Консультация для педагогов на тему: «Использование устного народного хантыйского творчества в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

Бахлыкова Надежда Сергеевна

В настоящее время, в условиях современной социально -  экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций. Цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе взаимодействия образовательной системы с представителями национальной науки, экономики и культуры…

Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.

Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. В недалёком прошлом сказки у народов Севера и Сибири являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках.

Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят с их представлениями и обычаями. Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы.

В сказках фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы, духи — хозяева стихий (подводного царства, подземного и небесного миров, духи воды, земли, леса, огня и т. д.), смерть и оживление.

Большое место в фольклоре народов Севера и Сибири занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя.

Основная мысль сказки проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.

Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им, он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_hanty_i_mansi_.docx43.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

на тему: «Использование устного народного хантыйского творчества в работе с детьми дошкольного возраста»

2023г

                                                                                                                                                                                                                                                 

    По тайге летают сказки,

                По тайге легенды бродят

«Язык есть самая живая,

самая обильная и прочная связь,

 соединяющая отжившие,

живущие и будущие поколения народа

 в то великое, исторически живое и целое»

К.Д.Ушинский

Пояснительная записка:

В настоящее время, в условиях современной социально -  экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций. Цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе взаимодействия образовательной системы с представителями национальной науки, экономики и культуры…

Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.

Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. В недалёком прошлом сказки у народов Севера и Сибири являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках.

Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят с их представлениями и обычаями. Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы.

В сказках фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы, духи — хозяева стихий (подводного царства, подземного и небесного миров, духи воды, земли, леса, огня и т. д.), смерть и оживление.

Большое место в фольклоре народов Севера и Сибири занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя.

Основная мысль сказки проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.

Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им, он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Актуальность проекта:

Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях которые населяют его. Возросло внимание общества к самобытной культуре малочисленных народов Севера, несущей в себе богатство и красоту их духовного мира.

Знакомство детей с фольклором и бытом народов Севера приобретает в данный момент особенную актуальность, т. к. воспитывает у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре и быту народов Севера, а также способствует расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, воспитание уважения и сохранения этнической и национально-культурной самобытности народов Севера – ханты, манси, гуманистических традиций их культур, любви к «малой» Родине – к краю, в котором они живут.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру народов родного края. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, включает в себя воспитание патриотических чувств, формирование чувства национальной гордости, изучение истоков национальной культуры и многое другое.

Мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.

Проблема: проведя беседы с детьми, и проанализировав перспективное планирование, выяснилось: дети мало знают произведения устного народного творчества народов ханты и манси и о том, как живут они на территории Югры.

Причины:

Недостаточное проведение времени НОД по теме.

Низкий уровень заинтересованности родителей в работе с детьми и педагогами по данной теме.

Целевая аудитория: воспитатели, методист ИКТ, музыкальный работник, воспитанники  группы, родители.

Социальные связи: Библиотека.

Цель: Приобщить детей к  культуре народов ханты и манси через устное народное творчество (сказки, легенды).

Повысить активность родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю.

Задачи:

-Познакомить детей с устным народным творчеством коренных народов Севера-ханты и манси.

-  учить чувствовать и понимать образный язык коренных народов севера;

- формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений устного народного творчества ханты и манси;

- расширять знания и представления родителей воспитанников о традициях коренных народов севера;

-  расширить и углубить представления детей о родном крае, быте, жизни народов ханты и манси.

- развивать наблюдательность, речь, память, творческие способности.

-раскрыть творческие способности в семье.

- воспитывать умение ценить красоту и богатство родной природы, любовь к родному краю.

Этапы реализации:

Подготовительный:

  • подборка и оформление книжного уголка для детей;
  • подборка методической литературы;
  • подборка наглядно - иллюстративного материала
  • поиск материалов, опираясь на интернет ресурсы;
  • создание презентаций, видео роликов по теме проекта

                                                  Основной:

  • экскурсия в библиотеку на тему «Детские писатели и поэты Югры»,
  • чтение произведений коренных народов севера (фольклор, авторские);
  • проведение познавательных бесед из цикла «А знаете ли вы…»;
  • НОД «Югра -  мой край родной»;
  • просмотр мультимедийных презентаций;
  • рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • рассматривание картинок на тему «Животные нашего края», «Растения нашего края»;
  • рассматривание иллюстраций на тему «Северный край;
  • знакомство и обыгрывание подвижных игр ханты и манси;
  • знакомство с творчеством художников Югры;
  • выставка рисунков «Хозяева тайги»;
  • художественно-продуктивная деятельность;
  • просмотр мультфильмов;
  • беседа на тему «Музыкальные инструменты народов ханты и манси»;
  • консультации для родителей.
  • беседа «Национальная одежда ханты и манси», «Северный олень», «Символы округа».
  • проведение дидактических игр.

         Заключительный:

  • выставка рисунков «Хозяева тайги»,
  • развлечение «Легенды народов Севера».

Ожидаемые результаты:

-расширились знаний у детей об устном народном творчестве народов ханты и манси;

 -расширились знания о промысле, быте, традициях, одежде коренных жителях севера,

-сформировались у детей интерес и уважения к национальной культуре, коренным народам Севера, любви к родному краю.

-расширились творческие способности детей.

- повысилась активность родителей.

Вид проекта: познавательно – воспитательный, творческий.

Срок реализаций проекта: 1год

По составу участников: групповой.

Принципы реализации проекта:

1.        Принцип энциклопедичности.

2.        Краеведческий (региональный) принцип.

3.        Культурологический  принцип – приобщение детей к истокам культуры.

4.        Принцип наглядности.

Методы и приемы  реализации проекта: Беседы, чтение произведений о родном крае, сказок народов ханты и манси, мультимедийные презентации, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, подвижные игры народов ханты и манси, прослушивание музыки, просмотр мультфильмов, экскурсия в библиотеку.

Основные направления работы с детьми:

• совместная деятельность взрослого и ребенка;

• самостоятельная деятельность ребенка.

Образовательные области:

Познавательное развитие (Раздел мир природы и Мир человека):

НОД на тему «Югра -  мой край родной»,

 беседы «Национальная одежда ханты и манси», «Северный олень», «Символы округа»,

 дидактические игры «Рыба, птица, зверь», «С какого дерева ветка».

Речевое развитие (Раздел Связная речь):

 Словесная игра: «Угадай по описанию»; дидактические игры:  «Кто где?», «Кто спрятался на картинке?», «Один – много», «Чья, чей, чьи?», «Кто лишний».

Художественно – эстетическое развитие (Раздел художественная литература):

отгадывание загадок о животных, чтение сказок «Трусливый заяц», «Мальчик Идэ», «Бесстрашная Татья» «Легенда  о берёзе», « Легенда  о лиственнице», Е. Айпин «Клюквинка и травяная косичка», «Кави», Мария Вагатова «Зайчик - черный хвостик», «Зайчиха и лисица», «Хлебушко», А.М. Конькова «Как окунь полосатым стал», «Откуда северное сияние пошло»,

Физическое развитие (Раздел Физическое развитие):

подвижные  игры: «Хейро», «Каюр и собаки», «Олени и пастухи». «Ловля оленей», «Рыбаки и рыбки» и т.д.

Художественно – эстетическое развитие (Раздел Изобразительное искусство):

Рисование хантыйского орнамента по образцу на тему «Узоры ханты и манси»,  лепка животных Севера.   Рассматривание картин художников Югры (Николай Фомин).

Художественно – эстетическое развитие (Раздел ручной труд):

Пластилинография иллюстраций по сказкам и легендам народов ханты и манси», НОД «Украшение предметов одежды».

Художественно – эстетическое развитие (раздел музыка):

Слушанье хантыйской музыки, беседа «Музыкальные инструменты народов ханты и манси».

Работа с родителями:

Участие в выставке рисунков «Хозяева тайги», развлечние «Легенды народов севера». Консультации для родителей: «Подвижные игры народов севера», «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста», «традиции народов севера».

Подборка и оформление книжного уголка для детей; наглядно-иллюстрированного материала, создание презентаций, видео роликов.

Анализ ресурсов:

Кадровые ресурсы: воспитатели

Материально  технические средства: средства ИКТ.

Информационные ресурсы:

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000

2.Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя дет. сада. / М.: Просвещение, 1986. – 207с.

