежду:  малицы и гуси (сокуи) с капюшоном, кисы.

      Основной пищей обских угров считается рыба, ее употребляют круглогодично в сыром,  вареном, вяленом, копченом,  сушеном, жареном и соленом виде. Второй продукт питания ханты и манси – , едят с рыбьим жиром или варкой. Грибы в пищу раньше не употребляли, мясо. Мясо оленя и лося употребляют  в пищу сырым, вареным, жареным, вяленым и копченым. В летнее время в пищу употребляют ягоды. Сушат черемуху, смородину, чернику. Толченую черемуху смешивают с мукой, пекут лепешки.

Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом.  Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной  из основных отраслей хозяйства. Олени заменяют им всех домашних животных: овец, коров, лошадей. Оленьи упряжки служат средством передвижения для народов Севера

Основной транспорт – лодка. Жизнь ханты  и манси так  тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок.  

Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели.  

Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи), либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно.

Проживая на многонациональной Северной Земле, где коренными народами являются ханты и манси, мы должны знать и уважать культуру этого народа, сохранять их  традиции. Культура и образ жизни народов ханты являются неотъемлемой частью нашего наследия. Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и поколения. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребенка и оберегает его. Издавна в семьях народов ханты девочки играли тряпичными куклами.

Узнавая жизнь и быт этого народа нам стало интересно, а чем же играли дети какие игрушки были у них в использовании.

Цель работы: изучить  особенности хантыйской куклы.

Задачи проекта:

  • изучить древние «истоки» куклы;
  • дать характеристику традиционных кукол народа ханты;
  • научиться изготавливать некоторые виды кукол.

План исследования:

1.Изучить литературу по исследуемой теме                                                                                                      
2.Изучить историю и определить   историческое значение куклы народа ханты                      
3.Проанализировать типологические особенности хантыйской куклы                                                                                                                                              
4. Изучить  технологию и изготовить    хантыйские народные куклы                                                                      
5. Создать каталог хантыйских кукол                                                                    

Игрушки появились в глубокой древности.

Кукла — первая среди игрушек. Игры и игрушки учили детей труду и правилам поведения.

Народы ханты и манси – оленеводы, рыбаки и охотники, поэтому  у мальчиков игрушки были,  как настоящие:  луки со стрелами, капканы, лодки, нарты, лыжи, ловушки.

В играх девочек преобладают мотивы благополучия и порядка, домашних дел и забот. Их роли, в отличие от мальчишеских, больше похожи на взрослые обряды.

При рождении девочке делали куклу, с которой она могла не расставаться всю жизнь. Первую куклу девочкам – ханты шили мать или старшая сестра. У каждой девочки количество тряпичных Акань в игрушечной семье, как правило, соответствовало количеству членов реальной семьи ребенка.

Куклам ханты никогда не рисовали лица, у них не было рук и ног. По поверью в такую куклу мог вселяться злой дух. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребенка и оберегает его.

Существует две категории кукол, наиболее часто изготавливаемых девочками ханты, – «куклы-растения» и «куклы-люди».

Практическая значимость работы: создание мини-музея и  картотеки кукол Акань, для группы.

Через куклу из поколения в поколение передается духовная сила, национальное богатство,

талант и культура целого народа.

Чтобы возродить национальную культуру обских угров, надо сохранять и передавать следующим поколениям традиции этого народа.

Объект и предмет исследования.

Кукла «Акань» - это игрушка девочек и поэтому игры девочек с большей частью связанны с куклами. В каждой хантыйской семье было традиционное воспитание. Весь уклад жизни семьи определяется основными занятиями.

ОТЕЦ - кормилец, добытчик;

МАТЬ - хранительница очага, и в детях воспитывали тоже самое;

МАЛЬЧИК - это будущий хозяин, отец;

ДЕВОЧКА - в хантыйской семье. Как и других народов - это будущая мать и бабушка. Дочь, наблюдая все жесты и движения своей матери, копирует их, у неё есть свой ребёнок- кукла. Она кормит, укладывает её спать, качает в игрушечной колыбели, поёт песни, гуляет с ней, воспитывает, шьёт ей одежду, ездит с ней на рыбалку и на охоту. Вечером перед сном девочка должна была слегка покусать акань за голову, так как существует поверье, что если девочка не покусает её, то акань укусит её за большой палец ноги.

