Методическая разработка для педагогов дошкольного образования в ДОУ
статья по рисованию
Методическая разработка относится к программам художественной направленности, так как её целью является развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональной сферы и творческих способностей детей дошкольного возраста. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 35.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе художественно-эстетической направленности
(нетрадиционные техники рисования)
в средней группе
Данная программа относится к программам художественной направленности, так как ею целью является развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональной сферы и творческих способностей детей дошкольного возраста. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста. Важный аспект в обучении – индивидуальные подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка.
Художественно-продуктивная деятельность является по своей сути детским искусством. Работы получаемые в процессе изобразительной деятельности, вызывают у детей чувство радости, гордости, удовлетворённости, уверенности в себе
Педагогическая целесообразность программы.
У детей старшего и особенно среднего возраста часто наблюдается неуверенность, иногда даже страх перед занятиями по рисованию. Навык владения карандашом и кистью пока развивается, формообразующие движения редко получаются точными. На основных занятиях по рисованию воспитанники средней группы учатся проводить вертикальные и горизонтальные линии карандашом, непрерывную полосу кистью, рисуют простые фигуры и отрабатывают навык закрашивания в пределах контура. Внимание детей неустойчиво, они быстро устают, однообразная деятельность снижает интерес к выполняемой работе. Рисование нетрадиционными способами удивляет детей, активизирует их внимание на создание изображений на бумаге при помощи непривычных предметов и инструментов. Наблюдая, как педагог рисует вилкой или зубной щёткой, ребята испытывают восторг и желание нарисовать также.
На занятиях рисованием в нетрадиционных техниках должны выполняться развивающие и воспитательные задачи, соответствующие возрастным особенностям детей средней группы:
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие пространственного мышления и зрительного восприятия предметов.
- Обучение работы с разнообразным материалом.
- Активизация фантазии и формирование интереса к самостоятельному продумыванию замысла.
- Создание хорошего настроения, развитие уверенности в собственных силах, снятие напряжения и страхов.
- Формирование интереса к коллективной деятельности.
- Развитие эстетического вкуса..
На занятиях по рисованию в нетрадиционных техниках необходимо соблюдение принципа преемственности знаний. Создавая изображения необычными предметами или неклассическими приёмами, ребята в своих работах закрепляют и совершенствуют умения, приобретённые на обычных занятиях: намечают контур предмета кистью или карандашом для дальнейшей прорисовки нетрадиционным способом; украшают картинку элементами аппликации (бумажной или пластилиновой); дорисовывают элементы предмета, как обычно; учатся закрашивать фон.
Основная цель занятий - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
1. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
3. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
4. Развивать творчество, фантазию.
5. Активизировать детей при выборе тематики.
6. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
7. Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
Форма и режим занятий:
1. Подбор тем, запланированных в соответствии со временем года, с сопутствующими праздниками.
2. Подготовительная работа к занятию:
а) проведение необходимых бесед, рассматривание картин, иллюстраций или фотографий по теме, чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за живыми объектами, проведение дидактических или подвижных игр и т.д.
б) подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, а также нетрадиционного бросового и природного материала, который очень привлекает детей.
3. Проведение занятий в разной игровой форме (в виде путешествия, игры со сказочным героем, перевоплощений детей в героев или во взрослых, игры в волшебников и т.п.) Каждое занятие проводится эмоционально, дети заворожено следят за всеми процессами и с интересом, а иногда с нетерпением выполняют практические задания руководителя.
4. Использование нестандартных техник рисования с элементами аппликации. Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый материал к работе с учётом возможностей каждого ребёнка, проводятся некоторые занятия, учитывая их сложность по подгруппам или всем коллективом детей, но обязательно с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. В начале года техники рисования на занятиях даются почти изолированные друг от друга, а в дальнейшем было замечено, что некоторые дети предлагают свои дополнительные способы рисования к уже усложнённому сочетанию техник, запланированных руководителем.
Занятия проводятся 2 раза в неделю с октября по май, всего 64 часа.
