Использование декоративно-прикладного и народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста
презентация по рисованию на тему
В презентации описаны задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством,методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, виды прикладного искусства
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Изобрази́тельное иску́сство (искусство запечатления образов) раздел пластических искусств, вид художественного творчества. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры . Декоративное рисование - это рисование разных орнаментов с помощью красок, карандашей на листе бумаги, на объемных изделиях из глины, папье-маше, сконструированных из бумаги.
В основе обучения декоративному рисованию, лежит знакомство с народными промыслами. Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством и развивать творческие способности можно через все виды деятельности детей. Задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством. 1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, 2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. 3. Формирование обобщённых знаний и умений: - умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов); - освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции. - умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии. 4. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. 5.Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.
Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. С начала учебного года вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством ( филимоновская , дымковская, каргопольская глиняная игрушка, керамическая посуда). При создании декоративных композиций в рисовании ставятся общие задачи: - формировать умение у детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров; - учить детей располагать узор на бумаге той или иной формы, - выделять элементы узора.
Виды декоративно-прикладного искусства в детском саду по группам. Группа (возраст) . Виды декоративно-прикладного искусства. Младшая группа (от 3 до 4 лет) . • Дымковская игрушка. Средняя группа (от 4 до 5 лет) . • Дымковская игрушка, • филимоновская игрушка. Старшая группа (от 5 до 6 лет) . • Дымковская игрушка, • филимоновская игрушка, • городецкая роспись, • Полхов-Майдан . Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) . • Дымковская игрушка, • филимоновская игрушка, • городецкая роспись, • Полхов-Майдан , • гжель, • хохлома, • жостово , • мезенская роспись, • вологодское кружево.
Роспись по дереву: В Семёновская матрешка Полхов-Майданская Сергиево-посадские Вятская Виды декоративно-прикладного искусства
Хохломская роспись Городецкая роспись
Роспись игрушек из глины Дымковская игрушка Филимоновская игрушка Каргопольская игрушка
Роспись по металлу Жостовская роспись Роспись по керамике Гжель
Вологодское кружево . Мезенская роспись Вышивка
Работа проводится в трех направлениях. Первое направление : ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном. Второе направление : обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи народных мастеров. Третье направление : формирование детского декоративного творчества.
Задачи обучения первого направления : Младший дошкольный возраст . Развивать у детей интерес к народной игрушке, умение узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрешка и др., видеть их красоту, нарядность, любоваться ими, выделять некоторые средства выразительности (элементы, их цвет) . Средний дошкольный возраст. Узнавать знакомые народные игрушки, их название, характерные признаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме) . Различать 2-3 вида народных игрушек по некоторым признакам (дымковские, филимоновские , тверские глиняные игрушки, матрешки, богородские игрушки).
Старший дошкольный возраст . Различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях. Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для оформления детского сада, дома. Различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности. Знакомить с новыми видами ( каргопольская , абашевская игрушки и др., а также с предметами разных промыслов с растительным узором ( городец , хохлома, жостово , гжель и др.) . Учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм : травка, цветок, лист, ягода, изображение птиц, коней, особенности их изображения в разных видах. Учить выделять средства выразительности : элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и асимметричные композиции. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия. Знакомить с русским народным костюмом, значением узора в его украшении, его особенностями, принципами оформления женского, мужского костюма, головных уборов, тканей, типичными сочетаниями элементов и их цвета.
Задачи обучения второго направления: Младший дошкольный возраст . Составлять узоры используя геометрические элементы узора : широкие прямые линии, мазки, кольца, круги, точки, выбирая цвет бумаги (фон) и элементы узора, располагать их на всем листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, величине, цвету) или чередуя два элемента (по форме или цвету) . Развивать чувство ритма, симметрии. Средний дошкольный возраст . Составлять узоры на основе росписи некоторых видов народной игрушки (тверской, филимоновской , дымковской и др., выделяя геометрические элементы росписи : овалы (мазок, кольцо, круг, точки, линии прямые широкие и тонкие, черточки; передавать колорит росписи определенного вида, их сочетания (цвет фона и элементов) . Составлять узоры на полосе, прямоугольнике типа «ткани» , чередовать один-два элемента по форме, величине, цвету. Составлять симметричный узор на квадрате, розете , круге, выделяя кайму, углы, середину.
Старший дошкольный возраст . Составлять узоры на основе некоторых видов декоративно -прикладного искусства (народных игрушек, росписей Городца, Хохломы, Жостова , Гжели, кружев, декоративных тканей , платков, полотенец, ковров и др.). Выделять геометрические и растительные элементы узора, образы птиц, коней. Передавать колорит определенной росписи, ее характерную композицию : симметричную, асимметричную, украшение объемных изделий (лепка, работы из папье-маше, готовые бумажные одноразовые стаканы, тарелки, деревянные заготовки ( «белье» ) посуды, досок, матрешек и др.). Создавать узоры для русского костюма : тесьма, украшающая одежду, пояс, кокошники разной формы, ткань на сарафан, платье, кружево и пр.
Задачи обучения третьего направления : Младший дошкольный возраст . Выбор цвета, затем элементов. Средний и старший дошкольный возраст. Выбор вида искусства, его элементов, сочетания цветов, композиции. Создание творческих композиций, определив только название предмета, изделия, а все задачи дети решают по-своему. Одной из форм обучения является рассматривание предметов нового вида только на одном занятии, и затем детям предлагается самостоятельно выделить элементы узора, колорит, композицию — расположение элементов. Потом они составляют узор в стиле данной росписи. Такие занятия можно проводить только с детьми 6-7 лет, когда они научатся понимать закономерности росписи.
Формы организации работы с детьми. 1. Выставки являются основной формой работы. На них могут быть представлены : • один подлинный предмет (например, дымковский конь) ; • предметы одного вида (дымковские игрушки) ; • предметы одного образа (животные в дымковской игрушке) ; • сравнение двух – трёх видов. Итогом работы может быть проведение выставки в изостудии, где дети вновь увидят все предметы тех видов, с которыми они знакомились в течении года.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста
Использование устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста...
Статья «Использование русского народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста»
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, к нему обращаются историки, искусствоведы и педагоги. Уже тысячу...
Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"
Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...
Самообразование «Использование декоративно прикладного искусства как средство формирования успешной творческой личности ребенка дошкольного возраста».
Применение нетрадиционных техник рисования является незаменимым в развитии творческих способностей, ведь они создают атмосферу непринужденности, свободы, раскованности, простоты, способствует развитию...
Консультация для педагогов на тему: «Использование устного народного хантыйского творчества в работе с детьми дошкольного возраста»
Использование устного народного творчества с детьми дошкольного возраста...
Консультация для педагогов на тему: «Использование устного народного хантыйского творчества в работе с детьми дошкольного возраста»
В настоящее время, в условиях современной социально - экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение националь...