Конспект занятия на тему " городецская роспись"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Орлова  Екатерина Владимировна

Цель: Формировать умение рисовать городецкую роспись

Задачи:

1)      Речевое:

  • Развивать умение называть правильно знакомые слова;
  • Учиться высказывать свое предложение на основе работы с иллюстрацией.
  • Умение доносить информацию в доступной форме.

2)      Социально-коммуникативное:

  • Формировать умение бережного отношение к собственному труду.
  • Закрепить знания о технике безопасности при работе с инструментами.
  • Знать основные моральные нормы поведения.
  • Знания о гигиене организации рабочего места

3)      Познавательное:

  • Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи.
  • Положительное отношение к занятиям предметно - практической деятельностью.
  • Умения активно включаться в учебную деятельность

4)      Художественно-Эстетическое:

  • Формировать практические умения и навыки рисования с образца
  • Формировать умение правильно использовать последовательность красок.

5)      Физическое:

  • Формировать умение правильно сидеть за столом.
  • Развитие мелкой моторики.

Предварительная работа: Будем учиться рисовать городецкую роспись

Словарная работа: Элемент, роспись, последовательность.

Материалы: Картинки иллюстрации, конспект.

Инструменты: Краски, кисточки, бумага.

Образовательные интернет – ресурсы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4

Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Изобразительная деятельность в подготовительной группе

Тема: Городецкая роспись

Педагогические технологии: Информационно-коммуникационные, изобразительное.

Выполнил воспитатель

ГБДОУ детский сад №4

Приморского района Санкт-Петербурга

Зеленова Е.В.

Санкт-Петербург

2018

Цель: Формировать умение рисовать городецкую роспись

Задачи:

1)        Речевое:

  • Развивать умение называть правильно знакомые слова;
  • Учиться высказывать свое предложение на основе работы с иллюстрацией.
  • Умение доносить информацию в доступной форме.

2)        Социально-коммуникативное:

  • Формировать умение бережного отношение к собственному труду.
  • Закрепить знания о технике безопасности при работе с инструментами.
  • Знать основные моральные нормы поведения.
  • Знания о гигиене организации рабочего места

3)        Познавательное:

  • Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи.
  • Положительное отношение к занятиям предметно - практической деятельностью.
  • Умения активно включаться в учебную деятельность

4)        Художественно-Эстетическое:

  • Формировать практические умения и навыки рисования с образца
  • Формировать умение правильно использовать последовательность красок.

5)        Физическое:

  • Формировать умение правильно сидеть за столом.
  • Развитие мелкой моторики.

Предварительная работа: Будем учиться рисовать городецкую роспись

Словарная работа: Элемент, роспись, последовательность.

Материалы: Картинки иллюстрации, конспект.

Инструменты: Краски, кисточки, бумага.

Образовательные интернет – ресурсы

Ход занятия

  • Какие народные промыслы вы знаете?

Д: Дымковская.

  • Посмотрите на слайд, скажите, как называется этот промысл?

Д: Городецкая роспись

  • Сегодня будем учиться, рисовать городецкую роспись.
  • А сейчас вас познакомлю с сказкой

•        Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом.

«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.

Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.

Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер… Перемахнул конь за городские стены и пустился в путь. Не сумели враги остановить, задержать мастера и его коня. Конь был сильный, могучий и быстрый как ветер. Привел мастер подмогу и смогли жители отстоять родной город, победить врагов. С тех пор вороной чудо-конь стал символом городецких художников.

•        История о городке.

На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Особой известностью пользовались городецкие прялки.

Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

Д:Слушают.

III. Основной этап. Развитие умений.

Послушайте рассказ.

•        Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом.

«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.

Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.

Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер… Перемахнул конь за городские стены и пустился в путь. Не сумели враги остановить, задержать мастера и его коня. Конь был сильный, могучий и быстрый как ветер. Привел мастер подмогу и смогли жители отстоять родной город, победить врагов. С тех пор вороной чудо-конь стал символом городецких художников.

•        История о городке.

На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Особой известностью пользовались городецкие прялки.

Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

•        Что вы узнали о Городецкой росписи?

Д: Что город был давно еще при Юрии Долгоруком. Он сгорел. Но потом опять восстановился. Жители деревни занимались рисованием дерева. Люди приезжали и покупали у них посуду, мебель  и т.д. Мастер Лазарю Мельникову создал в росписи цветы, розаны и.т.д

•        Давайте с вами посмотрим Городецкую роспись. ( Презентация слайды)

•        Основные приемы городецкой росписи

Д. Рассматривают

•         А теперь посмотрим элементы.

Осматривают

•        Какие с вами увидели элементы?

Д: Круги, полосы, капельки и т.д

•        Какие цвета использовали в росписи?

Красные, Зеленые.

•         Сегодня на занятии мы с вами потренируемся рисовать элементы Городецкой росписи.

•        Городецкая роспись - это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России.

•        Назовите символы, которые увидели в росписи.

•        Городецкая роспись символична. Давайте с вами узнаем обозначение этих символов.

•         Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах. Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан. Но от того что изображалось все это крестьянскими художниками, создался чрезвычайно своеобразный стиль росписи, в котором помпезность и вычурность городских элементов наивно перемешаны с простодушием и искренностью, свойственными простому народу.

•        С какими символами мы с вами познакомились? Что они обозначают? Д: Конь, обозначает Символ богатства.

•        Городецкие мастера пишут свои работы масляными красками. А мы с вами будем выполнять роспись гуашью.

•        Для росписи желательно иметь хотя бы три кисти: беличью художественную (№2 или №3 и № 1)

•        Техника исполнения городецкой росписи: подмалевок и оживки

•        Городецкая роспись выполняется в два этапа: подмалевок и оживки. А цветы — в три этапа.

•        Движки́ (оживки, отметки) —могут иметь форму мазков, пятен, линий и т. п. Движки очень оживляют изображение, их иногда называют «оживками».

•        Подмалёвок — вариант эскиза в живописи, начальный этап работы над картиной, представляющий собой нанесение на холст композиции будущей работы, раскладка основных цветовых «пятен», грубая проработка объёма и формы основными тонами краски. Предназначается для последующей точной прорисовки.

•        Для подмалевка используются широкие плоские кисти — флейцы. Флейц обмакивают в краску и закрашивают сразу все фигуры расписываемого изделия (обычно в 5-6 цветов). Например, все кони целиком закрашиваются черной краской, кроме сбруи, окрашиваемой киноварью. Также черной краской закрашивают туловища птиц, краплаком — хвосты птиц, голубым и розовым — подмалевки цветов, а зеленым — крылья птиц и листья.

•        После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи.

Когда выполнен подмалевок всего изделия, начинается второй этап — "оживки".

И выполнение оживок — это художественный прием и чтобы их хорошо сделать, придется немало потренироваться. Кончик кисти обмакивают в белую краску и поверх всех подмалевков наносится множество точек и различных мазков, которые в считанные минуты так разительно преображают облик нашей росписи. Не нужно рассыпать белые точки с щедростью. Делать этого нельзя ни в коем случае: все хорошо лишь в меру. Еще Шекспир заметил: «Не будь ни расточителем, ни скрягой. Лишь в чувстве меры — истинное благо».

Осталось рассказать, что, когда мы делаем оживки, белые мазки бывают нескольких видов. Это дуги, капельки, штрихи и точки. Главное, делая оживки, кисть надо держать в руке отвесно и касаться изделия самым тонким кончиком кисти, чтобы мазки получались аккуратные, изящные и упругие: от оживок зависит вся красота городецкой работы.

•         А теперь мы с вами узнали про элементы росписи.

•        Давайте с вами потренируемся рисовать элементы.

•        Посмотрите на слайд. Скажите название элементов.

•        Теперь с вами потренируемся с точками.

•        Берем краску черную.  Начинаем с левой стороны сверху . С начало посмотрите . Вместе со мной, точку стараемся не делать слишком толстую. Что бы нарисовать красивую точку аккуратно. кончиками кисточки. Не нажимайте сильно на кисточку.

•        Молодцы, а теперь прорисуйте  деталь 1 раза. Я пройдусь, посмотрю.

•        Молодцы потренировались, а теперь потренируемся со штрихами.

•        Берем черную краску.

•         В нижнем углу с левой стороны, где есть место.

•         С начало смотрим. Потом вместе со мной .Берем кисточку  проводим линию с право на лево на искосок.   Линии  должны быть одинаковые по размер и ширина должна быть одинакова. Рисуем 5линий.

•         С начало смотрим потом вместе со мной. А теперь на этих линиях рисуем так же только с лево на право. Вниз направление линий должно быть.

•        Так прорисуйте еще 1 раза. Посмотрю, как вы рисуете.

•        Молодцы, теперь с вами переходим к элементам сложнее.

•        Элемент дуги.

•        Берем теперь красную краску. Рисуем по середине.

•        С начало нарисуем с  вами спиральку. Ставим точку ведем круговыми движениями.  Вместе со мной.

•        Нарисуйте еще 1 раз.

•        Переходим к следующему элементу.

Начинаем с левой стороны проводим дугу не отрывая руку, проводим еще один раз.

•        Нарисуйте один раз самостоятельно я посмотрю.

•        Рисуем  с начало 1 дугу, а потом две рядом. Эта дуга напоминает нам серп луны.

•        Вместе со мной начинаем.

•        Последний элемент. Капельки

Капелька рисуется с сверху вниз.

Второй элемент с лево на право.

 Молодцы хорошо постарались.

Скажите, какая тема была нашего занятия? Д:Городецская роспись.

Чему вы научились? Д:Рисовать Элементы. Какие элементы? Д: Капельки, розы, круги. Молодцы, убираем свои рабочие места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Хохломская роспись"

В конспекте занятия раскрывается история зарождения хохломской росписи, элементы росписи, легенда появления красного и черного цветов в росписи....

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ по теме ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству....

Конспект НОД на тему: «Гжельская роспись. Сказочная гжель» в подготовительной группе

Интегрирование художественно-эстетической области с познавательной и развитием речи.Вид деятельности: продуктивная, коммуникативная.Форма работы: групповая.Цель: Расписать готовые глиняные тарел...

Интегрированное занятие на тему "Хохломская роспись".

Обобщить и щакрепить знание детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью, видеть и выделять характерные элементы росписи...

Интегрированное занятие на тему "Хохломская роспись".

Обобщить и закрепить знание детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись,показать предметы, расписанные этой росписью, видеть и выделять характерные элементы росписи....

Конспект открытого занятия по теме "Городецкая роспись"

Тема: «Городецкая роспись»Тип занятия: изучение нового материала, практическийТехнология занятия: рисование кистьюЦель: познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством ...

Конспект проведения занятия на тему: «Хохломская роспись на тарелочке» по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста

Программное содержание:- продолжать учить детей рассматривать хохломские изделия, выделяя характерные элементы узора: травка, ягодки, цветы, листья, основу узора-завиток, который завивает все предметы...