Нетрадиционные техники рисования, как средство художественно - эстетического развития у детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал по рисованию (средняя группа) на тему

Прохоренкова Александра Александровна

Нетрадиционные техники рисования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края,

ул. Советская,43

Нетрадиционные техники рисования, как средство художественно – эстетического развития у детей дошкольного возраста.

                                                                               

Составитель:

Прохоренкова А.А.

воспитатель

                                                                                                                                                                       

                                                                                     

   

2018

Нетрадиционные техники рисования как средство художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом – от 3 до 6-7 лет.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие является одним из направлений образования, поэтому необходимо разрабатывать новые подходы к эстетическому воспитанию дошкольников через художественное творчество.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развиваются познавательный интерес детей и любознательность.

По утверждению психологов Немова Р.С. и Зеньковского В.В., в возрасте шести-семи лет начинают закладываться основы личности. Поэтому в данном возрасте нужно уделять достаточно внимания эстетическому развитию ребёнка. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники, используемые в изобразительной деятельности .Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счёт изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счёт работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребёнка. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Развитие композиционных умений, глазомера, зрительного восприятия, эмоциональной отзывчивости, цветовидения и цветовосприятия влечёт за собой эстетическое развитие ребёнка.

Следовательно, использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности способствует эмоциональной и психической подготовке детей к школе, помогает эстетически развиваться, что является главной задачей педагога в подготовительной группе детского сада. Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему миру - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств. В процессе художественного восприятия, на занятиях и вне, важное значение  имеет компетентное педагогическое руководство детской художественной самодеятельностью. В разнообразных играх, на прогулке, индивидуально или небольшими группами дети рисуют, поют, танцуют, инсценируют сказки. В этих условиях особенно ярко проявляются их индивидуальные особенности: здесь у детей есть возможность в полной мере удовлетворить свои запросы. В возрасте от 6 до 7 лету детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций. Особенности возрастного этапа 6-7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. Ведущей деятельностью детей 6 -7 летнего возраста является игра, в которой происходит развитие разнообразных психических процессов и сторон личности. У детей развиваются умения анализировать, выделять свойства предметов. Дети продолжают овладевать художественно-эстетической деятельностью, которая способствует развитию творчества. У них развивается наблюдательность. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. девочки обычно рисуют женские образы принцесс, балерин, моделей т.п., часто встречаются бытовые сюжеты. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Работа с детьми по эстетическому развитию посредством нетрадиционных техник рисования строится на следующих принципах:

* От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник рисования к сложным;

* Принцип наглядности обусловлен тем, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

* Принцип индивидуализации – обеспечить развитие каждого ребёнка;

* Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество;

* Принцип соразмерности заключается в том, что задания, задаваемые детям, приёмы и методы, используемые в работе, соответствуют их возрасту и уровню развития.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

* рисование пальчиками;

* оттиск печатками из картофеля;

* рисование ладошками;

* штампование.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

* тычок жесткой полусухой кистью.

* печать поролоном;

* печать пробками;

* восковые мелки + акварель;

* свеча + акварель;

* отпечатки листьев;

* рисунки из ладошки;

* рисование ватными палочками;

* волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

* рисование песком;

* рисование мыльными пузырями;

* рисование мятой бумагой;

* кляксография с трубочкой;

* монотипия пейзажная;

* печать по трафарету;

* монотипия предметная;

* кляксография обычная;

* пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 


Литература:

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

2. Гляделова Н.С. Уроки рисования для дошкольников: пособие для педагогов / Н.С. Гляделова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на городском методическом объединении «Нетрадиционные техники рисования как средство художественно - эстетического развития дошкольников»

Рисование штампами способствует развитию у ребёнка:• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;• В...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по художественно-эстетическому развитию для детей дошкольного возраста 4 – 5 ЛЕТ (нетрадиционная техника рисования)

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...

«Нетрадиционная техника рисования в ДОУ» (художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста)

Пояснительная записка Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие сп...

Методическая разработка по реализации нетрадиционных техник на занятиях по художественно-эстетическому развитию у детей старшего возраста в логопедической группе

Методическая разработка по реализации нетрадиционных техник (рисование, кляксография, пластилинография, обрывная аппликация, салфеточная аппликация, оригами) на занятиях по художественно-эстетическому...

Доклад на ГМО на тему: "Нетрадиционная техника рисования, как средство художественно-эстетического развития у детей раннего возраста"

Докладна ГМО на тему: "Нетрадиционная техника рисования, как средство художественно-эстетического развития у детей раннего возраста"...

Обобщение опыта «Нетрадиционные техники рисования, как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»

   Благодаря применению на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования можно намного повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетр...