Национально-региональный компонент в изобразительной деятельности
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
На занятии использована педагогическая технология Л.Г. Васильевой "Этнохудожественное развитие детей в рисовании"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий открытого просмотра непрерывной образовательной деятельности
в старшей группе на тему «Национально-региональный компонент
в художественно-эстетическом воспитании дошкольников».
Автор: Аксендарова Ираида Кронидовна, воспитатель
Программное содержание:
Образовательные задачи: продолжать вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивки, показать связь народного искусства с природой и жизнью человека. Научить создавать узор с помощью витражных красок, аккуратно наносить краски на поверхность.
Развивающие задачи: развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов-символов чувашских узоров, художественный вкус при подборе и сочетании цвета узоров при рисовании с окраской основы, творчество в построении и цветовом строе узора, исходя из национальных особенностей чувашского декоративно-прикладного искусства.
Воспитательные задачи: воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому, потребность в общении с произведениями декоративно-прикладного искусства, вызвать интерес к рисованию в стилистике витража.
Речевые задачи: закрепить в речи детей название одежды на чувашском языке (кĕпе), ввести в словарь детей чувашское слово (тере)
Материал: шаблон чувашских матрешек по количеству детей, тонированная бумага красного, желтого, зеленого цвета размером 30*20 смдля каждой матрешки,фартуки для каждого ребенка, витражные краски, салфетки влажные, последовательность рисования чувашских узоров (солнце), карточки с узорами, мольберт, чувашская национальная одежда с вышивкой (женское платье), ноутбук, экран, платочек для игры, чувашская музыка «Илемле».
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: знакомство с чувашской матрешкой,рассматривание узоров, игры с матрешкой, раскрашивание раскрасок, просмотр презентаций,рассматривание чувашской национальной одежды в мини-музее «Чувашская изба», экскурсия в музей верховых чуваш,чтение чувашских легенд о девочке Масмак, д/и «Подбери узор», «Прочти узор», «На что похож узор»,рисование по мотивам чувашской вышивки «Масмак».
Вовлечение детей в деятельность.
(воспитатель с детьми заходят в зал под музыку «Илемле»). Посмотрите, ребята у нас в зале много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
-Сывлах сунатпар!
- Ребята, о чем поется в песне? (о красоте). О красоте чувашской вышивки. Вышивка на чувашском языке будет тӗрӗ.
-И я приглашаю вас в мир загадочных чувашских вышивок.
Подойдемте к экрану.
Презентация с чувашскими вышивками, с элементами узора
Про Чувашию говорят: «Край 100 тысяч вышивок».
- А почему ста тысяч вышивок?
Посмотрите внимательно, вышивкой что украшали?
-Да, вышивкой чуваши украшали женские и мужские рубашки, головные уборы, полотенца, покрывала.
-В музее мы узнали, что вышивка бережет человека от болезней, лечит, оберегает от беды, поэтому в избах не было вещей без вышивки.
Ею занималась буквально каждая чувашская женщина, девушка.
В чувашской вышивке каждый узор обозначает какой – то предмет.
– Это, символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце. Про него они говорили так:пока солнце восходит, мир живет, а вместе с ним живет все, что есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля. И человек. Солнце они изображали его по-разному(показ вариантов узоров солнца, узоры разные по внешнему оформлению, лучи у каждого узора разной формы: в виде треугольников, ромбов, полосок).Образ животного, дома.
Игра «Найди вышивку»
Рассматривание платья с чувашскими узорами.
А теперь посмотрим и найдем эти узоры на платье.
- Вот эта женская одежда платье. Кто помнит, как будет платье на чувашском языке? («кепе»).
Посмотрите на платье, в каких частях платья находятся узоры? (ответы детей)
-А почему именно в этих частях вышивали узоры?(ответы детей)
-Да, тем самым люди верили, что вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегают руки, сохраняют силу и ловкость. Узоры у выреза и на вороте оберегают легкие и сердце. Узоры на подоле не дают злой силе подобраться снизу.