Дополнительная образовательная программа реализуется:
- в форме непрерывной образовательной деятельности (НОД), для которой выделено в режиме дня специально отведённое время по расписанию.
- программа реализуется в течение всего учебного года с 1 октября по 31 мая.
Количество занятий и объём дополнительной образовательной нагрузки на учебный год по возрастам.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Колличество часов | |||
практика | теория | всего | |||
1 | « Кисть рябинки, гроздь калинки» | 1 | 1 | ||
2 | « Цветочная клумба» | 1 | 1 | ||
3 | «Вот ёжик - ни головы, ни ножек…» | 1 | 1 | ||
4 | « Осень вновь пришла» | 1 | 1 | ||
5 | «Дары природы» | 1 | 1 | ||
6 | «Натюрморт с арбузом» | 1 | 1 | ||
7 | «Овощи и фрукты-герои сказки» | 1 | 1 | ||
8 | «Фрукты» | 1 | 1 | ||
9 | «Листопад» | 1 | 1 | ||
10 | «Дары осени» | 1 | 1 | ||
11 | «Посмотрим в окошко» | 1 | 1 | ||
12 | « По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли» | 1 | 1 | ||
13 | «Ветка рябины в вазе» | 1 | 1 | ||
14 | «Осенняя берёза» | 1 | 1 | ||
15 | «Дерево под ветром и дождём» | 1 | 1 | ||
16 | «Унылая пора» | 1 | 1 | ||
17 | « Первый снег» | 1 | 1 | ||
18 | «Снеговики в шапочках и шарфиках» | 1 | 1 | ||
19 | «Новогодняя ёлка» | 1 | 1 | ||
20 | «Зимний лес»» | 1 | 1 | ||
21 | «Праздничная елочка | 1 | 1 | ||
22 | «Снегири на ветках» | 1 | 1 | ||
23 | «Дятел » | 1 | 1 | ||
24 | «Лебёдушка» | 1 | 1 | ||
25 | «Сова » | 1 | 1 | ||
26 | «Кто – кто в рукавичке живет» (по мотивам сказки рукавичка) | 1 | 1 | ||
27 | «Морозные узоры» | 1 | 1 | ||
28 | «Избушка ледяная и лубяная» | 1 | 1 | ||
29 | « Деревья в снегу» | 1 | 1 | ||
30 | «Животные пустыни» | 1 | 1 | ||
31 | «Сказочная птица» | 1 | 1 | ||
32 | «Дома в городе снеговиков» | 1 | 1 | ||
33 | « Прилетайте в гости» (воробушки на кормушке) | 1 | 1 | ||
34 | «Как розовые яблоки, на ветках снегири» | 1 | 1 | ||
35 | «Два жадных медвежонка» | 1 | 1 | ||
36 | «Папин день» | 1 | 1 | ||
37 | «Пушистые детёныши животных» | 1 | 1 | ||
38 | «Звери в зоопарке» | 1 | 1 | ||
39 | «Кто живёт в зимнем лесу» | 1 | 1 | ||
40 | «Лиса и журавль» | 1 | 1 | ||
41 | «Поздравительный плакат к 8 Марта» | 1 | 1 | ||
42 | « Расцвели одуванчики» | 1 | 1 | ||
43 | «Мои любимые животные» | 1 | 1 | ||
44 | «Веселые матрешки»(рисование декоративное) | 1 | 1 | ||
45 | «Цветы в вазе» | 1 | 1 | ||
46 | «Цветочек в горшочке» | 1 | 1 | ||
47 | «Маки» | 1 | 1 | ||
48 | «Цветок, который смотрит в воду» | 1 | 1 | ||
49 | «Весенние цветы» | 1 | 1 | ||
50 | «Пасхальное яйцо» | 1 | 1 | ||
51 | «Грачи прилетели» | 1 | 1 | ||
52 | «У солнышка в гостях» | 1 | 1 | ||
53 | «Весёлые человечки» | 1 | 1 | ||
54 | «Золотой петушок» «Баба Яга и леший» | 1 | 1 | ||
55 | «Загадочный мир космоса» | 1 | 1 | ||
56 | «Распустились первые листочки» | 1 | 1 | ||
58 | «Радуга – дуга не давай дождя» | 1 | 1 | ||
59 | «Выставка рыжих котов» | 1 | 1 | ||
60 | «Игрушки для детского сада» | 1 | 1 | ||
61 | « Бабочки» | 1 | 1 | ||
62 | «Вот и лето пришло» | 1 | 1 | ||
63 | «Веселые матрешки» | 1 | 1 | ||
64 | «Цветик-разноцветик» | 1 | 1 |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Программа обеспечена:
- творческие работы, керамические изделия воспитанников изостудии.
- наглядными пособиями: репродукциями картин, альбомами с изображениями скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства;
- конспектами совместной деятельности педагога с детьми в соответствии с календарно-тематическим планированием;
- дидактические игры, методические пособия, иллюстрации к сказкам, к другим произведениям, фотоматериалы.
- рекомендациями для родителей по развитию творческих способностей детей.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования – изостудии. Занятия дошкольников, предполагают объединение разных видов продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, работа с бумагой) для более полного раскрытия образа предмета, явления или сюжета. Использование нетрадиционных приемов изображения являются благодатной основой для развития художественно-творческих способностей ребёнка. А это, в свою очередь, поможет обеспечить переход от репродуктивного мышления к творческому; подвести детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности.
Реализация программы предполагает получение следующих результатов:
- улучшение качественных характеристик детских работ: рисунки будут более содержательные, композиционно грамотные, образно-выразительные;
- повышение уровня коммуникативных способностей детей при творческом взаимодействии с педагогом и сверстниками;
- повышение у воспитанников уровня представлений о произведениях живописи и предметах народно-прикладного творчества.
Материал:
- бумага, основа для композиций;
- акварельные краски;
- гуашь;
- кисти разных размеров;
- восковые и масляные мелки, свечи;
- ватные палочки;
- художественные материалы, инструменты и их «заместители»;
- поролоновые печатки;
- коктейльные трубочки;
- салфетки;
- непроливайки;
- подставки под кисть, кисти разного размера;
- палитра;
- зубные щетки;
- ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий);
- белый и цветной картон;
- листы белой и тонированной бумаги (формат А3 и А4).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-методическая статья для педагогов дошкольного образования "Гиперактивные дети в детском саду"
Статья содержит подробное описание проблемы, мнения специалистов по данному вопросу, практические примеры решения проблемы гиперактивности...
Методическая работа с педагогами дошкольного образования по патриотическому воспитанию детей по теме «День Победы»
Описание: данная разработка предназначена для старших воспитателей, воспитателей детского сада....
методические разработки в системе дошкольного образования "Путешествие на остров сокровищ"
Методические разработки в системе дошкольного образования "Путешествие на остров сокровищ"...
Методическая разработка для педагогов STEAM-ОБРАЗОВАНИЕ – НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ
STEAM-ОБРАЗОВАНИЕ – НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ...
Методическая разработка для педагогов дошкольного образования. Календарно-тематическое планирование кружка "Мастерство слова" в подготовительной к школе группе.
Цель программы "Мастерство слова"Разучивание с детьми произведений художественной литературы повышает уровень произвольной памяти, внимания детей, развивается речь. Так же дет...
Методическая разработка для педагогов дошкольного образования. Перспективное планирование по физическому развитию в группе раннего возраста на 2020-2021гг.
Календарно- тематический план разработан на весь учебный год с учетом ФГОС. В него включены общеразвивающие упражнения, основные виды деятельности, подвижные игры, подвижные игры на прогулке, малоподв...
Методическая разработка досугового мероприятия (Дошкольное образование) Сценарий развлечения в форме квеста ко Дню защиты детей
Данная методическая разработка, будет полезна педагогам ДОУ: воспитателям, музыкальным руководителям, учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, родителям детей....