«Нетрадиционная техника рисования в ДОУ» (художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста)
методическая разработка по рисованию

Пояснительная записка Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия кружка направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нетрадиционная техника рисования в ДОУ» (художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста)

Пояснительная записка

       Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

       Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия кружка направлены  на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

 

Актуальность

      В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Работа с детьми направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

 

Практическая значимость программы

       Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.  

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

 

Педагогическая целесообразность

      Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:

  • Развивает уверенность в своих силах.  
  • Способствует снятию детских страхов.  
  • Учит детей свободно выражать свой замысел.  
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям.  
  • Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
  • Развивает мелкую моторику рук.
  • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.  
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.  
  • Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

 

Новизной и отличительной особенностью программы «Очумелые ручки» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

 Цель:

Развивать   детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

 

Задачи:

  1. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
  2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.  
  3. Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
  4. Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.  

 

Методы проведения занятия:  

  • словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); - наглядные  
  • практические
  • игровые

Используемые методы:

  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
  • формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

 

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

 

Режим занятий:

Количество занятий в неделю 2, в месяц 8 занятия. В год проводится 60 занятий (октябрь – май). Длительность занятия - 30 мин

 

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

 

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:

  • Проведение выставок детских работ
  • Проведение открытого мероприятия

 

Ожидаемый результат: посредством данной работы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

  • развитию мелкой моторики рук;
  • обострению тактильного восприятия;
  • улучшению цветовосприятия;
  • концентрации внимания;
  • повышению уровня воображения и самооценки.
  • расширение и обогащение художественного опыта.
  • формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  • сформируются навыки трудовой деятельности

-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

 -умение находить новые способы для художественного изображения;

 -умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

 

Реализация этой работы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

 

 

Техника исполнения

Теория

Практика

Оттиск 

Печатки

Поролон

Пробки  

 

 

 

6

3

2

Ладошка  

-

7

Акварель  

-

3

Пальчик  

-

2

Пластилинография  

-

4

Кляксография

1

3

Декоративно-прикладное творчество  

2

3

Рисование свечой

 

1

Рисование солью  

1

3

Ватопластика  

-

3

Граттаж  

1

3

Воздушные краски  

1

1

Восковые мелки

1

3

Ватные палочки

-

2

Техника «тычок»

-

2

Мототопия  

-

1

Итого: 60 занятий (октябрь – май)

7

53

 

Нетрадиционные техники выполнения:

 Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

 

Тычок жесткой полусухой кистью.  

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

 Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

Восковые мелки + акварель. 

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

 

Свеча + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

 

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественнотворческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

                                                                                 

Поролоновые рисунки.

 Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

 

Метод монотипии. 

На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

 

Учебный план на 2019 – 2020 учебный год  

в разновозрастной группе

 

Месяц, день недели

Название темы работ

Цель

Материал

Сентябрь  

Организация детей. Беседы с родителями.

 

 

Октябрь

(1 неделя)

 

Среда

«Грибы в лукошке» (оттиск печатками из картофеля)

формировать эстетическое отношение и вкус композициям предметов знакомить с понятием «натюрморт»; упражнять в комбинировании двух различных техник; развивать чувство композиции и ритма.

листы формата А3 и А4 на выбор, гуашь, кисть, мисочки для печати и рисования пальчиками, муляжи грибов, рисунок леса, лукошко, кукла,

 

 

игрушечная белка, сумочка, иллюстрации и педагогические эскизы, печатки в форме овалов.

Пятница  

«Осенний пейзаж» (печать листьями)

 

Предварительная работа: Наблюдение за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, рисование картин об осени.

Активизация словаря: Разноцветие, причудливые, необычайные, крона.

закрепить умение использовать в работе нетрадиционную технику – печать листьев; развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; вызвать интерес к осенним явлениям природы, воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

  • листья 3-4 вида;
  • 2 альбомных листа; - набор гуашевых красок;
  • 2 кисти (тонкая и толстая);
  • стаканчик с водой;
  • влажные салфетки; - музыкальное сопровождение; - картины с осенним пейзажем.

 

 

 

Октябрь (2 неделя) Среда  

«Волшебное дерево» (рисование

ладошкой)

Закрепить знания детей о нетрадиционных  художественно  - графических техниках рисования,   показать их выразительные возможности; побуждать   детей   передавать     особенности   волшебных   цветов, добиваясь выразительности с помощью цвета; воспитывать умение находить нестандартные решения творческих задач;      совершенствовать   мелкую   моторику   рук   и   зрительно   -   двигательную    

квадрат белой бумаги, гуашь, кисти разного размера, банка с водой, простой карандаш, салфетки. Панно «Волшебное дерево». Музыкальное сопровождение.

координацию; продолжать работу по обогащению словарного запаса, активизировать в речи детей   прилагательные; развивать эмоционально - чувственную сферу детей.

 

Пятница  

«Грибы» (акварель

+ гуашь)

Учить детей рисовать с натуры предметы, состоящие из овала и полуовала; создавать простую сюжетную композицию. Закреплять умение убирать излишки воды на кисточке тряпочкой. Продолжать учить имитировать движения в соответствии с текстом стихотворения.

 

 

Муляж гриба. Половинки альбомных листов, простые карандаши, акварель, гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка).

 

 Октябрь (3 неделя) Среда  

Городецкая роспись «Волшебная тарелочка – цветы и ягоды» (рисование пальчиком)

Знакомить детей с посудой, расписанной в стиле хохломской росписи. Воспитание интереса к народному искусству. Развитие умения видеть красоту в предметах быта. Закрепление представлений об элементах хохломской росписи.

тарелка, украшенная узорами хохломской росписи и белая тарелка, гуашь, салфетки.  

 

Пятница  

«Гроздь рябины»

(пластилинография)

 

Словарная работа: обогащать активизировать словарь: гроздь, кисть.

 

Формировать целостную картину мира, а именно представление детей о рябине, её роли в природе и жизни человека. Учить детей путем сплющивания получать из шара круг. Продолжать учить детей раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями. Развивать любознательность, интерес к природе. Активизировать двигательную сферу: мелкую моторику рук. Воспитывать умение видеть

пластилин, стека, подкладочная доска, влажная салфетка, картонный лист (по количеству детей)  

 

красоту природы.

 

Октябрь (4 неделя) Среда

«Дом, в котором я живу» (акварель)

Учить рисовать наброски простым карандашом, развивать воображение, желание рисовать. Соблюдать последовательность действий.

 

Альбомный лист, простой карандаш, акварель.

Пятница  

«Веселый городок»

(печать с аппликацией)

Закрепить умение детей сочетать рисование с аппликацией, располагая рисунок по всему листу.

Развивать воображение.  

Альбомный лист, гуашь, кисточки для краски и клея, клей, силуэты домов из цветной бумаги, салфетки, вода.

Ноябрь (1 неделя) Среда  

«Осенние листочки»

(пластилинография)

Систематизировать знания детей о многообразии деревьев и особенностях изменений внешнего вида в осенний период;

  • обучать приемам работы с пластилиновой техникой. - развивать мелкую моторику рук; - развивать умение производить точные движения пальцами рук; - развивать творческие способности.
  • воспитывать интерес и бережное отношение к природе;

Трафарет осенний листьев, пластилин, влажные салфетки.

Пятница  

«Осенняя веточка»

(кляксография)

Познакомить с новой техникой рисования. Учить рисовать осенние веточки с использованием техники «кляксография». Развивать интерес к художественной деятельности.

Жидкая гуашь разных цветов, альбомный лист, соломка для коктейля, кисточка, тряпочка.

Ноябрь (2 неделя) Среда  

«Осенний букет»

(кляксография)

Учить рисовать осенние цветы с использованием техники «кляксография». Развивать интерес к художественной деятельности.  

Жидкая гуашь разных цветов, альбомный лист, соломка для коктейля, кисточка, тряпочка.  

Пятница  

«Осенний лист клена» (трафарет + акварель)

Познакомить с новой техникой рисования, сочетая акварель и трафарет.

Альбомный лист, акварельные краски, кисточки, тряпочки, вода, трафарет осеннего листа, кусочек губки.

Ноябрь (3 неделя) Среда  

«Многоцветие

Дымки»

(знакомство с Дымковской игрушкой)

Познакомить детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус.

 

В качестве материала для работы использовались различные дымковские игрушки: животные, птицы, куклы и их изображения; картинки с изображением дымковских мастеров

за работой; фланелеграф, геометрические фигуры для

выкладывания узоров (полосы, круги, овалы, кольца); мольберт для демонстрации картинок; салфетка.

Пятница  

«Дымковский петушок» (акварель

+ гуашь)

Закрепить знания детей о народном промысле

(дымковская игрушка). Закрепить навыки рисования элементов росписи.

-гуашь (цвета:

красный, оранжевый,

синий); - акварель;

-кисточка;

-непроливайка; -шаблон

дымковского петуха;

Ноябрь (4 неделя) Среда  

«Первый снег» (печатки из салфеток)

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Листы голубого цвета, коричневая и белая гуашь, салфетки, вода, кисточки.

Пятница  

 

«Первые морозы – узоры на окне» (акварель + свеча)

 

Словарная

Учить детей работать аккуратно, выполнять работу, соблюдая её последовательность; -Развивать творческие

запись музыки (альбом М.

Чайковского «Времена года», стихотворения В.

работа: буря, метель, вьюга, узоры, резные, таинственные. 

способности детей - отражать в рисунках характерные приметы времени года (зимние узоры на окне) нетрадиционным способом рисования – свечой - совершенствовать зрительный контроль за созданием рисунка, развивать воображение, фантазию, чувства цвета; -Воспитывать любовь к природе, к прекрасному, к художественному слову.

Татаринов, А. Бродский, «морозные окна» или иллюстрации; аль. листы А4, свечи (или белые восковые мелки, кисти №5, гуашь синяя, фиолетовая, вода, стаканчики.

Декабрь  (1 неделя)

 

Среда  

Жар – птица (рисование ладошкой)

Познакомить детей с техникой рисования. Развивать чувство цвета и композиции.

Образец.

Тонированная бумага светлых тонов, гуашь, кисточка.

 

 

Пятница  

Лебеди: черный и белый (рисование ладошкой).

Закрепить навыки рисования ладошкой, пальчиком. Воспитывать аккуратность при работе с гуашью.

Образец.

Тонированные листы бумаги в голубой цвет, гуашь: красная, черная, синяя, зеленая. Кисточка.

Декабрь  (2 неделя)

 

 

Среда

Ангелочек (рисование ладошкой)

Закрепить навыки рисования ладошкой, кисточкой. Развивать умение рисовать тонкие линии.

Образец.

Тонированный лист бумаги светлого тона, гуашь, кисточка.

 

 

Пятница  

Деревья в снегу (рисование ладошкой)

Закрепить навыки рисования ладошкой, пальчиком. Воспитывать аккуратность при работе с гуашью.

Образец.

Тонированный лист голубого цвета, белая, черная гуашь, кисточки.  

 

Декабрь  (3 неделя)

 

 

Среда

Снежные коты (рисование поролоном)

Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Образец.  

Тонированные листы светлых тонов, белая, черная, красная гуашь, кисточки.

 

 

Пятница  

Замок снежной королевы (рисование гуашью)

Закреплять навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус. 

Образец.

Тонированные листы голубого цвета, белая, синяя гуашь, кисточки разного размера (№2, 4)

Декабрь  (4 неделя)

 

 

Среда

Заюшкина избушка

(пластилинография)  

Учить детей рассуждать, пользуясь вопросами и оценкой воспитателя, формировать умение отвечать на вопросы. Продолжать учить создавать сказочный выразительный образ. Развивать чувство композиции, фантазию и творчество. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. Закреплять умение аккуратного использования в своей работе.

Образец.  

Картон. Пластилин.

Доски для лепки.

Салфетка для рук.

Стека.

Мешочек.

«Заюшкина избушка»

(книга)

 

 

 

Пятница  

Зимний лес (коллективное творчество) (рисование пальчиком, мятой бумага, мелкая

соль)

Закрепить умения детей использовать в своей работе различные техники рисования. Учить детей работать сообща, создавая коллективную работу.

Ватман, тонированный голубым цветом, гуашь зеленая, белая. Кусочек бумаги, мелкая соль.

Январь (2 неделя) Среда

Ёлочка нарядная (поролон + пластилин)

Воспитывать эстетическое восприятие природы; упражнять в рисовании кусочком поролона; учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности; развивать цветовосприятие.

Образец. Нарядная елочка, тонированные листы альбома светлой краской, гуашь разноцветная, кусочек поролона, кисточки, пластилин цветной, колпачки от фломастеров для печатей.

Пятница  

Дед Мороз

(рисование солью)

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями.

Образец, альбомный лист с нарисованным Дедом Морозом, гуашь; кисточка; стаканчик с водой; салфетка; соль в солонке.

Январь  (3 неделя) Среда  

Веселый Снеговик

(ватопластика)

Упражнять в комбинировании двух различных техник при объёмном изображении

Образец, плотная бумага серого, голубого и других цветов или цветной

выразительных образов снеговиков.

 

картон, вата, кусочки цветных салфеток для глаз и пуговиц, вырезанные из бумаги нос морковкой и шапочка, кисть, клей ПВА в блюдце.

Пятница

Знакомство с декоративно-прикладным творчеством «Сказочная Гжель»

Знакомить с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение. А так же скульптуры малой формы. Выделять роспись предметов: элементы, сочетание цветов и расположение узора на форме. Учить составлять узор на полосе – рисовать варианты каймы: полосы широкие и тонкие, полоса и точки, полоса и мазки (один, по три).

Совместить гжельский узор с изображением на картине «Морозные узоры».

Присутствие холодных красок.

Образец чашки. Посуда с гжельским узором, иллюстрации, картина «Морозные узоры». Белая бумага размером 5х20 см, гуашь, лист для упражнений, силуэт чашки.

 

 

Январь (4 неделя) Среда

Наряд для

Снегурочки (Гжельская роспись)

Закрепить умение составлять узор по мотивам гжельской росписи. Закреплять умение рисовать кистью и красками; Развивать художественный вкус, эстетическое восприятие.

Гжельская керамика.

Образец. тряпочки, кисти, ватные палочки, гуашь белого, синего цвета, баночки с водой.

Пятница  

Тарелочка (Гжельская роспись)

Закрепить умение составлять узор по мотивам гжельской росписи и располагать его на круге, заполняя середину и края тарелочки. Закреплять умение рисовать кистью и красками; Развивать художественный вкус, эстетическое восприятие

Образцы росписи тарелочки.

Гжельская керамика, таблицы с элементами гжельской росписи, белые тарелочки для росписи, тряпочки, кисти, ватные палочки, гуашь

синего, белого цвета, баночки с водой

Февраль  (1 неделя) Среда  

Морозные узоры

(рисование солью)

Совершенствовать умения и навыки в рисовании нетрадиционными материалами.

Вызвать интерес к созданию образа морозных узоров нетрадиционной техникой. Развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать любовь к красоте родной природы.

Образец рисунка, цветной картон темных тонов, клей, ватные палочки, соль, конверт с письмом от Деда Мороза, картинка с изображением морозных узоров, зимняя музыка.

 

Пятница  

Зимнее дерево

(рисование солью)

Совершенствовать умения и навыки в рисовании нетрадиционными материалами.

Вызвать интерес к созданию образа морозных узоров нетрадиционной техникой.

 

Образец, ½ альбомного листа голубого цвета, клей ПВА, кисточка для клея, соль мелкая, ватные палочки, белая гуашь.  

Февраль  (2 неделя)  Среда  

Зайчик

(ватопластика)

Упражнять в комбинировании двух различных техник при объёмном изображении выразительных образов зайчика.

Образец, плотная бумага серого, голубого и других цветов или цветной картон, вата, кусочки цветных салфеток для глаз и носа, кисть, клей ПВА в блюдце, белая гуашь, ватные палочки.

Пятница  

Зимняя сказка (знакомство с техникой граттаж)

познакомить детей с техникой «граттаж», дать понятие о контрастных цветах; продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, зрительное восприятие; способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности, приобщать к красоте природы.

Картинки для демонстрации, готовые тонированные листы в технике граттаж, острые палочки.

Февраль

(3 неделя)  Среда

Подводное царство (тонирование листа)

Продолжить знакомить  детей с техникой «граттаж»,  продолжать формировать у

Белые листы, восковые мелки, черная гуашь,

детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, зрительное восприятие;

кисточки.

Пятница  

Подводное царство (рисование в технике граттаж)

Закрепить и расширить представление детей о море и его обитателях. Продолжать знакомить с техникой «граттаж»; совершенствовать умение владеть приёмами графического изображения. Формировать интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, самостоятельность и активность.

Воспитывать любовь к живой природе.

Готовые тонированные листы с предыдущего занятия, острые палочки, тряпочка.

Февраль

(4 неделя)

Среда

Цветы для зимушки зимы (оттиск пробкой)

Развивать эстетическое восприятие обычных предметов, умение рисовать их, комбинировать различные техники; Формировать чувства композиции и ритма; Воспитывать аккуратность в работе с гуашью;

Вызывать желание дарить подарки и делать приятное; Развивать коммуникацию и речевые навыки.

Образец. Альбомный лист, гуашь холодных тонов, палитра, кисточки, пробки.

Пятница  

Весёлая гусеница

(оттиск пробкой)

Учить прижимать пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу; Познакомить с приемом – оттиск пробкой; Закрепить название желтого, зеленого, красного цвета. Развивать творческую индивидуальность. Развивать чувство цвета и формы. Развивать мелкую моторику рук.

Способствовать развитию

Образец.

Тонированный лист зеленого цвета, пробки, гуашь, кисточки.

детского творчества при самостоятельной дорисовке сюжета.

Март (1 неделя) Среда

Солнышко для мамочки

(«воздушные» краски)

Познакомить детей с новой техникой рисования. Закреплять понятие о “тёплых” цветах. Будить воображение, развивать фантазию.  

 

Образец. Белый картон круглой формы, кисточки толстые – 2 шт. на каждого ребенка, жидкое тесто желтого и красного цвета, салфетки. Микроволновка для просушки поделок.  

Пятница  

Божья коровка («воздушные» краски)

Продолжить знакомить детей с новой техникой. Развивать умение детей рисовать яркие выразительные образы насекомых.

 

Образец. Лист зеленого картона в виде листа, жидкое тесто красного и черного цвета, кисточки толстые – 2 шт. на каждого ребенка, салфетки. Микроволновка для просушки поделок.

Март (2 неделя) Среда

Подводный мир (восковые мелки + акварель)

Развивать у детей познавательный интерес, творческие способности. Систематизировать и расширять знания детей об обитателях подводного мира; развивать речевую активность, обогащать словарь (морская звезда, осьминог, медуза); совершенствовать умения детей рисовать в нетрадиционной технике (восковые мелки + акварель), создавать композицию заданной тематики; осуществлять эстетическое воспитание; воспитывать бережное отношение к объектам природы.

Образец. Фото с изображением обитателей подводного мира, аудиозапись «Шум моря», листы А4, восковые мелки, акварель, кисти, стаканчики с водой.

 

Пятница  

Морская звезда (рисование солью + акварель) - шаблон

Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования «акварель + соль». Учить выполнять

Образец. Картинка с изображением морской звезды. Альбомный лист с

рисунок в данной технике, воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

 

нарисованной морской звездой свечкой, клей ПВА, кисточка для клея, соль крупная, акварель, кисточка для рисования, баночка с водой.

Март (3 неделя) Среда

Морская черепаха (восковые мелки + акварель - шаблон

Познакомить детей с многообразием техник нестандартного раскрашивания; учить детей рисовать черепашку с помощью акварели и восковых мелков

(нетрадиционная техника рисования) вносить в рисунок дополнение. Закреплять технические навыки и умения в рисовании. Совершенствовать технические навыки. Развивать чувство композиции, аккуратность, эстетический вкус, воображение. Воспитывать положительное отношение к животному миру и желание заботиться о нем.

Образец. Фото с изображением морской черепахи, листы А4 с шаблоном черепахи, восковые мелки, акварель, кисти, стаканчики с водой.

 

Пятница  

Осьминожки (рисование ладошкой)

Формировать интерес к художественному творчеству. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования – печать ладошкой; формировать представление об обитателях морского дна; закреплять умение располагать рисунок в центре листа; развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение; воспитывать художественный вкус и  интерес к художественному творчеству; воспитывать интерес к морским

Образец. Листы бумаги синего, голубого, бирюзового цвета;  гуашь (синяя, желтая, оранжевая);  салфетки влажные. Иллюстрации «Осьминог».

 

обитателям и желание  изображать  их на листе бумаги.

Март (4 неделя) Среда  

Коллективное творчество «Золотая рыбка»

(ватная палочка) - шаблон

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – пуантилизм (рисование ватными палочками). Сформировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок; Закрепить приемы рисования разными знакомыми материалами, выбирая их по своему желанию и настроению.  Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей; Совершенствовать зрительно-двигательную координацию. Воспитывать чувство отзывчивости к чужим переживаниям, желание помочь;

Воспитывать аккуратность, умение находить нестандартные решения творческих задач.

Образец. Контур золотой рыбки на альбомных листах, гуашь, ватные палочки, емкости с водой на каждый стол, влажные тканевые салфетки для рук по количеству детей.  

 

Пятница  

Аквариум  

(граттаж)

Развитие творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования. Воспитание аккуратности в выполнении работы. Развитие фантазии, воображения, эмоции, интеллектуальные действия анализа, сравнения. Знакомство с одним из видов графики - граттаж.  

Лист альбомный готовый в технике граттаж в виде аквариума, деревянная заострённая палочка, тряпочка, иллюстрации аквариумных рыбок.

 

Апрель (1 неделя) Среда  

 

«Ёжик» (техника тычок – рисование жесткой кистью)

Учить рисовать животных методом тычка. Формировать умение создавать выразительный образ. Продолжать развивать изобразительные умения и

игрушка-ёжик, -1\2 листа белой бумаги с контурным рисунком ежа;

- гуашь коричневого цвета; - фломастер на

навыки. Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе, среде обитания животных и их повадках. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, творческую самореализацию, любовь к природе.

каждого ребёнка; - кисточки для рисования; образец: на одном только контур ежа, картинка ёж.

 

Пятница 

«Пушистый котенок» (трафарет + рисование поролоном)  

продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кисти. Закреплять умение самостоятельно подбирать нужный цвет. Расширять представление о жизни домашнего животного, находить и называть различия и сходства кошки и котят при сравнении их внешнего вида; подбирать слова, характеризующие действия животных. Воспитывать интерес к жизни домашних животных, желание знать о них как можно больше.

альбомный лист с карандашным контуром кошки, кисть, чёрная, коричневая, розовая и оранжевая гуашь, салфетки, подставки для кисточек,

мольберт, изображения кошек, конверт с письмом и образцом, кошка. 

 

 

Апрель (2 неделя) Среда  

«Плюшевый медвежонок» (рисование поролоном)

  1. Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость).  
  2. Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет.  3. Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером

детские игрушки: кукла, мяч, барабан, юла, конь-качалка, чебурашка, машина, собака, медведь, заяц, матрешка, воздушный шар;  

  • альбомный лист;  
  • простой карандаш;  
  • набор

гуашевых красок;  

  • 2 кусочка

поролоновой губки;  •         тонкая кисть;  

  • стаканчик с

водой;  

  • салфетка;  
  • медальоны на

листа.  

4. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.  

ленточках с изображением разных игрушек для игры.

 

Пятница  

«Лиса – краса» (трафарет + рисование «тычок»)

Расширение представлений детей о домашних и диких  животных. «Познавательное развитие»; Развивать коммуникативные навыки детей в общении со взрослым и сверстниками

«Социально коммуникативное развитие»; Развивать творческое воображение детей «Художественноэстетическое развитие»; Развивать аккуратность у детей при использовании красок, учить пользоваться кисточкой с жесткой щетиной. «Художественноэстетическое развитие»,  Учить выполнять движения в соответствии с текстом игры «Физическое развитие»; Развивать двигательные навыки и умения детей «Физическое развитие».

Иллюстрации с изображением кошки, собаки, лисы; сундучок с разными шаблонами лисы ;  кисти для рисования с жесткой и мягкой щетиной на каждого ребенка, краски, клеенка на столы. 

 

Апрель (3 неделя) Среда

«Петушок – золотой гребешок» (ладошка + штамп)

формирование у детей навыков использования нетрадиционных приёмов рисования.  

- познакомить детей с вариантами использования нетрадиционных техник рисования (отпечатками ладошек, морковного штампа, ватных палочек); - развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук; - формировать интерес к занятиям по

лист бумаги формата А4 гуашь ватные палочки маникюрные ножницы трубочка для коктейля лист бумаги для создания штампов морковный штамп в виде дощечки художественная кисть баночка для воды небольшая ёмкость для разведения

изодеятельности; формировать элементарные экологические представления;

- вызвать эмоциональный отклик; воспитывать любовь к природе; воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении работы. 

краски

 

Пятница  

«Я люблю свою лошадку» (трафарет + акварель + гуашь + ватные палочки)

способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе;

  • формировать предметные представления у детей по теме «Животные» • развивать зрительное восприятие,
  • развивать мелкую моторику,
  • развивать зрительную память, внимание, речь. • вызвать интерес к нетрадиционной форме рисования.
  • сочетать несколько приёмов рисования.

Игрушка лошадь, листы белой бумаги с нарисованной лошадкой, коричневая и чёрная гуашь, акварель, ватные палочки, кисточки по количеству детей.

 

Апрель (4 неделя)

 Среда

«Дружок»

(пластилинография)

Учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику исполнения работы - рисование пластилином.

-картон разного цвета с силуэтом щенка  -набор пластилина

-простой карандаш -стека

-салфетки для рук

Пятница  

«Путешествие в

Африку»

(ладошкой)

  • закрепление представлений детей о животном мире

Африки;

  • познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования гуашью. обогащать словарный запас детей, развивать активную речь детей, развивать интеллект, словеснологическое мышление; - расширять кругозор детей, формировать адекватные представления о животном

гуашь, кисть, кусочек поролона, бумага, салфетки 

мире других стран, развивать личностные качества детей. - учить детей рисовать в нетрадиционной технике рисования гуашью (рисование ладошками и пальчиками).

  • развивать восприятие, мышление, чувство композиции и ритма, мелкую моторику рук;
  • воспитывать любовь к животным.

Май (2 неделя) Среда

Насекомые луга (восковые мелки + акварель)  

знакомить детей с насекомыми луга, развивать представление о их многообразии; учить самостоятельно создавать образ насекомых, используя нетрадиционные формы рисования (восковые мелки + акварель) ; совершенствовать технические навыки, формировать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму красок; развивать мелкую моторику рук; вызвать эмоциональный отклик на результаты своего творчества; воспитывать любовь к природе.

акварель, восковые мелки, шаблоны насекомых, кисти № 4, баночки с водой, салфетки, магниты, доска.

 

Пятница  

Волшебные бабочки (монотопия)

Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования «монотипия». -  воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение;  

  • самостоятельность, наблюдательность, аккуратность.
  • Развивать творческие способности, фантазию, эстетическое и образное восприятие.

краски акварельные, стаканы с водой, кисти, салфетки, клеенки, листы бумаги А4.

Аудиозапись «Звуки природы – Шум летнего леса».

 

Май (3 неделя)  Среда  

Божья коровка на цветке

(Ватопластика.

Упражнять в комбинировании двух различных техник при

Картон квадратной формы, гуашь, кисточки, силуэты божьих коровок

Гуашь).

объёмном изображении выразительных образов снеговиков.

 

вырезанных из белой бумаги. 

 

Пятница  

Одуванчики в траве (восковые мелки, акварель)

Учить детей выполнять творческую работу, сочетая разноцветие мелков и акварельных красок.

Плотная бумага, акварельные краски, восковые мелки.

Май (4 неделя) Среда

Забавные гусенички

(пластилинография)  

Учить изображать знакомые предметы в нетрадиционной технике. Развивать чувство композиции.

Картон зеленого цвета, пластилин.

Пятница  

Тюльпаны

(пластилинография)  

Учить изображать знакомые предметы в нетрадиционной технике. Развивать чувство композиции.

Картон зеленого цвета, пластилин.

 

 

Список использованной литературы

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
  4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
  6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
  7. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml 
  8. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
  9. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
  10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать а...

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ как способ художественно-эстетического развития детей» (из опыта работы Кривцовой Е.Н.)

Я работаю в детском саду 28 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, мы сами того не ...

«Использование нетрадиционных приемов изо деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста».

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД на 2016-2021 учебный год...

Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста «Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном» Дени Дидро Дошкольный

Нетрадиционные техники рисования и их  роль в развитии детей дошкольного возрастаПодготовила: Ледяева Т.А. воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с Большая Глушица д\с "Красная Шапочка&qu...

Обобщение опыта «Нетрадиционные техники рисования, как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»

   Благодаря применению на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования можно намного повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетр...