"Сказочная гжель"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Октябрьский детский сад «Сказка»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА: «СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Конспект разработала:
преподаватель Гамзина Юлия Александровна
первой квалификационной категории.
Пояснительная записка
Актуальность.
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства.
Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народно-
прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании
образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы
массовой культуры других стран внедряются в жизнь, быт и мировоззрение
детей.
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей
природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость
образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В
народном декоративно – прикладном искусстве окружающий мир отражается
условно, символами.
Место темы в системе занятий.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать
прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные,
изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле.
Рассматривая произведения декоративно- прикладного искусства, дети
испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных
цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к
народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим
научиться создавать прекрасное.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
| Примечание | |||||||
1.1 | Доминирующая образовательная область | Художественно- творческая деятельность детей. | ||||||
1.2 | Вид деятельности детей | Аппликация | ||||||
| ||||||||
1. | Тема образовательной деятельности | «Сказочная гжель» | ||||||
2 | Общее количество часов, отведённое для на изучение темы, место занятия в системе занятий по теме | 1час, занятие по ознакомлению с декоративно- прикладным творчеством. | ||||||
3 | УМК. Название, автор, год издания. | Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011. №7(72). Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Казакова Р.Г.«Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа.- Москва.2007 ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ http://www.maaam.ru/catalog/1016-2 http://www.museum.ru. | ||||||
4. | Методы и приемы реализации содержания занятия | 1. По источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкипанидзе, И.Т. Огородников и др.) 1.наглядные(наблюдение, демонстрация, показ) 2. практические (моделирование, игра) 3.ИКТ 2. По типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер): объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный) репродуктивный (границы мастерства и творчества) проблемное изложение знаний, частично-поисковый (эвристический), исследовательский | ||||||
5. | Интеграция образовательных областей | Художественно-эстетическое развитие (стихотворения и загадки о гжельской посуде, музыка «Незабудковая гжель», продуктивная деятельность – изготовление гжельской посуды с помощью салфеточной техники.) Познавательное развитие (знакомство гжельской выставкой, знакомство с гжельскими узорами, просмотр презентации «Фабрика гжельской посуды» Речевое развитие (пальчиковые игры, рассказывание стихотворений о гжели.) | ||||||
6. | Возрастная группа: | Подготовительная к школе группа. | ||||||
7. | Цель: | Приобщение детей к истокам русской народной культуры. | ||||||
8 | Задачи: | |||||||
8.1 | Закрепить знания детей о декоративно – прикладном искусстве Гжели. | |||||||
8.2 | Развитие основ художественной культуры через народное декоративное - прикладное творчество. | |||||||
8.3 | Развивать у детей самостоятельность в выборе посуды(силуэтов) для создания композиции. Познакомить детей с салфеточной техникой. | |||||||
8.4 | Учить детей презентовать свои работы. | |||||||
8.5 | Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных умельцев. | |||||||
9. | Планируемые результаты: | |||||||
9.1 | Сформировать представления о гжельской росписи. Сформировать умения выполнять задания по словесным указаниям взрослого. | |||||||
9.2 | Способен самостоятельно включаться в продуктивную деятельность. | |||||||
9.3 | Испытывает потребность в качественном выполнении заданий. | |||||||
10. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Презентация «Фабрика гжельской росписи», плоскостная гжельская посуда, фартуки на каждого ребенка, клей ПВА, кисточки для клея, салфетки тряпочные для клея, салфетки для рук, цветные шарики из салфеток. | ||||||
11 | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Просмотр презентации «Сказочная гжель». Рассматривание иллюстрации «Сказочная гжель», изделий, открыток. Заучивание загадок, стихов, пословиц и поговорок. Изготовление шариков из цветных салфеток, изготовление шаблонов для аппликации. | ||||||
Конспект занятия (образовательной деятельности) | ||||||||
I. | Вводная часть | |||||||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас всех такими красивыми, здоровыми, улыбающимися. А загадки отгадывать любите? (ответы детей) Что ж давайте по порядку загадаю вам загадку, Отгадайте-ка ребятки, вот такую –то загадку. Снежно-белая посуда, расскажи нам – ты откуда? Видно с севера пришла и цветами расцвела. Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель). | ||||||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Правильно, а как вы, думаете, что можно расписать с помощью гжельской росписи? (ответы детей). А как вы думаете, где можно увидеть много посуды расписанной гжельской росписью? (ответы детей) Правильно на выставке! А что такое выставка? (ответы детей). И я хочу пригласить вас на такую выставку. Но что бы туда попасть нужно произнести волшебные слова. «Раз, два, три, четыре, оказались в гжельском мире.» Путешествие на выставку гжельской посуды. Что я вижу, что за диво! Сколько радости вокруг! Правда дети, тут красиво Аж захватывает дух! Посмотрите, как красиво сколько разной посуды и сувениров представлено на выставке. (дети рассматривают выставку). А вы сами бы хотели научиться изготавливать такое чудо? (ответы детей). Мотивация – научиться сами изготавливать гжельскую посуду. | ||||||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Ответы детей - Правильно, мы должны сами научиться изготавливать гжельскую посуду и познакомиться с новой техникой, такой как салфеточная техника. - познакомиться с изготовлением гжельской посуды; -научиться чувствовать красоту гжельской росписи; - создать свою неповторимую гжельскую посуду. | ||||||
II. | Основная часть: | |||||||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Беседа о гжельской росписи. - Какие элементы росписи вы уже знаете - Ответы детей (точки и прямые линии, бордюры, капельки, мазки с тенью.) | ||||||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Нежно- голубое чудо – сказочная гжель так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Это посуда, сувениры, игрушки. Гжель – это поселок в глубинке России, где гжельские мастера лепили из глины белого цвета посуду, статуэтки, шкатулки очень высокого качества расписывали ее вручную, используя голубой цвет в различных узорах. Узоры состоят из различных цветов, сеточек бордюров, капелек. (Делаю акцент на использование двух цветов белый фон и голубого или синего узоры и различные оттенки). Назвали такие изделия гжелью. Гжельскую роспись используют не только для росписи посуды, но и для украшения костюмов. (заходят дети, одетые в костюм «Гжель». Даша Малкова читает стихотворение. На белом сарафане как на заснеженном поле, Из- под белого снежочка, Растут синие цветочки, Неужели, неужели. Вы не слышали о гжели. Кирилл Щукин. Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками, Синими цветочками Нежными виточками. Ребята, как, вы думаете где же изготавливают гжельскую посуду? (ответы детей). Гжельское чудо изготавливаю на фабрике, и я вас приглашаю совершить виртуальную экскурсию по Фабрике Гжельской посуды. (презентация «Фабрика Гжельской посуды»). Вот мы с вами и побывали на фабрике где в умелых руках мастеров рождается такая красота. Физминутка «Красивые цветы» Наши алые цветочки распускают лепесточки. Ветерок чуть дышит лепестки колышет. | ||||||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Гжельская посуда очень красива и напоминает сказку, а так хочется, что бы сказка всегда была с нами. Как вы думаете мы с вами могли бы создать такую сказку? Сейчас мы с вами превратимся в мастеров- художников и отправимся на фабрику гжельской посуды, где каждый выберет себе посуду по душе. (Дети выбирают приготовленные заготовки посуды из белой бумаги). Занимайте места, одевайте фартуки. Работа в нашей мастерской будет необычная. Вы должны будете выложить и наклеить узор на посуде из заготовленных вами цветных салфеточных шариков. Помните: у хорошего мастера на рабочем месте всегда должна быть чистота и порядок. Скажите мне, какой самый главный инструмент мастера? (ответы детей) Это наши руки. Пальчиковая гимнастика. Вот все пальчики мои, Их как хочешь –поверни. И вот эдак, и вот так, Не обидятся никак. 1,2,3,4,5, Не сидеться им опять. Постучали, повертели и работать захотели. (под тихую русскую народную музыку дети приступают к работе, педагог следит за работой, советует, оказывает индивидуальную помощь) | ||||||
III. | Заключительная часть | |||||||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Посмотрите какая красивая посуда у вас получилась, как будто у настоящих гжельских мастеров, настоящее нежно- голубое чудо! У каждого получился свой неповторимый узор! Чему мы должны были научиться? Удалось ли нам добиться цели? Что мы для этого сделали? Что нам помогло? Что вам понравилось сегодня на занятии? А сейчас ребята давайте посмотрим, как у вас получилось. Все работы выставляются на доску. Молодцы мастера! Все ваши работы получились яркие, красивые и сказочные. Посмотрите на свои работы и скажите все работы одинаковые или нет? Правильно все разные, потому что каждый мастер оставил частичку своего тепла в своей работе. Рефлексия «Солнышко и тучка» Ребята у меня для вас есть вот такие солнышки и тучки, каждый возьмёт себе одно солнышко и одну тучку. если вам понравилось, то поднимите солнышко, если нет, то тучки. (если ребенок поднял тучку, спросить, что не понравилось, что-то было для него трудным, что бы он хотел изменить или добавить) | ||||||
IV. | Дальнейшая разработка темы | |||||||
4.1 | Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.) | Создание стенда в группе «Сказочная гжель» (из детских рисунков) - работа с родителями.
| В группе. | |||||
4.2 | ||||||||
4.3 | ||||||||
4.4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность "Сказочная Гжель"
Конспект интегрированного занятия в старшей группе художественно-эстетической направленности, включающий музыкально-ритмические движения...
гжель.сказочная гжель.
презентация занятия на 1 категорию.прошло отлично....
Презентация "Сказочная Гжель"
Презентация для знакомства дошкольников с Гжельской росписью....
Сказочная Гжель
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе детского сада на тему "Сказочная Гжель.Роспись посуды"...
Конспект занятия в старшей группе «Сказочная Гжель»
Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.· Продолжать знакомить дете...
сказочная гжель презентация для занятия
Сказочная гжель поможет воспитателям на занятиях....
сказочная гжель 2ч
в помощь воспитателям...