2019 АТТЕСТАЦИЯ Представление педагогического опыта воспитателя Чичеватовой Т.Ю. по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования".
материал

Татьяна Юрьевна Чичеватова

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Чичеватовой Т.Ю.

на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peredovoy_pedagogicheskiy_opyt.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Чичеватовой Т.Ю.

Тема опыта: Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования.

Актуальность:

В современном обществе проблема развития детского творчества актуальна и развитие творческой личности является потребностью нашего государства. Нормативные документы Закон об образовании РФ, ФГОС ДО, Типовое положение ДОО подтверждают, что наше государство нуждается в творческой личности. Наличие творческих способностей, воображения и мышления обеспечивает успешность каждого ребенка в его будущей профессии.

Каждый ребенок моей группы по-своему талантлив, но все ли добьются успехов в дальнейшем, зависит от того как будет развит этот талант. Именно в дошкольном возрасте формируются творческие способности. Большую возможность для развития творчества дают занятия изобразительной деятельностью. Работая с детьми в течение нескольких лет, я увидела закономерность, что детям не хватает уверенности в успехе, умения принимать решение самостоятельно, творческого воображения. Рисование карандашами и кистью требует определенных умений и навыков. А отсутствие этого умения приводит детей к неуверенности в своих силах. Для решения этой проблемы мной была изучена психолого-педагогическая литература. Меня заинтересовали нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники создают ситуацию успеха у моих воспитанников и мотивируют у них желание к такому рисованию. Так же позволяют преодолеть неудачи в данном виде творчества, у ребенка появляется возможность выбора к  созданию нового и оригинального.

Основная идея опыта: 

       Ведущая педагогическая идея опыта заключается в  том, чтобы способствовать развитию творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования. Развитие творческих способностей предаст детям уверенности в своих силах и умениях.

Цель опыта: развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования.

Задачи опыта:

- развивать умение сочетать традиционные и нетрадиционные техники рисования;

- научить дошкольников использовать нетрадиционные техники рисования;

- развивать у детей творческое воображение, творческие способности;

- формировать у дошкольников эстетический вкус;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Теоретическая база моего опыта основана на исследованиях, посвященных проблеме развития творческих способностей, которую изучали  Н.П. Сакулина, Н.Б. Холезова, ряд исследователей Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева  и др. Я использовала идеи данных авторов в своей работе для написания перспективных планов, проведения мониторинга.

Мной были изучены методические пособия:

«Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский;

«Художественное творчество в детском возрасте» Н.А. Ветлугина;

 «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7лет» К.К. Утробин, Г.Ф. Ветлугин.

У данных авторов я взяла для себя специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

Проанализировав литературные источники, для работы с детьми я составила систему работы по нетрадиционной технике рисования, которая ежегодно утверждается на педагогическом совете ДОО.

Новизна моего педагогического опыта заключается в том, что опираясь, на опыт изученных исследователей и авторов книг, мной была создана система  по развитию творческих способностей через нетрадиционные техники рисования.

Из методической литературы я выбрала много различных видов нетрадиционных техник рисования и разделила их.

С детьми младшего дошкольного возраста мы осваивали такие техники как: отпечатки, рисунки ладошками и пальчиками, рисование ватными палочками, монотипия.

Для детей старшего дошкольного возраста я брала более сложные техники: рисование пеной, мыльными пузырями, рисование по мокрому, кляксография, рисование солью, манкой, чаем, набрызг краской.

Педагогическая работа по развитию творческих способностей проводилась поэтапно:

  1. Подготовительный этап – диагностический.

-  изучение научно-познавательной  литературы;

- сбор  методического и дидактического материала для диагностики занятий;

- анкетирование педагогов и родителей по данной теме;

- составление плана работы, конспектов НОД.

  1. Основной.

– организация совместной работы  с детьми, родителями, педагогами;

-  внедрение инновационных технологий в работу с детьми;

-  обогащение предметно-развивающей среды в группе.

В обеспечение реализации творческого развития  воспитанников использовала следующие  методы: наблюдение, демонстрация, использование объяснения, рассказ, чтение, беседа, игровых упражнений.

Мной были использованы следующие формы работы с детьми: НОД совместная деятельность детей и педагога, праздники и развлечения, организация конкурсов рисунков, изготовление творческих работ в качестве подарков.

Формы организации НОД по нетрадиционному рисованию: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Мной составлена система работы для родителей.

1. «Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие и воспитание дошкольников» - мастер-класс.

2. «Мы рисуем вместе» - консультация.

3. «Нетрадиционные техники рисования» - методическая копилка моделей рисунков.

4. « Как выбрать материалы для рисования» - советы.

5. «Ручки и краски» - открытое занятие НОД.

6. «Глазами наших детей» - выставка работ.

          В работе с родителями воспитанников по проблеме развития детского творчества, использую активные формы: дни открытых дверей, папки-ширмы, круглый стол.

Мною был подготовлен материал для выступлений на методических мероприятиях детского сада, где я делилась своими наработками и практикой работы по данной теме.

Работа с педагогами включала в себя следующее: консультации, мастер-классы, семинар-практикум, открытые занятия.

В группе созданы все необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья детей.

Создан «Центр рисования»,  где каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься творчеством.

В центре художественного творчества  в сочетании с традиционными материалами  подобран разнообразный нетрадиционный изобразительный материал.

  1. Итоговый.

- проведение мониторинга детей и подведение итогов работы;

- подбор методических рекомендаций для педагогов и родителей;

- представление материалов педагогического опыта на педсоветах.

Мониторинг творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования осуществлялся на основе педагогической диагностики Т.С. Комаровой.

Уровень творческих способностей воспитанников был исследован по следующим критериям: оценка уровня владения техниками нетрадиционного рисования, оценка уровня процесса деятельности, оценка результатов деятельности, оценка творческого воображения дошкольников.

Высокий: дошкольник создает разнообразные тематические образы на основе сформированных умений, высказывает эстетические выводы и суждения.

Средний: дошкольник пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения  не проявляются. Ребенок испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических выводах и оценках.

Низкий: дошкольник не создает художественные образы. Не владеет средствами выразительности, практическими навыками и умениями. Не рассуждает и не оценивает.

Результаты мониторинга представлены на Рисунке 1.

Рисунок 1- уровень творческих способностей дошкольников.

Сравнительная диагностика художественно-творческих способностей в начале работы и в конце работы показала, что высокий уровень развития увеличился на 20%, составляет 80%, средний уменьшился на 10%, составляет 20%, низкого уровня не выявлено.

В целом, подводя итоги мониторинга можно сказать, что организация работы по развитию творческих способностей дошкольников позволила активизировать творческие возможности детей.

В ходе проведенной работы с педагогами нашего учреждения было отмечено, что у педагогов повысился интерес к нетрадиционным техникам рисования и также уровень знаний по теме.

Родители наших дошкольников познакомились с техниками нетрадиционного рисования, получили новую и полезную информацию. Родители являются активными участниками системы работы по развитию творческих способностей детей.

По результатам диагностики можно судить о достижении намеченной цели. Эффективность применения нетрадиционных техник  в рисовании доказана.

Положительным результатом можно считать, что в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы, оформляется предметно - окружающая среда. Хорошим результатом своей работы считаю участие моих воспитанников в творческой жизни детского сада.

Организация моей работы была не трудоемкой при наличии художественных материалов, моделей рисунков в нетрадиционной технике рисования, дидактической базы.

Для выполнения нетрадиционных техник рисования нужны были определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека.

Сложность при применении нетрадиционных техник рисования в работе заключалась в разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей, но подбор методической литературы помог преодолеть проблему.

Педагогический опыт проведенной работы может быть интересен педагогам ДОО, детских центров, родителям.

Можно сказать, что деятельность детей всегда должна быть мотивированной, желанной и приносить лишь только радость. Лишь при этом условии ребенок оказывается способен выразить свои эмоции и впечатления.

При методически правильной организации специального обучения возможно успешное овладение детьми нетрадиционной техникой рисования и развитие творческих способностей.

В дальнейшем я планирую не только развивать творческие способности дошкольников, через нетрадиционную технику рисования, по сложившемуся опыту работы, но и продолжать саморазвитие по данной теме.

Список литературы

1. Давыдова Г.Н.  Пластилинография –2.-М: Издательство «Скрипторий

  2003», 2008.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.                               Часть 1. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.     Часть 2. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

4. Курочкина Н.А.  Дети и пейзажная живопись.- Санкт-Петербург-«Детство», 2004;

 5. Комарова Т.С.  Дети в мире творчества. М., 1995.

 6. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М.: Педагогическое общество    России, 2000

 7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Педагогика, 1990.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования"

Проектная деятельность стала частью учебного процесса и в нашем ДОУ. Это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности...

Инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».

Идея опыта подразумевает работу с дошкольниками, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к изодеятельности и различный уровень художественно-творческого развития....

Проект: «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».

Проект: «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования»....

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»

материал о том, как расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников; познакомить педагогов с одним примером из многообразных техни...

Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования - эбру.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания....

План по самообразованию Тема: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

Торопкина Дарья ГеннадьевнаПлан по самообразованиюТема: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»...

План по самообразованию Тема: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

План по самообразованиюТема: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»...