Знакомство с золотой хохломой.
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Вызвать интерес к росписи деревянной посуды, и дальнейшего использования её в игровой зоне уголка «Русского быта», находящегося в группе. Познакомить детей с золотой хохломой как видом народно декоративно-прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику золотой хохломы: назначение предметов, материал, технология изготовления, колорит, узор. Учить рисовать узоры из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи.
Развивать технические умения - умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в различных направлениях).
Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_pechat_291009.docx | 287.5 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Цель.
Вызвать интерес к росписи деревянной посуды, и дальнейшего использования её в игровой зоне уголка «Русского быта», находящегося в группе. Познакомить детей с золотой хохломой как видом народно декоративно-прикладного искусства.
Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику золотой хохломы: назначение предметов, материал, технология изготовления, колорит, узор.
Учить рисовать узоры из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи.
Развивать технические умения - умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в различных направлениях).
Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.
Предварительная работа.
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, беседа о традиционных промыслах.
Оформление в музыкальном зале выставки предметов народно декоративно-прикладного искусства (выставка создаётся при помощи родителей и воспитателей детского сада).
Содержание.
Дети спускаются в зал, где находится выставка «Золотая хохлома».
Воспитатель начинает рассказ:
Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе у боярыни, в избе крестьянина и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком.
Есть такая красивая легенда:
«Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, деревянную посуду вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу Жар-птица. Мужичок и ее угостил. Жар-птица задела крылом чашку с кашей и стала она золотой».
Ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей. Это, конечно легенда, сказка. Но не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота!
На самом деле производство хохломской посуды дело очень нелегкое.
Старинный русский народный промысел, родившийся в округе Нижнего Новгорода. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи.
Река Узола, вдоль которой расположены деревни, где родилась Хохлома.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону.
На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Традиционные орнаменты Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень, в которую мастера из окрестностей привозили свои изделия. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в село Хохлома, где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
Как создаются изделия с хохломской росписью?
Сначала делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает предмету нужную форму. Так получается основа (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, чашки и т.д.
После сушки изделия грунтуют жидкой очищенной глиной. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3—4 раза.
Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Исполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.
В росписи применяются масляные краски. Главные из них — красная и черная, но для оживления узора допускаются и другие — коричневая, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.
Существуют разнообразные виды орнаментов:
«пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб, украшенный травкой, ягодами, цветами;
«травка» — узор из крупных и мелких травинок;
«кудрин» — листья и цветы в виде завитков золотого цвета на красном или черном фоне.
Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительно ни была роспись, пока узор или фон остается серебристым, это ещё не настоящая «хохлома».
Расписанные изделия 4—5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3—4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
Во время просмотра хохломской посуды дети находят кружку, которая не подходит данному виду росписи это гжель (называют дети). Воспитатели сознаются, что специально поставили эту кружку, чтобы проверить внимание детей.
Детям разрешается взять в руки, рассмотреть и полюбоваться красотой народно декоративной хохломской росписи.
Искусство Хохломы – это гордсть нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.
Какие чувства вызывают эти предметы?
Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала – дерева.
После проведённой предварительной работы, дети проходят за заранее приготовленные рабочие места, где они могут прорисовать волшебный завиток.
Материалы.
Бумажные формы квадратной и круглой формы, кисти №7; №3, гуашевые краски, салфетки, баночки с водой. Пособие для ознакомления с характерными элементами и цветосочетаниями.
Работа за столом.
Педагог демонстрирует детям пособие с вариантами элементов и узоров.
Сейчас я покажу вам, как можно рисовать травку и кудрину.
Дети выбирают форму (круглую или квадратную).
Затем, дети знакомятся с вариантами растительного орнамента и сами пробуют рисовать сначала травку, а потом ягодки и цветочки.
Педагог напоминает, что узор зависит от выбранной формы.
Вот, посмотрите! Выросла золотая травка на ложке,
Распустился цветок на плошке,
Ягодка клюква поспела на поварешке.
Клюет эту ягоду птица - золотое крыло.
ДИВО ДИВНОЕ - ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА
После пробного прорисовывания узора детям предлагается расписать, по мотивам хохломской росписи, деревянные заготовки приготовленные воспитателем.
Ход занятия.
Стих. Виктора Набокова “Хохлома”.
Птицы и петли, круженья, разводы
Листья и стебли, колосья и злаки,
Редкие, мудрые формы природы
Сердце влюбленного тайные знаки.
Это придумали русские люди
Те, что молились пенькам и березе.
На деревянном языческом блюде
Травы, цветы, легендарные розы.
Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные.
Я разложу их, и гости довольны
И никаких замечаний и жалоб.
Слышно одно в разговоре застольном:
Щец бы горячих, борща не мешало.
Кисть хохломская! – Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Про хохлому можно говорить до бесконечности. Но пришло время и нам с вами испробовать себя в хохломской росписи. Несколько занятий мы посвятим этому удивительному орнаменту. А сегодня мы будем учиться свободным кистевым приемам. Выполнение элементов росписи - процесс трудоемкий.
Стук в дверь.
Воспитатель получает посылку. Кто угадает, что в посылке?
Это русские мастера прислали вам деревянные заготовки для росписи. Они узнали, что наши ребята очень полюбили народно декоративную хохломскую роспись. Давайте попробуем, как настоящие мастера, расписать ложки, доски.
На столах у детей: кисти №7; №3, гуашевые краски, салфетки, баночки с водой, деревянные заготовки.
Детям объясняется, что они теперь, как настоящие народные мастера распишут посуду для уголка « Русского быта» в группе. Посуда, расписанная детьми будет покрыта воспитателем лаком, а затем выставлена в уголке группы для постоянного использования детьми в игре по назначению.
Какая замечательная посуда получилась у детей, мы обязательно позовём других детей детского сада полюбоваться посудой и поиграть в неё с нами.
Проигрывается ситуация, в которой дети накрывают на стол, готовят угощение и ждут гостей на чаепитие.
Это способствует глубокому погружению в историю русского быта, желание любоваться красотой народных промыслов, воспитывает любовь и гордость за русскую культуру.
После занятия.
Для закрепления эмоционального настроя детям предлагается переодеться в русские народные костюмы и спуститься в музыкальный зал, где они будут водить хороводы и петь под музыкальное сопровождение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по теме "Знакомство с золотой хохломой" (средняя группа)
Вводное занятие,проводилось в понедельник - первый день тематической недели.Интеграция: познание и художественное творчество...
Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"
Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....
Беседа с детьми старшей группы по знакомству с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»
Беседа с детьми старшей группы по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»Аппликация "Хохломская ложка"....
Конспект образовательного занятия по рисованию в старшей группе "Золотая Хохлома и золотой лес"
Занятие построено с использованием технологии "Ситуация"...
Интегрированное занятие в средней группе (Окружающий мир) - Знакомство с золотой хохломой
Интегрированное занятие в средней группе (Окружающий мир) - Знакомство с золотой хохломойЦели:Воспитательные: воспитание интереса к народному быту, к изделиям декоративно-прикладного искусства, фолькл...
Конспект занятия: «Золотая хохлома и золотой лес» - рисование декоративное в старшей группе.
Конспект занятия: «Золотая хохлома и золотой лес» -рисование декоративное в старшей группе....
Педагогический проект «Золотая Хохлома», как средство знакомства детей с народными промыслами России.
Особую значимость в настоящее время имеет возрождение народных промыслов и традиций. В наш век новых технологий, бешеного темпа жизни постепенно забывается исконно русское, наше. Люди теряют связь с п...