«Нетрадиционная техника рисования в ДОУ» (художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста)
методическая разработка по рисованию
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Нетрадиционная техника рисования в ДОУ» (художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста)
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия кружка направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Работа с детьми направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
- Развивает уверенность в своих силах.
- Способствует снятию детских страхов.
- Учит детей свободно выражать свой замысел.
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
- Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
- Развивает мелкую моторику рук.
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
- Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы «Очумелые ручки» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель:
Развивать детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); - наглядные
- практические
- игровые
Используемые методы:
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Режим занятий:
Количество занятий в неделю 2, в месяц 8 занятия. В год проводится 60 занятий (октябрь – май). Длительность занятия - 30 мин
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
- Проведение выставок детских работ
- Проведение открытого мероприятия
Ожидаемый результат: посредством данной работы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
- расширение и обогащение художественного опыта.
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация этой работы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Техника исполнения | Теория | Практика | ||
Оттиск Печатки Поролон Пробки |
|
6 3 2 | ||
Ладошка | - | 7 | ||
Акварель | - | 3 | ||
Пальчик | - | 2 | ||
Пластилинография | - | 4 | ||
Кляксография | 1 | 3 | ||
Декоративно-прикладное творчество | 2 | 3 | ||
Рисование свечой |
| 1 | ||
Рисование солью | 1 | 3 | ||
Ватопластика | - | 3 | ||
Граттаж | 1 | 3 | ||
Воздушные краски | 1 | 1 | ||
Восковые мелки | 1 | 3 | ||
Ватные палочки | - | 2 | ||
Техника «тычок» | - | 2 | ||
Мототопия | - | 1 | ||
Итого: 60 занятий (октябрь – май) | 7 | 53 |
Нетрадиционные техники выполнения:
Кляксография.
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественнотворческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
Поролоновые рисунки.
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
Метод монотипии.
На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.
Учебный план на 2019 – 2020 учебный год
в разновозрастной группе
Месяц, день недели | Название темы работ | Цель | Материал |
Сентябрь | Организация детей. Беседы с родителями. |
|
|
Октябрь (1 неделя)
Среда | «Грибы в лукошке» (оттиск печатками из картофеля) | формировать эстетическое отношение и вкус композициям предметов знакомить с понятием «натюрморт»; упражнять в комбинировании двух различных техник; развивать чувство композиции и ритма. | листы формата А3 и А4 на выбор, гуашь, кисть, мисочки для печати и рисования пальчиками, муляжи грибов, рисунок леса, лукошко, кукла, |
| игрушечная белка, сумочка, иллюстрации и педагогические эскизы, печатки в форме овалов. | ||
Пятница | «Осенний пейзаж» (печать листьями)
Предварительная работа: Наблюдение за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, рисование картин об осени. Активизация словаря: Разноцветие, причудливые, необычайные, крона. | закрепить умение использовать в работе нетрадиционную технику – печать листьев; развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; вызвать интерес к осенним явлениям природы, воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени. |
|
Октябрь (2 неделя) Среда | «Волшебное дерево» (рисование ладошкой) | Закрепить знания детей о нетрадиционных художественно - графических техниках рисования, показать их выразительные возможности; побуждать детей передавать особенности волшебных цветов, добиваясь выразительности с помощью цвета; воспитывать умение находить нестандартные решения творческих задач; совершенствовать мелкую моторику рук и зрительно - двигательную | квадрат белой бумаги, гуашь, кисти разного размера, банка с водой, простой карандаш, салфетки. Панно «Волшебное дерево». Музыкальное сопровождение. |
координацию; продолжать работу по обогащению словарного запаса, активизировать в речи детей прилагательные; развивать эмоционально - чувственную сферу детей. |
| ||
Пятница | «Грибы» (акварель + гуашь) | Учить детей рисовать с натуры предметы, состоящие из овала и полуовала; создавать простую сюжетную композицию. Закреплять умение убирать излишки воды на кисточке тряпочкой. Продолжать учить имитировать движения в соответствии с текстом стихотворения.
| Муляж гриба. Половинки альбомных листов, простые карандаши, акварель, гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка).
|
Октябрь (3 неделя) Среда | Городецкая роспись «Волшебная тарелочка – цветы и ягоды» (рисование пальчиком) | Знакомить детей с посудой, расписанной в стиле хохломской росписи. Воспитание интереса к народному искусству. Развитие умения видеть красоту в предметах быта. Закрепление представлений об элементах хохломской росписи. | тарелка, украшенная узорами хохломской росписи и белая тарелка, гуашь, салфетки.
|
Пятница | «Гроздь рябины» (пластилинография)
Словарная работа: обогащать активизировать словарь: гроздь, кисть.
| Формировать целостную картину мира, а именно представление детей о рябине, её роли в природе и жизни человека. Учить детей путем сплющивания получать из шара круг. Продолжать учить детей раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями. Развивать любознательность, интерес к природе. Активизировать двигательную сферу: мелкую моторику рук. Воспитывать умение видеть | пластилин, стека, подкладочная доска, влажная салфетка, картонный лист (по количеству детей)
|
красоту природы.
| |||
Октябрь (4 неделя) Среда | «Дом, в котором я живу» (акварель) | Учить рисовать наброски простым карандашом, развивать воображение, желание рисовать. Соблюдать последовательность действий.
| Альбомный лист, простой карандаш, акварель. |
Пятница | «Веселый городок» (печать с аппликацией) | Закрепить умение детей сочетать рисование с аппликацией, располагая рисунок по всему листу. Развивать воображение. | Альбомный лист, гуашь, кисточки для краски и клея, клей, силуэты домов из цветной бумаги, салфетки, вода. |
Ноябрь (1 неделя) Среда | «Осенние листочки» (пластилинография) | Систематизировать знания детей о многообразии деревьев и особенностях изменений внешнего вида в осенний период;
| Трафарет осенний листьев, пластилин, влажные салфетки. |
Пятница | «Осенняя веточка» (кляксография) | Познакомить с новой техникой рисования. Учить рисовать осенние веточки с использованием техники «кляксография». Развивать интерес к художественной деятельности. | Жидкая гуашь разных цветов, альбомный лист, соломка для коктейля, кисточка, тряпочка. |
Ноябрь (2 неделя) Среда | «Осенний букет» (кляксография) | Учить рисовать осенние цветы с использованием техники «кляксография». Развивать интерес к художественной деятельности. | Жидкая гуашь разных цветов, альбомный лист, соломка для коктейля, кисточка, тряпочка. |
Пятница | «Осенний лист клена» (трафарет + акварель) | Познакомить с новой техникой рисования, сочетая акварель и трафарет. | Альбомный лист, акварельные краски, кисточки, тряпочки, вода, трафарет осеннего листа, кусочек губки. |
Ноябрь (3 неделя) Среда | «Многоцветие Дымки» (знакомство с Дымковской игрушкой) | Познакомить детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус.
