"Тест рисуем человека"
консультация по рисованию на тему
Проективный тест в помощь родителям, педагогам и просто тем кому интересно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тест ДДЧ (дом дерево человек) | 77.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Рисуночный тест «Человек»
Один из самых распространённых проективных рисуночных тестов, это тест ДДЧ — «Дом. Дерево. Человек». Он работает с архетипами и поэтому очень точно диагностирует проблемы из нашего подсознания.
(проективные тесты в помощь родителям, педагогам, интересующимся...)
Проективные тесты используются в работе психолога для : а) диагностики внутреннего эмоционального состояния ребёнка и б) вытаскивания наружу проблем, глубоко сидящих в подсознании взрослого человека.
Один из самых распространённых проективных рисуночных тестов, это тест ДДЧ — «Дом. Дерево. Человек». Он работает с архетипами и поэтому очень точно диагностирует проблемы из нашего подсознания.
Принято считать, что дети не могут чётко выразить в словах весь комплекс мучающих их проблем — поэтому к ним применяют рисуночные методики.
Но ведь то же самое можно сказать и о взрослых! Умные рассуждения взрослого человека о себе и своих делах — не проясняют, а чаще только ещё больше запутывают ситуацию. Ведь «язык используется для того, чтобы скрывать истину»...
Для более подробного ознакомления с этим азбучным положением психоанализа, я отсылаю Вас к статье«Выключи, пожалуйста, телевизор».
А мы переходим к первой части теста ДДЧ — собственно, к рисунку Человека.
Напоминаю, что рисуночный тест должен создаваться легко и непринуждённо, без мыслей о том, что «Вы не умеете рисовать». Если Вы умеете рисовать — создайте рисунок в стиле «наив».
Тем не менее — рисовать «тяп-ляп», наскоро — тоже никому не следует.
Создавая рисунок, нужно стараться, нужно пытаться вложить в него всё своё сиюминутное настроение, нужно не торопиться, но и не переживать о том, что не рисуешь, как настоящий Художник из Академии.
1. Возьмите лист бумаги формата А4.
2. Возьмите простой карандаш.
3. Нарисуйте, не торопясь, своего человечка.
А теперь, если Вы закончили рисовать, внимательно изучите
Ключ к тесту.
Первое, что мы сделаем — обратим внимание на
НАЖИМ КАРАНДАША.
Слабый нажим диагностирует
а) либо общую физическую вялость
б) либо эмоциональную подавленность,
Сильный нажим диагностирует
а) сильную эмоциональную напряжённость данного момента, или же
б) порывистый, импульсивный характер вообще.
ЗАШТРИХОВАННЫЙ\НЕЗАШТРИХОВАННЫЙ рисунок
Незаштрихованный рисунок (белый фон) означает незрелость, инфантилизм, неготовность отвечать за свои поступки.
Заштрихованный рисунок может быть заштрихован по-разному:
Сильно «затушёванный» рисунок (когда заштрихованность просто бросается в глаза) диагностирует:
- озабоченность какой-то конкретной проблемой, фиксацию на ней;
- повышенную тревожность как черту характера.
Перекрёстное штрихование выдаёт
- либо гиперконтроль (человек постоянно себя контролирует, играет роль, не снимает маски, не доверяет никому);
- либо постоянные навязчивые мысли и попытку борьбы с ними.
Стирание и исправление линий — попытка контролировать свою тревогу и своё поведение
Линии, не доведённые до конца — клиническая астения, истощение организма.
Линии, не попадающие в нужную точку — гиперактивность у детей, импульсивность у взрослых.
Аккуратность линий — представление о своём окружении как о несущем угрозу.
РАЗМЕРЫ ФИГУРЫ
Крупная фигура — тревога и стресс «здесь и сейчас»,
Гигантская фигура — желание экспансии (заполнение всего мира — собой) , неумение строить границы («Всё ваше — моё»), импульсивность
Маленькая фигура — депрессия, низкая самооценка, хроническая тревожность
РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ
Рисунок вверху — высокая самооценка
Рисунок внизу — низкая самооценка
Рисунок в углу — чувство вины, подавленность
Рисунок выходит за лист — страх, (или импульсивность)
СХЕМАТИЧНОСТЬ ИЛИ ДЕТАЛИЗАЦИЯ
Много разнообразных деталей в рисунке — демонстративность или творческое воображение (часто одно и другое — тесно переплетены)
Много однообразных деталей в рисунке — это либо:
а) ригидность (упёртость, стояние «на своём», отсутствие интереса к новациям),
б) тревожность «здесь и сейчас»,
в) стремление к перфекционизму.
Рисунок схематичен — возможны совершенно разные варианты (внимание!):
- астения,
- всё та же импульсивность,
- низкая эмоциональность,
- замкнутость как черта характера,
- подавленность «здесь и сейчас»
ВИД ФИГУРЫ (АН ФАС, ПРОФИЛЬ...)
Фигура стоит спиной — негативизм, конфликтность,
Фигура в профиль — негативизм,
Фигура в «три четверти» ничего не означает, означает только умение Автора рисовать,
Фигура лицом — ничего не означает.
ТИПАЖИ
Богач\бедняк — зацикленность на теме денег,
Военный — агрессивность (здоровая или нет — покажут другие детали),
Король, принцесса — очень высокая самооценка,
Роботы и пришельцы — их рисуют люди, испытывающие одиночество в группе, не вписывающиеся в коллектив, интроверты,
Клоун, шут — низкая самооценка,
Карикатурное изображение человека — демонстративность, негативизм, желание «уйти от разговора».
ЧАСТИ ТЕЛА
Если (кроме гениталий) какие-то части тела человека на рисунке отсутствуют, пропущены — это всегда означает одно: человек отрицает функцию этой части тела. Например, «забыв» нарисовать уши, человек показывает, что он не хочет кого-то или что-то слышать. Это часто трактуют как закрытость для критики. Однако это может означать и то, что человек просто устал от критики вполне конкретного лица, а не от критики вообще как таковой.
Укрупнение какой-либо части тела — всегда означает повышенный интерес к её функции,
Искажения в правой части рисунка — несоблюдение социальных норм и конфликты с людьми, которые контролируют эти социальные нормы.
Слишком крупное туловище — неудовлетворённость потребностей,
Слишком короткое туловище — низкая самооценка.
Слишком вытянутая фигура может говорить об:
- астении,
- либо о характере интроверта.
РУКИ
Длинные руки — страсть к накопительству,
Короткие руки:
- характер интроверта,
- склонность не идти до конца, «отступать»
Руки, прижатые к телу — сильное внутреннее напряжение,
Руки, сжатые в кулаки — попытка открыто проявить протест,
Ладони отсутствуют — нехватка общения или неумение общаться,
Очень большие ладони — очень высокая неудовлетворённость потребности в общении,
Заштрихованные (зачернённые) кисти и пальцы — конфликтность,
НОГИ
Длинные ноги — стремление к автономии от других людей, членов семьи (желание убежать),
Короткие ноги — подавленность,
Широко расставленные ноги:
- либо характер экстраверта,
- либо потребность в опоре
Плотно сведённые ноги — характер интроверта,
Маленькие или не прорисованные стопы:
- непрактичность, слабая ориентация в бытовых вопросах,
- пассивность,
- иногда — зависимость от других людей.
- чётко прорисованные ноги — уверенность в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Рисуем человека в движении"
Данный проект - продолжение работы педагога по обучению детей - дошкольников изображению мира людей, изображению человека в изобразительной деятельности. В средней группе дети познавали на практике ум...
Методические рекомендации по реализации проекта "Рисуем человека в движении" (Приложение 1)
Раскрываются и описываются методы и приемы, используемые при реализации педагогического проекта по обучению дошкольников 6-7 лет изображению человека в движении....
Презентаия к проекту "Рисуем человека в движении"
Презентация является дополнением к проекту по обучению детей подготовительной группы изображению человека в движении (в динамике), освещает основные моменты по итогам реализации проекта на практ...
Пособие "Рисуем человека"
Пособие "Рисуем человека"...
Влияние теста "Рисунок человека" на эмоциональную и социальную жизнь
Интерпритация теста Маховера и Гудинафа о раскрытии через рисунок ребенка его эмоционального состояния....
Тест «Рисунок человека» К.Маховер
Определение индивидуальных особенностей личности...
тест "Рисунок человека"
Тест "Рисунок человека"...