3 .Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга: Книга для воспитателя детского сада/ Под ред. В.И. Логиновой, М.: Просвещение, 1982

4.Ушинский К.Д. Собр. соч. – т.5, М., 1991

5.Синявский, Н.И., Власов, В.В., Фынтынэ, О.А. Игры, состязания и самибытные физические упражнения народов Севера. Учебно-методические пособие. / Ханты-Мансийск: Изд-во «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2003. – 83с.

6.Флерина Е.А. Художественное слово в детском саду// Эстетическое воспитание дошкольников, М.,1961

Интернет ресурсы:

planetadetstva.net/other/..

http://video.meta.ua/5649311.video

video.meta.ua/5649311.video

Список художественной литературы для чтения детям.

1.Буровичок – Югорка. / Лебедева, О. / Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2008. – 87с.

2.Буровичок – Югорка. Раскраска./ Лебедева, О. / Екатеринбург:  ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2008. – 20с.

3.Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. М., 1993.

4.Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.

5.Сказки народов Севера / Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем.  Л., Просвещение, 1991.

Перспективный план мероприятий по проекту

Неделя

     Месяц

Совместная деятельность с детьми.

Совместная деятельность  с родителями

Ответственные

Организационно-подготовительный   этап

Сентябрь

Диагностика

Беседа «Мой край»

Беседа на тему: «Где ты живёшь?»

Отгадывание загадок народов Севера.

Анкетирование

Воспитатели

2

Беседа «Я юный житель села Угут».

Рассматривание фотографий

«Моё село»

Выставка рисунков «С Днем рождения моё любимое село»

Тематическая экскурсия  в музей, в рамках реализации проекта «Моё село родное».

Консультация: «История нашего села»

Участие родителей в подборке фотографий  села.

Воспитатели

3

Драматизация сказки «Хлебушко» (Хантыйская народная сказка)

Участие родителей в изготовлении атрибутов.

Воспитатели

4

Беседа «Проводы лебедей»

НОД оригами «Лебедь»

Викторина: «Югорские загадки»

Воспитатели

Практический этап

1

Октябрь

«Дары осени Югры» (фотовыставка с ярмарки)

Изготовление атласа.

«Щедрая осень» аппликация

Участие родителей  в  изготовлении поделок  

Воспитатели

2

НОД «Ознакомление детей с кустарниковыми растениями Югры»

Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Воспитатели

3

Викторина «Грибная пора»

НОД Чтение стихотворения Т. Царенко «Обь – река»

Воспитатели

4

Чтение художественной литературы «Лиса и гуси» (хантыйская сказка),

Познавательное мероприятие «Удивительные птицы нашего края» совместно с параллельной группой.

Участие родителей  в  изготовлении масок к мероприятию

Воспитатели

1

Ноябрь

Тематическое занятие «Животный мир Югры»

Викторина «Животные Югры»

Дидактическая  игра: «Обитатели природы»

Подвижная игра: «Важенка и оленята».

Консультация  «О любви к родному краю»

Воспитатели

2

Чтение хантыйской сказки «Мышка»

Постановка и  драматизация сказки «Мышка»

Участие родителей в изготовлении атрибутов

Воспитатели

3

НОД «Как белки приспосабливаются к условиям зимы»

Сказкотерапия «Давайте жить дружно».

Разучивание стихов о родном крае – Югре, городе.

Конкурс чтецов, посвященный дню Народного единства.

Разучивание танца.

Участие родителей в конкурсе чтецов.

Воспитатели

1

Декабрь

Беседа «Как приходит зима».

«Красота зимнего леса» - рисование зимнего леса.

Дидактическая игра «Зимние забавы»

«Отчего у зайца длинные уши» (хантыйская сказка)

Слушание музыки народов Севера и разучивание песни

Рекомендации «Прогулка  зимой »

Участие родителей в изготовлении дидактической игры «Зимние забавы».

Воспитатели

2

«Откуда пришла книга» - экскурсия в городскую библиотеку

Беседа «Как создается книга»

Рассматривание Красной книги Югры.

Викторина :«Маленький мыслитель»

Совместная целевая экскурсия в библиотеку.

Воспитатели

3

«Про семью, про  дружную, всем такую нужную» (быт народов севера).

Выставки поделок  «Кукла народов ханты» (одежда из бисера с

Воспитатели

хантыйским орнаментом)

Прослушание музыки народов Севера.

4

Тематическое занятие «К нам приходит Новый год» (про Дедов морозов)

Психологический этюд «Мое разноцветное настроение»

Конструирование «Мои любимые игрушки» (изготовление куклы «Акань») Подвижная игра: «Льдинки, ветер и мороз»

Помощь в составлении словаря терминов «Азбука Югры» (со слов детей)

Воспитатели

1

Январь

Беседа «Ханты и манси – жители  Севера»

НОД Рисование: «Украшение

хантыйской  утвари  орнаментом»

Консультация «Орнаменты ханты и манси»

Воспитатели

2

Беседа «Культура, обычаи народов ханты – манси»

Чтение художественной литературы: Г.Слинкина «Сказка про Мозым  Ики-Пох».

Целевая экскурсия в музей (мастер – класс)

Воспитатели

3

НОД Аппликация «Девочка в малице и кисах»

Рассказ воспитателя об оленеводах  и северных оленях.

 Подвижная игра «Ловля оленей».

Воспитатели

1

Февраль

Психологический этюд «Учимся понимать друг друга»

Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».

Беседа «Коренные жители нашего края». Разучивание пословицы «Человек без роду, что дерево без корней»                

Консультация «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера»

Воспитатели

2

Рассматривание картинок на тему: «Средства передвижения народов ханты-манси».

Сюжетно – ролевая игра «Водитель»

Рисование «Едем на машине по городу»

Изготовление атрибутов к подвижным играм

Воспитатели

3

Беседа «Коренные жители Югры, их основные занятия» (презентация слайдов)

НОД «Профессии взрослых Югры» (с использованием интерактивной игры)

Сказкотерапия «Давайте жить дружно»

Фотовыставка «Мои родители

работают в Югре»

Создание  седьмой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» на тему «Все профессии нужны, все профессии важны»

Воспитатели

4

НОД «Наши защитники».

«Дружат люди всей земли»

Конкурс «Таланты Югры»

Дидактическая игра «Почини здание»

Выставка поделок «Таланты Югры», посвященных ко дню защитника отечества.

Воспитатели

1

Март

Беседа «Пришла весна»

Рисование «Весенний день»

Заучивание стихотворений для участия   в конкурсе чтецов  «Голоса книг  Югорских авторов»

Воспитатели

2

Психологический этюд «Все мы разные, все мы удивительные!»

Слушание музыки народов Севера Рассказ  «Культуры, обычаи, обряды народа ханты» (презентация слайдов)

воспитатели.

3

Дидактическая игра «Разложи предметы по домам».

Выставка рисунков на тему: «Национальный костюм народов севера».

Фотоколлаж  «Национальный костюм народов севера».

Воспитатели

4

Создание красной книги Югры «День Земли» (красная книга Югры)

КВН  «Мы друзья природы»

Воспитатели

5

Тематическое занятие «Что мы знаем о рыбах нашего края?»

Оригами «Щука»

Воспитатели

1

Апрель

Презентация «Перелетные птицы нашего края ».

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Слушание музыки народов Севера Рассказ воспитателя «Вороний день»

Воспитатели

2

Беседа «Страна моя родная».

Дидактическая игра «Расскажи про свой край». НОД

Аппликация «Наш край»

Слушание музыки народов Севера

Творческая мастерская

«Наш край» - поделки из природного материала.

Помощь в создании макета

Воспитатели

3

НОД «Моё село – моя малая Родина».

Дидактическая игра «Расскажи про своё село».

Сюжетно-ролевая игра «Добываем нефть»

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу».

Создание макета города.

Создание карты – схемы «Моё село-  Угут»

Воспитатели

Обобщающе-аналитический  этап

4

Мероприятие «Все мы жители Югры»

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....

опыт работы на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».

Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает ...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Все мы хорошо понимаем, что основы физического здоровья, гармоничного развития личности, высокой жизненной активности и в конечном итоге успешности человека закладываются  еще в  детстве....

План по самообразованию на тему: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

   Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.Р...

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста".

Доклад на тему : " Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста "....

«Использование русских народных подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста»

Данный материал возможно использовать при планировании проведения консультации для родителей детей дошкольного возраста....