Методическая разработка для педагогов дошкольного образования в ДОУ
статья по рисованию

Лелетко Татьяна Александровна

Методическая разработка относится к программам художественной направленности, так как её целью является развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональной сферы и творческих способностей детей дошкольного возраста. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста. 

Основная цель программы - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе художественно-эстетической направленности

(нетрадиционные техники рисования)

в средней группе

    Данная программа относится к программам художественной направленности, так как ею целью является развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональной сферы и творческих способностей детей дошкольного возраста. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста. Важный аспект в обучении – индивидуальные подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка.

    Художественно-продуктивная деятельность является по своей сути детским искусством. Работы получаемые в процессе изобразительной деятельности, вызывают у детей чувство радости, гордости, удовлетворённости, уверенности в себе

Педагогическая целесообразность программы.

   У детей старшего и особенно среднего возраста часто наблюдается неуверенность, иногда даже страх перед занятиями по рисованию. Навык владения карандашом и кистью пока развивается, формообразующие движения редко получаются точными. На основных занятиях по рисованию воспитанники средней группы учатся проводить вертикальные и горизонтальные линии карандашом, непрерывную полосу кистью, рисуют простые фигуры и отрабатывают навык закрашивания в пределах контура. Внимание детей неустойчиво, они быстро устают, однообразная деятельность снижает интерес к выполняемой работе. Рисование нетрадиционными способами удивляет детей, активизирует их внимание на создание изображений на бумаге при помощи непривычных предметов и инструментов. Наблюдая, как педагог рисует вилкой или зубной щёткой, ребята испытывают восторг и желание нарисовать также.

На занятиях рисованием в нетрадиционных техниках должны выполняться развивающие и воспитательные задачи, соответствующие возрастным особенностям детей средней группы:

  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Развитие пространственного мышления и зрительного восприятия предметов.
  • Обучение работы с разнообразным материалом.
  • Активизация фантазии и формирование интереса к самостоятельному продумыванию замысла.
  • Создание хорошего настроения, развитие уверенности в собственных силах, снятие напряжения и страхов.
  • Формирование интереса к коллективной деятельности.
  • Развитие эстетического вкуса..

На занятиях по рисованию в нетрадиционных техниках необходимо соблюдение принципа преемственности знаний. Создавая изображения необычными предметами или неклассическими приёмами, ребята в своих работах закрепляют и совершенствуют умения, приобретённые на обычных занятиях: намечают контур предмета кистью или карандашом для дальнейшей прорисовки нетрадиционным способом; украшают картинку элементами аппликации (бумажной или пластилиновой); дорисовывают элементы предмета, как обычно; учатся закрашивать фон.


Основная цель занятий - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.                                                                                                                                                                                        

Задачи:
1. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
3. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
4. Развивать творчество, фантазию.
5. Активизировать детей при выборе тематики.
6. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
7. Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.  

Форма и режим занятий:

1. Подбор тем, запланированных в соответствии со временем года, с сопутствующими праздниками.

2. Подготовительная работа к занятию:

а) проведение необходимых бесед, рассматривание картин, иллюстраций или фотографий по теме, чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за живыми объектами, проведение дидактических или подвижных игр и т.д.

б) подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, а также нетрадиционного бросового и природного материала, который очень привлекает детей.

3. Проведение занятий в разной игровой форме (в виде путешествия, игры со сказочным героем, перевоплощений детей в героев или во взрослых, игры в волшебников и т.п.) Каждое занятие проводится эмоционально, дети заворожено следят за всеми процессами и с интересом, а иногда с нетерпением выполняют практические задания руководителя.

4. Использование нестандартных техник рисования с элементами аппликации. Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый материал к работе с учётом возможностей каждого ребёнка, проводятся некоторые занятия, учитывая их сложность по подгруппам или всем коллективом детей, но обязательно с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. В начале года техники рисования на занятиях даются почти изолированные друг от друга, а в дальнейшем было замечено, что некоторые дети предлагают свои дополнительные способы рисования к уже усложнённому сочетанию техник, запланированных руководителем.

Занятия проводятся 2 раза в неделю с октября по май, всего 64 часа.

Дополнительная образовательная программа реализуется:

- в форме непрерывной образовательной деятельности (НОД), для которой выделено в режиме дня специально отведённое время по расписанию.

- программа реализуется в течение всего учебного года с 1 октября по 31 мая.

Количество занятий и объём дополнительной образовательной нагрузки на учебный год по возрастам.

                                        Учебно-тематический план

Тема

Колличество часов

практика

теория

всего

1

« Кисть рябинки, гроздь калинки»

1

1

2

« Цветочная клумба»

1

1

3

«Вот ёжик - ни головы, ни ножек…»

1

1

4

« Осень вновь пришла»

1

1

5

«Дары природы»

1

1

6

«Натюрморт с арбузом»

1

1

7

«Овощи и фрукты-герои сказки»

1

1

8

«Фрукты»

1

1

9

«Листопад»

1

1

10

«Дары осени»

1

1

11

«Посмотрим в окошко»

1

1

12

« По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»

1

1

13

«Ветка рябины в вазе»

1

1

14

«Осенняя берёза»

1

1

15

«Дерево под ветром и дождём»

1

1

16

«Унылая пора»

1

1

17

« Первый снег»

1

1

18

«Снеговики в шапочках и шарфиках»

