КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ В ТЕХНИКЕ "ГРАВЮРА" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: "БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Занятие «Блокадный Ленинград» является частью цикла занятий по знакомству детей с нетрадиционной техникой рисования – гравюрой – и предназначено для старшего дошкольного возраста. Целью данного занятия было создание рисунков на тему «Блокадный Ленинград» именно в нетрадиционной технике «гравюра». Занятие было направлено на обогащение духовного мира дошкольников, их эстетическое и этическое развитие. Ребята были очень увлечены своей работой, они не остановились на создании одного сюжета, а пробовали свои силы снова и снова. На их работах оживали различные картины военного Ленинграда: вот фигура человека, идущего за водой по разрушенной набережной Невы, а вот Дорога жизни или вражеские самолёты в небе над родным городом… Но главной ценностью занятия стало то, что ребята очень воодушевлённо и в дружеской форме оказывали помощь своим товарищам, поддерживали их. Результатом стали замечательные, неповторимые работы воспитанников и море положительных эмоц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gravyura.docx | 30.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №85
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
СЦЕНАРИЙ
НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ТЕМА: «Гравюра. Блокадный Ленинград»
Воспитатель Дерябина Галина Борисовна
Используемые технологии:
- технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- игровые технологии;
- технология деятельностного подхода;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно – коммуникационные технологии;
Санкт-Петербург
2017
Название: «Гравюра. Блокадный Ленинград»
Основная нравственно-педагогическая идея занятия: формирование духовного мира через уважительное отношение к истории своего народа.
Формируемые ценности: духовный мир дошкольников, эстетическое развитие, этическое развитие, красота, гармония.
Цель: создание рисунков на тему «Блокадный Ленинград» в нетрадиционной технике «гравюра».
Задачи:
Образовательные (обогащать знания детей об истории происхождения гравюры; закреплять умение создавать рисунки в технике «гравюра»; продолжать знакомить детей со способами и средствами создания рисунка в технике «гравюра»; активизировать словарь детей, обогащать его путём уточнения понятий: Россия, Отечество, героизм, блокада, защищать, оборонять, гордиться, народная, героическая война; расширять знания о блокадном Ленинграде, о мужестве и подвиге простых людей и ветеранов ВОВ).
Развивающие (развивать чувство композиции; продолжать развивать зрительное восприятие детей; развивать связную речь; развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение рассуждать, делать выводы)
Воспитательные (воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них).
Формы и виды деятельности :
беседа, художественное слово, рассказ-пояснение, показ образцов рисования, побуждение детей к творчеству и практической деятельности, самостоятельное исполнение, оценка, самооценка.
Формируемые УУД
Познавательные: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные: формируем умение взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе деятельности; способствуем формированию готовности к трудностям и формированию установки на поиск способов разрешения трудностей.
Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других, формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные: формируем позитивную мотивацию к деятельности, способствуем активизации творческого отношения детей к работе.
Предварительная работа
Рассматривание картин:А. Жабский . "Хлеб". Из серии "Дети войны"; К.И. Рудаков . Мать "Блокада"; Н. Цуцин. "Блокадный Ленинград"; С. Боим. "Ладога – дорога жизни"; А.Ф. Пахомов. "Салют в честь снятия блокады". Чтение произведений художественной литературы: З.Александрова «Родина»; из книги В.К.Дмитриева «Была война, была блокада»; из книги Н.Ходза «Дорога жизни». Слушанье музыкальных произведений о войне, в частности песни на музыку А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача «Священная война» , песни «Дети войны» . Знакомство с техникой «гравюра» (презентация). Печатанье гравюр « Зимний пейзаж».
Ресурсы для проведения занятия
- Демонстрационный материал (альбом «Мой сказочный город, мой город-герой» с фотографиями, репродукциями картин, рисунками, вырезками из журналов – старый Ленинград и Санкт-Петербург сегодня; денежные купюры; примеры разных видов гравюр или их иллюстрации; готовые гравюры с ошибками.
- Оборудование: большие кисти каждому, гуашь чёрного цвета, листы А4 каждому, основа из полистирола каждому, карандаш (тупой) каждому, салфетки влажные каждому, баночки с водой (4 на стол), подставки для кисточек (4 на стол), скатерть; зубочистка, остро заточенный карандаш, стек.
- ИКТ: запись песни на музыку А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача «Священная война» (минус), запись песни «Дети войны» (минус).
Основные термины и понятия:
Гравюра (выпуклая и вдавленная), резец, оттиск, протравливание рисунка , полистирол; Отечество, героическая война.
Конспект занятия
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организация перед занятием |
Педагог просит детей помочь ему навести порядок в уголке Петербурговедения. Они находят необычный альбом. Не знаю , ребята, давайте вместе посмотрим. -Ребята, а как вам будет удобнее рассматривать альбом: на стульчиках за столом или на ковре? | -Вопросы детей, что это? -Рассматривают альбом (сидя на ковре) |
Мотивация Целепологание Планирование будущей деятельности Проблематизация Реализация плана |
Посмотрите, пожалуйста, на эти фотографии. Вы узнаёте, какой город на них запечатлён? -Да, это наш родной город, Санкт-Петербург. Каким вы видите его на этих фотографиях? Наш город действительно очень красивый, волшебный, таинственный. -А что необычного вы заметили в этом альбоме? (Педагог обращает внимание детей на то, что в альбоме есть детские рисунки). Знаете о чём я подумала: жаль, что в этом альбоме нет ваших работ… -Как мы можем это исправить? -Давайте перелистнём ещё одну страничку нашего альбома. (Перелистывает страницу : это пустой чёрный лист).Ребята смотрите, но она ведь пустая и почему-то чёрная! (Звучит минусовка песни «Священная война» муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача.) -И почему же вдруг в нашей группе звучит такая тревожная музыка? -Кто знает, как называется эта песня, о чём в ней поётся? -А что вы знаете об этом тяжёлом военном времени? -Почему ленинградцев называют героями? (вопросы педагога по ходу ответов детей) -Ребята, хотите дополнить альбом? Но я предлагаю вам написать не обыкновенные картины, а создать гравюры с изображением блокадного Ленинграда. Согласны? Для этого нам нужно вспомнить, что мы знаем о гравюре.
-Что такое гравюра? -Какие виды гравюр вы знаете?
С одним видом гравюры каждый из нас сталкивается постоянно . Что это? (показывает деньги) -А вот техник выполнения гравюры очень много. Мы можем сделать оттиск на деревянной доске при помощи резца, или при помощи металлического оттиска – рисунок протравливается кислотой. А с эти видом гравюры мы уже знакомились с вами. На чём она выполнена? (демонстрация разных видов гравюр)
Молодцы ребята. А мы будем с вами наносить рисунок на вот такие плиты полистирола. Чтобы немного с ним познакомится, давайте перейдём с вами в наш уголок экспериментирования. Смочите их водой. Что вы видите? Действительно, подойдёт ли этот материал для гравюры? Потрогайте пальчиками этот материал. - Что вы чувствуете? Какой он? Это верно. Поэтому рисунок мы будем наносить очень аккуратно , чтобы не прорвать нашу основу. -Посмотрите на эти предметы. Попробуйте нанести ними рисунок и скажите, какой из инструментов подойдёт нам для нанесения рисунка? (предлагает стек, зубочистку, хорошо заточенный карандаш, тупой карандаш).
Ребята, смотрите. Что у меня в руках. -Готовы отправится с ним в путешествие? По дороге мы идем. Мы идем с карандашом. Если встретятся овраги, мы овраги обойдем. Если встретятся коряги, под корягой проползем. И по камушкам пойдем, ручеек мы перейдем. Шаг за шагом, потихоньку, в прошлое мы попадем.
