Консультация для воспитателей «Цвет как одно из главных средств развития художественных способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования»
консультация по рисованию на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад « Ромашка»
Консультация для воспитателей
«Цвет как одно из главных средств развития художественных способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования»
Довгань Т.В.
воспитатель
Советский
Как весело рисуют дети Доверчивые чудеса- Не Истину и Добродетель, А человечка или пса... И пёс неистов и оранжев, В зубах зелёное : " Гав-гав!" И, радуги разбудоражив, Конь скачет о шести ногах. А над конём летит сорока, Летит дорога под коня, Хохочет солнце кособоко, И улыбается луна...
И человечек - огуречик , С овальным розовым брюшком Так беззаботен, так доверчив, На том коне сидит бочком. Он твёрдо знает, что доскачет, Застенчивый до немоты, И в руки маленьких циркачек Положит красные цветы... Дитя! От мыслей безрассудных Меня чертою отдели. Пусти, пусти меня в рисунок И в добром мире посели! ( Давид Самойлов)
В этом стихотворении Давид Самойлов очень точно охарактеризовал особенности детского изобразительного творчество. Ведь ребёнок всё воспринимает по-своему, и процесс создания рисунка приближается к игре. Многие деятели науки и искусства очень трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не нарушать примитивную целостность их эстетического освоения мира, не навязывать своё взрослое мироощущение. Рисуя дети обычно пользуются одними теми же карандашами и красками, не стремясь и не умея создавать новые цвета и оттенки. Почти не используют цвет для того чтобы выразить настроение и своё отношение к изображаемому.
А многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных учёных ( Евгении Александровны Флёриной, Н.П. Сакулиной, Н.Б. Халезовой, Т.С. Комаровой, Я. Шибановой и многие друге) убедительно показали, что без целенаправленного руководства, понимания и поощрения со стороны взрослых дети начинают ощущать творческую беспомощность и , становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности.
Практика показывает, что чаще всего сам воспитатель не имеет склонностей к рисованию, не владеет правилами т техникой работы с акварелью. гуашью. Малое количество учебных занятий по изобразительной деятельности, дающие небольшой объём знаний и умений в отношении передачи формы, строения предметов и цвета. И исходя из этого можно прийти к выводу о необходимости рассматривания и изучения данной проблемы. Проблема исследования заключается в том, что педагоги в преподавании изобразительной деятельности детям не хотят ждать успешных результатов детей в рисунке и начинают форсировать процесс обучения и одним из печальных результатов является превращение художественных образов в застывшие шаблоны. Воспитатель строит процесс обучения на основе копирования заданного им образа, а ребёнок податлив и ему значительно проще нарисовать по образцу, чем на основе собственных представлений об этих предметах. Благодаря этому, закрепляется шаблоны в индивидуальном опыте ребёнка.
Поэтому нам надо изучить этот вопрос и найти решение этой проблемы. Чтоб дети полноценно развивались в изобразительной деятельности, чтоб присутствовало в их работах яркость красок, выражение своих чувств, эмоций цвете.
Как рождается цвет? Благодаря свету. Чем ярче цвет, тем ярче краски окружающего мира. Чем больше света, тем больше радости.
Но вот вопрос: одинаково ли все люди видят краски окружающего мира? Нас с Вами больше интересует конкретные вопросы: Как воспринимают цветной мир дети дошкольного возраста и как влияет качество восприятия цвета на их художественное развитие.
По мнению отечественных и зарубежных педагогов и психологов, у детей дошкольного возраста развитие восприятия осуществляется гораздо интенсивнее, чем становление произвольности движений, от которых зависит развитие ручной умелости.
Ребёнок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму, цвет, строение предметов, но и красоту окружающей его действительности: учиться любоваться нежной зеленью растений, радоваться красоте цветов.
Однако отношение детей к цвету как к свойству, присуще данному предмету, неустойчиво. Поэтому, повторяя изображение какого-либо предмета, ребёнок может изменить его окраску по своему вкусу. На эту особенность детей 5-го года жизни указывала Н.П. Сакулина. По её наблюдениям лишь к 5-6 годам локальный цвет некоторых предметов усваивается детьми как обязательный признак. Однако и в старшем возрасте сохраняется тенденция к выбору цвета независимо от реальной окраски изображаемого.
Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Уважаемые воспитатели, как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно? (ответы воспитателей) Нетрадиционно - не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью. Не придерживаясь традиций.
Подберите слова синонимы к слову «нетрадиционно» (ответы воспитателей) Слова – синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.
Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»? (ответы воспитателей)
Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Цели нетрадиционной изобразительной деятельности:
1.Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности;
2.Развивать умения самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.
Задачи:
1.Прививать и поддерживать интерес к нетрадиционным техникам рисования: создавать предметно-развивающую среду по художественному творчеству;
2.Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования; находить нестандартные (креативные) способы изображения предметов и явлений;
3.Развивать изобразительные умения, навыки, систематизировать полученные знания;
4.Развивать технические художественные умения и навыки по принципу: от простого к сложному (переход от простых нетрадиционных способов изображения к более сложным);
5.Продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;
6.Расширять представление о прекрасном через наблюдение в природе, рассматривание красивых предметов интерьера, репродукций художников, иллюстраций в книгах, альбомах, прослушивание классической музыки, посещение красивых и культурных мест в городе: художественных салонов, выставок.
7.Сплотить детский коллектив путем совместного творчества.
8.Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
9.Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
10.Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
11.Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:
•Способствует снятию детских страхов;
•Развивает уверенность в своих силах;
•Развивает пространственное мышление;
•Развивает в детях свободно выражать свой замысел;
•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
•Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;
•Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;
•Развивает мелкую моторику рук;
•Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
•Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.
Нетрадиционное рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами сверстников.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.
В художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Художественное творчество очень важно при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.
В работе нужно использовать такие формы организации как: целевые прогулки, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.
Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании.
Успехов в развитии творческих способностей у ваших воспитанников!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования"
Проектная деятельность стала частью учебного процесса и в нашем ДОУ. Это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности...
Инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».
Идея опыта подразумевает работу с дошкольниками, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к изодеятельности и различный уровень художественно-творческого развития....
Проект: «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».
Проект: «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования»....
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»
материал о том, как расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников; познакомить педагогов с одним примером из многообразных техни...
Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования - эбру.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания....
Проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».
Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, удивляться и радоваться миру...
2019 АТТЕСТАЦИЯ Представление педагогического опыта воспитателя Чичеватовой Т.Ю. по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования".
Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Чичеватовой Т.Ю.на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетр...