Мир животных в творчестве художников-иллюстраторов Ю.А.Васнецова, Е.И.Чарушина, Е.М.Рачёва(конспект НОД в старшей группе)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Климова Маргарита Станиславовна

Мир животных в творчестве художников-иллюстраторов Ю.А.Васнецова, Е.И.Чарушина, Е.М.Рачёва(конспект НОД в старшей группе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Мир животных в  творчестве художников- иллюстраторов Е.И. Чарушина , Ю.А. Васнецова, Е.М. Рачёва»

Области: Художественное эстетическое развитие, речевое  развитие

                                       

                                                                          Воспитатель Климова М.С.

        

СЕРПУХОВ

 2018 г.

Цель: закрепить представления детей о книжной графике, о сложности профессии художника-иллюстратора, обобщить знания о творчестве Е.И. Чарушина, Ю. А. Васнецова, Е.М. Рачёва.

Задачи:

- расширить и обобщить знания детей о профессии художника-иллюстратора, закрепить представления детей о творчестве Е.И. Чарушина, Ю. А. Васнецова, Е.М. Рачёва, их творческой манере,

- обогащать впечатления детей о книжной графике, художественное восприятие,

- совершенствовать диалогическую речь, умение чётко отвечать на вопросы, воображение, логическое мышление.

- воспитывать любовь к живой природе, к народным традициям, бережное отношение к книге, интерес к книжной графике,

- развивать воображение, творчество, самостоятельность.

Материалы: иллюстрации художников-иллюстраторов, мультимедийная установка книги, книга с текстом без иллюстрации, ширма.

Ход НОД

1. Орг. момент (воспитатель вводит в зал детей).

В: - Ребята, проходите, давайте поздороваемся. (В. вместе с детьми говорит приветствие):

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «здравствуйте» друг другу,

Нам здороваться не лень,

 Всем «привет» и «добрый день».

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется.

В:-Присаживайтесь.

2. Основная часть ( стук в дверь)

В:- Кто-то  к нам стучится , кто это посмотрим ( в зал входит почтальон Печкин)

Почтальон-здравствуйте, дети!

Это старшая группа детского сада № 29 «ПЧЁЛКА»? (Да)

Я принес вам посылку, распишитесь в получении.

В:-Спасибо,

Почтальон-До свидания.

В:- Вот так сюрприз, давайте посмотрим, что там? Проверим, что это? (В. достает книгу)

А вы книги любите? (Да)

-Как вы думаете, для чего нужны книги?  (Из них мы узнаем много нового)

О чем бывают книги? (Бывают сказки, о природе, стихи, о других людях)

Воспитатель ставит книгу на подставку.

В:- Ребята, посмотрите на обложку. Что вы видите? (буквы),  давайте полистаем книгу, что  вы видите в книге? (буквы) . Интересно, о чём же эта книга? Как это можно узнать? (можно прочитать, посмотреть на  картинки)

Но в нашей книге картинок нет (воспитатель листает книгу).

Как же узнать? (прочитать).

А если мы не умеем читать? Что, не знаете? Тогда я предлагаю отправиться в библиотеку, и узнать ответ на этот вопрос. Чтобы попасть туда, произнесем волшебные слова.

Волшебные слова: «в ладоши хлонем раз-два- три, в библиотеку  нас  перенеси».

В:-Смотрите, ребята, сколько много книг. Давайте их полистаем. Что же мы видим в книгах? ( буквы и картинки), правильно, как называются эти картинки ? ( иллюстрации). Как вы думаете, как догадаться о чем книга, если не умеешь читать? (по иллюстрациям). Правильно, если в книге есть иллюстрации, по ним можно узнать,  о чём она. А кто создает иллюстрации? (художники-иллюстраторы).

У художника-иллюстратора трудная и интересная работа, он сначала внимательно  читает текст в книге, затем представляет себе героя, пытается понять, какой он -добрый, злой, веселый, смешной, грустный. А затем уже рисует иллюстрацию.

А сейчас посмотрите, какая удивительная выставка. Взгляните на эти иллюстрации. Кто на них изображен? (животные). А эти  животные  одинаковые или разные? ( разные). А нравятся вам эти животные в рисунках этого художника? ( Да). Какие это животные? Взрослые или детеныши? (детеныши).

А чем вам нравятся эти животные? ( они как живые, их хочется потрогать погладить). Да, этот художник тщательно прорисовывает своих животных.

Окружающая природа: кусты, цветы, деревья-фон- только едва заметный , намеченный. Главное изобразить зверя. А как художник изображает животное ? (крупно, во весь лист).

Глядя на иллюстрацию, можно определить характер животного ? (Да)

Скажите, какая это лисичка? ( испуганая, ощетинилась).  А можно представить почему? (боится, испугалась).

А этот  волчишка? ( трогательный, боится). Как вы думаете, что с ним случилось? ( потерялся, ему страшно без мамы).

А какая это перепёлка? ( спокойная). Почему? ( её детёныши рядом с ней).

Какие они? ( веселые, живые, деятельные). Почему? ( потому что они рядом с мамой).

А какой этот котенок? (застенчивый, не хочет трогать птиц). Почему? ( он их боится). А как вы думаете,  этот художник  любит своих героев? (Да). Почему вы так думаете?

В:- Да, этот художник любит природу, он начал рисовать рано, слушал сказки про животных с карандашом в руках, и рисовал во время рассказа. Он много наблюдал за животными, например, за своим домашним зоопарком. Ведь у него в доме было много разных животных. Он научился изображать их как живых-реалистично. Этого он добивался, рисуя в технике «сухой» кисти. Поэтому можно видеть шерсть животных, они как в жизни: лохматые, пушистые, взъерошенные. А кто скажет, как имя этого художника-иллюстратора.( Е.И. Чарушин) .

А теперь давайте превратимся в  таких  зверей (физминутка) «Зверобика»:

Уселась кошка на окошко
И стала лапкой уши мыть.
Понаблюдав за ней немножко,
Ее движенья можем повторить.

Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Повтори опять!

Змея ползет лесной тропою,
Как лента, по земле скользит.
А мы движение такое
Рукою можем вам изобразить.

Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Повтори опять!

Весь день стоит в болоте цапля
И ловит клювом лягушат.
Не трудно так стоять ни капли
Для нас, для тренированных ребят.

Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Повтори опять!

Живет на свете очень много
Мартышек, кошек, птиц и змей.
Но человек- ты друг природы,
И должен знать повадки всех зверей.

Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Повтори опять!

В:- Ребята, а я знаю, что вы любите потешки, песенки, стихи.

А расскажите, всё что знаете ( дети читают потешки).

А посмотрите на эти иллюстрации, здесь нет героев ваших потешек? (Да).

Кто это? (медведь, конь).

Похожи ли  персонажи этих иллюстраций на животных Е. Чарушина? (Нет).

Почему вы так думаете? ( они ненастоящие, сказочные). А что еще на них можно заметить? ( узор, рисунок).

Какие элементы узора вы видите? (точки, линии, кольца, круги).

А какие цвета использует художник?( яркие, броские).

Правильно, худо ник их украшал, они  даже напоминают народные игрушки. А на какие народные игрушки они похожи? ( дымковские, филимоновские).

 Да, этот художник жил на родине дымковской игрушки, он также,  как  и   вы  любил русские народные песенки, сказки, потешки, прибаутки  и свою любовь к русскому народному творчеству он передал в иллюстрациях.

Назовите имя этого художника-иллюстратора.( Ю.А. Васнецов)

В:-Ребята, а вы любите сказки?(Да). Тогда проверим, как вы знаете их:

назовите сказку по иллюстрации( дети называют сказку по иллюстрациям      Е . Рачева) Молодцы!  Посмотрите на эти иллюстрации. Это иллюстрации к сказкам? ( Да).  А какие животные в этих сказках: настоящие или нет? (Нет). Почему? ( Они сказочные, они одетые). А как они  одеты?  (В костюмы  разных народов).  А кого они напоминают ? (Людей). Почему?  ( они ходят на двух ногах, улыбаются,  плачут и т.п.).

В:- Да, этот художник красочно отображает животных: поза, движения, одежда животных-всё у него напоминает человеческие отношения.

Он    работал   акварелью,  гуашью,  углем. Акварель он любил класть тонким прозрачным слоем, чтобы  его рисунок  блестел. А вы догадались, как имя этого художника-иллюстратора сказок? ( Е. М. Рачев).

В:- Молодцы, ребята!  Понравилась вам  выставка? Так что,  нужны иллюстрации в книги? (Да). Почему? ( по ним можно догадаться о содержании книги,  не читая её).

В:- А тогда как вы думаете, кто главный  в книге: тот , кто пишет текст,-писатель, или тот,  кто рисует иллюстрации, - художник- иллюстратор? ( Вы все правы: авторов  в книге  всегда  два )

3. Заключительная часть

В:- Ребята, понравилось вам в библиотеке, а вы про нашу книгу не забыли?

Что надо сделать, чтобы и наша книга стала интересной? (надо сделать иллюстрации). Давайте тогда возвращаться в детский сад и приниматься за работу. ( Дети закрывают глаза , а  воспитатель говорит: раз, два, три  в ладоши  хлопнем  и  в детский в сад придем). Ребята, вот наша книга, давайте  пойдем  в группу читать ее и создавать иллюстрации к ней. (дети под музыку уходят из зала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками предшкольного возраста с использованием интерактивной доски. Знакомство с творчеством художника - иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова.

Во время образовательной деятельности дети знакомятся с краткой автобиографией Ю.А.Васнецова. Дети знакомятся с иллюстрациями к знакомым потешкам, выделяют средства выразительности - цвет....

Система работы на учебный год по ознакомлению младших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Ю.А. Васнецова

Материал включает в себя: план работы на год  по ознакомлению младших дошкольников с творчеством Ю.А. Васнецова; презентацию выступления на педагогическом совете по данной теме; разработки интегр...

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Знакомство с творчеством художника- иллюстратора Ю. А. Васнецова».

Познакомить с творчеством художника Ю. А. Васнецова. Формировать у детей способность замечать яркость цветовых образов в иллюстрациях...

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю. А. Васнецова»

Данный материал поможет познакомить детей с творчеством художника - иллюстратора Ю.А. Васнецова....

Конспект занятия по ознакомлению с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина. Старшая группа

Образовательная ситуация по ознакомлению детей старшей группы с книжной графикой.ОО "Художественно-эстетическое развитие".Интеграция ОО: "Познавательное развитие", "Речевое ра...