Весёлые матрешки
план-конспект занятия по рисованию на тему

Максимова Наталья Викторовна

познакомить детей с историей русской деревянной матрёшки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselye_matryoshki_.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие в подготовительной группе»

Тема: «Весёлые матрёшки»

Задачи:

1. Познакомить с историей русской деревянной матрёшки, как символом русской народной культуры.

2. Учить украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.

3. Развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки.

4. Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Материал.

Деревянные матрёшки, силуэты матрёшек на каждого ребёнка, гуашь,   кисти №2, №4, стаканы с водой, подставки для кистей, салфетки матерчатые, наглядные пособия.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций с изображением русских матрёшек, цветочные узоры Полхов-Майдана. Рабочая тетрадь по основам народного искусства  Ю. Дорожин. М. 2003г. Наглядно-дидактическое пособие в картинках Полхов-Майдан М. Мозайка-Синтез 2011г.  дидактические игры «Собери целое», «Лото».

Ход занятия.

Воспитатель одет в русский сарафан.

Здравствуйте, дорогие гости! Милости прошу. Поговорить я хочу с вами сегодня о добре.

Кто объяснит, что такое добро.

(В ходе ответов и рассуждений делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.)

- Да, дети, это самое бесценное добро. Вот видите, у меня в горнице сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, его мне моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он  полон добра.  Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!». Вот я и берегу! Старенький сундук, уж 200 лет ему, а может, и больше.

Как вы думаете, детки, что в нем? (Предположения детей).

 А хотите заглянуть?

2-3 ребенка вместе с тетушкой Аленой открывают сундук.

- Ой, да здесь матрешки, да какие красивые! Для чего этих матрешек сделали? Чтобы деткам играть, развлекаться, ума набираться.

Из чего мастер их вырезал? Но ведь дерево светлое! А матрешки цветные, яркие. Как это получилось?

- Как вы думаете, какой человек их мастерил: добрый или злой?

- Почему вы так решили?

- Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой матрешке. Поэтому матрешку любят и взрослые, и дети.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живёт ещё одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой –

Будет третья во второй,

Половинку отвинти,

Плотную, притёртую -

И сумеешь ты найти

Куколку четвёртую.

Вынь её и посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

А внутри   пустая,

В ней живёт шестая.

А в шестой – седьмая,

А в седьмой - восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд

Сёстры – куколки стоят.

- Сколько вас? – у них мы спросим.

И ответят куклы: «Восемь!»

                                               С. Маршак

-  Эту куклу – матрёшку очень любят дети и взрослые, она особенная, разбирается на две части. Все радуются игрушке. Уж больно хороша! Приветлива, да ещё внутри целое семейство сидит. Иногда в одну 60 матрёшек помещается. Последняя самая маленькая - с горошину величиной. Есть матрёшки и вашего роста. Первую матрёшку смастерили 100 лет назад в старинном   русском   городе Сергиев Посад. Мастер сделал   её из дерева, а художник раскрасил. Так и появилась розовощёкая девочка, наряженная в сарафан или юбку с рубашкой, передник, платочек. В руках она держала петуха или гусочку, а иногда узелочек. Так родился образ крестьянской девочки - милая деревенская Матрёна, имя очень распространённое в то время. Вот и прозвали куклу матрёшкой.

Спустя много лет мастера стали вытачивать кукол на токарных станках, мастерицы расписывали красками – «одевали» куклу в пёстрые сарафаны, цветные платки. Самое сложное нарисовать лицо: глаза, пунцовые губы, румянец. Из года в год матрёшки менялись.

Производством матрёшек сегодня занимаются и в других городах и сёлах нашей страны. Они отличаются друг от друга формой и приёмами росписи.

Воспитатель сопровождает свой рассказ иллюстрациями и демонстрацией игрушек

У семёновских матрёшек

Разноцветные одёжки.

Поиграли, порезвились –

И одна в одну вложились.

Вот эти матрёшки из Семёнова.

А вот матрёшки из Сергиева Посада – озорные расписные. Они более приземистые, верхняя часть матрёшки плавно переходит в утолщение.

Четыре Матрёны и одна Матрёнка – не выше опёнка – прибыли из села Полхов – Майдан. Эти матрёшки тоньше и выше семёновских и сергиево-посадских. Лицо обрамляют « кудри» и расписано оно только чёрной краской, а туловище огромными цветами. У них нет конкретных деталей: рук, платка, сарафана.

Сегодня матрёшку знают уже во всём мире, и стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром.

- Дети, у вас на столе лежат силуэты матрёшек. Сегодня я вам предлагаю расписать их   цветочными узорами. Матрёшку можно украсить любой росписью и это станет вашей авторской работой. Сначала нужно нарисовать лицо, затем раскрасить платок, рубаху, сарафан. Далее используйте декоративные элементы (прямые и волнистые линии, точки, круги, цветы) для украшения.

Дети работают самостоятельно.

           

Воспитатель оказывает словесную помощь.

В конце занятия проводятся выставка детских работ. Воспитатель хвалит детей. Во второй половине дня  можно доделать работу, если не успели закончить её.

Список литературы

  1. Королёва Т.В. «Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет» Творческий Центр Сфера 2010 г.
  2. Маршак С.Я «Матрешки», М 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Весёлая матрешка"

На этом занятии дети знакомятсяс историей богородского промысла и с сергиево-посадской деревянной игрушкой. Дети узнают о самой попудярной народной деревянной игрушке, учатся различать разные техники ...

Дидактическая игра "Весёлые матрешки"

игра рассчитана  на детей младшего дошкольного возраста...

Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе в технике пластилинография «Весёлые матрешки»

Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе в технике пластилинография «Весёлые матрешки»Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного иск...

Конспект занятия по рисованию «Весёлые матрешки» второй младшей группе

Конспект во  второй младшей группе по художественно - эстетическому развитию«Веселые матрешки" Цель: познакомить детей с историей возникновения и создания народной игрушки - матре...

Конспект интегрированного занятия «Весёлые матрешки»

Конспект интегрированного занятия "Веселые матрешки"....

«Весёлые матрешки»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №16муниципального образованияУсть-Лабинский районКонспект образовательной деятельно для подготовительной...

Интерактивная игра "Мы весёлые матрешки"

Данная игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста по развитию сенсорных эталонов....