Индивидуальный образовательный маршрут как вид сопроводительной документации ребенка с особыми образовательными потребностями: технология разработки
статья на тему
В статье представлен вариант разработки индивидуального образовательного маршрута для дошкольника с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_rebenka_s_ovz.docx | 31.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут как вид сопроводительной документации
ребенка с особыми образовательными потребностями: технология разработки
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это интегрированная модель системы мер индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольника с целью реализации индивидуальных особенностей его развития, воспитания и обучения на протяжении определенного времени (учебный год).
ИОМ разрабатывается для детей с особыми образовательными потребностями (ООП). ИОМ разрабатывается всеми специалистами, которые будут работать с особым ребенком (дефектологом, логопедам, воспитателем, руководитель по физ. культуре и т.д.) В первой части представлен образец ИОМ, который разрабатывает педагог-психолог. Хочется отметить, что ИОМ входит в число обязательной и проверяемой рабочей документации педагога-психолога. Маршрут должен сдаваться в личное дело ребенка секретарю ПМПК ДОУ. Списки детей, которым по заключению тПМПК, рекомендованы индивидуальные коррекционные занятия с психологом, необходимо уточнить, сверить, по выпискам тПМПК у секретаря консилиума ДОУ (чтобы количество детей не расходилось).
Во второй части представлен образец документа ИОМ. Данный вариант является результатом 3-х летней практики специалистов ДОУ «Ёлочка», и на наш взгляд, является наиболее удобным, достаточно лаконичным и менее затратным по времени заполнения.
Структура документа включает в себя следующие разделы:
Общие сведения о ребенке (фамилия, имя, отчество; дата рождения, группа д/с которую посещает ребенок)
Ответственный специалист.
Заключение тПМПК.
Результаты первичной диагностики. (После проведения обследования результаты вносятся таблицу, это позволяет провести синдромный (факторный) анализ и определить структуру дефекта и наметить коррекционные мишени).
Основные направления коррекционной работы.
Тип и форма коррекционных воздействий.
Коррекционные методы воздействия.
Сроки коррекционных воздействий.
Динамика психологических изменений в ходе коррекционных воздействий. (Педагоги- психологи описывают динамику и дают оценку развития дошкольника)
Календарно-тематическое планирование.
Несомненно, такая работа требует специальной подготовки специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, как в плане теоретических знаний по всем изложенным аспектам развития ребенка, так и в плане проектной деятельности в соответствии с условиями личностно-ориентированного образования, компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.
.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
(психолого-педагогическое сопровождение)
Ф.И.ребёнка: Михайлов Артём Сергеевич_____________________________________________
Дата рождения: 15.04.2008г. ГруппаДОУ:старшая группа №1_____
Ответственный: педагог-психолог Королёва И.В.______________________________________
Заключение мПМПК: Снижение актуальных способностей интеллекта. Недоразвитие речи системного характера. II-III уровень речевого развития______________________________________________________________________________________________________________
Результаты начальной диагностики:
Саморегуляция | Память | Внимание | Восприятие | Воображение | Мелкая моторика | Мышление | |||||||
работоспособность | волевые свойства | зрительная | слухоречевая | основные свойства внимания | целостность | усвоение сенсорных эталонов | пространственная ориентировка | слуховое | оригинальность, гибкость | развитие мелких мышц руки | классификация | обобщение | сравнение |
низк. | низк. | н/ср. | низк. | низк. | н/ср. | н/ср. | низк. | низк. | н/ср. | низк. | н/ср. | низк. | низк. |
Основные направления коррекционной работы: 1) развитие восприятия (зрительный гнозис; закрепление сенсорных эталонов, пространственно-временных представлений); 2) развитие мышления невербального, вербального; анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение; 3) развитие концентрации, переключения и объема внимания; 4) развитие памяти: кратковременной, долговременной; кинестетической, зрительной, слуховой; 5) развитие мелкой моторики; 6) развитие навыков саморегуляции; 7) коррекция агрессивных проявлений в поведении._____________________
Тип и форма коррекционных воздействий инд.корр.-разв. занятия на развитие познавательных способностей, развивающие занятия «Азбука общения» на снижение агрессивности._______________
Коррекционные методы воздействия: элементы игротерапии, арттерапии, психогимнастика, кинезиологические упражнения, пальчиковая гимнастика; использование сенсорного оборудования.
Сроки коррекционных воздействий: 2012/2013 уч. год, 2013/2014 уч.год (1 раз в неделю)_______
Динамика психологических изменений в ходе коррекционных воздействий
Дата обследования | Краткое описание изменений психического развития ребёнка |
15.04.2013г. Динамика: | Усвоены сенсорные эталоны, закреплены обобщающие понятия, повысилась познавательная мотивация; кратковр.зрит.память соответствует ср.уровню, целостность сформирована, различает «право» - «лево». |
Динамика: | |
Динамика: | |
Динамика: |
Условное обозначение динамики психологических изменений:
- выраженная положительная динамика
- частичные положительные изменения в развитии ребёнка
- минимальная положительная динамики либо отсутствие позитивных изменений
МЕРОПРИЯТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ (дошкольника)
ПМП Консилиум Содержание мероприятий реабилитации | Форма реабилитации | Ответственный / исполнитель | Усвоение программы I полугодие / II полугодие | Итоговый результат | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Развитие речи / Зн Окр Мире | индивид.-групповая | воспитатель | усв. | выполнено | ч/восстановлено | ||
Развитие движений ОЗд/ФР | индивид.-групповая | воспитатель | усв. | выполнено | ч/восстановлено | ||
Игровая деятельность / ППД | индивид.-групповая | воспитатель | усв. | выполнено | ч/восстановлено | ||
Музыка и ритмика | индивид.-групповая | воспитатель | усв. | выполнено | ч/восстановлено | ||
Лепка | индивид.-групповая | воспитатель | усв. | выполнено | ч/восстановлено | ||
Конструирование | индивид.-групповая | воспитатель | усв. | выполнено | ч/восстановлено | ||
Рисование | индивид.-групповая | воспитатель | усв. | выполнено | ч/восстановлено | ||
Сенсорное развитие | индивид.-групповая | воспитатель | усв. | выполнено | ч/восстановлено | ||
Дефектологическая помощь | индивидуально | учитель-дефектолог | част усв. | выполнено | ч/восстановлено | ||
Логопедическая помощь | индивидуально | воспитатель | част усв. | выполнено | ч/восстановлено | ||
Занятия по Монтессори-педагогике | инд.-п/групповая | ПДО | част усв. | выполнено | ч/восстановлено | ||
Тифлопедагог | индивидуально | учитель | част усв. | выполнено | ч/восстановлено | ||
Психологическая помощь | инд.-п/групповая | психолог | част усв. | выполнено | ч/восстановлено | ||
СБО / Самообслуживание | индивид.-групповая | воспитатель | усв. | выполнено | ч/восстановлено | ||
Коммуникативная сфера / ОПД | индивид.-групповая | воспитатель | усв. | выполнено | ч/восстановлено |
Прогнозируемый результат: восстановление (компенсация) функций общения, контроля за своим поведением; достижение психологической коррекции мотивации к обучению, к труду (снятие рентной установки); реализация возможности получения общего образования (нужное подчеркнуть).
Мероприятия социальной реабилитации
Содержание мероприятий реабилитации | Форма реабилитации | Ответственный / исполнитель | Усвоение программы I полугодие / II полугодие | Итоговый результат | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Социально-средовая | индивид.-групповая | воспитатель | усв. | выполнено | ч/восстановлено | ||
Социально-педагогическая | индивид.-групповая | воспитатель | усв. | выполнено | ч/восстановлено | ||
Социально-психологическая | индивид.-групповая | психолог | усв. | выполнено | ч/восстановлено | ||
Социально-бытовая адаптация Обучение навыкам самообслуживания | индивид.-групповая | воспитатель | усв. | выполнено | ч/восстановлено | ||
Социокультурная реабилитация | |||||||
досуговая деятельность | |||||||
экскурсии | |||||||
Информирование, консультирование родителей по вопросам социокультурной реабилитации | индивидуально | воспитатель | усв. | выполнено | ч/восстановлено |
Прогнозируемый результат: достижение способности к самообслуживанию (полное, частичное); восстановление навыков бытовой деятельности (полное, частичное); восстановление социально-средового статуса (полное, частичное) (нужное подчеркнуть).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями».
В докладе представлена модель организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ компенсирующего вида...
Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями
Презентация "Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями"...
Основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями
В презентации представлены основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (принципы, алгоритм составления про...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...
Индивидуальный игровой сеанс для ребенка с особыми образовательными потребностями на тему: "Красный, желтый, зеленый"
Индивидуальный игровой сеанс для ребенка с особыми образовательными потребностями на тему: "Красный, желтый, зеленый"...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образоват...
«Технология развития личностного потенциала детей средствами индивидуализации воспитательно-образовательного процесса», индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса....