"Поддержка ребенка с особыми индивидуальными потребностями"
методическая разработка (подготовительная группа)

Крачкова Надежда Александровна

 В статье представлены примерные игры и упражнения направенные на развитие внимания, памяти и мышления у дошкольников с ОНР. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Крачкова Н.А.

Воспитатель подготовительной  группы  

Санкт-Петербург, 2019 год

Статья

Поддержка ребенка с особыми индивидуальными потребностями

(старший дошкольный возраст)

1. Формирование гендерных представлений

1. Дидактическая игра «Подарки для Саши и Маши».

Цель:  Закрепить умение осознавать себя, других детей как представителей определенного пола; продолжить формирование интереса к жизни и деятельности других представителей своего и противоположного пола; развивать мышление, воображение; воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Описание игры. Для игры понадобятся две куклы - девочка Даша и мальчик Саша, две коробочки (красную, для Маши, а другую синюю, для Саши) в которых лежат «Подарки» (картинки с изображением различных предметов - игрушек, одежды для девочек и мальчиков, а так же предметы, не имеющие характерной гендерной принадлежности). В ходе игры, детям необходимо правильно определить, кому предназначен подарок.

2. Игра «Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например, благородные поступки для мальчиков:

- называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку;

- помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.

Благородные поступки для девочек:

- называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т.д.

3. Дидактическая игра  «Что ты знаешь о профессиях?»

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Учить делать описание профессии по опорной схеме, разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий, опорная схема.

Ход игры: Карточки лежат изображением вниз, ребенок берет карточку и рассказывает по схеме. (Человек - название профессии, руки - какую работу выполняет, геометрические фигуры - что ему необходимо для труда, элемент одежды - нужна ли спецодежда, макет дома — место работы, схема — результат труда, вопрос - значимость его труда для общества, фигурка мужчины или женщины - кому больше подходит) .

4. Игра «Как я дома помогаю?»

Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материалы: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: дети по очереди открывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушку и др.). Можно разнообразить игру. Детям предлагается перечислить обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

5. Игра «Радио»

Цель: Закреплять знания детей о внешнем виде мальчиков и девочек. Продолжать учить самоидентификации по внешним признакам и характерным особенностям. Развивать связную речь.

Материал: игрушечный микрофон.

Ход игры: воспитатель предлагает ситуацию: ребенок потерялся в магазине. Как его можно найти? (ответы детей) Воспитатель предлагает описать внешний вид ребенка, его любимые занятия, поведение.

2.  Игры для леворуких – праворуких детей

1.  Игра «Вылепи букву или цифру»

Цель: Развивать моторные функции, зрительно-моторные координации, дифференциацию понятий лево-право, вверх-низ, впереди-сзади; совершенствовать речь, аккуратность, глазомер.

Ход игры: У ребёнка пластилин, карточки с изображением букв или цифр и заготовки из плотного, но прозрачного полиэтилена размером с карточку.

Ведущий. Перед тобой карточки с цифрами и буквами. Назови те, которые ты знаешь. Выбери любую карточку, аккуратно проведи пальцем по букве или цифре. Из каких элементов-линий она состоит? Попробуй из пластилиновых колбасок вылепить эту букву (цифру) на прозрачной карточке. Работай аккуратно, не торопясь. Буква (цифра) должна поместиться на карточке и быть похожей на выбранный образец. Чтобы проверить, правильно ли ты всё сделал, подложи карточку-образец под твою карточку. Они должны совпасть. Начинай лепить и называй все свои действия.

2. Игра «Непослушные цепочки»

Цель: Совершенствовать мелкую моторику, зрительное восприятие, дифференциацию понятий лево-право, верх-низ и их речевые обозначения; закреплять понятия замкнутая линия – незамкнутая линия; работать над точностью и темпом выполнения.

Материал: Набор карточек с рисунками разной конфигурации – одни из них замкнутые, другие нет; набор металлических цепочек с мелкой ячейкой.

Ход игры: Ведущий предлагает ребёнку взять цепочку тремя пальцами и обвести любой рисунок, прокладывая цепочку по нему сверху. Ребёнок называет все свои действия. Ведущий поощряет точность выполнения, закрепляя понятия замкнутая и незамкнутая линия. Ребёнку легко справляющемуся с заданием, можно предложить выложить рисунок на чистом листе бумаги, глядя на образец, а так же по памяти, без опоры на него.

3. Игра «Вырезаем по линиям»

Цель: Развивать зрительно-моторные координации; закреплять знания о форме и величине; совершенствовать технику работы с ножницами и глазомер.

Ход игры:

Задание 1: У ребёнка лист бумаги с изображением геометрических форм различной величины, расположенных хаотично.

Ведущий: Какие фигуры ты знаешь? Сосчитай их и скажи: каких фигур больше (меньше)? Покажи самый большой круг, самый маленький треугольник. Вырежи сначала самый большой прямоугольник, не затронув другие фигуры, а потом самую маленькую фигуру.

Задание 2: На листе бумаги нарисованы четыре большие незаконченные (незамкнутые) геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

 Ведущий: На какие геометрические фигуры похожи эти спирали? Покажи начало и конец каждой линии. Чтобы получились настоящие спирали, нужно разрезать их точно по линиям. Начни с самой трудной фигуры.

4. Игра  «Повтори рисунок палочками»

Цель: Развивать зрительный анализатор, согласованность действий глаз-рука, зрительно-пространственное восприятие, работать над увеличением объёма зрительной памяти.

Материал: Набор карточек с изображениями, составленными из прямых линий одинаковой длины (у ведущего); у ребёнка набор счётных палочек.

Ход игры:

Ведущий: Вот карточки с картинками из палочек. Выбери самую лёгкую и сложи из палочек такую же. Когда будешь это делать, я сяду к тебе спиной, а ты подробно описывай все свои действия. Когда закончишь работу, я постараюсь угадать, какую картинку ты выбрал, а потом мы сравним её с твоим рисунком из палочек.

5. Игра «Золушка»

Цель: Совершенствовать мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, умение квалифицировать по заданному принципу; работать над темпом выполнения задания.

Материал: Семена четырёх видов, четыре наклейки с наклеенными образцами семян.

Ход игры: Ведущий предлагает ребёнку тремя пальцами из кучки семян отобрать семена одного вида и разложить их по ячейкам. Брать надо по одному семечку, определять его на ощупь, называть и класть в ту ячейку, где наклеен образец такого вида. Игра закончена, когда все семена разложены по «своим домикам».

3. Игры для детей с   СДВГ

1. Игра  «Найди отличие»

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ход игры: Ребенок рисует любую несложную картинку (котенка, домик и т.п.), передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

2. Игра «Передай мяч»

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Ход игры: сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Нужно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.

3. Игра «Запрещенное движение»

Цель: игра по четким правилам организует, дисциплинирует и сплачивает детей, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Ход игры:  дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники повторяют все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

4. Игра «Кто первый?»

Цель: устранение торможения в неожиданных, непредсказуемых ситуациях общения, когда в ответ на сигнал нужно сразу действовать, поступать определенным и наиболее целесообразным образом (т. е. вырабатывается навык быстрой реакции в неожиданных коммуникативных ситуациях).

Подготовка: размещают два стула так, чтобы между ними мог пробежать один взрослый. Позади участников, за пределами игровой площадки, ставится стол с тремя призами – кеглями.

Ход игры:  На стулья садятся несколько человек, у них в руках пластмассовые мечи и кегли. Водящий объявляет ключевое слово, например «яблоко». Затем ведется отвлеченный разговор, перечисляя другие фрукты. В какой-то момент он произносит «яблоко», играющие должны сразу же начать движение. Задача – пропрыгав между стульями, вернуться таким же образом и схватить приз. При этом участники, сидящие на стульях, следят за тем, чтобы игроки соблюдали правила (прыгали между стульями, а не бежали за ними).

5. Игра «Мяч в кругу»

Цель: устранение торможения и страха при необходимости отвечать незамедлительно на вызов окружающих.

Ход игры: Игроки встают в круг и начинают бросать друг другу мяч в соответствии с правилами. Через пять минут начинается движение по кругу, при этом игра не прекращается. Игру можно усложнить тем, что теперь следует поймать не только взгляд, но и сказать какое-либо слово, прежде чем бросить мяч. Чуть позже сделать еще одно ограничение: называть слова только определенного класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут как вид сопроводительной документации ребенка с особыми образовательными потребностями: технология разработки

В статье представлен вариант разработки индивидуального образовательного маршрута для дошкольника с ОВЗ....

Опыт работы «Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями».

В докладе представлена модель организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ компенсирующего вида...

Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями

Презентация "Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями"...

Основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями

В презентации представлены основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (принципы, алгоритм составления про...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

Индивидуальный игровой сеанс для ребенка с особыми образовательными потребностями на тему: "Красный, желтый, зеленый"

Индивидуальный игровой сеанс для ребенка с особыми образовательными потребностями на тему: "Красный, желтый, зеленый"...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образоват...