| В качестве материала для работы использовались различные дымковские игрушки: животные, птицы, куклы и их изображения; картинки с изображением дымковских мастеров за работой; фланелеграф, геометрические фигуры для выкладывания узоров (полосы, круги, овалы, кольца); мольберт для демонстрации картинок; салфетка. |
Пятница | «Дымковский петушок» (акварель + гуашь) | Закрепить знания детей о народном промысле (дымковская игрушка). Закрепить навыки рисования элементов росписи. | -гуашь (цвета: красный, оранжевый, синий); - акварель; -кисточка; -непроливайка; -шаблон дымковского петуха; |
Ноябрь (4 неделя) Среда | «Первый снег» (печатки из салфеток) | Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Листы голубого цвета, коричневая и белая гуашь, салфетки, вода, кисточки. |
Пятница
| «Первые морозы – узоры на окне» (акварель + свеча)
Словарная | Учить детей работать аккуратно, выполнять работу, соблюдая её последовательность; -Развивать творческие | запись музыки (альбом М. Чайковского «Времена года», стихотворения В. |
работа: буря, метель, вьюга, узоры, резные, таинственные. | способности детей - отражать в рисунках характерные приметы времени года (зимние узоры на окне) нетрадиционным способом рисования – свечой - совершенствовать зрительный контроль за созданием рисунка, развивать воображение, фантазию, чувства цвета; -Воспитывать любовь к природе, к прекрасному, к художественному слову. | Татаринов, А. Бродский, «морозные окна» или иллюстрации; аль. листы А4, свечи (или белые восковые мелки, кисти №5, гуашь синяя, фиолетовая, вода, стаканчики. | |
Декабрь (1 неделя)
Среда | Жар – птица (рисование ладошкой) | Познакомить детей с техникой рисования. Развивать чувство цвета и композиции. | Образец. Тонированная бумага светлых тонов, гуашь, кисточка. |
Пятница | Лебеди: черный и белый (рисование ладошкой). | Закрепить навыки рисования ладошкой, пальчиком. Воспитывать аккуратность при работе с гуашью. | Образец. Тонированные листы бумаги в голубой цвет, гуашь: красная, черная, синяя, зеленая. Кисточка. |
Декабрь (2 неделя)
Среда | Ангелочек (рисование ладошкой) | Закрепить навыки рисования ладошкой, кисточкой. Развивать умение рисовать тонкие линии. | Образец. Тонированный лист бумаги светлого тона, гуашь, кисточка. |
Пятница | Деревья в снегу (рисование ладошкой) | Закрепить навыки рисования ладошкой, пальчиком. Воспитывать аккуратность при работе с гуашью. | Образец. Тонированный лист голубого цвета, белая, черная гуашь, кисточки.
|
Декабрь (3 неделя)
Среда | Снежные коты (рисование поролоном) | Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Образец. Тонированные листы светлых тонов, белая, черная, красная гуашь, кисточки. |
Пятница | Замок снежной королевы (рисование гуашью) | Закреплять навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Образец. Тонированные листы голубого цвета, белая, синяя гуашь, кисточки разного размера (№2, 4) |
Декабрь (4 неделя)
Среда | Заюшкина избушка (пластилинография) | Учить детей рассуждать, пользуясь вопросами и оценкой воспитателя, формировать умение отвечать на вопросы. Продолжать учить создавать сказочный выразительный образ. Развивать чувство композиции, фантазию и творчество. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. Закреплять умение аккуратного использования в своей работе. | Образец. Картон. Пластилин. Доски для лепки. Салфетка для рук. Стека. Мешочек. «Заюшкина избушка» (книга)
|
Пятница | Зимний лес (коллективное творчество) (рисование пальчиком, мятой бумага, мелкая соль) | Закрепить умения детей использовать в своей работе различные техники рисования. Учить детей работать сообща, создавая коллективную работу. | Ватман, тонированный голубым цветом, гуашь зеленая, белая. Кусочек бумаги, мелкая соль. |
Январь (2 неделя) Среда | Ёлочка нарядная (поролон + пластилин) | Воспитывать эстетическое восприятие природы; упражнять в рисовании кусочком поролона; учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности; развивать цветовосприятие. | Образец. Нарядная елочка, тонированные листы альбома светлой краской, гуашь разноцветная, кусочек поролона, кисточки, пластилин цветной, колпачки от фломастеров для печатей. |
Пятница | Дед Мороз (рисование солью) | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями. | Образец, альбомный лист с нарисованным Дедом Морозом, гуашь; кисточка; стаканчик с водой; салфетка; соль в солонке. |
Январь (3 неделя) Среда | Веселый Снеговик (ватопластика) | Упражнять в комбинировании двух различных техник при объёмном изображении | Образец, плотная бумага серого, голубого и других цветов или цветной |
выразительных образов снеговиков.
| картон, вата, кусочки цветных салфеток для глаз и пуговиц, вырезанные из бумаги нос морковкой и шапочка, кисть, клей ПВА в блюдце. | ||
Пятница | Знакомство с декоративно-прикладным творчеством «Сказочная Гжель» | Знакомить с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение. А так же скульптуры малой формы. Выделять роспись предметов: элементы, сочетание цветов и расположение узора на форме. Учить составлять узор на полосе – рисовать варианты каймы: полосы широкие и тонкие, полоса и точки, полоса и мазки (один, по три). Совместить гжельский узор с изображением на картине «Морозные узоры». Присутствие холодных красок. | Образец чашки. Посуда с гжельским узором, иллюстрации, картина «Морозные узоры». Белая бумага размером 5х20 см, гуашь, лист для упражнений, силуэт чашки.
|
Январь (4 неделя) Среда | Наряд для Снегурочки (Гжельская роспись) | Закрепить умение составлять узор по мотивам гжельской росписи. Закреплять умение рисовать кистью и красками; Развивать художественный вкус, эстетическое восприятие. | Гжельская керамика. Образец. тряпочки, кисти, ватные палочки, гуашь белого, синего цвета, баночки с водой. |
Пятница | Тарелочка (Гжельская роспись) | Закрепить умение составлять узор по мотивам гжельской росписи и располагать его на круге, заполняя середину и края тарелочки. Закреплять умение рисовать кистью и красками; Развивать художественный вкус, эстетическое восприятие | Образцы росписи тарелочки. Гжельская керамика, таблицы с элементами гжельской росписи, белые тарелочки для росписи, тряпочки, кисти, ватные палочки, гуашь |
синего, белого цвета, баночки с водой | |||
Февраль (1 неделя) Среда | Морозные узоры (рисование солью) | Совершенствовать умения и навыки в рисовании нетрадиционными материалами. Вызвать интерес к созданию образа морозных узоров нетрадиционной техникой. Развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать любовь к красоте родной природы. | Образец рисунка, цветной картон темных тонов, клей, ватные палочки, соль, конверт с письмом от Деда Мороза, картинка с изображением морозных узоров, зимняя музыка.
|
Пятница | Зимнее дерево (рисование солью) | Совершенствовать умения и навыки в рисовании нетрадиционными материалами. Вызвать интерес к созданию образа морозных узоров нетрадиционной техникой.
| Образец, ½ альбомного листа голубого цвета, клей ПВА, кисточка для клея, соль мелкая, ватные палочки, белая гуашь. |
Февраль (2 неделя) Среда | Зайчик (ватопластика) | Упражнять в комбинировании двух различных техник при объёмном изображении выразительных образов зайчика. | Образец, плотная бумага серого, голубого и других цветов или цветной картон, вата, кусочки цветных салфеток для глаз и носа, кисть, клей ПВА в блюдце, белая гуашь, ватные палочки. |
Пятница | Зимняя сказка (знакомство с техникой граттаж) | познакомить детей с техникой «граттаж», дать понятие о контрастных цветах; продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, зрительное восприятие; способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности, приобщать к красоте природы. | Картинки для демонстрации, готовые тонированные листы в технике граттаж, острые палочки. |
Февраль (3 неделя) Среда | Подводное царство (тонирование листа) | Продолжить знакомить детей с техникой «граттаж», продолжать формировать у | Белые листы, восковые мелки, черная гуашь, |
детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, зрительное восприятие; | кисточки. | ||
Пятница | Подводное царство (рисование в технике граттаж) | Закрепить и расширить представление детей о море и его обитателях. Продолжать знакомить с техникой «граттаж»; совершенствовать умение владеть приёмами графического изображения. Формировать интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, самостоятельность и активность. Воспитывать любовь к живой природе. | Готовые тонированные листы с предыдущего занятия, острые палочки, тряпочка. |
Февраль (4 неделя) Среда | Цветы для зимушки зимы (оттиск пробкой) | Развивать эстетическое восприятие обычных предметов, умение рисовать их, комбинировать различные техники; Формировать чувства композиции и ритма; Воспитывать аккуратность в работе с гуашью; Вызывать желание дарить подарки и делать приятное; Развивать коммуникацию и речевые навыки. | Образец. Альбомный лист, гуашь холодных тонов, палитра, кисточки, пробки. |
Пятница | Весёлая гусеница (оттиск пробкой) | Учить прижимать пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу; Познакомить с приемом – оттиск пробкой; Закрепить название желтого, зеленого, красного цвета. Развивать творческую индивидуальность. Развивать чувство цвета и формы. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать развитию | Образец. Тонированный лист зеленого цвета, пробки, гуашь, кисточки. |
детского творчества при самостоятельной дорисовке сюжета. | |||
Март (1 неделя) Среда | Солнышко для мамочки («воздушные» краски) | Познакомить детей с новой техникой рисования. Закреплять понятие о “тёплых” цветах. Будить воображение, развивать фантазию.
| Образец. Белый картон круглой формы, кисточки толстые – 2 шт. на каждого ребенка, жидкое тесто желтого и красного цвета, салфетки. Микроволновка для просушки поделок. |
Пятница | Божья коровка («воздушные» краски) | Продолжить знакомить детей с новой техникой. Развивать умение детей рисовать яркие выразительные образы насекомых.
| Образец. Лист зеленого картона в виде листа, жидкое тесто красного и черного цвета, кисточки толстые – 2 шт. на каждого ребенка, салфетки. Микроволновка для просушки поделок. |
Март (2 неделя) Среда | Подводный мир (восковые мелки + акварель) | Развивать у детей познавательный интерес, творческие способности. Систематизировать и расширять знания детей об обитателях подводного мира; развивать речевую активность, обогащать словарь (морская звезда, осьминог, медуза); совершенствовать умения детей рисовать в нетрадиционной технике (восковые мелки + акварель), создавать композицию заданной тематики; осуществлять эстетическое воспитание; воспитывать бережное отношение к объектам природы. | Образец. Фото с изображением обитателей подводного мира, аудиозапись «Шум моря», листы А4, восковые мелки, акварель, кисти, стаканчики с водой.
|
Пятница | Морская звезда (рисование солью + акварель) - шаблон | Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования «акварель + соль». Учить выполнять | Образец. Картинка с изображением морской звезды. Альбомный лист с |
рисунок в данной технике, воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
| нарисованной морской звездой свечкой, клей ПВА, кисточка для клея, соль крупная, акварель, кисточка для рисования, баночка с водой. | ||
Март (3 неделя) Среда | Морская черепаха (восковые мелки + акварель - шаблон | Познакомить детей с многообразием техник нестандартного раскрашивания; учить детей рисовать черепашку с помощью акварели и восковых мелков (нетрадиционная техника рисования) вносить в рисунок дополнение. Закреплять технические навыки и умения в рисовании. Совершенствовать технические навыки. Развивать чувство композиции, аккуратность, эстетический вкус, воображение. Воспитывать положительное отношение к животному миру и желание заботиться о нем. | Образец. Фото с изображением морской черепахи, листы А4 с шаблоном черепахи, восковые мелки, акварель, кисти, стаканчики с водой.
|
Пятница | Осьминожки (рисование ладошкой) | Формировать интерес к художественному творчеству. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования – печать ладошкой; формировать представление об обитателях морского дна; закреплять умение располагать рисунок в центре листа; развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение; воспитывать художественный вкус и интерес к художественному творчеству; воспитывать интерес к морским | Образец. Листы бумаги синего, голубого, бирюзового цвета; гуашь (синяя, желтая, оранжевая); салфетки влажные. Иллюстрации «Осьминог».
|
обитателям и желание изображать их на листе бумаги. | |||
Март (4 неделя) Среда | Коллективное творчество «Золотая рыбка» (ватная палочка) - шаблон | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – пуантилизм (рисование ватными палочками). Сформировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок; Закрепить приемы рисования разными знакомыми материалами, выбирая их по своему желанию и настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей; Совершенствовать зрительно-двигательную координацию. Воспитывать чувство отзывчивости к чужим переживаниям, желание помочь; Воспитывать аккуратность, умение находить нестандартные решения творческих задач. | Образец. Контур золотой рыбки на альбомных листах, гуашь, ватные палочки, емкости с водой на каждый стол, влажные тканевые салфетки для рук по количеству детей.
|
Пятница | Аквариум (граттаж) | Развитие творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования. Воспитание аккуратности в выполнении работы. Развитие фантазии, воображения, эмоции, интеллектуальные действия анализа, сравнения. Знакомство с одним из видов графики - граттаж. | Лист альбомный готовый в технике граттаж в виде аквариума, деревянная заострённая палочка, тряпочка, иллюстрации аквариумных рыбок.
|
Апрель (1 неделя) Среда
| «Ёжик» (техника тычок – рисование жесткой кистью) | Учить рисовать животных методом тычка. Формировать умение создавать выразительный образ. Продолжать развивать изобразительные умения и | игрушка-ёжик, -1\2 листа белой бумаги с контурным рисунком ежа; - гуашь коричневого цвета; - фломастер на |
навыки. Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе, среде обитания животных и их повадках. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, творческую самореализацию, любовь к природе. | каждого ребёнка; - кисточки для рисования; образец: на одном только контур ежа, картинка ёж.
| ||
Пятница | «Пушистый котенок» (трафарет + рисование поролоном) | продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кисти. Закреплять умение самостоятельно подбирать нужный цвет. Расширять представление о жизни домашнего животного, находить и называть различия и сходства кошки и котят при сравнении их внешнего вида; подбирать слова, характеризующие действия животных. Воспитывать интерес к жизни домашних животных, желание знать о них как можно больше. | альбомный лист с карандашным контуром кошки, кисть, чёрная, коричневая, розовая и оранжевая гуашь, салфетки, подставки для кисточек, мольберт, изображения кошек, конверт с письмом и образцом, кошка.
|
Апрель (2 неделя) Среда | «Плюшевый медвежонок» (рисование поролоном) |
| детские игрушки: кукла, мяч, барабан, юла, конь-качалка, чебурашка, машина, собака, медведь, заяц, матрешка, воздушный шар;
гуашевых красок;
поролоновой губки; • тонкая кисть;
водой;
|
листа. 4. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. | ленточках с изображением разных игрушек для игры.
| ||
Пятница | «Лиса – краса» (трафарет + рисование «тычок») | Расширение представлений детей о домашних и диких животных. «Познавательное развитие»; Развивать коммуникативные навыки детей в общении со взрослым и сверстниками «Социально коммуникативное развитие»; Развивать творческое воображение детей «Художественноэстетическое развитие»; Развивать аккуратность у детей при использовании красок, учить пользоваться кисточкой с жесткой щетиной. «Художественноэстетическое развитие», Учить выполнять движения в соответствии с текстом игры «Физическое развитие»; Развивать двигательные навыки и умения детей «Физическое развитие». | Иллюстрации с изображением кошки, собаки, лисы; сундучок с разными шаблонами лисы ; кисти для рисования с жесткой и мягкой щетиной на каждого ребенка, краски, клеенка на столы.
|
Апрель (3 неделя) Среда | «Петушок – золотой гребешок» (ладошка + штамп) | формирование у детей навыков использования нетрадиционных приёмов рисования. - познакомить детей с вариантами использования нетрадиционных техник рисования (отпечатками ладошек, морковного штампа, ватных палочек); - развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук; - формировать интерес к занятиям по | лист бумаги формата А4 гуашь ватные палочки маникюрные ножницы трубочка для коктейля лист бумаги для создания штампов морковный штамп в виде дощечки художественная кисть баночка для воды небольшая ёмкость для разведения |
изодеятельности; формировать элементарные экологические представления; - вызвать эмоциональный отклик; воспитывать любовь к природе; воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении работы. | краски
| ||
Пятница | «Я люблю свою лошадку» (трафарет + акварель + гуашь + ватные палочки) | способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе;
| Игрушка лошадь, листы белой бумаги с нарисованной лошадкой, коричневая и чёрная гуашь, акварель, ватные палочки, кисточки по количеству детей.
|
Апрель (4 неделя) Среда | «Дружок» (пластилинография) | Учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику исполнения работы - рисование пластилином. | -картон разного цвета с силуэтом щенка -набор пластилина -простой карандаш -стека -салфетки для рук |
Пятница | «Путешествие в Африку» (ладошкой) |
Африки;
| гуашь, кисть, кусочек поролона, бумага, салфетки |
мире других стран, развивать личностные качества детей. - учить детей рисовать в нетрадиционной технике рисования гуашью (рисование ладошками и пальчиками).
| |||
Май (2 неделя) Среда | Насекомые луга (восковые мелки + акварель) | знакомить детей с насекомыми луга, развивать представление о их многообразии; учить самостоятельно создавать образ насекомых, используя нетрадиционные формы рисования (восковые мелки + акварель) ; совершенствовать технические навыки, формировать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму красок; развивать мелкую моторику рук; вызвать эмоциональный отклик на результаты своего творчества; воспитывать любовь к природе. | акварель, восковые мелки, шаблоны насекомых, кисти № 4, баночки с водой, салфетки, магниты, доска.
|
Пятница | Волшебные бабочки (монотопия) | Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования «монотипия». - воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение;
| краски акварельные, стаканы с водой, кисти, салфетки, клеенки, листы бумаги А4. Аудиозапись «Звуки природы – Шум летнего леса».
|
Май (3 неделя) Среда | Божья коровка на цветке (Ватопластика. | Упражнять в комбинировании двух различных техник при | Картон квадратной формы, гуашь, кисточки, силуэты божьих коровок |
Гуашь). | объёмном изображении выразительных образов снеговиков.
| вырезанных из белой бумаги.
| |
Пятница | Одуванчики в траве (восковые мелки, акварель) | Учить детей выполнять творческую работу, сочетая разноцветие мелков и акварельных красок. | Плотная бумага, акварельные краски, восковые мелки. |
Май (4 неделя) Среда | Забавные гусенички (пластилинография) | Учить изображать знакомые предметы в нетрадиционной технике. Развивать чувство композиции. | Картон зеленого цвета, пластилин. |
Пятница | Тюльпаны (пластилинография) | Учить изображать знакомые предметы в нетрадиционной технике. Развивать чувство композиции. | Картон зеленого цвета, пластилин. |
Список использованной литературы
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать а...
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ как способ художественно-эстетического развития детей» (из опыта работы Кривцовой Е.Н.)
Я работаю в детском саду 28 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, мы сами того не ...
«Использование нетрадиционных приемов изо деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста».
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД на 2016-2021 учебный год...
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста «Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном» Дени Дидро Дошкольный
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возрастаПодготовила: Ледяева Т.А. воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с Большая Глушица д\с "Красная Шапочка&qu...
Мастер - класс для педагогов ДОУ по теме: "Использование нетрадиционных техник рисования в области художественно - эстетического воспитания детей дошкольного возраста"
Расширение знаний педагогов о видах нетрадиционного рисования в ДОУ....
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ как способ художественно-эстетического развития детей
презентация...
Обобщение опыта «Нетрадиционные техники рисования, как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»
Благодаря применению на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования можно намного повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетр...