Национально-региональный компонент в изобразительной деятельности
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Аксендарова Ираида Кронидовна

На занятии использована педагогическая технология Л.Г. Васильевой "Этнохудожественное развитие детей в рисовании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого просмотра непрерывной образовательной деятельности

в старшей группе на тему «Национально-региональный компонент

в художественно-эстетическом воспитании дошкольников».

Автор: Аксендарова Ираида Кронидовна, воспитатель

Программное содержание: 

Образовательные задачи: продолжать  вводить детей в мир  чувашского прикладного искусства – вышивки, показать  связь народного искусства с природой и жизнью человека. Научить создавать узор с помощью витражных красок, аккуратно наносить краски на поверхность.

Развивающие задачи: развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов-символов чувашских узоров,  художественный вкус при подборе и сочетании цвета узоров при рисовании с окраской основы, творчество в построении и цветовом строе узора, исходя из национальных особенностей чувашского декоративно-прикладного искусства.

Воспитательные задачи: воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому, потребность в общении  с произведениями декоративно-прикладного искусства, вызвать интерес к рисованию в стилистике витража.

Речевые задачи: закрепить в речи детей название одежды на чувашском языке (кĕпе), ввести в словарь детей чувашское слово (тере)

Материал: шаблон чувашских матрешек по количеству детей, тонированная бумага красного, желтого, зеленого цвета размером 30*20 смдля каждой матрешки,фартуки для каждого ребенка, витражные краски, салфетки влажные, последовательность рисования чувашских узоров (солнце), карточки с узорами, мольберт,  чувашская национальная одежда с вышивкой (женское  платье), ноутбук, экран, платочек для игры, чувашская музыка «Илемле».

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: знакомство с чувашской матрешкой,рассматривание узоров, игры с матрешкой, раскрашивание раскрасок, просмотр презентаций,рассматривание чувашской национальной одежды в мини-музее «Чувашская изба», экскурсия в музей верховых чуваш,чтение чувашских легенд о девочке Масмак, д/и «Подбери узор», «Прочти узор», «На что похож узор»,рисование по мотивам чувашской вышивки «Масмак».

Вовлечение детей в деятельность.

(воспитатель с детьми заходят в зал под музыку «Илемле»).  Посмотрите, ребята у нас в зале много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

-Сывлах сунатпар!

- Ребята, о чем поется в песне? (о красоте). О красоте чувашской вышивки. Вышивка на чувашском языке будет тӗрӗ.

-И я приглашаю вас в мир загадочных чувашских вышивок.

Подойдемте к экрану.

Презентация с чувашскими вышивками, с элементами узора

Про Чувашию говорят: «Край 100 тысяч вышивок».

- А почему ста тысяч вышивок?

Посмотрите внимательно, вышивкой что украшали?

-Да, вышивкой чуваши украшали женские и мужские рубашки, головные уборы, полотенца, покрывала.

-В музее мы узнали, что вышивка бережет человека от болезней, лечит, оберегает от беды, поэтому в избах не было вещей без вышивки.

Ею занималась буквально каждая чувашская женщина, девушка.

В чувашской вышивке каждый узор обозначает какой – то предмет.  

– Это, символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце. Про него они говорили так:пока солнце восходит, мир живет, а вместе с ним живет все, что есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля. И человек. Солнце они изображали его по-разному(показ вариантов узоров солнца, узоры разные по внешнему оформлению, лучи у каждого узора разной формы: в виде треугольников, ромбов, полосок).Образ животного, дома.

   Игра «Найди вышивку»

Рассматривание платья с чувашскими узорами.

А теперь посмотрим и найдем эти узоры на платье.

- Вот эта женская одежда платье. Кто помнит, как будет платье на чувашском языке? («кепе»).

Посмотрите на платье, в каких частях платья находятся узоры? (ответы детей)

-А почему именно в этих частях вышивали узоры?(ответы детей)

-Да, тем самым люди верили, что вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегают руки, сохраняют силу и ловкость. Узоры у выреза и на вороте оберегают легкие и сердце. Узоры на подоле не дают злой силе подобраться снизу.

-А посмотрите ребята, узор повторяется и это называется орнамент. Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета.

- Ребята, а какие цвета использованы, какие цвета преобладают в орнаменте? (ответы детей)

  Вышивку чаще выполняли на белом фоне. Каждый цвет что-то символизировал.

Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. 

Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. 

Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей в большей части занимались земледелием.

Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь.

Как все это интересно и увлекательно.  Вам бы хотелось самим создать красивые чувашские узоры?

Творческая мастерская

-А давайте мы с вами превратимся в народных мастеров, одеваем фартуки.

И вас приглашаю в творческую мастерскую, где мы с вами станем необычными художниками и будем рисовать необычными красками - витражными красками. Ими рисуют  на стекле. А мы с вами попробуем украсить платье наших матрешек.

- Теперь давайте выберем куклу-матрешку, которая вам больше нравится, какую матрешку вы хотите нарядить и предлагаю вам подойти к столу. Предлагаю выбрать понравившийся узор и начинаем украшать.

Правила рисования витражными красками:

слегка надавливая на флакончик рисуем как карандашом.

-Кто затрудняется, последовательность рисования вы можете посмотреть на мольберте.

-Кому-то нужна помощь?

-Подумайте, каким цветом, вы украсите свой чувашский узор, какие цвета красиво смотрятся, ярче выделяются, чем остальные и можете приступить к работе(дети рисуют под музыку).

Расписывание платья матрешки.

Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь.

В процессе рисования напомнить о правилах пользования красками, поощрять тех, кто использует разные цвета.Обращать внимание на осанку детей.

Я вижу, вы уже заканчиваете  рисовать, наводим порядок на столе. Какие вы молодцы, поработали на славу! А теперь скажите пожалуйста, какие узоры вы выбрали для рисования? Почему ты выбрал этот узор? Какой цвет ты выбрал? А что означает этот узор? (индивидуальное обращение к детям).

 Совместный анализ детских работ.

- Посмотрите, ребята, на своих матрешек, на матрешек друга, соседа. Полюбуйтесь ими.

- Какие платья получились у матрешек? (красивые, нарядные, яркие, разноцветные)

- Посмотрите на лица матрешек, они довольны своим нарядом?

- Молодцы ребята, вы настоящие мастера, помогли матрешкам нарядиться. Ваши узоры получились яркие и очень красивые. А теперь давайте превратимся из мастеров в детей (снимают фартуки).

Ребята, тут еще есть платочек с красивой вышивкой, давайте поиграем с платочком.

Игра «Тутарла»

-Ребята, что вам понравилось (запомнилось) сегодня. Что нового узнали? А понравилось вам помогать?

Литература:

-Васильева Л.Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: «Новое время», 2005г.- 88с.

-Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г. – 144с.

-Л.Г. Васильева. Загадочный мир чувашских узоров. Чебоксары, 2005г.

-Л.Г. Васильева. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента, Чебоксары, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение регионального компонента в изобразительную деятельность дошкольников

Использование регионального компонента на занятиях по рисованию....

Региональный компонент в изобразительной деятельности детей в ходе реализации проекта "Мой край родной"

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.Для совреме...

публикация на тему: Национально-региональное содержание в непосредственной-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений.

Непосредственная - образовательная деятельность, видится нам как интегрированное деятельность педагога и воспитанника, а не предметное занятие, как это было раньше. Практика показала возможным знакоми...

"Особенности национально –регионального компонента в изобразительной деятельности"

Национально-региональный компонет-это часть содержания воспитательно-образовательного процесса, которая отражает национальное своеобразие культуры данного региона....