1

1

19

«Новогодняя ёлка»

1

1

20

«Зимний лес»»

1

1

21

«Праздничная елочка

1

1

22

«Снегири на ветках»

1

1

23

«Дятел »

1

1

24

«Лебёдушка»

1

1

25

«Сова »

1

1

26

«Кто – кто в рукавичке живет» (по мотивам сказки рукавичка)

1

1

27

«Морозные узоры»

1

1

28

«Избушка ледяная и лубяная»

1

1

29

« Деревья в снегу»

1

1

30

«Животные пустыни»

1

1

31

«Сказочная птица»

1

1

32

«Дома в городе снеговиков»

1

1

33

« Прилетайте в гости» (воробушки на кормушке)

1

1

34

«Как розовые яблоки, на ветках снегири»

1

1

35

«Два жадных медвежонка»

1

1

36

«Папин день»

1

1

37

«Пушистые детёныши животных»

1

1

38

«Звери в зоопарке»

1

1

39

«Кто живёт в зимнем лесу»

1

1

40

«Лиса и журавль»

1

1

41

«Поздравительный плакат к 8 Марта»

1

1

42

« Расцвели одуванчики»

1

1

43

«Мои любимые животные»

1

1

44

«Веселые матрешки»(рисование декоративное)

1

1

45

«Цветы в вазе»

1

1

46

«Цветочек в горшочке»

1

1

47

«Маки»

1

1

48

«Цветок, который смотрит в воду»

1

1

49

«Весенние цветы»

1

1

50

«Пасхальное яйцо»

1

1

51

«Грачи прилетели»

1

1

52

«У солнышка в гостях»

1

1

53

«Весёлые человечки»

1

1

54

«Золотой петушок» «Баба Яга и леший»

1

1

55

«Загадочный мир космоса»

1

1

56

«Распустились первые листочки»

1

1

58

«Радуга – дуга не давай дождя»

1

1

59

«Выставка рыжих котов»

1

1

60

«Игрушки для детского сада»

1

1

61

« Бабочки»

1

1

62

«Вот и лето пришло»

1

1

63

«Веселые матрешки»

1

1

64

«Цветик-разноцветик»

1

1

 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Программа обеспечена:

  • творческие работы, керамические изделия воспитанников изостудии.
  • наглядными пособиями: репродукциями картин, альбомами с изображениями скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства;
  • конспектами совместной деятельности педагога с детьми в соответствии с календарно-тематическим планированием;
  • дидактические игры, методические пособия, иллюстрации к сказкам, к другим произведениям,  фотоматериалы.
  • рекомендациями для родителей по развитию творческих способностей детей.

Материально-техническое обеспечение

         Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования – изостудии.          Занятия дошкольников, предполагают объединение разных видов продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, работа с бумагой) для более полного раскрытия образа предмета, явления или сюжета.  Использование нетрадиционных приемов изображения являются благодатной основой для развития художественно-творческих способностей ребёнка. А это, в свою очередь, поможет обеспечить переход от репродуктивного мышления к творческому; подвести детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности.

Реализация программы предполагает получение следующих результатов:

          - улучшение качественных характеристик детских работ: рисунки будут более содержательные, композиционно грамотные, образно-выразительные;

- повышение уровня коммуникативных способностей детей при творческом взаимодействии с педагогом и сверстниками;

- повышение у воспитанников уровня представлений о произведениях живописи и предметах народно-прикладного творчества.

Материал:

- бумага, основа для композиций;

- акварельные краски;

- гуашь;

- кисти разных размеров;

- восковые и масляные мелки, свечи;

- ватные палочки;

- художественные материалы, инструменты и их «заместители»;

- поролоновые печатки;

- коктейльные трубочки;

- салфетки;

- непроливайки;

- подставки под кисть, кисти разного размера;

- палитра;

- зубные щетки;

- ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий);

- белый и цветной картон;

- листы белой и тонированной бумаги (формат А3 и А4).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-методическая статья для педагогов дошкольного образования "Гиперактивные дети в детском саду"

Статья содержит подробное описание проблемы, мнения специалистов по данному вопросу, практические примеры решения проблемы гиперактивности...

Методическая работа с педагогами дошкольного образования по патриотическому воспитанию детей по теме «День Победы»

Описание: данная разработка предназначена для старших воспитателей, воспитателей  детского сада....

методические разработки в системе дошкольного образования "Путешествие на остров сокровищ"

Методические разработки в системе дошкольного образования "Путешествие на остров сокровищ"...

Методическая разработка для педагогов дошкольного образования. Календарно-тематическое планирование кружка "Мастерство слова" в подготовительной к школе группе.

Цель программы "Мастерство слова"Разучивание с детьми произведений художественной литературы повышает уровень произвольной памяти, внимания детей, развивается речь. Так же дет...

Методическая разработка для педагогов дошкольного образования. Перспективное планирование по физическому развитию в группе раннего возраста на 2020-2021гг.

Календарно- тематический план разработан на весь учебный год с учетом ФГОС. В него включены общеразвивающие упражнения, основные виды деятельности, подвижные игры, подвижные игры на прогулке, малоподв...

Методическая разработка досугового мероприятия (Дошкольное образование) Сценарий развлечения в форме квеста ко Дню защиты детей

Данная методическая разработка, будет полезна педагогам ДОУ: воспитателям, музыкальным руководителям, учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, родителям детей....