Ребята, я вчера вечером попробовала сама напечатать гравюру. Но , по-моему, у меня получилось не совсем удачно. Помогите мне, что я делала не так (показывает самостоятельно выполненные работы, в которых допущены ошибки): -не прорисовывать мелкие детали (оттиск будет непонятным); -краску наносить быстро, чтобы фон не успел высохнуть (иначе отпечаток контуров рисунка будет невиден); -краска не должна быть очень густой, ёё не должно быть слишком много (рисунка не будет видно); -процарапывать линии нужно не спеша, одним движением, чтобы не прорвать основу, чтобы рисунок получился более чётким. -лист бумаги на основу с краской прикладываем аккуратно, не спеша (иначе рисунок будет размытым), хорошо разглаживаем и аккуратно убираем лист
Нашу гравюру мы будем выполнять гуашью. Как вы думаете, какой цвет нам больше всего подойдёт? Не забудьте продумать сюжет, что вы хотите изобразить на вашей гравюре? -Что вы будете изображать крупнее: то, что изображено на первом или на втором плане? -Почему? Самостоятельная деятельность проходит под минусовку песни «Дети войны». -педагог является наблюдателем, при необходимости помогает детям. | -Ответы детей -Ответы детей(сказочный, красивый, таинственный, загадочный, много мостов, оживлённый, современный, старый…) -Здесь есть не только фотографии(старые и новые), но и рисунки, вырезки из журналов и газет. Дети рассматривают рисунки, выражают желание дополнить альбом, если нет-педагог подводит их к этой мысли -Реакция детей (удивление, растерянность, их предположения) -Ответы детей(страшное, жестокое время из жизни Ленинграда); - «Священная война». В ней поётся о ВОВ, о любви к своей Родине; о том, что мы не позволим врагу прийти на нашу землю, мы будем защищать её… -Ответы детей -Ленинград и его жители пережили очень тяжёлое время. Враг окружил наш город. 900 дней длилась блокада. Люди умирали от холода и голода, но не сдались, не бросили и не предали свой любимый город. Они сражались за него и были настоящими героями, которыми мы гордимся. -Ответы детей -Гравюра – это отпечаток рисунка. -Выпуклая и углублённая( дети находят среди представленных гравюр или иллюстраций образцы) -Деньги. -Ответы детей -гравюра на линолеуме… -дети подходят к столам, на которых находятся материалы для эксперименти-рования: плитки полистирола, вода в баночках, кисточки, стек, зубочистка, хорошо заточенный карандаш, тупой карандаш. -вода не впитывается. -да, так как он не будет впитывать и краску. -он довольно мягкий… -Ответы детей (тупой карандаш- не прорвёт основу) -Волшебный карандаш Дети ходят по комнате, повторяя и имитируя движения из стихотворения, в конце садятся за столы Дети, глядя на предложенные примеры, объясняют, чего они не должны делать -Чёрный -улицу разрушенного города, «дорогу жизни», людей, танки, воздушный бой… - То, что изображено на первом плане. -Потому, что находится ближе к нам. -Самостоятельная деятельность детей |
Оценка и рефлексия |
Вот и закончилось наше занятие. - Как называется тип гравюры, которую мы создавали сегодня? -Интересные работы получились у ваших друзей? -Как много историй они рассказывают. Что вы видите? Как вы думаете, эти работы могут дополнить наш альбом? | -Углублённая. Ответы детей -Ребята рассказывают, что изображено на работах их товарищей, делятся впечатлениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию с аппликацией в старшей группе детей.Цель: закрепить умение в составлении несложной композиции, передаче ветреной погоды ,бурного моря. Задачи: Закрепить умение вырезывать различные формы паруса, использовать свечку для изо
Цель: закрепить умение в составлении несложной композиции, передаче ветреной погоды ,бурного моря.Задачи: Закрепить умение вырезывать различные формы паруса, использовать свечку для изображения ...
Конспект занятия по рисованию "Золотая осень" в старшей группе
Конспект занятия с использованием нетрадиционных техник рисования...
Конспект занятия по рисованию "Осенний пейзаж" в старшей группе.
Использование нетрадиционной технологии - монотипии....
Конспект занятия по рисованию "Осенний пейзаж" в старшей группе.
Нетрадиционная техника рисования-монотипия....
Конспект занятия по рисованию «Белая береза» в старшей группе
Конспект занятия по рисованию «Белая береза» в старшей группе...
Конспект занятия по рисованию (акварельными красками) в старшей группе для детей «Прогулка в лесу»
Никитина Марина Конспект занятия по рисованию (акварельными красками) в старшей группе «Прогулка в лесу»Конспект занятия по рисованию (акварельными красками)...
Конспект занятия по рисованию «Белая береза» в старшей группе «Рисование березки восковой свечой»
В современной теории и практике дошкольного образования изобразительная деятельность рассматривается как наиболее доступное средство, представляющее детям дошкольного возраста широкие возможности для ...