Скоморохи
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Борзилова Любовь Николаевна

Содержание данного мероприятия – устное народное творчество Ракитянского района (Жанр «Фольклорный театра». Вид театра - скоморошество). Форма организованной образовательной деятельности – культурная практика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_6.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №6

Содержание данного мероприятия – устное народное творчество Ракитянского района (Жанр «Фольклорный театра». Вид театра - скоморошество). Форма организованной образовательной деятельности – культурная практика. Роль скоморохов выполняют взрослые – воспитатель и родитель.

Тема: Скоморохи

Цель: прививать любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры.

Ход развлечения

(Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходят два скомороха.)

1-й скоморох

Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

2-й скоморох

Вас много интересного ждет:

Много песен, много шуток

И веселых прибауток.

1-й скоморох

Сел сверчок на шесток,

Таракан - в уголок.

Сели-посидели,

Песенки запели.

2-й скоморох

Услыхали ложки,

Вытянули ножки.

Услыхали калачи

И попрыгали с печи,

Да давай подпевать,

В игры шумные играть.

- Кто желает с нами поиграть? Выходите смелые, становитесь в круг. (Русская народная игра «Горшки». Играющие изображают горшки, все садятся в круг. Позади каждого сидящего («горшка») становится другой игрок - «хозяин» («торговец»). Водящий, выбранный по жребию, находится вне круга. Обходя круг, водящий поочередно подходит к каждому «торговцу», кладет руки на голову «горшка».)

Водящий. Нет ли продажных горшков? Хозяин. Нет продажных.

(Водящий идет к другим хозяевам с тем же вопросом, пока не услышит утвердительный ответ.)

Хозяин. Купи! Что дашь?

Водящий. Шильце, мыльце, белое белильце, белое полотенце. Хозяин. Ладно, по рукам!

(Оба ударяют по рукам и затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый прибежит к сидящему («горшку»), тот и становится «хозяином», а опоздавший - водящим.)

1-й скоморох. Славно мы позабавились да потешились! А теперь отгадайте наши загадки.

В избе - изба,

На избе-труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.    (Печь)

 Стоит бычок

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.   (Самовар)

 В брюхе - баня,

В носу - решето,

На голове - пупок,

Одна рука, и та - на спине.   (Чайник)

 Всегда во рту, а не проглотишь.   (Язык)

2-й скоморох. Загадки вы, ребятушки, умеете отгадывать. А знаете ли вы пословицы и поговорки русские?

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Труд человека кормит, а лень - портит.

Умелые руки не знают скуки.

Землю красит солнце, а человека — труд.

1-й скоморох. Хотите слово услышать смешное? Хотите, позабавлю вас?

По поднебесью, братцы, медведь летит!

Медведь летит, хвостом вертит!

Свинья на ели гнездо свила!

Гнездо свила, деток вывела!

Милых деточек, поросяточек!

Поросятки по сучкам висят...

По сучкам висят, полететь хотят!..

2-й скоморох

Расступись, народ честной!

Идет медведюшка со мной!

(Входит «медведь», кланяется.)

Много знает он потех, Будут шутки, будет смех!

(Обращается к «медведю»)

Покажи всем, как Дуняша

В круг заходит, лихо пляшет!

(«Медведь» надевает на голову платок, берет его за концы. «Медведь» пляшет под русскую народную мелодию.)

1-й скоморох. Уморился? Отдохни, да немножко вздремни! («Медведь» ложится.)

Воспитатель. На Руси всегда было много лесов. Взрослые да малые ребятушки любили ходить в лес по грибы да по ягоды. А там частенько можно было встретить медведя. Дети изображали встречу медведя с людьми в лесу. Так возникла игра «У медведя во бору». Давайте и мы поиграем с Михаилом Потапычем. Берите корзинки, лукошки, пойдемте в лес. (Игра «У медведя во бору».)

2-й скоморох. Ох, и разыгрались ребятушки наши! Ох, и раскричались! Медведя испугались.

Игра «Молчанка»

Первенчики, первенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе.

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок, -

Молчок!

(Дети замолкают.)

1-й скоморох. Вы послушайте сказочку мою, ребятушки.

Серый волчище

С мухи шкуры содрал,

Полусапожки себе сшил,

В полусапожках щеголял,

Оскользнулся и упал.

В сине море он попал,

Сине море все повыгорело,

Бела рыба вся повылетела.

А на печке мужик

Осетра-рыбу поймал,

А в пламене другой

Быстру щуку схватил.

Как пошло на чудеса,

Где море - там леса...

2-й скоморох. Ну, потешил! Ну, наврал! Прям с три короба!!!

1-й скоморох

Не веришь? Не верь!

Открой лучше дверь.

Там к нам гостья пришла,

Подарки принесла!..

(Появляется бабушка-сказительница.)

Сказительница. Здравствуйте, ребятушки! Долго я к вам шла, целую корзинку сказок принесла.

(Сказительница рассказывает короткую русскую народную сказку. После этого спрашивает детей, какие народные сказки они знают, и дарит в книжный уголок толстую книгу с русскими народными сказками.) 

2-й скоморох. Выходи, народ, играть в хоровод! (Дети становятся по кругу.)

Игра «В цапки»

Водящий вытягивает вперед руки ладонями вниз. Каждый участник ставит под ладонь свой указательный палец. Водящий говорит:

Под моею крышей

Собралися мыши,

Заяц, белка, жаба...

Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.

1-й скоморох

Эй, подружки-хохотушки,

Развеселые болтушки!

Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы!

Выходите поплясать,

Длинный день скоротать.

(Дети выходят и танцуют врассыпную под русскую народную мелодию, повторяют знакомые движения народных танцев, импровизируют.)

Использованная литература

  1. Анищенко, Н.С. Традиционные календарные праздники села Нижние Пены Ракитянского района Белгородской области. Актуальные исследования в сфере культуры и искусств (Молодые исследователи в музыке, культуре, науке): материалы IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции (Белгород, 15 апреля 2011 г.) /Отв. ред. С. А. Колчин, Л. Н. Сушкова. – Белгород: ИПЦ Политера, 2011. – 243 с.
  2. Веретенников, И.И. Белгородские карагоды. – Белгород. Везелица, 1993. – 114 с.
  3. Котеля, В.А. Казачьи песни Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». Вып. 24. – Сборник научных статей и фольклорных материалов / Ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГУК «БГЦНТ», 2010. – 49 с.
  4. Культура Ракитянского района; традиции и инновации / под ред. Е.А. Чефоновой. – Белгород: Белгородская областная типография, 2015.- 355 с.
  5. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инсценировка "Встреча лодыря и скомороха"

Скоморох доказываетлодырю, что надо посещать школу. Как знания полученные в школе могут пригодиться в жизни....

ознакомление с художественной литературой "Путешествие по былинам: "Вавила и скоморохи", "Добрыня и Змей", "Вавила и Микула".

Цель:      Закрепить знания о содержании трёх былин,                 основных героях и событиях...

"Веселый скоморох в гостях у ребят"

В ходе занятия ребята познакомятся с куклой ручной работы скоморохом, вспомнят о народном музыкальном инструменте – балалайка, побывают на уличном гулянии. Занятие помогает воспитывать детей в н...

Новый год со скоморохами ср. гр.

НОВОГОДНИЙ УТРЕННИК СО   СКОМОРОХАМИ«ЗДРАВСТВУЙ, ЗДРАВСТВУЙ, НОВЫЙ ГОД!»для детей средней группы...

Конспект занятия по рукоделию в подготовительной к школе группе "Кукла - скоморох из подушек".

Одной из самых старинных лоскутных техник построена на работе с кусочками ткани наипростейшей геометрической формы -квадрата. Этот способ называется "шахматка". Работать с детьми одно удовольствие, а ...

Сценарий летнего праздничного мероприятия на участке детского сада для младшей группы "Летний праздник со Скоморохом"

Сценарий летнего праздничного мероприятия на участке детского сада для младшей группы "Летний праздник со Скоморохом" знакомит с русским народным творчеством и традициями....