Методические рекомендации по реализации проекта "Рисуем человека в движении" (Приложение 1)
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) по теме

Казакова Надежда Константиновна

Раскрываются и описываются методы и приемы, используемые при реализации педагогического проекта по обучению дошкольников 6-7 лет изображению человека в движении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_1_proekt_chelovek_v_dvizhenii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

   Приложение 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

по реализации проекта

«Рисуем человека в движении»

                        Реализация проекта

«Рисуем человека в движении»

  1.     На первом этапе

         изучаем литературные источники и методические новинки по развитию и совершенствованию изобразительной деятельности по изображению мира людей детьми дошкольного возраста. Анализируем разделы по изобразительной деятельности в комплексных программах и в парциальных по задачам, касающихся работы по изображению человека и ознакомлению дошкольников с портретной живописью.

  1.     На втором этапе

разрабатываем перспективные планы занятий по обучению детей 6 -7 лет изображению человека в движении.

Составляем цикл занятий по ознакомлению детей выпускной группы с портретной живописью, используя  методические рекомендации Т. Комаровой и Н.Пантелеевой по ознакомлению с портретным жанром «Ознакомление детей 5-7 лет с искусством портрета», опубликованные В журнале «Дошкольное воспитание» (№№ 3 -5, 2005 г.)

                  3 этап

Непосредственная изобразительная деятельность детей.                

  Создание развивающей среды

1) Сначала составляем список необходимого дидактического материала по решению проблемы.

  2) По этому списку необходимо осуществить  подбор репродукций картин известных художников для проведения занятий по ознакомлению с портретной живописью.

3) Провести работу по созданию и изготовлению необходимых дидактических игр и пособий с целью обогащения предметно – развивающей среды, способствующей решению данной проблемы.

Рекомендуемые дидактические игры:

  1. Пособие «Как рисовать портрет»
  1. Пособие «Двигающийся человечек»
  2. Пособие «Палочные человечки»
  3. игры «Найди недостаток в портрете»
  4. «Составь портрет сказочного героя»
  5. «Семейный портрет»
  6. мозаика «Портрет»
  7. пособие «Схемы настроения»
  8.  «Придумай и собери портрет»
  9.  «Шапка-невидимка».

3) Приобрести  необходимую художественную и искусствоведческую литературу.

Методы, приемы, способы,

направления работы

 Систему работы по обучению детей изображению человека в движении составляют:

  1. занятия по ознакомлению детей с изоискусством,
  2. непосредственно занятия по обучению детей изображению человека в движении (рисование и лепка)
  3. включение в образовательный процесс разнообразных дидактических игр и пособий.                  

    Главное в успешной работе по обучению детей изображению человека – заинтересовать детей. И здесь большое значение имеет наличие разнообразного наглядного и иллюстративного материала. Начинаем с рассматривания наглядных пособий с изображенными фигурами девочки и мальчика. Обращаем внимание на основные пропорции, основные «части» тела. Оказывается, плечи шире головы, а руки спускаются вниз, доходя до середины бедра (Обычно руки на рисунках детей получаются очень короткими). Далее привлекаем детей к рассматриванию «живой натуры». Детям очень нравится позировать. Вызывается ребенок из группы. Это еще интересней и понятней. Дети рисуют «с натуры», стараясь понять, запомнить и передать основные пропорции. Так шаг за шагом дети подводятся к изображению фигуры человека в движении.

          Здесь неоценимую помощь оказывает использование пособий:

  1. «Палочные человечки»
  2. «Двигающийся человечек» на фланелеграфе
  3. Деревянная модель человека со сгибающимися в суставах  руками и ногами (магазин «ИКЕЯ»)

Дети изображают движения человека при помощи рисования палочек. Можно придавать разное положение палочным человечкам на листе бумаги карандашом, можно рисовать мелом на доске или на мольберте, стирая губкой и рисуя вновь, если получилось не совсем удачно. Так при помощи схематичных изображений ребенок понимает, что в зависимости от рода движений меняется положение туловища, рук, ног. Человечки оживают на глазах.

На следующих занятиях дети пробуют одеть «палочки», т.е. мы добавляем толщину, и изображение приобретает более реалистичные формы. Можно предложить детям пособие «Двигающийся человечек» (плоские, двигающиеся в суставах макеты человека). Каждый ребенок на своем фланелеграфе может придавать своему человечку любые позы, переносить эти движения на лист бумаги.

И вот только теперь предлагаем детям изображение человеческой фигуры в движении на занятиях с различной тематикой, где дети еще и еще упражняются в изображении человеческой фигуры в движении.

Хотелось бы, чтобы дети, прежде чем нарисовать фигуру того или иного персонажа, задумались, какой он по характеру, какое у него настроение, и попробовали бы выразить в рисунке свое отношение к изображаемому. Необходимо обращать внимание детей на выражение внутреннего мира человека при рисовании человеческой фигуры и здесь нелишним будет использование в данной работе организация восприятия произведений изобразительного искусства. К примеру, рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Аленушка», картины Маковского «Дети, бегущие от грозы», Венецианова «Вот тебе и батькин обед», В.Серова «Стрекоза» и др. В этих картинах через движение передается настроение героев. В позе изображенных художниками персонажей мы чувствуем «радость», скорбь», «страх».

   На занятиях по ознакомлению с искусством необходимо развивать умение войти в состояние образа и развивать, в конечном итоге, эмоционально-личностное отношение к произведению, вызвать у них ассоциации с собственным опытом, чувствами.

       На таких занятиях в соответствии с содержанием широко используется художественное слово, кроме этого, часто звучит музыка. Ощущения, связанные с музыкой, стимулируют взаимодействие, позволяют повысить уровень внимания ребёнка. Особым эффектом обладает классическая музыка.

      Используются  разнообразные методические приёмы: вопросы к детям, упражнения на подбор синонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия картине. 

Нельзя не сказать и о таком аспекте при изображении фигуры человека, как цветовое решение. Например, при изображении грустных, злых персонажей цвет детьми выбирается темных и холодных оттенков. Яркие персонажи с радостным, оптимистичным настроем раскрашиваются в яркие, жизнерадостные краски. Дети сознательно выбирают цвет и это делает рисунки более выразительными, а движения нарисованных героев более динамичными.

             Для того, чтобы в полном объёме дать детям весь представленный материал, не перегружая ребёнка и сохраняя у него интерес к занятиям по изображению мира людей, необходимо грамотно организовать педагогический процесс:

        1.Занятия в изостудии проводятся подгруппами по 8 – 10 детей.

        2.Как мы уже сказали, дети приходят очень разные: это и одарённые дети, дети с хорошими изоспособностями и дети, требующие особой поддержки и заботы. И очень важен индивидуальный подход и создание на занятии ситуации успеха ребёнка, которая в дальнейшем помогает ему свободно выражать свои мысли и чувства.

        Улыбка, ласковое слово, похвала и посильная задача, поставленная перед ребёнком, приносит раскрепощённость, уверенность в своих силах и помогает проявиться творчески.

       3.Важна на занятиях смена видов деятельности, т.е. чередование умственной и мышечной нагрузки.

       4.Максимальное использование игровых сюжетов помогает сохранить заинтересованность в течение всего занятия.

       5.Необходимо разнообразие демонстрационного и раздаточного материала.

Хочется отметить вклад воспитателей групп, которые проводят работу по усвоению приемов и способов рисования, повторяя их в свободной и совместной деятельности, закрепляют знания детей о произведениях изобразительного искусства. Для нас стала естественной потребность во встречах на консультациях и семинарах- практикумах, где мне не раз приходилось делиться опытом работы по проблеме обучения детей изображению человека и ознакомления воспитанников с портретным искусством.

          Воспитатели  помогают мне поддерживать контакты с родителями.           Ведь при работе с детьми одна из задач педагога – установить доверительные отношения с родителями.

 По возможности привлекаю родителей к творческо-образовательному процессу, приобщая к изготовлению необходимых пособий, давая детям домашнее задание. Учитываю рекомендации родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по реализации проекта "Совершенствование развивающей среды в группе детского сада" авторы: старший воспитатель высшей кв. категории Гуськова О.Ю. и воспитатель первой кв. категории Захарова Н.А.

В соответствии с ФГТ к дошкольному образованию, необходимо обратить особое внимание на предметный развивающий мир, который окружает ребёнка в течении долгого времени в дошкольном учреждении. Данный ма...

Методические рекомендации по реализации концепции здоровьесберегающей деятельности в детском саду.

В работе представлены методические рекомендации по здоровьесберегающей деятельности в детском саду.  Кроме методических рекомендаций , автор показывает необходимость соблюдения норм САНПИНа в дет...

Методические рекомендации по реализации ФГОС ДО для воспитателей

Даны рекомендации по раелизации ФГОС  ДО в работе с дошкольниками...

Методические рекомендации по реализации программы "Наш дом-Южный Урал".

Общие методические рекомендации по реализации содержания программы «Наш дом – Южный Урал»....

Методические рекомендации по реализации концепции содержания дошкольного образования Кубани в части воспитания у дошкольников любви к родному краю

Буклет "Методические рекомендации по реализации концепции содержания дошкольного образования Кубани в части воспитания у дошкольников любви к родному краю"...