Введение регионального компонента в изобразительную деятельность дошкольников
статья на тему
Использование регионального компонента на занятиях по рисованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
30.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение регионального компонента в изобразительную деятельность дошкольников
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Реализация регионального компонента сейчас очень актуальна в ДОУ.
Ведь мы продолжаем себя в детях. И хотим, чтобы они были лучше, совершеннее нас. Буквально с первых проблесков сознания воспитывать в ребенке любовь к родной земле, на которой он родился и живет.
Известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, когда формируются интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории Мордовии.
В настоящее время значительно усилилось внимание к историческим корням и традициям народов и сословий России, в том числе и к мордве.
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Мордовии.
Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, родители и мы педагоги вводим его в мир общечеловеческих ценностей.
В детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др.
Использование национально регионального компонента, ведется по нескольким направлениям. Особое внимание уделяется введению регионального компонента в изобразительную деятельность.
В соответствии с ФГОС реализация примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» проходит по всем основным направлениям и одно из них художественно-эстетическое развитие. Художественно – эстетическое развитие мы осуществляем путём ознакомления детей с национальным мордовским костюмом, с произведениями мордовского декоративно-прикладного искусства, мордовских народных игрушек (птичка- свистулька, мордовская матрешка, иллюстрациями к произведениям мордовской детской литературы. На НОД по аппликации мы стараемся вызывать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов и оригинальность форм этих изделий; с детьми вырезаем и украшаем мордовскими узорами рубашки, варежки, платки, на рисовании также знакомим детей с техникой рисования мордовских узоров и т. д.
Понимая важность данной проблемы, я наряду с реализацией программы «Детство», обеспечиваю приобщение детей к культуре мордовского края через такие программы как:
• «Мы в Мордовии живем»
• «Лепим, фантазируем, играем» учебно-методическое пособие под редакцией И. А. Лыковой.
Во всех современных программах представлены три способа освоения изобразительной деятельности детьми:
Восприятие-исполнительство-творчество.
Поэтому работу по введению регионального компонента в изобразительную деятельность я разделила на три блока.
1 блок
Восприятие
Приобретение знаний искусствоведческого культурологического характера, развитие художественного восприятия произведений изобразительного искусства. В него вошли занятия:
• Знакомство детей с мордовским народом (показ презентации для детей) .
• Знакомство с мордовским костюмом
•
2 блок
Исполнительство
Развитие и совершенствование художественного мышления, изобразительных навыков и умений, детского творчества. В него вошли занятия:
• «Я родом из Мордовии» (подготовительная группа) ;
• «Природа мордовского края» (старшая группа) ;
•
3 блок
Творчество
На данном этапе я реализовала связь ИЗО и ознакомлением с детской художественной литературой, которая стимулирует самостоятельную изобразительную деятельность. В него вошли следующие занятия:
•
• «Портрет героя мордовской сказки» (подготовительная группа) ;
• «Сочиняем и иллюстрируем мордовскую сказку» (подготовительная группа) .
Итогом детской деятельности служат выставки творческих работ:
• «Я родом из Мордовии»
• «Цвети мой край, Мордовия моя».
В самобытном искусстве Мордовии заложен богатый художественный потенциал для восприятия мира ребенком. Поэтому искусство может выполнять важные функции: обогащения мира духовных переживаний ребёнка, развития художественно-творческих способностей, любви к малой Родине, любви и уважения к прошлому своего народа и народов, живущих рядом с ним, понимание художественной ценности предметов народного искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение регионального компонента в образовательный процесс
Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны, в базисный учебно-воспитательный план введен региональный компонент как принцип культуросоо...
Введение национально-регионального компонента в изобразительную деятельность дошкольников
Модуль "Мы в Мордовии живём"...
Региональный компонент в изобразительной деятельности детей в ходе реализации проекта "Мой край родной"
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.Для совреме...
Национально-региональный компонент в изобразительной деятельности
На занятии использована педагогическая технология Л.Г. Васильевой "Этнохудожественное развитие детей в рисовании"...
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с введением регионального компонента в содержание дошкольного образования
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с введением регионального компонента в содержание дошкольного образования...
"Особенности национально –регионального компонента в изобразительной деятельности"
Национально-региональный компонет-это часть содержания воспитательно-образовательного процесса, которая отражает национальное своеобразие культуры данного региона....
Презентация "Внедрение регионального компонента в игровую деятельность дошкольников"
Описание опыта работы педагогов по внедрению регионального компонента в игровую деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья посредством игрового пособия – «Дом мале...