Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
статья по рисованию (старшая группа) на тему
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_no2_kolmakova.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
Воспитатель Колмакова Елена Владимировна
Современная система дошкольного образования направлена на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя, опираясь на имеющийся природный потенциал, и подготовиться к непрерывному развитию своих способностей.
Современному обществу необходим качественно новый путь развития, который требует от каждого: быть творческими, способными нестандартно мыслить, оригинально решать поставленные задачи, преобразовывать окружающую действительность
Решающим фактором, способным изменить общество, является образование. В числе приоритетных стратегий модернизации образования является развитие творческого потенциала личности дошкольников. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, в ней наиболее полно проявляются разные стороны развития ребенка.
Однако при изучении научно-методической литературы по данному направлению, нами было обозначено противоречие между признанием больших возможностей нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей и редким использованием их в работе с детьми, а также между наличием педагогических технологий нетрадиционного рисования и недостаточным владением ими воспитателями ДОО.
Осознание значимости проблемы по использованию нетрадиционной техники рисования побудило меня к проведению углубленной работы, основной целью которой является
Цель: Создание условий для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические основы развития творческого воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования;
2. Рассмотреть формы, методы и приемы обучения детей нетрадиционным техникам рисования;
3. Подобрать и апробировать систему занятий по нетрадиционному рисованию, направленную на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать методические рекомендации по развитию творческого воображения дошкольников средствами обучения нетрадиционным техникам рисования;
5. В рамках мониторинга проследить динамику развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.
Обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
Чтобы решить поставленные задачи были определены этапы и направления работы. На 1 этапе был разработан перспективный план по нетрадиционному рисованию дошкольников. Затем я изучила развивающую предметно – пространственную среду группы. Определила формы, методы и приемы обучения детей нетрадиционным техникам рисования. Были подготовлены конспекты образовательной деятельности, педагогические беседы с родителями. Родители группы были задействованы в оформлении уголка изобразительного творчества, изготовлении дидактических игр и пособий по нетрадиционному рисованию.
На втором этапе мы попробовали многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе детям. Использование нетрадиционных техник рисования так же включает в себя экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования. Рисование необычными материалами: (зубной щёткой, расческой, поролоном, пробками, целлофаном, пенопластом, катушкой ниток, свечей, солью, трубочками и т.д.), оригинальными техниками, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
Рисование пальчиками.
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск смятой бумагой.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Оттиск пробкой.
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и пробка.
Оттиск печатками из картофеля.
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Оттиск поролоном.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Возраст: любой.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, инициативы, выражения индивидуальности, проявлению самостоятельности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Анализируя проделанную работу, направленную на развитие творческого воображения дошкольников в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, стали проявлять инициативу. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом. Успешное развитие творческих способностей детей зависит от:
1. Создания условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира.
2. Взаимодействия и сотрудничества педагогов, детей, родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...
Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
Система работы состоит из комплекса непосредственой образовательной деятельности (16 занятий), творческих игр, работы с родителями, работы с воспитателями, организации педметно – развивающей среды.Про...
Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования...
Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» в старшей группе
-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих...
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования для детей с ОВЗ.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Самыми простыми и доступным...
Консультация для воспитателей «Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
Опыт работы воспитателя. Нетрадиционные техники рисования «Ребенок в мире красок»....
Доклад "Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования"
Педагогический совет. Протокол №2Тема: «Художественно-творческое воспитание детей и создание комфортной обстановки ДОУ.»...