В начале куклу девочке делает бабушка, мама или старшая сестра, потом она изготавливает сама. У каждой девочки есть кукла женского и мужского пола, куклы - дети. Они отличаются одеждой.

Ханты признавали девочку взрослой лишь тогда, когда она могла самостоятельно изготовить куклу, а также полный комплекс одежды для неё, включая всевозможные украшения - значит, она будет хорошей хозяйкой, мастерицей.

Гипотеза: кукла играет важную роль в воспитании и формировании личности ребенка ханты.

Методы исследования:
описание, наблюдение, сравнительно-исторический анализ, изучение продуктов национального творчества,  методы обработки результатов исследования, моделирование, практический метод.

Полученные данные.

У народов ханты и манси много игр, переходящих в труд. Для того, чтобы окружающий мир был доступен, взрослый стремится показать и преподнести ему действительность через игру и игрушки. Игры детей ханты и манси, как у всякого народа, направлены на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов, а также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками.

В воспитании детей невозможно обойтись без игрушек. Игрушка-это материальный центр игры, который объединяет набор предметов будущих занятий в миниатюре. В изготовлении их используется природный материал. Это глина, береста, дерево, кожа, мех, сукно, ткань.

Игрушками детей могли быть косточки рыб птиц, животных, зверюшек, их головы, лапы, перья, шкуры, хвосты, уши, клювы.

Среди игрушек всегда есть куски сетей, старые капканы, части ловушек для охоты и рыболовства. Игры девочек связаны большей частью с куклами.

Куклы-акани обских девочек имеют богатый гардероб: кукольное хозяйство-берестяная посуда, люльки, спальные мешки и др. -достаточно богато для того, чтобы передать девочкам основы женского труда, готовить будущих матерей и

хозяек.

Кукла-акань имеет возраст, пол, характер. Как и в прошлые века, акань шьётся из хлопчатобумажной ткани, сукна или меха. Она представляет собой символическую фигуру человека, состоящую из головы и туловища.

В результате проделанной работы мы сделали следующие выводы:

1.Кукла  в жизни народа ханты была оберегом, ей поклонялись, словно богине и прятали от посторонних глаз.

2. Хантыйская кукла являлась и как игрушкой и как сакральный предмет, символизируя идею жизни.

Хантыйские и мансийские куклы не имеют рук и ног, а также лица. Это связано с тем, что покрой женского платья выглядит трапецией и за этим широким покроем скрываются руки, а за длиной платья, часто ноги. Лица у кукол не было из-за религиозного запрета, так как считалась, что куклы с лицом священные, культовые, в них вселяется дух.

В традиционной жизни акань служила не только для игры, она выполняла и сакральную функцию, её называли «иттерма».

Сегодня игры и игрушки хантов и манси постепенно уходят в историю.

Куклу из лебяжьего пера шили ханты, проживающие по реке Лямина. Она имеет обереговое значение - перьями обметают и изгоняют из дома нечистую силу, является хранительницей очага. Голова куклы, так же скручивается по часовой стрелке, что символизирует жизнь, бесконечность. Туловище куклы делается из перьев, собранных у основания в пучок

Куклы, покупаемые в магазинах, теперь преобладают в семьях. Им шьётся национальная одежда.

Традиционные народные игрушки-это целый пласт культуры у любого этноса

и их изучения требует исследования многих сторон жизни.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

1 этап - Берём лоскут белой ткани, свернём трубочкой (получаем жгут);

            - Сворачиваем пополам;

            - Закрепляем нитками, делая круговые движения.

2 этап - Затем берём цветные полоски, сворачиваем пополам;        - Накладываем на грудь головки друг за другом, отступая 2 мм, друг от друга, слаживая на спине крест на крест;C:\Users\user002\Desktop\IMG_0506.JPG

- Закрепляем нитками, делая круговые движения.

3 этап – Одеваем косынку на грудь;C:\Users\user002\Desktop\IMG_0507.JPG

            - Складываем по диагонали квадратный лоскут однотонной ткани;

            - Закрепляем нитками, делая круговые движения.

C:\Users\user002\Desktop\IMG_0508.JPG

4 этап - Берём плотную ткань и сворачиваем вокруг туловища, для усидчивости;    

 - Закрепляем нитками, делая круговые движения.

5 этап - Шитьё национального платья:

            - Берём ткань прямоугольной формы;

            - Подгибаем нижний край путём приглаживания о край стола;

  - Берём цветную полоску, загибаем кромку и накладываем на край полы платья, отступив 1- 1,5 мм и прошиваем шов через край;

            - Берём вторую полоску другого цвета, накладываем на первую полоску на расстоянии 2-3 мм от края первой полоски и также пришиваем;

            - Сшиваем края изделия вместе хантыйским классическим швом (шов с заходом на шаг);

            - Украшаем полоски платья бисером путём пришивания по 1-2 бусины;

            - Сборка горловины платья швом через край, стягиваем так, чтобы шов был на серединке спинки;

             - Надеваем платье на туловище куклы и прихватываем на спинке.

6 этап - Технология изготовления косичек:

1 способ

           - Берём пряжу;
          - Обрезаем длину;

           - Заплетаем косичку, вплетая ленту;

           - Косичку вталкиваем в отверстие середины головы;

           - Концы косичек соединяем вместе.

2 способ

          - Берём пряжу;

          - Путём приглаживания пришиваем пряжу посередине головы;

          - Заплетаем косички;

          - Скрепляем концы ленточками.

       Главная отделка платья – вышивка бисером. Изучая цветовые особенности вышивки бисером, мы  определили, что основные цвета – это природные цвета. Зеленый – цвет растительности, синий – цвет неба, красный – цвет огня, желтый – цвет солнца. Для Хант очень важны эти символы.

Вот так мы научились сами изготавливать куклы-Акань.

В результате проведённой исследовательской работы мы изучили   историю и определили историческое значение куклы народа ханты, изучили технологию и последовательность изготовления кукол.

Гипотеза, что кукла играет важную роль в воспитании и формировании личности ребенка ханты подтвердилась. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, по ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы, считалось, что девочка, умеющая хорошо шить и делать игрушки, будет хорошей мастерицей и хозяйкой. Кукла «акань» - символ женственности, особой общественной и семейной роли, слабости и беззащитности. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям.

Культура и образ жизни народов ханты являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов - одна из основных задач нашего общества. Мы все должны уважать традиции тех народов, которые проживают с нами рядом, тесно ведут хозяйство, живут на одной территории, желающих друг другу тепла. 

Игрушка и кукла в любой системе и, прежде всего, в этнической, представляет собой интересное явление. Интересно оно с точки зрения предмета народного искусства. Кукла в рамках этнической традиции ханты явление архаичное и связано, прежде всего, с явлением сакрального характера. Игрушка обских угров - это средство познания мира взрослых, освоение обычаев, традиций, обрядов. Игры девочек связаны большей частью с куклами.

Наша перспектива: провести творческую мастерскую по изготовлению кукол для детей параллельной  группы.

Литература

1. Югория: Энциклопедия Ханты- Мансийского автономного округа. В 3 – х т. – Ханты- Мансийск: 2000 г.

2.Край родной:  Азбука краеведения. -  Екатеринбург: 2001 г.

3. Югра: региональный журнал, 2003 – 2013 г.

4.Формирование этического самосознания у учащихся на основе традиций Севера. – Ханты – Мансийск: 2002 г.

5.Интернет ресурсы:

  • Xant.net.ru/
  • Ru/Wikipedia.org/wiki/Ханты

5. Ерныхова  Е.А. «Конспекты уроков по декоративно – прикладному искусству угорских народов», учебное пособие, стр. 55.

6. Решетникова Р.Г.  «Декоративно- прикладное искусство обско- угорских народов», методическое пособие для воспитателей, стр. 32.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по художественно-эстетическому направлению

laquo;Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста...

ПРОЕКТ по художественно-эстетическому направлению Тема: «Золотая хохлома»

Формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно - прикладное искусство....

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Проект по художественно-эстетической направленности «Зимние фантазии» с использованием песочного стола

Проект по художественно-эстетической направленности «Зимние фантазии» с использованием песочного стола...

Проект по художественно – эстетическому направленю в подготовительной группе "Весенние мотивы".

Весна – это очень интересное и удивительное время года. Весной легко и свежо дышится, появляется солнышко, по которому мы так истосковались за зиму. Весной можно ощутить, найти и увидеть много в...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»

Проект  по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»...