Кружок "Умелые ручки"
методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_sergeeva_s.p.docx | 217.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ибресинский детский сад «Березка» Ибресинского района Чувашской Республики
План работы кружка
«Умелые ручки»
( нетрадиционные техники рисования)
Руководитель: Сергеева Светлана
Петровна
п. Ибреси
« Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев »
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая ее.
Нетрадиционное рисование – это искусство изображать не основываясь на традиции.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционной техники в рисовании. Рисование с использованием нетрадиционной техники изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей, тем здесь не присутствует слово «НЕЛЬЗЯ», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.
В свою работу решила ввести новое нетрадиционное направление в изобразительном искусстве – пальчиковую живопись. Пальчиковая живопись – это рисование пальчиками, ладошкой. Оно способствует не только развитию воображения, но и приобщению к миру искусства. Тактильные ощущения играют в развитии ребенка большую роль. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить в ребенке способность к цветовому восприятию. Самый легкий способ вдохновить ребёнка на ручное искусство - превратить этот процесс в увлекательную игру. Это увлекательное занятие дарит ребенку многогранные тактильные ощущения, развивает мелкую моторику рук. Второе преимущество таких красок - творческая свобода. Рисуя руками маленький "мастер" тренирует свою фантазию, учится абстрактно мыслить, осваивает разницу цветов и форм, манипулированию с красками, т.е. малыша интересует не столько сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета. Дети вместе со взрослым смешивают цвета в разных сочетаниях, наблюдают, обсуждают, как меняется их «характер», «настроение». Отмечается стремление к свободному рисованию, это развивает в душе ребенка «особые переживания, наполненные фантазией».
Такие занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию у детей:
- мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- сенсорного восприятия;
- глазомера;
- логического мышления;
- воображения;
- волевых качеств: усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца;
- художественных способностей и эстетического вкуса.
План работы кружка «Умелые ручки»
(нетрадиционные техники рисования и «Пальцевая живопись»)
Цель:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования и «Пальчиковой живописи».
Задачи:
- познакомить с новой техникой – пальчиковая живопись (освоение работы рисованием пальцем, ладонью);
-знакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных материалов;
-прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений; приобщения к миру прекрасного;
-развивать мелкую моторику рук;
-создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели;
-отслеживать динамику развития творческих способностей и развития изобразительных навыков ребенка;
-воспитывать аккуратность при выполнении работы и бережное отношение к материалам.
Методы и приёмы:
Практический метод (работа детей с красками). Наглядный метод (использование образца, рассматривание отдельных предметов, наблюдение явлений в природе). Словесный (объяснение, рассказ, беседа, использование словесного художественного образа, слова).
Приёмы рисования:
- пальчиками («примакивания» и «тычок»);
- ладошкой («примакивание» и «слияние цветов»).
Прогнозируемые результаты:
Рисование поможет малышам познать окружающий мир. С помощью рисунков дети будут выражать свои переживания и впечатления. Занятия изобразительной деятельностью пробудят эмоциональную отзывчивость, воспитают у детей чувство прекрасного, будут формировать трудолюбие, разовьют восприятие, мышление, внимание память, воображение, любознательность и мелкую моторику, которая тесно связана со становлением речи. Заинтересовать детей поможет и разнообразие художественных материалов, а также возможность поэкспериментировать с новыми интересными способами рисования. Дети в силу возрастных особенностей довольно неусидчивы и нетерпеливы. Им трудно подолгу удерживать внимание. Нетрадиционные техники рисования – это как раз то, что нужно малышам: завораживающий процесс и яркий результат. Рисование нетрадиционными техниками рисования позволит учитывать индивидуальные особенности развития детей и поможет каждому ребенку найти себе деятельность по душе. Знакомство детей с новыми художественными материалами, инструментами и техниками поможет развить творчество, воображение.
Ожидаемый результат работы кружка:
Более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений.
Интерес к творческому процессу, к изобразительной деятельности.
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
СЕНТЯБРЬ
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Мой любимый дождик | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. | Два листа светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины. Синяя пальчиковая краска в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы. |
2. | Весёлые мухоморы | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпки гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо её промывать. | Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; алая, малиновая и оранжевая пальчиковая краска, кисти, мисочки с белой гуашью, салфетки, иллюстрации мухоморов. |
ОКТЯБРЬ
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Ягоды и яблочки | Оттиск поролоном, пальчиками (круги разной величины) | Познакомить с техникой печатания поролоновым тампоном, печаткой из картофеля. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Круг из тонированной бумаги, пальчиковая краска в мисочках жёлтого, красного, фиолетового, зелёного цветов, поролоновые печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи. |
2. | Теремок | Оттиск поролоновым тампоном | Закреплять умение печатания поролоновым тампоном. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Шаблоны вырезанных педагогом домиков – теремков, гуашь жёлтого цвета, настольный театр «Теремок» |
3. | Жёлтые листья летят. | Рисование, используя приём примакивания | Учить правильно держать кисточку, снимать лишнюю краску о край баночки; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге. Учить узнавать и правильно называть жёлтый цвет. Развивать эстетическое восприятие. | Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь жёлтая. |
4. | Осенние листья | Печатание листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умения работать с техникой печати. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях. | Лист черного цвета, гуашь красного, жёлтого, зелёного цветов |
НОЯБРЬ
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Рябинка | Рисование ватными палочками | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования ватными палочками. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. | Пол-листа различных цветов, красная гуашь, ватные палочки, вырезанные из старых книг рисунки птиц. |
2. | Нарисуем воду в аквариуме с рыбками. | Рисование гуашью по восковым мелкам | Упражнять детей в сплошном закрашивании плоскости листа бумаги путём нанесения размашистых мазков. Учить своевременно насыщать ворс кисти краской. Не допускать того, чтобы дети тёрли кистью по бумаге. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Листы бумаги с изображением рыбок, нарисованных педагогом цветными восковыми мелками |
3 | Рыбки в аквариуме | Рисование ладошками, пальчиками | Познакомить детей с техникой рисования ладошками, учить дорисовывать композицию: сочетать в одном рисунке несколько приёмов рисования | Тонированные листы бумаги, пальчиковая краска красного, коричневого, зелёного цветов |
4. | Солнышко лучистое, почему ты стало часто прятаться? | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиком. Закрепить понятие «лучик». Учить рисовать лучик - прямые линии и круглое солнышко. Развивать цветовосприятие. | Белые листы бумаги, красная, жёлтая, синяя пальчиковая краска в мисочках, рисунки с изображением солнышка. |
ДЕКАБРЬ
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Маленькой ёлочке холодно зимой. | Рисование пальчиками, оттиск пробкой | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку. | Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зелёная краска, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек. |
2 | Шарики | Рисование мятой бумагой | Познакомить детей с техникой рисования мятой бумагой. Развивать мелкую моторику рук, предварительно комкая её. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой | Ватман, листы бумаги для комкания, гуашь различных цветов, мисочки для краски |
3. | Шарики или другие ёлочные игрушки для украшения ёлки. | Рисование гуашью кисточкой. | Учить детей изображать округлые формы и знакомые ёлочные игрушки доступными им средствами выразительности. Вызвать у детей радостные воспоминания, связанные с новогодним праздником. | Листы бумаги, линиями сгиба поделённые на квадраты, краска гуашь разных цветов |
4 | Снег идёт | Рисование ватными палочками | Закреплять навыки рисовании красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. | Картон синего или голубого цвета формата А4 ( по количеству детей), баночки – непроливайки, салфетки. |
ЯНВАРЬ
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Ёлочка пушистая, нарядная | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. | Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, пальчиковая краска красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетка |
2. | Весёлый снеговик | Тычок жёсткой полусухой кистью | Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура | Вырезанный из бумаги снеговик серого или голубого цвета, белая гуашь, жёсткая кисть, красный и чёрный маркеры, ватман, тонированный тёмным цветом. |
3. | Прочный забор. | Рисование гуашью кисточкой. | Упражнять детей в рисовании прямых вертикальный линий. Побуждать их создавать изображения на основе игровой мотивации: нарисовать прочный красивый забор для зайчат или других игрушек, которые нуждаются в их помощи и защите | Половина листа плотной бумаги, разрезанного вдоль, краска гуашь, игрушки, ножницы для воспитателя. |
4 | Зимний узор | Рисование восковыми карандашами | Продолжать учить детей правильно держать карандаш; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (синий, белый); продолжать формировать интерес к рисованию; развивать эстетическое восприятие. | Цветной картон синего цвета ( по количеству детей); восковые карандаши белого цвета; образцы готового рисунка и несколько элементов узора. |
ФЕВРАЛЬ
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Цветочек для папы | Рисование ладошками | Упражнять в рисовании с помощью ладошек. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки кисточкой. Развивать чувство композиции. | Открытка для папы: на лицевой стороне аппликация, на развороте – место для рисунка, пальчиковые краски разного цвета, кисти. |
2. | Моё любимое животное из сказок | Тычок жёсткой полусухой кистью | Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. | Ватман, гуашевые краски различных цветов |
3. | Весёлая зебра | Рисование ладошками, дорисовывание кисточкой | Закреплять умение рисования ладошками, учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать цветовосприятие | Цветная или тонированная в зелёный цвет бумага. Гуашевая краска белого и черного цветов, кисточки, пальчиковые краски |
4 | Румяный колобок | Оттиск пенопластом, рисование пальчиками | Познакомить с техникой печатания пенопластовой подушечкой. Учить наносить и закрашивать всю поверхность рисунка. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Использовать и сочетать в рисунке несколько способов рисования | Заготовки круглых колобков из белой бумаги, гуашевые краски жёлтого, пальчиковые краски красного и синего цветов |
МАРТ
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Мимоза для мамы | Рисование ватными палочками | Упражнять и закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать чувство композиции. | Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь жёлтая и зелёная в мисочках, кисти. |
2. | Солнышко | Рисование ладошками | Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. | Лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом, гуашь алого, оранжевого, пальчиковые краски жёлтого, малинового цветов, кисти, пластмассовые блюдца для краски. |
3. | Божьи коровки на лужайке. | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) | Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, пальчиковые краски чёрная в мисочках. |
4. | Животные, которых я сам себе придумал. | Кляксография | Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов. | Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
АПРЕЛЬ
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Жили у бабуси два весёлых гуся | Рисование ладошкой | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Нарисованное заранее озеро, белая пальчиковая краска, серая, зелёная гуашь, кисти, красный и чёрный маркеры для рисования деталей. |
2. | Волшебные картинки (волшебный дождик) | Рисование свечой | Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесённым свечой рисунком и аккуратно закрашивает её. | Свеча, тушь синего цвета, листы плотной бумаги. Пол-листа бумаги с уже нанесёнными свечой рисунками. |
3. | Компоты и варенье в баночках | Рисование гуашью. | Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они выдели, пробовали и хотели бы нарисовать. | Краски гуашь, вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера. |
4 | Бабочки | Кляксография дорисов- ние деталей | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов. | Цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
МАЙ
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Травка | Рисование ладошкой | Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие. | Лист ватмана, тёмно- и светло-зелёная пальчиковая краска, кисти, салфетки. |
2 | Цветочная поляна | Рисование ватными палочками | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. |
3-4. | Картина с красивыми голубыми цветами для украшения группы. | Рисование гуашью, смешивание краски. | Вызывать у детей интерес к смешиванию краски для получения светлых оттенков цветов. Увлечь детей этим процессом и предоставить возможность поупражняться в получении голубого цвета. | Лист ватмана, украшенный красивой рамкой, ½ альбомного листа на каждого ребёнка, палитра, белая и синяя краски гуашь, кисти. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностика.
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится
2 раза в год (вводный – в сентябре, контрольный – в мае).
3-5 лет – выявление уровня развития творческих способностей детей. (Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества Т.С.Комаровой).
Выделенные критерии мы объединили в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая — при анализе процесса деятельности. Это позволит охарактеризовать деятельность и ее продукты.
Анализ продуктов деятельности
1. Содержание изображения (полнота изображения образа).
Анализ детских работ представлял собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях нами выделялись показатели, позволявшие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.
В этом критерии мы для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделил две группы показателей: «а» и «б»:
Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на занятии или вытекает и темы занятия.
2. Передача формы:
• форма передана точно;
• есть незначительные искажения;
• искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
• части расположены верно;
• есть незначительные искажения;
• части предмета расположёны неверно.
4. Передача пропорции предмета в изображении:
• пропорции предмета соблюдаются;
• есть незначительные искажения;
• пропорции предмета переданы неверно.
5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):
а) расположение изображений на листе:
• по всему листу;
• на полосе листа;
• не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений,
составляющих картину:
• соблюдается пропорциональность в изображении
разных предметов;
• есть незначительные искажения;
• пропорциональность разных предметов передана
неверно.
6. Передача движения:
• движение передано достаточно четко;
• движение передано неопределенно, неумело;
• изображение статичное.
Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставилась на занятии или вытекает из темы занятия.
7. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом):
а) цветовое решение изображения:
• передан реальный цвет предметов;
• есть отступления от реальной окраски;
• цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
• многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
• преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
• безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Анализ процесса деятельности
1. Характер линии (в соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):
а) характер линии:
• слитная;
• линия прерывистая;
• дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
•средний;
• сильный, энергичный (иногда бумагу);
• слабый (иногда еле видный); в) раскрашивание (размах):
• мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
• крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
• беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима:
• ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
• ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;
• ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):
а) отношение к оценке взрослого:
• адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
• эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при критике — сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
• безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребенком созданного им изображения:
• адекватна;
• неадекватна (завышенная, заниженная);
• отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:
• к предложенному заданию;
• к процессу деятельности;
• к продукту собственной деятельности.
З. Уровень самостоятельности:
• выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
• требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
• необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
4. Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.
По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й — З балла, 2-й —2 балла, З-й — 1 балл.
Например, критерий «передача формы»:
• форма передана точно — З балла;
• есть незначительные искажения — 2 балла;
• искажения значительные, форма не удалась — 1балл.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок, — 45, низшее — 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности.
В качестве теста, детям детского сада было предложено задание на дорисовывание шести кругов: ребятам выдавался стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть на рисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их так, чтобы получилось красиво. Задания должны в совокупности изображенных образов, имеющих общую основу (круг), отразить уровень богатства впечатлений, сложность творческого процесса, уровень развития воображения.
Выполнение этого задания оценивалось следующим образом: по критерию «продуктивность» — количество кругов, оформленных ребенком в образы, и составляло количество баллов, полученное ребенком. Так, если в образы оформлялись все шесть кругов, то выставлялась оценка 6, если 5, то оценка была 5, и т. д. Все баллы суммировались. Общее число баллов позволяло определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы в целом.
Следующий критерий - «разработанность образа», этот критерий определяет полноту и разнообразие выделенных ребенком и переданных в рисунке признаков, деталей изображаемых предметов и оценивается по трехбалльной шкале.
1 балл - дорисовывание с передачей одного признака (либо дорисовывание, либо закрашивание);
2 балла - дорисовывание с передачей нескольких (2-3) признаков;
3 балла - дорисовывание с передачей более трех признаков.
К общему баллу может быть добавлен 1 балл, если переданы детали, наиболее ярко характеризующие образ.
Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оценивались по трехбалльной системе. Оценка «3» — высокий уровень — ставилась тем детям, которые наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко желтое, красное, зеленое или мордочки зверюшек заяц, мишка и т.п.), или близкого образа. Оценка «2» — средний уровень — ставилась тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круги, но допуска ли практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т. п.). Оценка «1» — низкий балл — ставилась тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.
Оценивалась не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания), использование цвета в дорисовывании и раскрашивании изображений может быть оценено по 3-балльной системе.
1 балл — использование при закрашивании 1—2 цветов;
2 балла — использование в рисунках в целом 3—4 цветов;
З балла — использование при передаче образов более 4 цветов, выразительное решение в целом.
Подсчитывается общее количество баллов, полученное каждым ребенком, всеми детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делится на количество детей в ней). Эти показатели по каждой группе позволяют сравнивать группы в целом и отдельных детей между собой. И подсчитывается общее количество созданных детьми индивидуальных изображений.
Подсчитывалось общее количество баллов, полученное детьми (суммарный балл), затем выводился средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делилось на количество детей в ней).
Оценка результатов тестирования осуществлялась в двух направлениях:
1) индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми изображений);
2) по группе в целом (выводя общее число баллов, средний балл, общее число образов), и это позволило нам оценить не только уровень развития творчества, но и уровень воспитательно-образовательной работ в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"
Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...
Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.
6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...
Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»
расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:· Вызвать интерес к зан...
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....
Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"
В пост-релизе можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...
Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"
Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...