Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества (по программе Т. С. Комаровой)
консультация по рисованию (старшая группа) на тему

Тертова Елена Михайловна

Для оценки художественного творчества детей большее значение имеют как количественные показатели, так и эмоционально-эстетические и интеллектуальные качественные критерии. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательно

«Детский сад№233 ОАО «РЖД»

Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества                                               (по программе Т. С. Комаровой)

Воспитатель: Тертова Е.М.

Для оценки художественного творчества детей большее значение имеют как количественные показатели, так и эмоционально-эстетические и интеллектуальные качественные критерии. 
Поэтому мы выделяем в диагностическом исследовании два этапа – первый из которых заключается в анализе продукта деятельности детей, а второй содержит в себе анализ процесса деятельности. Эти показатели выводятся в количественную оценку на основе выделенных показателей и их числовых значений. 
Анализ продукта деятельности
Подразделив качественные показатели по видам рисования (предметное, сюжетное и декоративное) мы выделили ряд критериев: 
1. Предметное рисование
Передача формы 
А) форма передана точно – 3 балла
Б) есть незначительные искажения – 2 балла
В) искажения значительные, форма не удалась – 1 балл
Строение предмета
А) правильно нарисованы все части предмета– 3 балла
Б) есть незначительные искажения – 2 балла
В) строение передано не точно– 1 балл
Пропорции
А) пропорции переданы точно – 3 балла
Б) есть незначительные искажения в передаче соотношения частей – 2 балла
В) пропорции не верны (значительные искажения) – 1 балл
Решение в цвете
А) ребенок использует сложную цветовую палитру, смешивая краски и красиво подбирает нужные оттенки – 3 балла
Б) цвета переданы правильно но не точно (цвет не смешан на палитре, а взят из баночки) – 2 балла
В) цвета не соответствуют предметам, ребенок использует лишь 1-2 краски, а не все имеющиеся – 1 балл
2. Сюжетное рисование
Расположение на листе 
А) предметы расположены с применением простейшей перспективы (загораживание) – 3 балла
Б) предметы расположены на полосе листа без применения загораживания – 2 балла
В) предметы расположены на листе хаотично – 1 балл
Композиционный замысел
А) замысел подчерпнут из реальной жизни ребенка и вызывает яркое эмоциональное отношение – 3 балла
Б) ребенок срисовывает или рисует заученный сюжет – 2 балла
В) ребенок не имеет замысла, задача вызывает у него трудность – 1 балл
Передача движения
А) движение передано достаточно четко – 3 балла
Б) движение передано неопределенно – 2 балла
В) изображение статичное – 1 балл
Соотношение предметов по величине
А) Предметы нарисованы с учетом из пропорциональных связей – 3 балла
Б) Соотношение верно лишь отчасти (некоторые предметы переданы верно, а то что ребенку кажется значимым – крупнее) – 2 балла
В) Предметы не имеют связей– 1 балл
Цветовая гармония
А) ребенок использует сложные цвета (смешанные на палитре) с верным их расположением – 3 балла
Б) цвета не смешанные, ребенок рисует чистой краской– 2 балла
В) ребенок использует 1-2 краски, палитрой не пользуется – 1 балл
3. Декоративное рисование
Композиция в составлении узора
А) композиция равновесна и гармонична – 3 балла
Б) Есть недочеты в композиции узора– 2 балла
В) композиция не верна – 1 балл
Владение кистью
А) ребенок свободно владеет кистью – 3 балла
Б) часто забывает как работать кистью, изображение имеет недочеты – 2 балла
В) не владеет кистью – 1 балл
Правильность исполнения элементов
А) все элементы росписи изображены в целом верно – 3 балла
Б) некоторые элементы не удались – 2 балла
В) элементы изображены не верно, рисунок не удался – 1 балл
Решение в цвете
А) ребенок использует цвета, приближенные к цветам промысла; различимы оттенки – 3 балла
Б) оттенки не различимы, палитрой не пользуется (почти не пользуется) – 2 балла
В) цвет не соответствует действительному – 1 балл
Все баллы суммируются по каждому ребенку. Соответственно максимальное количество баллов - 39, минимальное – 13.
Анализ процесса деятельности
1. Характер линии
Этот критерий включает в себя четыре группы показателей:
А) характер линии 
1) слитная – 3 балла
2) прерывистая – 2 балла 
3) дрожащая (жесткая, грубая) -1 балл
Б) Нажим 
1) средний-3 балла
2) сильный, энергичный, иногда продавливающий бумагу-2балла
3) слабый (иногда еле видный) -1балл
В) Раскрашивание (размах) 
1) мелкими штрихами, не6 выходящими за предел контура – 3 балла
2) крупными, размашистыми движениями, иногда входящими за предел контура-2 балла
3) беспорядочными линиями (мазками, не уменьшающимися в пределах контура-1 балла
Г) регуляция силы нажима
1) регулируется сила нажима – 3 балла
2) не всегда регулируется сила нажима и размах -2 балла
3) не регулируется сила нажима, выход за пределы контура – 1балл
2. Регуляция деятельности
А) Отношение к оценке взрослого
1) адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности – 3 балла
2) эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается) -2 балла
3) безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется) - 1 балл
Б) Оценка ребенком созданного им изображения
1) адекватна – 3 балла
2) неадекватна – 2 балла
3) отсутствует – 1балл
3. Эмоциональное отношение к деятельности (насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относиться
А) к предложенному заданию
1) сильно
2) средне
3) безразлично
Б) к процессу деятельности
1) сильно
2) средне
3) безразлично
В) к продукту собственной деятельности
1) сильно
2) средне
3) безразлично
3. Уровень самостоятельности
1) Выполняет задание самостоятельно без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами
2) Требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко
3) Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается
4. Творчество 
1) самостоятельность замысла
2) Оригинальность изображения
3) Стремление к наиболее полному раскрытию замысла
Оценка детских работ по критерию «Творчество» дается педагогом в описательной форме носит качественный а не количественный характер и дается в описательной форме. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы на тему "Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей раннего возраста"

    Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и резуль...

Презентация "Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей раннего возраста"

изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных приемов является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно прояв...

Статья: "Изобразительная деятельность в развитии творчества и воображения у детей дошкольного возраста"

Статья о развитии творческих способностей у детей через изобразительную деятельность, а также о важности рисования у детей...

«Изобразительная деятельность и развитие творчества детей подготовительного дошкольного возраста через нетрадиционные формы изображения»

АннотацияПроект «Изобразительная деятельность и развитие творчества детей  подготовительного дошкольного возраста через нетрадиционные формы изображения» направлен на воспитание ...

Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей раннего возраста.

Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в то...

конспект по самообразованию «Изобразительная деятельность и развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования»

Создать условия для развития изобразительной деятельности и развития творчества детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования....