Весёлые матрешки
план-конспект занятия по рисованию на тему
познакомить детей с историей русской деревянной матрёшки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselye_matryoshki_.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие в подготовительной группе»
Тема: «Весёлые матрёшки»
Задачи:
1. Познакомить с историей русской деревянной матрёшки, как символом русской народной культуры.
2. Учить украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.
3. Развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки.
4. Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
Материал.
Деревянные матрёшки, силуэты матрёшек на каждого ребёнка, гуашь, кисти №2, №4, стаканы с водой, подставки для кистей, салфетки матерчатые, наглядные пособия.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций с изображением русских матрёшек, цветочные узоры Полхов-Майдана. Рабочая тетрадь по основам народного искусства Ю. Дорожин. М. 2003г. Наглядно-дидактическое пособие в картинках Полхов-Майдан М. Мозайка-Синтез 2011г. дидактические игры «Собери целое», «Лото».
Ход занятия.
Воспитатель одет в русский сарафан.
Здравствуйте, дорогие гости! Милости прошу. Поговорить я хочу с вами сегодня о добре.
Кто объяснит, что такое добро.
(В ходе ответов и рассуждений делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.)
- Да, дети, это самое бесценное добро. Вот видите, у меня в горнице сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, его мне моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!». Вот я и берегу! Старенький сундук, уж 200 лет ему, а может, и больше.
Как вы думаете, детки, что в нем? (Предположения детей).
А хотите заглянуть?
2-3 ребенка вместе с тетушкой Аленой открывают сундук.
- Ой, да здесь матрешки, да какие красивые! Для чего этих матрешек сделали? Чтобы деткам играть, развлекаться, ума набираться.
Из чего мастер их вырезал? Но ведь дерево светлое! А матрешки цветные, яркие. Как это получилось?
- Как вы думаете, какой человек их мастерил: добрый или злой?
- Почему вы так решили?
- Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой матрешке. Поэтому матрешку любят и взрослые, и дети.
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой –
Будет третья во второй,
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую -
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её и посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
А внутри пустая,
В ней живёт шестая.
А в шестой – седьмая,
А в седьмой - восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд
Сёстры – куколки стоят.
- Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы: «Восемь!»
С. Маршак
- Эту куклу – матрёшку очень любят дети и взрослые, она особенная, разбирается на две части. Все радуются игрушке. Уж больно хороша! Приветлива, да ещё внутри целое семейство сидит. Иногда в одну 60 матрёшек помещается. Последняя самая маленькая - с горошину величиной. Есть матрёшки и вашего роста. Первую матрёшку смастерили 100 лет назад в старинном русском городе Сергиев Посад. Мастер сделал её из дерева, а художник раскрасил. Так и появилась розовощёкая девочка, наряженная в сарафан или юбку с рубашкой, передник, платочек. В руках она держала петуха или гусочку, а иногда узелочек. Так родился образ крестьянской девочки - милая деревенская Матрёна, имя очень распространённое в то время. Вот и прозвали куклу матрёшкой.
Спустя много лет мастера стали вытачивать кукол на токарных станках, мастерицы расписывали красками – «одевали» куклу в пёстрые сарафаны, цветные платки. Самое сложное нарисовать лицо: глаза, пунцовые губы, румянец. Из года в год матрёшки менялись.
Производством матрёшек сегодня занимаются и в других городах и сёлах нашей страны. Они отличаются друг от друга формой и приёмами росписи.
Воспитатель сопровождает свой рассказ иллюстрациями и демонстрацией игрушек
У семёновских матрёшек
Разноцветные одёжки.
Поиграли, порезвились –
И одна в одну вложились.
Вот эти матрёшки из Семёнова.
А вот матрёшки из Сергиева Посада – озорные расписные. Они более приземистые, верхняя часть матрёшки плавно переходит в утолщение.
Четыре Матрёны и одна Матрёнка – не выше опёнка – прибыли из села Полхов – Майдан. Эти матрёшки тоньше и выше семёновских и сергиево-посадских. Лицо обрамляют « кудри» и расписано оно только чёрной краской, а туловище огромными цветами. У них нет конкретных деталей: рук, платка, сарафана.
Сегодня матрёшку знают уже во всём мире, и стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром.
- Дети, у вас на столе лежат силуэты матрёшек. Сегодня я вам предлагаю расписать их цветочными узорами. Матрёшку можно украсить любой росписью и это станет вашей авторской работой. Сначала нужно нарисовать лицо, затем раскрасить платок, рубаху, сарафан. Далее используйте декоративные элементы (прямые и волнистые линии, точки, круги, цветы) для украшения.
Дети работают самостоятельно.
Воспитатель оказывает словесную помощь.
В конце занятия проводятся выставка детских работ. Воспитатель хвалит детей. Во второй половине дня можно доделать работу, если не успели закончить её.
Список литературы
- Королёва Т.В. «Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет» Творческий Центр Сфера 2010 г.
- Маршак С.Я «Матрешки», М 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему "Весёлая матрешка"
На этом занятии дети знакомятсяс историей богородского промысла и с сергиево-посадской деревянной игрушкой. Дети узнают о самой попудярной народной деревянной игрушке, учатся различать разные техники ...
Дидактическая игра "Весёлые матрешки"
игра рассчитана на детей младшего дошкольного возраста...
Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе в технике пластилинография «Весёлые матрешки»
Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе в технике пластилинография «Весёлые матрешки»Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного иск...
Конспект занятия по рисованию «Весёлые матрешки» второй младшей группе
Конспект во второй младшей группе по художественно - эстетическому развитию«Веселые матрешки" Цель: познакомить детей с историей возникновения и создания народной игрушки - матре...
Конспект интегрированного занятия «Весёлые матрешки»
Конспект интегрированного занятия "Веселые матрешки"....
«Весёлые матрешки»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №16муниципального образованияУсть-Лабинский районКонспект образовательной деятельно для подготовительной...
Интерактивная игра "Мы весёлые матрешки"
Данная игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста по развитию сенсорных эталонов....