Конспект по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему "Масмак"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Конспект по художественно-эстетическому развитию на тему "Масмак"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masmak.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по изобразительной деятельности в подготовительной группе на тему «Масмак»
Цель: Формировать умение создавать линейный орнамент по мотиву народного искусства (чувашское).
Задачи:
- формировать умение составлять чувашский узор на полосе;
- учить рисовать новые элементы чувашского узора: «пахотная земля», «солнце», «небо», «земля»;
- закреплять знания детей об элементах чувашского женского костюма («масмак» - налобная повязка);
- закреплять последовательность работы с гуашевой краской;
Ход занятия:
Ребята, я сегодня к вам пришла не с пустыми руками, а с красивой шкатулкой. Хотите посмотреть, что в ней лежит? (воспитатель открывает шкатулку и достаёт из нее повязку «масмак»). Ребята, вы знаете, что это такое? Ответы детей.
Это повязка «масмак». Кто из вас знает, для чего она нужна? Ответы детей.
"Масмак" - это женская налобная и головная повязка с вышитыми на ней чувашскими узорами, которая защищала девушку от всего плохого. (Воспитатель показывает детям свою повязку и рассказывает). Посмотрите какой красивый узор вышит на ней. Как вы думаете, что он означает? Ответы детей
На моей повязке изображено "много солнц обогревает вспаханную землю". Ребята помните вам уже рассказывали предание о солнце. В ней говорилось о том, что древние чуваши верили, что существует много солнц. По представлению чуваш солнце существо живое. У него есть родители: отец солнца (хевел-ашшше), мать солнца (хевел-амаше), а еще у солнца есть глаза. Вот и на моей повязке изображено много солнц. А еще здесь изображено, посмотрите, небо, земля, пахотные земли. Ребята, а вы хотите сделать такую же повязку своими руками?
Тогда я вас приглашаю в свою мастерскую.В орнаменте каждый элемент имеет определенной смысл. Давайте, рассмотрим с вами узоры. Рассматривать будем необычно, отгадывая загадки.
Золотое блюдечко
По небу катается,
Людям улыбается
Что это? (солнышко)
– Это, символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце. Про него они говорили так:
Солнце красное восходит, красотою мир сияет.
Стоит солнцу закатиться, красоту и мир теряет.
Чуваши любили солнце и изображали его по разному. Показ вариантов узоров солнца.
Что общего в узорах солнц? (солнце вышито как бы в сияющем состоянии, с лучами).
Чем отличаются узоры? (узоры разные по внешнему оформлению, лучи у каждого узора разной формы: в виде треугольников, ромбов, полосок).
Какой из узоров нравится больше всего?
Теперь, ребята, послушайте внимательно следующую загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки
Но зимние метели
В меха его одели (дерево)
- Это, символ дерева, как проявление рождающей силы земли. Такими узорами чуваши вышивали все деревья: и березу, и дуб, и ель и др. Обратите внимание, ребята, на расположение ветвей дерева: «смотрят вверх, тянутся к теплу, к солнцу. Почему? Потому что деревья растут так: корни их далеко в земле, откуда они получают сок, который питает их. И появляются у деревьев листья. Но чтобы расти, нужно тепло, которое деревья получают от солнца».
Ребята, послушайте пожалуйста, последнюю загадку.
В нем живет моя родня,
Мне без нее не жить ни дня
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, теплый … (дом)
Это символ дома, как мироздания, сооружения, уют. Дома раньше были небольшие. В одном из углов избы устраивали печь. В избе было одно или два маленьких окошка. Каждый живущий в доме занимался своим делом. Мужчины плели лапти, короба для хранения продуктов, выдавливали из дерева ковши и ложки. Женщины ткали и вышивали, передавая узорами красоту земли, на которой жили.
Игра «Нам хорошо» (Физкультминутка)
В Чувашии мы живем (руки в стороны)
Есть у каждого свой дом (руки домиком)
Есть работа (кулачок об кулачок)
Есть друзья (хлопаем в ладоши)
Мама, папа есть и Я! (обнимаем себя)
Ребята, какие вы молодцы. А теперь я вас приглашаю в мастерскую, где мы будем рисовать «масмак». Прежде чем приступить к работе, я вам покажу как мы с вами это будем делать.
Ребята, у вас у каждого будут полоски бумаги красного цвета, «масмак», на них уже карандашом будут нанесены 4 вертикальные линии, которые разделяют полоску на 4 прямоугольника.
- Сначала, карандашом проводим две линии: снизу полосы бумаги - линию земли, а сверху - линию неба;
- В каждой части полосы бумаги рисуем узор, изображающий солнце с не закрашенными лучами. (Воспитатель на мольберте показывает, как изобразить узор солнца) Для этого карандашом рисуем линию сверху вниз. Потом через середину этой линии проводим линию слева направо. Обе линии должны быть равными по длине. После этого от концов первой линии проводим короткие линии в одну сторону и в другую. Эти короткие линии по длине должны быть равны противоположным линиям. Затем концы коротких линий соединяем нитью. Так же делаем и для другой линии. (После объяснения на мольберте, просматриваем последовательность рисования узора на мультимедийном экране).
- Теперь по карандашным линиям проводим краской. Линию неба делаем синего цвета, линию земли черного цвета. Пахотные земли- полосы белого цвета. Затем закрашиваем по два луча каждого узора солнца желтым цветом, потом попарно следующие лучи – зеленым цветом;
- И в заключении следует нарисовать «борозды пахотной земли» черным цветом на белых полосах.
Ребята, а теперь приступим к рисованию своей повязки «масмак». Прежде чем начать работу, приготовьте свое рабочее место. Возьмите, пожалуйста, со стола все что вам нужно для работы, обратите внимание на то, что я вам приготовила маленькие листочки, что бы вы сначала попробовали потренироваться в рисовании узора солнца. (Когда дети заняли свои рабочие места, воспитатель напоминает последовательность пользования гуашевой краской).
Когда вы закончите работу, положите свои готовые повязки на край стола и начните убирать свое рабочее место. А затем мы сделаем выставку ваших работ на мольберте.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь затрудняющемуся в работе ребенку.
После высыхания работ, повязки помещаются на мольберт с помощью магнитов.
Ребята, посмотрите какая красота у нас получилась! Что мы сегодня с вами изготовляли в нашей мастерской? Ответы детей.
Вам понравилось рисовать повязку «масмак»? Ответы детей.
Что особенно вам понравилось изображать? Почему? Ответы детей.
Что было сложным для вас в работе? Ответы детей.
Хотели бы вы дальше знакомиться с чувашскими узорами? Ответы детей.
Хотели бы вы познакомиться с узорами других народов, например, татарского, марийского, мордовского народов, проживающих на территории нашей Республики Чувашии. Ответы детей.
А теперь давайте почувствуем тепло наших рук и пройдемте со мной. (Дети берутся за руки и уходят змейкой под чувашскую мелодию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие. Художественное творчество (рисование ) продуктивная деятельность во второй младшей группе «Весенняя капель»
Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие. Художественное творчество (рисование ) продуктивная деятельность во второй младшей группе «Весенняя капель&raq...
Конспект открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый»
Конспект открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый...
Конспект ООД Художественно – эстетическое развитие Рисование «Фрукты» (нетрадиционное рисование с использованием манной крупы)
Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об находящемся окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепит...
Конспект НОД художественное-эстетическое развитие (Рисование) "РИСОВАНИЕ ВИЛКОЙ"
Конспект непрерывной образовательной деятельности. Художественное-эстетическое развитие (рисование). Детей старшего дошкольного возраста/компенсирующей направленности. Знакомство с нетрадиционной техн...
Конспект ООД «Художественно-эстетическое развитие» Раздел: рисование Тема: «Рисование по замыслу.» Возрастная группа: средняя
Учить детей самостоятельно выбирать тему своего рисунка; доводить задуманное до конца, правильно держать карандаш, закрашивать небольшие части рисунка....
Авторская разработка конспекта НОД Художественно- эстетическое развитие (рисование в старшей группе) «Нетрадиционная техника рисования свечой и акварелью «Волшебная картина»»
Конспект НОД по рисованию. На тему : " Нетрадиционная техника рисования свечой и акварелью "Волшебная картина"" в старшей группе...
КОНСПЕКТ НОД Художественно – эстетическое развитие. Рисование. 2 младшая группа Тема: «Белоснежная зима» Нетрадиционная техника: рисование методом тычка.
КОНСПЕКТ НОДХудожественно – эстетическое развитие. Рисование.2 младшая группаТема: «Белоснежная зима»Нетрадиционная техника: рисование методом тычка....