-А посмотрите ребята, узор повторяется и это называется орнамент. Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета.
- Ребята, а какие цвета использованы, какие цвета преобладают в орнаменте? (ответы детей)
Вышивку чаще выполняли на белом фоне. Каждый цвет что-то символизировал.
Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги.
Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости.
Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей в большей части занимались земледелием.
Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь.
Как все это интересно и увлекательно. Вам бы хотелось самим создать красивые чувашские узоры?
Творческая мастерская
-А давайте мы с вами превратимся в народных мастеров, одеваем фартуки.
И вас приглашаю в творческую мастерскую, где мы с вами станем необычными художниками и будем рисовать необычными красками - витражными красками. Ими рисуют на стекле. А мы с вами попробуем украсить платье наших матрешек.
- Теперь давайте выберем куклу-матрешку, которая вам больше нравится, какую матрешку вы хотите нарядить и предлагаю вам подойти к столу. Предлагаю выбрать понравившийся узор и начинаем украшать.
Правила рисования витражными красками:
слегка надавливая на флакончик рисуем как карандашом.
-Кто затрудняется, последовательность рисования вы можете посмотреть на мольберте.
-Кому-то нужна помощь?
-Подумайте, каким цветом, вы украсите свой чувашский узор, какие цвета красиво смотрятся, ярче выделяются, чем остальные и можете приступить к работе(дети рисуют под музыку).
Расписывание платья матрешки.
Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь.
В процессе рисования напомнить о правилах пользования красками, поощрять тех, кто использует разные цвета.Обращать внимание на осанку детей.
Я вижу, вы уже заканчиваете рисовать, наводим порядок на столе. Какие вы молодцы, поработали на славу! А теперь скажите пожалуйста, какие узоры вы выбрали для рисования? Почему ты выбрал этот узор? Какой цвет ты выбрал? А что означает этот узор? (индивидуальное обращение к детям).
Совместный анализ детских работ.
- Посмотрите, ребята, на своих матрешек, на матрешек друга, соседа. Полюбуйтесь ими.
- Какие платья получились у матрешек? (красивые, нарядные, яркие, разноцветные)
- Посмотрите на лица матрешек, они довольны своим нарядом?
- Молодцы ребята, вы настоящие мастера, помогли матрешкам нарядиться. Ваши узоры получились яркие и очень красивые. А теперь давайте превратимся из мастеров в детей (снимают фартуки).
Ребята, тут еще есть платочек с красивой вышивкой, давайте поиграем с платочком.
Игра «Тутарла»
-Ребята, что вам понравилось (запомнилось) сегодня. Что нового узнали? А понравилось вам помогать?
Литература:
-Васильева Л.Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: «Новое время», 2005г.- 88с.
-Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г. – 144с.
-Л.Г. Васильева. Загадочный мир чувашских узоров. Чебоксары, 2005г.
-Л.Г. Васильева. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента, Чебоксары, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на августовском секционном заседании воспитателей и музыкальных руководителей на тему: " Развитие творческой личности ребенка средствами музыкально- театральной деятельности с использованием национально-регионального компонента"
Выступление на секционном заседании...
Консультация для педагогов «Особенности интеграции национального – регионального компонента в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
методичекие рекомендации для воспитателей ДОУ...
Введение регионального компонента в изобразительную деятельность дошкольников
Использование регионального компонента на занятиях по рисованию....
Введение национально-регионального компонента в изобразительную деятельность дошкольников
Модуль "Мы в Мордовии живём"...
Региональный компонент в изобразительной деятельности детей в ходе реализации проекта "Мой край родной"
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.Для совреме...
публикация на тему: Национально-региональное содержание в непосредственной-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений.
Непосредственная - образовательная деятельность, видится нам как интегрированное деятельность педагога и воспитанника, а не предметное занятие, как это было раньше. Практика показала возможным знакоми...
"Особенности национально –регионального компонента в изобразительной деятельности"
Национально-региональный компонет-это часть содержания воспитательно-образовательного процесса, которая отражает национальное своеобразие культуры данного региона....