"Гжельская сказка"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

МаликоваСветланаПетровна

Продолжать знакомить с народным промыслом Гжели. Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gzhelskaya_skazka.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь к своей отчизне формируется  у ребёнка с самого раннего детства, когда он восприимчив ко всему яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, несущим в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ жил в прошлом и живёт в настоящем. Народное декоративно-прикладное искусство развивает образное мышление ребёнка, фантазию, влияет на творческий процесс, формирует нравственно-патриотические чувства.

 

        В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко  от  Москвы,  живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они  делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая  при  обжиге  становится  белой.

         Откуда же произошло название деревни? В названии этой  деревушки  слышится  слово «жечь». Жители  деревни с радостью называют себя гжельцами и говорят, что  нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о  ласковом лете.

         Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной – единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром управляет. Палочка дирижёра помогает рождаться звукам, а кисточка художника – красочным узорам.

        Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей  краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

          Слава об этой посуде  разлетелась по всей  земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной  Англии, и в солнечной  Италии, и в элегантной  Франции, и в загадочной Японии  многие люди пьют чай из сине-белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или  рыбы – даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.

         Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная  роза, которая так и называется «гжельской». Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи - бутоны, а  четвёртые - целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду    диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то и сценки из жизни  людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз и  другие цветы  встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

        Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы,  подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами. 

      

Занятие в старшей группе

«ГЖЕЛЬСКАЯ СКАЗКА»

Программные задачи:

Образовательная:  Продолжать знакомить с народным промыслом Гжели. Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Развивающая: развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй,  ритм и характер элементов.

Воспитательная: воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

Материалы: изделия гжельских мастеров (или художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты), альбомные листы,

 гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами,  промыслам, образцы элементов гжельской росписи. Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетка, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги

Ход занятия

1.    Ребята,   сегодня мы познакомимся с искусством гжельской росписи.

Послушайте стихотворение:

Сине – голубые

Розы, листья, птицы

Увидев нас впервые

Каждый удивится

Чудо на фарфоре

Синяя капель

Это называется

Просто роспись Гжель!

         Как называется наша родина? (Россия). Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:

“С мастерством люди не родятся,

но добытым мастерством гордятся”.

 

2.  Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров. Они вам нравятся? Чем нравятся?

Какие цвета присутствуют на гжельской росписи?

Все эти изделия называют: “Гжель, гжельскими”.

И сегодня наше занятие посвящено «Сказочной гжели». 

3. Но расскажу я вам не сказку, а быль. Что такое «быль»? Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле.

         Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали.  Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую-белую.

 Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

 

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится, синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель».

 На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Гжельские узоры приятно рассматривать.

http://i.xn--90acdkuwc.xn--p1ai/u/50/b380ae20f111e6b1f6a3d8f9f4a19a/-/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0.jpghttp://i.xn--90acdkuwc.xn--p1ai/u/5f/f36aa220f111e68a3fe099f820db54/-/%D0%BA%D0%BE%D1%82.jpg http://i.xn--90acdkuwc.xn--p1ai/u/74/94709620f111e6908d8bd15c1eb6d8/-/%D0%B3%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D1%8C.jpg

Их можно  увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор – гжельская роза.  

http://i.xn--90acdkuwc.xn--p1ai/u/dd/161a8e20f111e6a0b79c3985fc6fdc/-/%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B02.jpg

Чем отличается гжель? Конечно же, своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска …, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

А теперь, ребята, опишите элементы узора, как они расположены на изделии?

http://i.xn--90acdkuwc.xn--p1ai/u/01/996f4620f211e696e4a718b859c1b7/-/%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%822.jpg

 (кружки, точки, полосы, сеточка, завитки,  дуги, волнистые линии, капельки)

4.   Физминутка.

Вот большой стеклянный чайник,       («Надуть живот, одна рука на поясе.)

Очень важный, как начальник.           (Другая рука изогнута, как носик.)

Вот фарфоровые чашки,                    (Приседать, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,                  (Кружатся, рисуя руками круг.)

Только стукни, разобьются.

Вот серебряные ложки,                     (Потянуться, руки сомкнуть над головой.)

Вот пластмассовый поднос-

Он посуду нам принес.                     (Сделать большой круг.)

5.     Показ. Ребята, я покажу вам, как можно  передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок.

Рисую концом кисти – получаются тонкие линии.

А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса.

Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок.

Кисть прикладываю плашмя, получается мазок.  А из них получаются цветы, листья.

Давайте вместе в воздухе нарисуем  элементы гжельской росписи.

 

 

6. Практическая часть. Давайте почувствуем себя настоящими  гжельскими мастерами и потренируемся в росписи.

 

 Дети выбирают заготовку посуды, садятся на места.  Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась, я включу вам музыку.

Дети самостоятельно работают.

В конце занятия дети выставляют свои работы на столе, покрытом голубой скатертью.

7.Подведение итогов

Воспитатель:

-Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый сервиз. Вам нравится? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит».

-О каком промысле мы сегодня беседовали? (ответы детей)

- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи? (используется только синяя краска на белом фоне).

-Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по рисованию в подготовительной к школе группе "Гжельская сказка".

Конспект НОД  по рисованию в подготовительной к школе группе "Гжельская сказка".Автор составитель: воспитатель МБДОУ «Детский сад №10» Кузнецова Наталья Владимировна.Тема: «Гжельская сказка...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы "Гжельская сказка"

Данный материал содержит конспект по изобразительно художественному творчеству полезному для воспитателя...

Комплексное занятие с мобильным классом Mас OS в программной среде i Mооve. «Гжельская сказка».

Комплексное занятие с мобильным классом Mас OSв программной среде i Mооve.«Гжельская сказка».Мультитехнологическое занятие обобщения и систематизации знаний.Цель: познакомить с историей промысла, особ...

Гжельская сказка

Гжельская сказка...

Гжельская сказка."Поможем Весне-Красне!"

Цель: формировать умение составлять узоры по мотивам гжельской росписи; побуждать интерес к народному творчеству.Задачи:-продолжать знакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме...

Конспект образовательной деятельности по рисованию с детьми 6-7 лет по теме: «Гжельская сказка»

Цель: Ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью. Расписывание готовых бумажных форм гжельской росписью с использованием нетрадиционных материалов (ватные палочки).Зада...

Конспект образовательной деятельности по рисованию с детьми 6-7 лет по теме: «Гжельская сказка»

Конспект образовательной деятельности по рисованию с детьми 6-7 лет по теме: «Гжельская сказка»...