Изобразительное творчество
консультация по рисованию на тему

Ямалова Ирина Хамитовна

Консультация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelnoe_tvorchestvo.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное творчество - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства. Образы детского изобразительного творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение жизненные обобщения. Художественные образы аккумулируют достижения детей в познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сферах. Основу художественного образа составляют «три кита» - эмоциональность, интерес, активность (Е.А. Флёрина).

Согласно данным психолого-педагогических исследований, дошкольники и младшие школьники открыты для восприятия и присвоения правил отношений с окружающим миром (Б.Т. Лихачёв), главное из которых можно определить как «родственное внимание к миру», «неотделение себя от внешней среды», «слитость с нею» (А.А. Мелик-Пашаев). Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребёнка - непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения;

Специфика формирования эстетического отношения определяется в первую очередь способами восприятия мира ребёнком (А.В. Бакушинский) и обусловливается особенностями его внутреннего мира - такими, как повышенная эмоциональная отзывчивость, синкретич-ность мировосприятия, острота видения (О.Л. Некрасова-Каратаева); глубина художественных впечатлений, обусловленная их первичностью и новизной (К.Д. Ушинский); искренность, правдивость, содержательность, яркость, красочность воспринимаемых и создаваемых образов; стремление к экспериментирова-нию при эстетическом освоении мира (Е.А. Флёрина). Эстетическому чувству детей присущи особая зоркость и впечатлительность, отсутствие «иерархии» главного и второстепенного, стремление оживить и «очеловечить» (наделить душой) всё окружение.

Становление художественного образа у дошкольников и младших школьников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.

Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается в смысле необычайной педагогической ценности. «Детское творчество научает ребёнка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» (Л.С. Выготский), следовательно оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания. Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребёнком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нём в конкретном продукте (рисунке, коллаже, пластике, конструкции).

Педагог творчески реализует задачи эстетического образования и развития детей:

» продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру;

» показывать детям, чем отличаются одни произведения искусства от других как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные оценки детьми этих произведений; развивать воображение;

» рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании произведения, о том, какими художественными средствами передается настроение людей и состояние природы;

» поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;

» расширять, систематизировать и обогащать содержание изобразительной деятельности детей; активизировать и расширить выбор сюжетов (семья, дом, праздники, родная страна, дальние страны, праздники, разные путешествия, весёлые приключения, сказка);

» поощрять интерес к изображению человека (портрет, автопортрет, семейный портрет, бытовой портрет, бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на прогулке», «Где мы были летом», представители разных профессий с соответствующими атрибутами, инструментами,техникой - космонавты, водолазы, моряки, альпинисты);

>» при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание детей изображать животных с детёнышами в динамике с передачей взаимоотношений (например, Кенга и крошка Ру соревнуются в прыжках, Жираф-папа лечит Жирафика, у которого заболело горло );

» помочь детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность;

» показать возможность создания сказочных образов (Баба-Яга, Русалочка, Жар-птица) на основе фантазийного преобразования образов реальных; » инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов (тематика), композиций, а также материалов, инструментов, технических способов и приёмов реализации замысла;

» учить детей самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатление об окружающем, отражая свои эстетические чувства; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа (человек грустный или весёлый, сказочный персонаж добрый или злой и т.д.);

» совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной деятельности: продолжать учить изображать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, передавая строение (форму), пропорции, взаимное размещение частей, существенные признаки (длинная шея жирафа, полосатая шубка зебры, яркий пышный хвост кометы); передавать достаточно сложные движения (морские коньки прячутся в кораллах и водорослях, дельфины играют в мяч, морские витязи «чредой из вод выходят ясных», Баба-Яга летит на метле и погоняет помелом),

» создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации содержания; развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости; создавать композицию в зависимости от сюжета: располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта; изменять форму и взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными действиями (например, грозный Черномор летит, а храбрый витязь крепко держит его за бороду); выделять в композиции главное -основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку; познакомить с такими способами планирования сложного сюжета или узора, как предвари-тельный эскиз, набросок, композиционная схема;

» создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами, например, использование различных материалов (гуаши, акварели, пастели) с учетом присущих им художественных свойств; выбор средств, соответствующих замыслу;

» способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы, соотнесению замыслов и действий детей; поощрять их стремление использовать разные материалы и техники (например, при создании коллажей берутся бросовые материалы, ткани, веточки, листья, вырезанные из бумаги элементы рисунков, сконструированные из бумаги детали, которые располагают на цветном фоне согласно замыслу);

»» предлагать для декоративного оформления поделки, выполненные на занятиях по конструированию (нарядные игрушки из бумажных цилиндров и конусов); для иллюстрирования - сборники сказок и рассказов из личного опыта, составленные детьми на занятиях по развитию речи и ознакомлению с литературой;

» в дидактических играх с художественным содержанием учить составлять разные варианты композиции и подбирать красивые гармоничные цветосочета-ния; различать цветовые контрасты и нюансы; размещать цвета по степени интенсивности (до 7-10 светлотных оттенков );

» создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ (придумывать названия, готовить рамочки, развешивать или выставлять «картины», выступать в роли экскурсовода).

В рисовании совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно эксперимен-тировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); учить рисовать пастелью и восковыми мелками; создавать условия для самостоятельного выбора художественных инструментов и материалов, в соответствии с характером и спецификой задуманного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно или орнамента - гуашь, для предварительных набросков или эскизов - уголь или простой карандаш); познакомить с нетрадиционными художественными техниками (см. серию занятий «Путешествие с палитрой»).

В лепке побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему (например, «Инопланетяне», «Динозавры», «В сказочном лесу», «На дне морском», «Наши любимые игрушки»), материал (глина, пластилин, солёное тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный, папье-маше), приёмы декорирования образа.

В аппликации инициировать самостоятельный выбор разных способов создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник); усовершенствовать содержание и технику прорезного декора (снежинки, салфетки для кафе, ажурные цветы, эмблемы, символы, гербы, экслибрисы), познакомить с ленточным способом вырезания для получения многофигурных симметричных изображений (караван верблюдов, стайка рыбок, хоровод ёлочек, грибная полянка); показать способ вырезания из бумаги, сложенной несколько раз по диагонали (снежинки, цветы, звёздочки); познакомить с новыми видами аппликации из ткани, природного материала (осенних листьев, цветочных лепестков, семян, соломки, бересты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие способностей изобразительного творчества у детей дошкольного возраста. Графические и живописные изобразительные техники."

Консультация для воспитателей ДОУ. Описание техник и материалов для работы в графических и живописных техниках рисования....

НОД -КОНСПЕКТ по познавательно – речевому развитию ( образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе. Тема: « Берёза – белая подруга"

Тема: "БЕРЁЗА - БЕЛАЯ ПОДРУГА."Цель: 1.  Приобщать  детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического  вкуса .2.  Обогащать музыкал...

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...

«Методика развития детского изобразительного творчества» Лепка как вид изобразительной деятельности.

Лепка – одна из разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала – глины, пластилина, соленого теста.Лепка это изобразительная деятельность, в процессе которой дети изобра...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе детского сада, тема: «Берёза – белая подружка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средне...

Развитие интереса к изобразительному творчеству у младших дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными изобразительными техниками

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Дошкольный возраст сен...

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ  ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА....